Основные виды учебных занятий.

1.4.1. Ведущим видом занятий являются обзорные лекции, на которых преподаватель дает систематизированные основы философских знаний, определяет опорные точки, вокруг которых создается предметная область исследуемых вопросов, конкретизирует внимание на наиболее сложных и узловых проблемах. Лекция призвана стимулировать активную познавательную деятельность студентов, способствовать формированию у них творческого мышления, определить направления самостоятельной работы студентов и содержание семинарских занятий. Она является активным средством формирования научного мировоззрения, изложения главных, узловых проблем философской науки, развития творческого мышления студентов, определения направлений самостоятельного изучения предмета.

До лекции рекомендуется:

- прочитать учебник по теме предстоящей лекции;

- выделить для себя ключевые проблемы и зафиксировать их;

- записать основные категории (понятия), которые будут рассматриваться в лекции.

Во время лекции необходимо:

- правильно записать номер, название темы, план, рекомендованную литературу, актуальность проблем и цели лекции;

- быть внимательным, полностью сосредоточиться на совместную работу с преподавателем, понять структуру излагаемого вопроса, уяснить основные положения, их доказательство и записать их;

- при цитировании преподавателем источников записать начальные слова цитаты, оставить необходимое место для ее последующего дописывания, привести источник цитирования (автора, названия, страницу);

- стремиться записать в конспекте только узловые вопросы и оставить место (не менее 1/3 ширины страницы) для самостоятельной работы над ними в процессе подготовки к практическим занятиям и к экзамену;

- работая на лекции, использовать общепринятые сокращения или же собственные, схематическое изложение материала.

После лекции следует:

- уточнить ее содержание и наметить план дальнейшей работы над темой;

- определить основные понятия, рассмотренные на лекции и записать в словарь их определение.

1.4.2. Семинар есть средство углубления и закрепления знаний, форма контроля знаний, полученных в ходе изучения темы. Оно помогает дополнить и обогатить лекционный материал, способствует формированию навыков и умений самостоятельной работы, публичного выступления перед слушателями.

Главными задачами при проведении семинарских занятий являются:

- углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над научной, учебной литературой и произведениями выдающихся философов;

- привитие навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала;

- выработка умений использовать полученные знания при анализе социальных процессов, происходящих в нашем обществе;

- решение ролевых ситуационных задач, связанных с повседневной жизнедеятельностью специалиста.

При подготовке к семинару, сообщению, при изучении отдельных тем курса работу необходимо построить в следующем порядке:

- изучить план семинарского занятия, содержание изучаемой темы в учебной программе по философии, объем и содержание рекомендованной литературы;

- изучить материал законспектированных по теме семинара лекций, доработав их, и соответствующих глав учебников и учебных пособий;

- законспектировать необходимое содержание рекомендованной литературы;

- ответить на контрольные вопросы, помещенные в данном пособии по изучаемой семинарской теме;

- выписать в словарь по философии определение категорий, рассмотренных в лекциях и изучаемых на данном семинаре;

- подготовить план-конспект выступления на семинаре.

В содержание плана-конспекта выступления должно входить:

- актуальность проблемы, изменение взглядов на нее в истории философии (история вопроса);

- рассмотрение проблемы в курсе философии (теория вопроса);

- значение рассматриваемой проблемы для современности, для своей специальности (практическая ценность вопроса).

На семинаре необходимо:

- внимательно выслушать вступительное слово преподавателя, тщательно продумать вопросы, на которые он обратил внимание;

- следить за докладом, научными сообщениями, выступлениями на семинаре, анализировать их научно-теоретическое содержание и методическую сторону, быть в готовности сделать разбор выступлений, дополнить их;

- в своем выступлении не стремиться излагать содержание всего вопроса семинара, а брать его отдельную проблему; излагать материал свободно, придерживаясь плана-конспекта, а не зачитывать текст выступления; делать необходимые обобщения и выводы; использовать законспектированные философские тексты, дополнительную литературу, наглядные пособия.

В выступлении необходимо высказать свое мнение по сообщениям своих коллег, дать им оценку.

1.4.3. Самостоятельная работа студентов предназначена для закрепления и углубления знаний, полученных во время аудиторной работы, подготовки к предстоящим занятиям, формирования культуры самостоятельного поиска истины.

Самостоятельная работа как вид учебного процесса включает в себя доработку лекционного материала, работу над философскими текстами, изучение и краткое конспектирование рекомендованной литературы, подготовку к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам, работу над выступлениями, научными сообщениями, рефератами по философии.

Самостоятельная работа студентов-заочников – главный вид их учебной деятельности. Она предназначена для закрепления и углубления знаний, полученных во время аудиторной работы, подготовки к предстоящим занятиям, формирования культуры самостоятельного поиска истины. В процессе самостоятельной работы необходимо:

- изучить учебную программу дисциплины;

- отработать конспекты по темам прочитанных лекций, а также изучить законспектировать материал, указанный в учебной программе и рекомендованной литературе;

- подготовить материал по теме выбранной контрольной работы, изучить его;

- оформить контрольную работу согласно методическим рекомендациям преподавателя;

- подготовиться к экзамену, изучив и законспектировав вопросы, предложенные преподавателем.

1.4.4. Консультациипреподавателя оказывают помощь студентам в самостоятельном изучении философии, проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости могут проводиться и групповые консультации по наиболее важным и сложным темам.

При подготовке ко всем видам занятий целесообразно использовать мультимедиасредства, слайды и диапозитивы, фотоматериалы, видео- и магнитозаписи, образцы художественных произведений.

1.4.5. Формой предварительного контроля изучения дисциплины и допуска студента-заочника к экзамену является контрольная работа[1].

1.4.6. Экзаменыявляются важным фактором контроля усвоения части или всего учебного материала, средством расширения и углубления знаний студентов, мощным стимулом повышения учебной активности обучаемых.

Успешное завершение изучения курса философии зависит от добросовестного, глубокого и творческого изучения дисциплины в течение всего учебного года и целеустремленного повторения пройденного материала по разработанному личному плану.

1. Экзамен проводится в форме тестирования[2].

Для решения тестов необходимо ответить на приведенные вопросы для самоконтроля (контрольных работ).

Знания студентов оцениваются по четырехбальной системе.

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, когда студент набрал 80% и более верных ответов.

Оценка «ХОРОШО» ставится, когда студент набрал от 60% до 79,9 верных ответов.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» набрал от 40% до 59,9 верных ответов.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, когда студент набрал менее 40%.

ЛИТЕРАТУРА

2.1. Основная литература

Бойко С.В., Каверин Б.И. Философия. Часть 1. Вве­дение в историю филосо­фии. Курс лекций

(учебное пособие). – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2011.

Бойко С.В., Каверин Б.И. Философия. Часть 2. Фи­лософия Всеобщего. Курс лекций (учебное пособие). – Череповец: ИНЖЭКОН-Череповец, 2011.

Бойко С.В.Философия. Курс лекций. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.

Бойко С.В. Философия и методология науки: Учеб. пособие для аспирантов и соискателей. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2003.

Бойко С.В. Введение в историю философии. – Череповец, 1997.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. – М.: Знание,1998.

Голубинцев В.О. Данцев А.А. Любченко В.С. Философия для технических вузов: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

Рефераты по философии. / Под ред. Д.Н. Киричук.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Спиркин А. Г. Философия (ВТУЗ): Учебник. – М.: Гардарики, 2005.

Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005.

Философия. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В.Л. Калашникова – М.: Владос, 2001.

Философия. Учебник / Под ред. Г.В. Стельмашук. – ЛГОУ, Химиздат, 2001.

Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский.– 9-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Словарь философских терминов / Под ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова – М.: Политиздат, 1986.

2.2. Дополнительная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС,1996

Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2 ч. Ч.1 / Под ред. Фролова И.Т. – М.:Политиздат,1989.

Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 1993.

История философии в кратком изложении. – Пер. с чеш. – М.:Мысль,1991.

Краткая история философии / Под общ. ред. В.Г. Голобкова. – М.: Олимп: изд-во АСТ, 1996.

Курбатов В.И. История философии. Конспект. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. – М.: Советский писатель, 1991.

Мартыничев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. - М.: Мысль, 1980.

Основы философии в вопросах и ответах: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Основы философии: Учеб. пособ. для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Основы философии в вопросах и ответах: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во Центр, 1996.

Самсин А.И. Основы философии экономики: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Экономическая теория: Учебник для вузов. – 3-е изд. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер-Ком», 1999.

Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / Науч. руковод. авт. колл. В.Л. Калашников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999.

Философия. Часть 1. История философии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. – М.: ЮристЪ, 1996.

Философия. Часть II. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ,1997.

2.3. Периодические издания

Вестник Московского университета. Серия 7. Философия: Научный журнал / Изд-во Моск. университета

Философские науки: Ежемесячн. научн. образовательн. просветительск. журн.

Философия и общество: Нучно-теоретич. журн.

2.4. Компьютерные программы

№ п/п Код учебного занятия Наименование программного продукта Назначение
Лекции, практич. занятия Бойко С.В. , Панов Б.В. Философия: Электронный учебно-методический комплекс (программа для ЭВМ) [Электронный ресурс]. Свидетельство о госу­дарственной регистра­ции программы для ЭВМ № 2009613040 от 10.06 Изучение курса «Философия»
Лекции, практич. занятия Философия. От античности до современности [Электронный ресурс]. – М.: Равновесие, 2004. Самост. работа
Лекции, практич. занятия Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Обществознание 8-11 класс. – [Электронный ресурс]. – Мультимедийное учебное пособие. – М.: Новый диск, 2004. - 2 электрон, опт. диска (CD-ROM): цв. Самост. работа
1.2.1 1.3.1 2.4.1 История мировых цивилизаций: доиндустриальная эпоха. – [Электронный ресурс]. – Мультимедиа энциклопедия. – М.: Новый диск, 2004. – I электрон, опт. диск (CD-ROM). Самост. работа
2.4.1 2.4.2 2.4.3 Великое наследие. Т.1. Власть, политики, события. – [Электронный ресурс]. – Мультимедиа энциклопедия. – М.: Равновесие – Медиа, 2004. – 2 электрон, опт. диска (CD-ROM): цв. Самост. работа
1.1 2.3.1 2.3.2 2.4.2 Великое наследие. Т.4. Ученые и научные открытия. – [Электронный ресурс]. – Мультимедиа энциклопедия. – М.: Равновесие – Медиа, 2004. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): цв. Самост. работа
Практич. занятия Большая советская энциклопедия. – [Электронный ресурс]. – Мультимедиа энциклопедия. – М.: Равновесие – Медиа, 2004. – 3 электрон, опт. диска (CD-ROM): цв. Справочный
Практич. занятия Большой словарь иностранных слов. – [Электронный ресурс]. – Мультимедийный словарь. – М.: ИДДК, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Справочный
Практич. занятия Герман Вейс. Энциклопедия материальной культуры. – [Электронный ресурс]. – Мультимедиа энциклопедия. – М.: Новый диск, 2004. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Справочный
Практич. занятия Иллюстрированный энциклопедический словарь. – [Электронный ресурс]. – Мультимедийный словарь. – М.: Гласнет, 2004. – 2 электрон, опт. диска (CD-ROM): цв. Справочный
Практич. занятия Серия тематических словарей «Янус»: культура и искусство. – [Электронный ресурс]. – Мультимедийный словарь. – М.: Новый диск, 2003. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Справочный

Наши рекомендации