Структура философского знания. Назначение каждого из элементов
Структура философского знания Эта структура тождественна структуре всякой науки.
Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
. Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о
первоначалах всего сущего.
. Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это
раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.
Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности
и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы
познавания.
- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли,
необходимых для рационального познания в любой области знания.
(диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика
отношений и т.д.)
- Критика познания – анализирует соотношение между элементами
объективными и субъективными.
- Общая история познания, эволюция познания.
. Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же:
. Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества,
человека в нём.
. Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения
до космического будущего.)
. Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и
значение культуры.
. Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-
мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
. Философия истории.
. История философии.
Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:
. Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих
закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод
познания.
. Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к
миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию
эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию
искусства.).
. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль,
нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон
жизнедеятельности человека.
Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:
- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)
- Систематизация данных научного познания.
- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами
оценки деятельности человека).
Современные философы отказываются от построения многоступенчатых
классификаций, поскольку для философии нет.
5.Функции философии. Имеет ли значение философия для каждого человека?
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
· Методологическая
· Мировоззренческую
· мыслительно-теоретическую,
· гносеологическую,
· критическую,
· аксиологическую,
· социальную,
· воспитательно-гуманитарную,
· прогностическую
· функции философии.
Содержание функций философии
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.