Глава 5. Центры или лотосы. Чакры. Падмы 5 страница
Необходим также и религиозный аспект Дхармы. Желание достичь высочайшей цели Йоги может возникнуть только из религиозной предрасположенности, и такое предрасположенность к практике (Садхана) ведут к приобретению тех качеств, которых требует Йога. И в самом деле, благодаря поклонению Матери может быть достигнуто Самадхи.
Поэтому комментатор "Шат-чакра Нирупана" (50) говорит:
"Тот, чья природа очищена практикой Ямы и Ниямы, и им подобного (упоминаемые формы Садханы описаны дальше), может изучить непосредственно от Гуру те способы, которыми открывается путь к освобождению".
Однако, прибавляет он, практика Ямы и Ниямы необходима лишь для тех, чей ум расстроен гневом, похотью и другими злыми наклонностями. Если же человек, благодаря заслугам, приобретенным в прошлых жизнях, имеет от природы хорошую судьбу и свободен от этого и от других пороков, тогда он может познать Йогу без предварительных приготовлений.
Все формы Йоги – Мантра, Хатха или Раджа Йога, – имеют те же самые 8 ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи.
Яма состоит из 10 частей:
1. Не причинять вреда живым существам (Ахимса).
2. Правдивость (Сатья)
3. Не брать то, что принадлежит другим (Астейя).
4. Сексуальная сдержанность в уме, речи и поступках (Брахмачарья).
5. Терпение, терпеливое перенесение всего приятного и неприятного (Кшама)
6. Мужество в счастье и несчастье (Дхрити).
7. Милосердие, доброта (Дайя)
8. Простота (Адхарва).
9. Умеренность и регулировка питания (Митадхара) предназначенная для развития Саттва-гуны.
10. Чистота тела и ума. Первая ее форма – внешняя чистоплотность тела, которая культивируется Хатха Йогой, а вторая форма достигается познанием самого себя (Адхьятма Видья).
Нияма также имеет 10 частей:
1. Строгость – посты и т.п. очистительные действия (Тапас).
2. Довольство тем, что имеешь, что дано тебе непрошенным (Сантоша).
3. Вера в Веды (Астикья).
4. Благотворительность (Дана) – дары по заслугам из того, что приобретено законным образом.
5. Почитание Господа или Матери в соответствии с Его или Её разнообразными формами (Ишвара-Пуджанам).
6. Изучение Шастр и Веданты. (Сиддханта-вакья-шраванам).
7. Скромность и стыд, возникающий при желании совершить плохой поступок (Хри).
8. Правильное направление ума к знанию, находимому в Шастрах, и к практике, которую предписывают Шастры (Мати).
9. Повторение Мантр (Джапа).
10. Жертвы (Хутам) – соблюдение религиозных обязанностей, главным образом Врата (действий, предписываемых Шастрами и воздержание от действий запрещенных).
"Йога-сутры" Патанджали упоминают только пять Яма – первые четыре из перечисленных здесь, и свобода от жадности (Апариграха). Ахимса – корень всех последующих. Шауча или чистоплотность включается в Яму как её часть. Пять частей Ниямы – чистоплотность, довольство, очистительные действия, изучение священных текстов, ведущее к освобождению, и преданность Господу. Установление столь очевидных истин не было бы нужным, если бы не было тех, кто до сих пор продолжает видеть в Йоге "шаманизм", "акробатические позы" и ловкие фокусы с дыханием. Ни одна страна со средневековья и до наших дней не сделала больше для соединения морали и религии, чем Индия.
Практика Ямы и Ниямы ведет к самоотречению и к отказу от вещей этого мира, увеличивает знание постоянного и непостоянного и усиливает желание непрерывной борьбы за достижение освобождения, что характеризует того, кто является Мумукши, "стремящимся к освобождению".
Яма и Нияма – две первых из восьми ступеней Аштанга Йоги. Эти части могут быть разделены на пять "внешних" ступеней, сосредоточенных на подчинении тела, и три "внутренних" ступени, направленные на подчинение ума. Особое внимание уделяется физическому телу, которое является проводником существования Дживы и его активности. Чистота ума здесь понимается в индийском смысле и она невозможна без чистоты тела, в котором ум функционирует. Согласно английским представлениям, такая чистота ума означает просто отсутствие беспорядочных сексуальных фантазий. Хотя это похвально, особенно в условиях цивилизации, которая, кажется, предназначена именно для того, чтобы раздувать каждое желание, но очевидно, что это недостаточно для той цели, которая подразумевается здесь. Надлежащий образ мысли и образ поведения – это азбука той школы, в которой человек делает этим первые шаги для достижения последующих, более трудных этапов. То, что подразумевается здесь – это такое состояние ума или приближение к нему, которое является результатом хорошей деятельности, ясной мысли, отделенности от постороннего и сосредоточенности. Посредством этого Манас освобождается от всех ментальных колебаний, которые скрывают Атмана от самого себя. Тогда ум (Манас) обращается внутрь, и к Буддхи, которое затем становится растворенным в Пракрити и Атма-Таттве, или Брахмане. Это достигается применением поз (Асан) и контролирования дыхания, о чем будет написано дальше, в связи с Хатха Йогой. Пратьяхара – удержание чувств и их подчинение уму, который этим укрепляется. Тогда ум отвлекается от объектов чувств. Ум по своей природе неустойчив, и в каждое мгновение его привлекают то зрительные, то слуховые впечатления и многие другие внешние объекты, которые Манас познаёт посредством чувств. Поэтому он должен быть отделен от всех объектов чувств, оторван от всех тех направлений, к которым он может устремится, освобожден от всех развлечений и поставлен под контроль "Я". Покой – это цель и результат Пратьяхары.
Три следующие стадии известны как "внутренние" – это Дхарана, Дхьяна и Савикальпа Самадхи. Это – полная физическая и ментальная дисциплина. Здесь происходит концентрация ума на объекте; единство ума с объектом и, в результате, поглощение ума в этом. Первое (Дхарана) – это удержание и фиксация Читты, принципа мышления, на особом объекте созерцания. Ум, отвлеченный от объектов чувств посредством Пратьяхары, фиксируется на одном предмете, таком как Дэвата Бхута. Единообразное сосредоточение на объекте, который Читта удерживает в Дхаране – это Дхьяна (медитация). Дхьяна определяется как состояние Антахкарана того, чьё сознание (Чайтанья) удерживается на мысли об одном объекте, отбрасывая все другие объекты. Посредством этого Дхьяна приобретает качество ментального постижения. Она бывает двух родов – Сагуна (медитация над формой) и Ниргуна, в которой "Я" – свой собственный объект.
Экстаз Самадхи – это тождество Манаса и Атмы, подобно тому как соль растворяется в воде. Это то состояние, в котором всё познается, как единое (равнозначное) и "нектар равнозначности". Полное Самадхи это и есть такое состояние Пара-самвит, чистого сознания. Есть две степени Самадхи. В первом (Савикальпа) ум в меньшей степени, а во втором (Нирвикальпа) в полной степени становится единым с объектом своего созерцания.
Адвайта-веданта упоминает о трёх состояниях Сампраджнята (Савикальпа) Самадхи, называемых Ритамбхара, Праджнялока, Прашантавахита. В первой из них удовольствие ментальной Читты – это Сатчитананда. Это неподвижное и отдельное познание. Во второй каждый вид завуалированности (Аварана) отбрасывается прочь, и Саксаткара Брахмаджняна переходит в третье состояние того покоя Самадхи, в котором ум пуст от всех Вритти, а "Я" становится единым с Брахманом. "В этом состоянии приходит знание всего". Отсюда возможен вход в Нирвикальпа Самадхи с помощью Раджа Йоги. Эти три ступени – Дхарана, Дхьяна и Савикальпа Самадхи называются вместе Самьяма, и они – три степени в ментальном усилии концентрации. Хотя, как будет объяснено далее, с точки зрения Хатха Йоги это степени прогресса в Пранаяме, и каждое из этих состояний соответствует более долгой задержке дыхания. Так посредством Ямы, Ниямы и Асан контролируется тело, ими же и Пранаямой контролируется Прана; предыдущими стадиями и Пратьяхарой, – подчиняются чувства. Тогда воздействием Дхараны, Дхьяны и начальной формы Самадхи (Савикальпа или Сампраджнята) колебания (Вритти) Манаса прекращаются, и функционирует только Буддхи. Через долгую продолжающуюся практику бесстрастия и безразличия к радостям и страданиям (Вайрагья), Буддхи тоже растворяется (Лайя) и йогин достигает истинной неизменности, состояния Атмы, в котором Джива, ставший чистым Буддхи, поглощен Пракрити и Брахманом, как соль в воде океана, или как камфора в пламени.
Теперь перейдём к процессам, свойственным различным Йогам. Мантра Йога включает в себя все эти различные формы Садханы, в которых ум контролируется посредством своего собственного объекта – а это разнообразные объекты мира имён и форм. Целая Вселенная построена из имён и форм, которые являются объектами ума. Ум сам по себе изменяется в форму того, что он схватывает. Это его изменения называются Вритти и ум ни на одну минуту не бывает свободен от идей и чувств. Это то чувство или намерение (Бхава), с которым совершается действие и которым определяется его моральная ценность. От этого намерения зависит характер и точка зрения жизни. Вот поэтому и добиваются того, чтобы сделать Бхава чистым. Как человек, упавший на землю, поднимается, опираясь на ту же самую землю, так и чтобы разбить мирские узы, первый и легчайший способ – употребить эти самые узы для их же собственного уничтожения. Ум отвлекается Нама Рупой, но эта Нама Рупа может быть использована как первый способ ускользнуть от неё. Поэтому в Мантра Йоге особая форма Кама Рупа, производящая чистую Бхаву, дается как объект созерцания. Это называется Стхула или Сагуна Дхьяна пяти Дэват, идущая навстречу потребностям различных типов человеческой натуры. Кроме обычных восьми этапов, общих для всех форм Йоги, здесь предписывается особые формы тренировки и почитания. В дальнейшем это используется как первый шаг для того, чтобы бесформенный Единый постигался посредством Джняна Йоги – это изображения (Мурти), картины, особенные знаки, Мандалы, Янтры (диаграммы), Мудры (эти ритуальные мудры не нужно смешивать с описываемыми далее Йога-мудрами), Нияса. Кроме того предписывается произносить Мантры (Джапа), иногда громко, иногда тихо. Источником всех Биджа-Мантр (семя Мантры) является Пранава (ОМ) и Брахман в своёй форме речи, как первичный звук, который проистекает из первой вибрации Гун Мулапракрити, а другие Биджа Мантры эквивалентны различным Сагуна-формам Дэв и Дэви, которые появились после того, когда Пракрити вошла в состояние Вайша-Мияваста. В Мантра Йоге состояние Самадхи называется Маха-бхава (великое намерение). Это – самая простая форма йогической практики, предназначенная для тех, чьи силы и способности еще не того качества, которое нужно для других методов.
Хатха Йога включает в себя ту Садхану – предписанные формы упражнений и их практики, – которая относится к грубому физическому телу. А так как оно связано со сверхфизическим или тонким телом, являясь для него наружной оболочкой, то контролирование грубого тела воздействует и на тонкое тело, на его умственное развитие, чувства и страсти. Стхула-шарира (плотное тело) предназначена для того, чтобы дать Сукшма-шарира (тонкому телу) прорабатывать свою Карму, в которую она вовлечена. Поскольку грубое тело создано согласно природе тонкого, то оба они соединены и зависимы друг от друга. Физические процессы в этой Йоге предлагаются в таком порядке, чтобы сначала овладеть физическим телом, и тогда тонкое тело с его ментальным функционированием можно будет поставить под контроль. Физические процессы являются вспомогательными для других. "Куларнава Тантра" (IX, 30) говорит так:
"Ни поза лотоса, ни фиксация взгляда на кончике носа сами по себе еще не есть Йога. Тождество Дживатмана и Параматмана – вот что такое Йога".
Вначале нужно сравнить специфические черты этой Йоги и специфические черты Мантра Йоги, которая связана с объектами, находящимися вне тела и особое внимание уделяет соблюдению ритуалов. В ней особое значение придаётся законам каст и состояние жизни, и, соответственно, обязанностям мужчин и женщин (Кула-Дхарма). Так, Мантра, даваемая при посвящении мужчине, не может быть дана женщине. А Мантра для брахмана непригодна для шудры. Объектами созерцания являются Дэвы и Дэваты (боги и божества) в их различных проявлениях и в их конкретных символах. Самадхи, называемое в этой Йоге Маха Бхава, достигается созерцанием и посредством Нама Рупа. В Хатха Йоге вопрос о пригодности или непригодности ученика определяется с физической точки зрения; и правила, предписываемые этой Йогой ставят цель увеличить его здоровье и освободить его тело от болезней. В Хатха Йоге созерцание света и Самадхи, называемое Маха Бодха, достигается при помощи контроля дыхания и других жизненных Вайю, посредством чего также контролируется и ум. Как уже отмечалось, Асаны и Пранаямы, которые являются частью Хатха Йоги, также и части Мантра Йоги. Поэтому тот, кто её практикует, сможет получить некоторую пользу и от упражнений Хатха Йоги, так же как и последователи этой системы.
Слово "Хатха" состоит из слогов "Ха" и "Тха", которые обозначают Солнце и Луну, Прану и Апану. В "Шат-Чакра Нирупана" (8) сказано, что Прана, пребывающая в сердце, гонит Апану, пребывающую в Муладхаре, а Апана гонит Прану, так же как охотничий сокол, привязанный шнурком, снова притягивается назад, когда он пытается улететь прочь. Благодаря своему несходству обе они предупреждают уход друг друга из тела. Но когда они находятся в согласии, они покидают тело. Соединение обеих в Сушумне и есть Йога, а процесс, которым это достигается – это Пранаяма. Поэтому Хатха Йога или Хатха Видья – наука о принципах жизни, если употреблять это слово, и о различных формах жизненных Вайю, на которые Прана разделена. Прана в индивидуальном теле – это часть вселенского дыхания, или "Великого дыхания". Поэтому сначала предпринимаются попытки гармонизировать индивидуальное дыхание, известное как Пинда или Вьясти Прана, с космическим или коллективным дыханием, Брахманда, или Самасти Праной.
Этим достигается сила и здоровье. Регулировка гармонизированного дыхания помогает регулировке и успокоению ума, а затем и концентрации его.
В соответствии с троичным разделением – Адхьятма, Адхибхута, Адхидайва, – Ум (Манас), жизненная сила (Прана) и семя (Вирья) – это одно. Поэтому подчинение Манаса ведет к подчинению Праны или Вайю, а затем и Вирья. Подобно этому, контролем над Праной автоматически контролируются Манас и Вирья. Если Вирья контролируется, то та субстанция, которая под влиянием сексуального желания превращается в грубое семя, может пойти вверх под контролем обеих высших начал – Манаса и Праны. С помощью Пранаямы Шукра (семя) высыхает, а его сила восходит вверх и потом возвращается назад как нектар Шива-Шакти.[79]
Пранаяма – часть всякой формы Йоги, но в Мантра Йоге и Раджа Йоге она считается вспомогательным средством. В Хатха Йоге дыхание главное средство достижения освобождения (Мокша), общей цели всех школ Йоги. Хатха Йога базируется на том, что Вритти, колебания ума, всегда связаны с Праной, и на том факте, что при соединении Ха и Тха в Сушумне и при проведении соединенных Пран к Брахма-рандхре, достигается Самадхи. Взаимосвязь материи и ума общеизвестна, и воздействие на тело оказывает влияние на психические и ментальные состояния. Методы Хатха Йоги занимаются преимущественно физическими состояниями через грубые воздействия подготовительных ступеней этой Йоги, которые совершаются посредством Крийя Джняны, и тонкие жизненные процессы, в которых действует Прана.
Для проведения грубой физической тренировки должно быть соответствующее место и нужный образ жизни, подразумевающий регулирования питания, питья, сексуальных функций, упражнений и т.п.
Практика и упражнения, связанные с Хатха Йогой, разделяются на семь ступеней или частей: очищение (Шодхана) с помощью шести действий (Шат-Карма), достижение силы и стойкости (Дридхата) с помощью поз (Асан), крепость (Стхирата) посредством положений тела (Мудра), спокойствие ума (Дхайрия) с помощью обуздания чувств (Пратьяхара), легкость (Лагхава) с помощью Пранаямы, постижение (Пратьякша) с помощью медитации и обособленность (Нирлиптата) в Самадхи.
Тот, кто страдает от неравенства Вата, Капха и Питта (кровь, лимфа и желчь), тот нуждается в практике "шести действий", (Шат Карма), которые очищают тело и облегчают Пранаяму. Для других, кто свободен от этих недостатков, в этом нет необходимости и, согласно мнению некоторых учителей, достаточно одной практики Пранаямы. Таковы первые шаги в Хатха Йоге. Очищением тела и нервов достигается здоровье, внутренний огонь становится более активным и этим облегчается задержка дыхания (Кумбхака). Иногда бывает необходимо обращение к помощи Осадхи Йоги, которая предлагает применение настойки из трав для улучшения слабого здоровья. Очищение достигается посредством шести упражнений, называемых Шат Карма. Первое из них, омовение, имеет четыре части: внутреннее омовение (Антар Дхаути), чистка зубов, ушей, горла, груди и заднего прохода (Муладхаути). Антардхаути имеет четыре этапа: 1) Воздух гонится в живот, а потом изгоняется оттуда. Это Вата-сара. 2) Тело наполняется водой, которая потом изгоняется через задний проход – это Вари-сара,[80] Вахни-сара, в которой делается Набхи-грантхи, чтобы коснуться позвоночного столба, и Бахишкрита, когда живот с помощью Каки-мудры наполняется воздухом, воздух удерживается там половину Ямы (Яма – три часа) и потом гонится вниз. Четырехчастная Данта-дхаути состоит в очищении корня зубов, языка, ушей и полости пустот черепа (Капала Рандхра) Посредством Хрид Дхаути мокрота и желчь удаляются. Это делается при помощи палки (Данта-дхаути) или ткани (Васо-дхаути), проталкиваемой в горло или заглатываемой, и удаляемой потом с помощью рвоты. Мула-дхаути делается чтобы очиститься с помощью выхода Апана-вайю, или же с использованием среднего пальца и воды или же с помощью стебля желтого имбиря. Васти, вторая из Шат Карм, двухчастна и может применяться двояко: сухая и водная. Во втором случае йогин сидит в позе Уткатасана в воде, доходящей до пупка и то сжимает то разжимает анус с помощью Ашвини-мудры, так же как делается Пасчимотанасана. При этом живот ниже пупка свободно движется. При способе, называемом Нети, ноздри очищаются куском шнурка. Лаулики – это вращение животом из стороны в сторону. Тратака – смотрение несколько минут на какой-либо объект, пока в глазах не появятся слезы. Этим способом в тантрической Упасане достигается "небесное видение". Капалабхати – процесс удаление мокроты, он тоже состоит из трёх частей – Антахкрама – вдох и выдох, Вайюкрама – когда вода пропускается через ноздри и выходит через рот, Ситкрама – обратный процесс.
Этими различными процессами тело очищается для дальнейшей практики Йоги. За очищением с помощью Шат-Карм следуют Асаны или позы, следующая стадия Хатха Йоги. С помощью Асан достигается твёрдость, Дридхата.
Асаны – это позы тела. Обычно это слово переводится как "способ сидения", хотя Асаны не обязательно должны быть сидячими – некоторые из них делаются лёжа на животе, на спине, стоя на руках и т.п. Говорят, что Асаны столь же многочисленны, как и живые существа. Всего есть 8 миллионов 400 тысяч Асан, из них лучшие – 1600 Асан; 32 же предназначены специально для человека и детально описаны. Две наиболее обычные из них – это Мукта Падмасана (сидение раскрытого лотоса), обычная ритуальная поза, и Бадха Падмасана. Кундалини Йога, как правило, выполняется в одной Асане и Мудре, в которой ступни ног прижаты к области половых органов, закрывая задний проход, а руки закрывают другие отверстия тела – ноздри, глаза, уши, рот. Это Йони Мудра. Правая пятка прижимается к анусу, а левая – против области половых органов так, чтобы закрыть отверстие мужского полового члена, который сжат и опущен в лобковую дугу так, чтобы он вовсе не был виден. Язык повернут назад с помощью Кхечари-мудры, чтобы он закрыл горло, и таким образом эти две Мудры скомбинированы.
Имеются некоторые другие Асаны, которые свойственны Тантрам, например Мундакасана, Читасана, Шавасана, в которых черепа и места погребения или трупы становятся местом для сидения Садхака. Хотя все это имеет ритуальное и магическое значение, но оно также составляет и часть дисциплины, предназначенной для того, чтобы победить страх и достичь отрешенности, которая является качеством йогина. Потому Тантры предписывают выбирать место для таких ритуалов на уединенной горной вершине, в заброшенных пустых домах, на берегу реки или на земле кремации. Как говорится в "Йога Кундалини Упанишаде", внутренняя часть земли кремации – это то место, где Камии или желания тела и его страсти истребляются в огне знания.
Патанджали по вопросам Асаны просто указывает пустынные места, как подходящее условие, предоставляя каждому самому для себя принимать решение о деталях, согласно своим собственным потребностям.
Асаны помогают для очищения и упорядочивания мыслей. Признаком пригодности Асаны является её устойчивость и приятность, и это каждый должен установить сам для себя. Поза становится совершенной, когда прекращается усилие её закончить и нет больше никакого движения в теле. Раджас Гуна, которая порождает непостоянство ума, сдерживается и контролируется этим. Подходящая и устойчивая Асана должна порождать состояние равновесия ума.
Хатха Йога предлагает очень большое число Асан, каждой из которых приписывается особое действие. Большинство из них относятся к гимнастическим упражнениям, а не к сидячим позам. Некоторые формы этих гимнастических упражнений выполняются сидя, при других нужно стоять прямо, лежать, сгибаться или стоять на голове, как, например, при Врикшасане. В Чакрасане йог стоит, потом сгибается и касается своих ног руками. Обычное упражнение – Вама Дакшина Падмасана, своего рода "гусиный шаг", при котором, однако, ноги выдвигаются вверх до прямого угла с телом. Это упражнение обеспечивает хорошее физическое состояние и свободу от болезней, а также приводит разные части тела в непосредственный контакт с Прана Вайю. Они также, как говорят, помогают Пранаяме, в том числе и при пробуждение Кундалини. В "Шандилья Упанишаде" (гл. 1) говорится, что среди Ниям самая важная – Ахимса, среди Ям – Митахара или умеренная диета, а среди Асан лучшая – Сиддхасана, в которой Муладхара плотно прижимается пяткой, а область Свадхиштханы прижимается другой ногой. Мастерство в ней помогает сохранить Унмани-авастха, и три Бандхи достигаются без труда.
Посредством практики Мудр достигается Стхирата или твердость. Мудрами в Хатха Йоге называются особые позиции тела. Это физические упражнения, дающие здоровье, разрушающие болезни и смерть, как например, Джаландхара и другие Мудры. Они также предохраняют от вреда, который могут причинить огонь, вода или воздуха. Телесная активность и здоровье оказывают влияние на ум и в союзе совершенного ума и тела достигаются Сиддхи. Мудры также описываются как ключ, открывающий дверь для Кундалини-Шакти. Как я понял, нет необходимости в каждом случае употреблять все ключи, но только тот, который необходим для достижения цели в каждом отдельном случае. Что необходимо в одном случае, то может быть ненужным в другом. "Гхеранда Самхита" описывает множество Мудр, из которых (вместе с восемью Асанами, упомянутыми раньше), десять являются важными для Кундалини Йоги. Из них главная – Кхечари, так же как Сиддхасана – главная среди Асан. В Йони Мудре йогин пребывает в Сиддхасане, зажав пальцами уши, глаза, ноздри и рот, так чтобы изгнать все внешние впечатления В этой позе они сжимает пяткой Сивани или центр промежности, так чтобы закрыть отверстие заднего прохода и опустить мужской половой член в лобковую дугу. Вдыхая Прана-вайю способом Какини-мудра, Прана-вайю соединяется с Апана-вайю. Сосредоточившись в этом положении на 6 Чакрах, йогин пробуждает спящую Кула-Кундалини с помощью Мантры "ХУМ-ХАМСАХ".[81]
Эта Мантра употребляется при подъеме Кундалини вверх, а Мантра СО ХАМ (Он есть Я) при спуске её вниз. ХАМ означает также Солнце (Сурья), а САХ – Луну (Инду) и Каму – желание (Иччха).
От слова ХАМ (Солнце-Дух) появляется жар, и это тепло воздействует на Кундалини-Шакти. Посредством слова САХ Кама или Воля (Иччха) становится активной. Жизненная сила в Муладхаре имеет обе формы – Луны (женская) и Солнца (мужская). При произнесении ХАМСАХ она пробуждается. ХАМ пробуждает её своей теплотой, а САХ поднимает её вверх, к Сахасраре. Там, пропитав себя Шакти, в блаженстве соединения с Шивой (Сангам), йогин сосредотачивается на себе самом как последствии этого соединения, как на блаженстве в своей чистой форме, и как на Брахмане. Ашвини Мудра состоит в повторяющемся сжатии и расширении заднего прохода в целях Шодханы или сжатия для удержания Апана-вайю (выдыхаемый воздух) в процессе Шат-Чакра Бхеда. Потом употребляется другая Мудра, Шакти Чалана, которые выполняются до тех пор, пока Вайю появится в Сушумне. Шакти Чалана – это движение брюшных мышц справа налево и слева направо. Так как это движение спиральное, то им может быть пробуждена Кундалини. Процесс выполняется вдыханием и соединением Праны и Апаны сидя в Сиддхасане ("Гхеранда Самхита", 3.37, 3.41, 3.82).
Йони Мудра сопровождается Шакти-Чалана Мудрой ("Гхеранда Самхита", 3.49-61), которую сначала нужно хорошо освоить, прежде чем делать её вместе с Йони Мудрой. Мышцы заднего прохода сжимаются с помощью Ашвини Мудры до тех пор, пока Вайю войдет в Сушумну, и это будет отмечено особым звуком, который будет слышен там ("Хатха Йога Прадипика", комментарий к 2.72).
Во время Кумбхаки "змеиная сила" идет вверх к Сахасраре, пробужденная Мантрой "ХУМ ХАМСАХ". Тогда йогин думает о себе, как о пропитанным Шакти в состоянии блаженного соединения с Шивой (Сангама). Тогда он думает о том, что "Я есть само блаженство" и "Я есть Брахман". Маха Мудра и Маха Ведха производятся в соединении с уже описанной Маха Бандхой. В первой йогин прижимает Йони (Муладхару) левой пяткой и вытягивает правую ногу, держа вторую ногу обеими руками. Потом выполняется Джаландхара Бандха. Когда Кундалини пробуждена, Прана входит в Сушумну, а Ида и Пингала, покинутые Праной, становятся безжизненными. Выдох производится медленно. Мудра должна практиковаться одинаковое количество раз на левой и на правой стороне тела. Эта Мудра, так же как и другие Мудры Хатха Йоги предотвращает болезнь и смерть.
В Маха Ведха йогин принимает позу Маха Бандха и, концентрируя свой ум, останавливает уже описанным способом циркуляцию Праны и Апаны вверх и вниз. Потом, поместив ладони рук на землю, он поднимает туловище и ударяет об землю ягодицами (Спхик) – тогда Луна, Солнце и Огонь (Ида, Пингала и Сушумна) становятся соединенными при входе Праны в Сушумну. Тело принимает мертвый вид, который исчезает от следующего потом медленного вдоха.
Согласно другому способу поднятия Кундалини, йогин сидит в Ваджрасане, крепко берет свои ноги над лодыжками и медленно ударяет ими по области Канды. Потом делается Бхастрика Кумбхака и живот сжимается. ("Гхеранда Самхита", 3.114 и далее).
Кхечари Мудра,[82] на которую, так же как и на Йони Мудру ссылается "Шат-Чакра Нирупана", это вытягивание языка до тех пор пока он не достигнет пространства между бровями. Тогда он поворачивается назад, в горло, и закрывает выход для воздуха, который перед тем выдыхается. Ум сконцентрирован на Аджня[83] до тех пор, пока придёт достижение успеха и, как говорится в "Йога Кундалини Упанишаде" (гл. 2), этот путь понимающейся Кундалини охватит всю Вселенную, которая реализована в теле йогина, не отличающегося от Атмана. Говорят что иногда связку под языком надрезают, но некоторые могут делать эту Мудру без всякого физического насилия, поворачивая и вынимая назад язык без помощи рук. В Самбхави Мудре, выполняемой в Сиддхасане, ум удерживается свободным от Вритти (колебаний).
Термин Мудра включает в себя и то, что называется Бандха (скрепляющий), и некоторые физические методы контролирования Праны. Из них три самые важные, на которые ссылается текст "Шат-Чакра Нирупана", это Уддияна, Мула и Джаландхара. В первой легкие опорожняются посредством сильного выдыхания и опускания верхней части грудной клетки, поддерживая диафрагму втянутой. Тогда Прана поднимается и входит в Сушумну. Слышны внутренние звуки, чувствуется вибрация, а Прана и Апана, соединяясь со звуком Нада сердечного центра Анахата-Чакры, идут к сердцу а потом соединяются с Бинду в Аджне. В Мула Бандхе область промежности (Йони) прижимается ногой, мышцы заднего прохода сжимаются с помощью Ашвини Мудры, и Апана идёт вверх. Естественное направление движения Апаны – вниз, но при сжатии Муладхары она вынуждена идти вверх через Сушумну, где встречается с Праной. Когда Прана Вайю достигнет области огня внизу пупка, то этот огонь, раздуваемый Апаной, становится ярким. Тепло в теле становится сильным и Кундалини, чувствуя это, пробуждается от своего сна "подобно тому как змея, которую ударили палкой, шипит и выпрямляется". Тогда она входит в Сушумну. Джаландхара Бандха делается с помощью глубокого вдоха и сжимания области горла, где расположена Вишуддха Чакра. Подбородок держат крепко прижатым к основанию шеи на расстоянии около четырех пальцев от сердца. Говорят, что этим связываются 16 Адхара – жизненных центров, – и нектар, текущий из полости находящейся вверху нёба,[84] используется для того, чтобы сделать дыхание растворенным (Лайя) в Сушумне. В "Хатха Йога Прадипике" (4.80) сказано, что концентрация между бровями есть легчайший и быстрейший путь достижения Унмани-авастха.
В Випарита Карани йогин стоит на голове. Если области горла и промежности одновременно сжимаются, Прана вынуждена идти вниз а Апана – вверх. Вайю входит в Сушумну. Ида, Пингала и Сушумна соединяются с помощью Маха-Бандха, которая помогает фиксированию ума в Аджне. Левая пятка прижата к области промежности между анусом и пенисом, а правая положена на левое бедро. Производится вдох и подбородок плотно прижимает основание шеи (Джаландхара Бандха) или же язык плотно прижимается у основания передних зубов, в то время как ум сосредоточен на Сушумне, а Вайю сжимается. Дыхание задерживается так долго, как можно, а потом воздух медленно выдыхается. Это упражнение должно делаться сначала на левой, а потом на правой стороне тела. Эффект этого упражнения состоит в том, что дыханию закрыт путь вверх по всем Нади кроме Сушумны.