Условие подъема в духовный мир 4 страница
Шестой орган чувств – орган, в котором человек ощущает воздействие Высшего света (Творца) на себя и потому способен реагировать на Него.
Эгоистическая (оболочка души)–силы, действующие против сближения творения с Творцом.
Эгоистическое (свойство) – желание насладиться ради себя.
Эйн Соф (олам) – см. мир Бесконечности.
Экран (ивр. – масах) – «сила сокращения», которая пробуждается в творении относительно Высшего света, с целью предотвратить самонаслаждение. Сила преодоления, сопротивления эгоизму (желанию получить ради себя).
Этот мир– абсолютный эгоизм, который не способен получить свет (наслаждение) в себя, поэтому ощущается нами как пустота (страдание). Это состояние – следствие чувства отрыва от общей души (Адама).
Этот мир – вся совокупность ощущений (реакций на внешнее воздействие), поступающих в пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух), создает в нас сугубо субъективную внутреннюю картину, называемую нами «этот мир».
Язык ветвей – язык причины и следствия, когда следствие в нашем мире (определенный материальный объект) дает название силе, которая его создала, удерживает.
Список сокращений
АА–Арих Анпин
АБЕА–Ацилут, Брия, Ецира, Асия
АВИ–Аба вэ-Има
АК–Адам Кадмон
АХАП–озэн, хотэм, пэ
БЕА–Брия, Ецира, Асия
ГАР–гимэль ришонот
ГЭ–гальгальта вэ-эйнаим
ЗА–зэир анпин
ЗАТ–заин тахтонот
ЗОН–зэир анпин и нуква
КАХАБ–кетэр, хохма, бина
КАХАБТУМ– кетэр, хохма, бина, тифэрэт, малхут
МАН–мэй нуквин
МАД – мей дхурин
НАРАН–нэфеш, руах, нэшама
НАРАНХАЙ–нэфеш, руах, нэшама, хая, йехида
НЕХИ–нэцах, ход, есод
ОМ–ор макиф
ОП–ор пними
ОХ–ор хозэр
ОЯ–ор яшар
ЦА–цимцум алеф
ЦБ–цимцум бэт
ХАБАД–хохма, бина, даат
ХАГАТ – хэсэд, гвура, тифэрэт
Библиографический список
АРИ (р. Ицхак Лурия Ашкенази). Древо жизни // Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
АРИ. Древо жизни // Собрание сочинений АРИ. Иерусалим, 1927 (иврит).
Аршинов В.И.Проблема синтеза знания и мудрости в контексте техногенной цивилизации // Сборник материалов Круглого стола «Обогащение форм научного знания в эпоху глобализации». М., 2004.
Ашлаг Б. Неживое, растительное, животное, человек // Ашлаг Б. Шамати. Статьи. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Б. Нет иного кроме Него // Ашлаг Б. Шамати. Статьи. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Б. Предисловие к книге «Плоды мудрости. Письма» // Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Б. Суть духовного постижения // Ашлаг Б. Шамати. Статьи. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Введение в «Книгу Зоар». П.34. // Лайтман М. Введение в каббалу. – М.: ИД София, 2006.
Ашлаг Й. Введение в каббалу (Птиха) // Ашлаг Й. Произведения. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Введение в науку каббала // Лайтман М. Наука каббала. В 2 т. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbalah.info, 2004. (Каббала. Тайное учение).
Ашлаг Й. Внутреннее созерцание // Лайтман М. Учение Десяти Сфирот. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Внутреннее созерцание // Лайтман М. Учение Десяти Сфирот. – Москва, 2003. – С. 377–389. – (Каббала. Тайное учение. Кн. 17).
Ашлаг Й. Время действовать // Ашлаг Й. Дарование Торы. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Вступление к «Книге Зоар» // Ашлаг Й. Произведения. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Из вступления к «Книге Зоар» // Лайтман М. Введение в каббалу. – М.: ИД София, 2006. – С. 47-54.
Ашлаг Й. Предисловия к Учению Десяти Сфирот // Лайтман М. Введение в каббалу. – М.: ИД София, 2006. – С. 74-78.
Ашлаг Й. О духовном постижении//Ашлаг. Й. Услышанное. Статьи. – Иерусалим, 1998 (иврит).
Ашлаг Й. Плоды Мудрости. Письма. Иерусалим, 1999 (иврит).
Ашлаг Й. Последнее поколение // Лайтман М. Последнее поколение. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbalah.info, 2004. – С. 229-265. – (Каббала. Тайное учение).
Ашлаг Й. Последнее поколение // Лайтман М. Ступени возвышения. – Иерусалим, 1999. (Каббала. Тайное еврейское учение. Кн. 13).
Ашлаг Й. Предисловие к книге «Паним Меирот» // Ашлаг Й. Произведения. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Предисловие к книге «Уста мудрого» // Ашлаг Й. Произведения. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Предисловие к Учению Десяти Сфирот // Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Прямое и косвенное воздействие // Ашлаг Й. Плоды мудрости. Статьи. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Суть науки каббала // Ашлаг Й. Дарование Торы. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Ашлаг Й. Сущность науки каббала // Лайтман М. Последнее поколение. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbalah.info, 2004. – С. 301-311. – (Каббала. Тайное учение).
Ашлаг Й. Учение Десяти Сфирот // Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Бейджент М. Запретная археология. – М., Эксмо, 2004.
Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
Бурмистров К. «Kabbala Denudata», открытая заново: христианская каббала барона Кнорра фон Розенрота и ее источники // Вестник Еврейского университета. – М., 2000. № 3 (21).
Булгаков С. Н. «Свет Невечерний». – М., 1994.
Гете И. В. Материалы к истории учения о цветах. 1805–1810.
Дарвин Ч. Сочинения. Т. 5 / Пер. с англ. – М.: Изд-во АН СССР, 1953.
Джон Гриббин. Большой Взрыв // Курьер Юнеско. 1984, №10.
Ефрон И.А., Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. –М.: ЭКСМО, 2006.
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Соч. в 2 т. М.:Ладомир : АСТ, 2003.
Капица С.П. Из доклада на Круглом столе ученых «Обогащение форм научного знания в эпоху глобализации». М., 2004.
Лайтман М. Внутреннее созерцание // Лайтман М. Плоды мудрости. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbala.org.ru, 2002. – (Каббала. Тайное учение).
Лайтман М. Восприятие реальности // ТВ «Карма»: 17 декабря 2003. – Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalahmedia.info (2003).
Лайтман М. Книга Зоар. Перевод и комментарий. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbala.org.ru, 2002. – (Каббала. Тайное учение).
Лайтман М., Розин В.М. Каббала в контексте истории и современности. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – (Теоретические дискурсы культурологии).
Лайтман М. Материя и форма в науке каббала // Лайтман М. Статьи. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Лайтман М. Наука каббала. В 2 т. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbalah.info, 2004 – (Каббала. Тайное учение).
Лайтман М. Основы каббалы. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbalah.info, 2003 – (Каббала. Тайное учение).
Лайтман М. Постижение единства мироздания // Лайтман М. Статьи. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Лайтман М. Развитие души. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbalah.info, 2004 – (Каббала. Тайное учение).
Лайтман М. Скрытие и раскрытие Творца // Лайтман М. Статьи. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Лайтман М. Суть науки каббала // Лайтман М. Статьи. – Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Лайтман М. Схема мироздания // Лайтман М. Основы каббалы. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbalah.info, 2003. – С. 85-217. – (Каббала. Тайное учение).
Лайтман М. Условия разглашения каббалистических знаний // Лайтман М. Статьи. Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Лайтман М. Условия разглашения каббалистических знаний: Урок от 17 июня 2004, Москва.
Лайтман М. Суть науки каббала. В 2 т. Т. 1. – М.: ИД София, 2005. С. 133-167.
Ленин В.И., Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч.Т.18., – М., 1983.
Моисеев Н. Н. Универсум, информация, общество. –М.: Устойчивый мир, 2001.
Моррис Г. Библейские основания современной науки / Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 1995.
Нудельман Р. Кембрийский парадокс // Знание–сила. – 1998. № 8-9.
Парацельс. Сочинения. Т. 5. //Полное собрание сочинений. Ч. 1. XIV.
Перах М. Разумный замысел или слепая случайность? Схватка двух мировоззрений // Континент. – 2001. № 107.
Кехо Д. Подсознание может все! // – М.: ИД Попурри, 2003.
Писарев А. Болотные газы убьют Землю // Ytro.ru: 12 августа 2005. – Электронный ресурс: http://www.utro.ru/articles/2005/08/12/467203.shtml
Послания Маймонида / Изд. араб. текста, перевод на ивр., комм. И. Шилата, тт. 1-2. Иерусалим, 1987-1988.
Пятикнижие Моисеево или Тора / Ред. проф. Г. Брановер. Пер. с ивр.: З. Левин, Б. Хаскелевич, Й. Векслер. – Иерусалим: «Шамир», 1990.
Сэфер Ецира – Книга Создания // Наука каббала. Международная академия каббалы: Электронный ресурс: http://www.kabbalah.info/rus (2006).
Сэфер Ецира // Лайтман М. Развитие души. – М.: НПФ Древо жизни, изд. группа kabbalah.info, 2004 – С. 343-357. – (Каббала. Тайное учение).
Современный энциклопедический словарь. Изд. «Большая Российская Энциклопедия», OCR Палек, 1998 г.
Соловьев В. С. София // Логос. 1991. № 2.
Стартовал проект, целью которого будет решить спор между церковью и Дарвином // Известия.Ru: 23 августа 2005. – Электронный ресурс: http://www.izvestia.ru/news/news98173/index.html
Стивен Хоукинг. «От Большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени». – М.: Наука, 1990.
ARI (Rabbi Yitzhak Luria Ashkenazi). Etz haim // ARI. Collected works. – Jerusalem, 1927 (Hebrew).
Ashlag B. Akdama le Sefer «Pri Chacham Igrot Kodesh” // Ashlag B. Pri Chacham Igrot Kodesh. – Bnei Brak, 1999. P. 5-10 (Hebrew).
Ashlag B. Dargot ha-Sulam. Jerusalem, 1996 (Hebrew).
Ashlag B. Ein od mi levado // Ashlag B. Shamati: Maamarim. Igrot. – Bnei Brak, 1998. – P. 1–3 (Hebrew).
Ashlag B. Inyan domem, zomeah, hai, medaber // Ashlag B. Shamati: Maamarim. Igrot. – Bnei Brak, 1998. – P. 142 (Hebrew).
Ashlag B. Inyan ha-Asaga ha-Ruchanit // Ashlag B. Shamati: Maamarim. Igrot. – Bnei Brak, 1998. – P. 6-9 (Hebrew).
Ashlag B. Shamati: Maamarim. Igrot. Bnei Brak, 1998 (Hebrew).
Ashlag Y. Ahor ve kedem tzartani // Ashlag Y. Pri Chacham Maamarim. – Bnei Brak, 1999. – P. 91-113 (Hebrew).
Ashlag Y. Akdama le sefer «Panim Meirot u-Masbirot” // Kabbala le mathil / Collection / Ed. by G. Shadmon – Thornhill, 2004. – P. 236 – 261 (Hebrew).
Ashlag Y. Akdama le sefer «Pi Chacham” // Kabbala le mathil / Collection / Ed. by G. Shadmon – Thornhill, 2004. – P. 266 – 272 (Hebrew).
Ashlag Y. Akdama le Talmud Eser ha-Sefirot // Kabbala le mathil / Collection / Ed. by G. Shadmon – Thornhill, 2004. – P. 159 – 199 (Hebrew).
Ashlag Y. Et laasot // Ashlag Y. Matan Tora. – Jerusalem, 1995. – P. 3-9 (Hebrew).
Ashlag Y. Istaklut pnimit // Ashlag Y. Talmud Eser ha-Sefirot. 6 vols. Vol 3. Part 8, 9. – Jerusalem, 1998 (Hebrew).
Ashlag Y. Kitvei ha-Dor ha-Aharon // Laitman M. Ha-Dor ha-Aharon. – Thornhill, 2006. – P. 281-397 (Hebrew).
Ashlag Y. Matan Tora. Jerusalem, 1995. (Hebrew).
Ashlag Y. Maut chachmat ha-Kabbala // Ashlag Y. Matan Tora. – Jerusalem, 1995. – P. 61-75 (Hebrew).
Ashlag Y. Mavo le sefer ha-Zohar // Kabbala le mathil / Collection / Ed. by G. Shadmon – Thornhill, 2004. – P. 219 – 236 (Hebrew).
Ashlag Y. Pticha le Chochmat ha-Kabbala // Kabbala le mathil / Collection / Ed. by G. Shadmon – Thornhill, 2004. – P. 327 – 384 (Hebrew).
Ashlag Y. Pticha le Chochmat ha-Kabbala // Nauka Kabbala. 2 vols. – Moscow: NPF Tree of life, Publishing Group Kabbalah.info, 2004 (Hebrew).
Ashlag Y. Pri Chacham Igrot. Bnei Brak, 1999. (Hebrew).
Ashlag Y. Pri Chacham Maamarim. Bnei Brak, 1999 (Hebrew).
Ashlag Y. Sefer Hakdamot. Jerusalem, 1976. (Hebrew).
Ashlag Y. Talmud Eser ha-Sefirot. 6 vols. Jerusalem, 1998 (Hebrew).
Bruno. Le opere italiane, II.
Laitman M. Introduction to the book of Zohar. 2 vols., edited by Talib Din. Toronto, 2005. (English).
Laitman M. The future generation. Thornhill, 2006 (English).
Laitman M. The sciense of Kabbalah. Pticha. Toronto, 2005 (English).
Odenheimer M. Derech ha-Kabbalah el ha-Kommunizm // Ha-Aretz. Israel. 2004.
Paulus Ricius. Introductoria theoremata cabalae. De coelesti agricultura // Johannes Pistorius. Ars Cabalistica.
Pascal. Oeuvres completes. Paris, 1954.
Pico della Mirandola. Oratio de hominis dignitate //Conclusiones.
Raymundi Lullii Opera. Изд. Цетцнера.
RASHBI (Rabbi Shimon ben Yochai). Sefer ha-Zohar. Im Perush ha-Sulam / Comment «Sulam” by Rav Yehuda Ashlag. Jerusalem, 1955. (Hebrew).
Reuchlin Johann, De arte cabalistica, Hagenau, Thomas Anshelm, 1517.
Scientific American Magazine.
Sefer ha-Etzira // Bnei Baruch World Center for Kabbalah Studies: URL: http://www.kabbalah.info/heb (2006).
Schindel David E. (Curator of Invertebrate Fossils, Peabody Museum of Natural History), "The Gaps in the Fossil Record" Nature, Vol. 297.
Sholem G. Kabbalah. Jerusalem, 1974.
Sholem G. Bibliojgraphia Kabbalistica. Leipzig, 1927.
Sholem G. On the Mystical Shape of Godhead. N. Y., 1991.
Sprengel. Versuch einer pragmatischen Geschichte der Arzneykunde (в 5 томах). Halle, 1792–1803.
Steven M. Stanley, TheNew Evolutionary Timetable: Fossils, Genes and the Origins of Species(New York: Basic Books, 1981).
Stephen Jay Gould, "Evolution’s Erratic Pace", Natural History, May 1977.
Theophrastus Paracelsus. Das Buch Paragramum. Изд. Franz Strunz. Leipzig, 1903.
Ответы к тестам:
Глава 1: 1-в.; 2-г.; 3-б; 4-г; 5-а;
Глава 2: 1-г; 2-б; 3-б; 4-а; 5-б;
Главы 3 и 4: 1-б; 2-г; 3-г; 4-а; 5-г;
Глава 5: 1-а; 2-а; 3-г; 4-б; 5-б;
Глава 6: 1-г; 2-г; 3-в; 4-в; 5-г; 6-в; 7-а; 8-а;
Глава 7: 1-г; 2-б; 3-а; 4-б; 5-в;
Глава 8: 1-б; 2-б; 3-б; 4-в; 5-г;
Глава 9: 1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-г;
Глава 10: 1-б; 2-а; 3-а; 4-б; 5-в;
Глава 11: 1-а; 2-г; 3-г; 4-в; 5-б;
Глава 12: 1-г; 2-а; 3-б; 4-в; 5-б;
Глава 13: 1-в; 2-б; 3-в; 4-б; 5-в;
Глава 14: 1-в; 2-г; 3-б; 4-в; 5-б;
Глава 15: 1-г; 2-в; 3-г; 4-а; 5-а;
Глава 17: 1-в; 2-а; 3-а; 4-а; 5-а; 6-в;
Глава 18: 1-б; 2-а; 3-б; 4-в; 5-б; 6-в;
Глава 19: 1-а; 2-б; 3-в; 4-б; 5-б; 6-в;
Глава 20: 1-а; 2-в; 3-а; 4-в;
Приложения:
Приложение 1:
Наследие Бааль Сулама
Наиболее масштабный период появления нового подхода в изложении каббалы приходится на ХХ в. Методику духовного постижения для современного человека смог создать великий каббалист XX в., собственно, наш современник, рав Йегуда Ашлаг, получивший имя Бааль Сулам по названию своего комментария «Сулам» [Perush Ha-Sulam] на «Книгу Зоар». Его труды, помимо отражения глубочайшего духовного опыта, отличаются поистине уникальной широтой спектра обсуждаемых тем и впечатляющим набором научных фактов о строении мироздания, где акцент делается на роли и назначении человека. Бааль Сулам считается основоположником современной каббалы, так как является создателем нового подхода к трудам АРИ. Им написано более десятка книг.
Рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) родился в Варшаве в 1884 г. и уже с молодых лет был отмечен учителями как человек, непрестанно стремящийся к раскрытию тайн мироздания. Он поражал своих наставников блестящим знанием всех основополагающих книг иудаизма, а также был знаком в оригинале с произведениями выдающихся западных философов, среди которых Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше и Маркс. Впоследствии в своих статьях он сопоставит их взгляды с позицией каббалы.
По окончании Первой мировой войны (в 1921 г.) Бааль Сулам покидает Польшу и перевозит свою семью в Израиль (Палестину). Едва прибыв в Иерусалим, он отправляется в древнюю каббалистическую школу «Бейт Эль», бывшую в течение 200 лет центром изучения каббалы, но довольно скоро разочаровывается в иерусалимских каббалистах, уровне их знаний и подходе к изучению этой науки. Видя сложившуюся ситуацию духовного падения масс и желая изменить ход исторического развития, предвещающего наступление новой катастрофы, периода тяжелых страданий и лишений, Бааль Сулам организовывает группу учеников и начинает писать книги, чтобы обучить людей методике правильного восприятия реальности и разумного существования в ней. Уже в Польше он стал известен как великий знаток каббалы, ученик мудрейших каббалистов, продолжавших цепочку передачи каббалистических знаний после Бааль Шем-Това.
В 1926 г. Бааль Сулам уезжает в Лондон, где на протяжении двух лет работает над созданием комментария «Сияющий лик» [Sefer Panim Meirot u-Masbirot] на книгу АРИ «Древо жизни». Весь этот период он ведет тесную переписку со своими учениками, где объясняет им основные принципы духовной работы человека[535].
Вернувшись в Иерусалим (1928), Бааль Сулам продолжает преподавать каббалу и писать. Спустя несколько лет выходит в свет его монументальный труд – трактат под названием «Учение Десяти Сфирот» [Talmud Eser ha-Sefirot]. Десять сфирот – это внутренняя структура мироздания, определяющая все его строение, включая как духовный мир, так и наш.
Труд «Учение Десяти Сфирот» состоит из шести томов, это свыше 2 000 страниц, и включает в себя все, что было создано каббалистами на протяжении истории каббалы. В отличие от своих предшественников, Бааль Сулам составил его, следуя всем канонам академического учебника: там имеется список контрольных вопросов и ответов для самопроверки, словарь определений слов и основных понятий, алфавитный указатель, сноски на литературные источники. В первой части своего сочинения Бааль Сулам пишет о задаче, которая им преследуется: «В этом моем анализе я приложил усилия объяснить десять сфирот, как этому научил нас божественный мудрец АРИ, – в соответствии с их духовной чистотой, свободной от каких бы то ни было осязаемых понятий, чтобы любой начинающий мог приступить к изучению науки каббала и не потерпеть неудач по причине материализации значений слов или других ошибок, так как понимание этих десяти сфирот откроет также возможность рассмотреть и узнать, как понимать остальные вопросы этой науки»[536].
В своих работах Бааль Сулам стремился выразить внутреннюю суть каббалы. Он поставил задачу очистить ее от примитивных, порой вульгарных средневековых представлений. Его не устраивало расхожее обывательское отношение к этой науке, как к мистике или магии, полной чудес и абсурдных фантасмагорий; он видел в каббале мощное орудие для изменения и совершенствования человека.
В 1940 г. Бааль Сулам приступает к созданию комментария на «Книгу Зоар», под названием «Перуш а-Сулам» [Perush ha-Sulam] (иврит – букв. «комментарий лестницы»). Несмотря на плохое состояние здоровья, он непрестанно работает по восемнадцать часов в сутки в течение тринадцати лет. О цели создания этого фундаментального труда сам Бааль Сулам пишет в «Предисловии к Книге Зоар» так:
«Из вышесказанного можно понять причину духовной тьмы и незнания, обнаруживаемые в нашем поколении, которого не наблюдалось во всех предыдущих поколениях. И это потому, что люди перестали заниматься изучением науки каббала…
Однако я знаю, что причина этого кроется в том, что упала вера, особенно вера в великих мудрецов поколений, а книги каббалы и «Книга Зоар» полны примеров, взятых из нашего мира. Поэтому страх возникает у каждого, что вреда будет больше, чем пользы, поскольку легко можно начать представлять себе овеществленные образы.
Это и обязало меня сделать подробные комментарии на сочинения великого АРИ, а теперь и на «Книгу Зоар», и этим я полностью ликвидировал страх, потому как прояснил все духовные понятия, отделив их от какого бы то ни было материального представления, выведя за понятия времени и пространства, как убедятся изучающие, дабы позволить любому из масс изучать «Книгу Зоар» и умножать разум в ее свете.
Я назвал этот комментарий «Сулам» [Лестница], дабы показать, что предназначение его такое же, как у лестницы, поскольку, если перед тобой прекрасная вершина, то не хватает только лестницы, чтобы подняться к ней, и тогда в твоих руках окажутся все сокровища мира. Однако лестница не является целью сама по себе, потому что, если остановишься на ее ступенях и не будешь подниматься, то не выполнишь требуемое и задуманное.
Так и с моим комментарием к «Книге Зоар»: целью моей не было разъяснить всю ее глубину так, чтобы невозможно было выразить большего, а указать путь и сделать из этого комментария руководство к действию для каждого человека, чтобы смог он с его помощью подняться, вникнуть в глубину и увидеть суть «Книги Зоар». Только в этом заключается цель моего комментария»[537]
После выхода в свет книги «Перуш а-Сулам» рав Й. Ашлаг получил имя «Бааль Сулам» (иврит – букв. «обладатель лестницы» [в духовный мир]), согласно принятому среди мудрецов Торы обычаю называть человека не по имени, а по его наивысшему достижению.
Посвятив всю свою жизнь обучению и распространению каббалы, оставив после себя драгоценный материал, в котором изложена вся современная каббалистическая методика, величайший каббалист XX в. Бааль Сулам скончался в 1954 г. Его дело продолжил старший сын – рав Барух Ашлаг.
Лишь спустя 50 лет после смерти Бааль Сулама академический мир начал совершать робкие попытки в исследовании его трудов, несмотря на то, что все они находились в свободном доступе на полках университетских библиотек уже многие годы. В декабре 2004 г. израильский государственный университет им. Бен-Гуриона совместно с государственным университетом «Бар-Илан» и Институтом исследования каббалы им. рава Ашлага (Ashlag Research Institute) организовали первую академическую конференцию, посвященную Бааль Суламу и его деятельности, в которой приняли участие ведущие израильские академические исследователи каббалы и представители различных школ учеников Ашлага. За год до этого факультет философии университета «Бар-Илан» принял первую докторскую диссертацию, посвященную идеям Бааль Сулама.
Доктор Ави Элькаям, специалист в области исследования каббалы из университета «Бар-Илан», усматривает в признании, пусть и позднем, значимости рава Й. Ашлага академическим миром исправление исторической ошибки, допущенной теоретическими исследователями каббалы. «Уже сейчас мы можем сказать совершенно точно, – говорит Элькаям, – что было недальновидно со стороны Гершома Шолема не разглядеть новаторства Ашлага… Рав Ашлаг строит в нас понимание социальной справедливости, основанное на каббалистическом социально-научном подходе. Чтобы хорошо понять Ашлага, нужно посвятить этому многие годы, с утра до вечера. Мы все, весь академический мир, находимся еще только в начале начал, мы все пока еще «в пеленках» во всем, что касается Ашлага»[538]. Его коллега из университета им. Бен-Гуриона, доктор Боаз Хус, добавляет: «Ашлаг абсорбирует в каббале понятия современного мышления. Марксистские идеи, например, превращаются в каббале Ашлага в часть «диалектической лестницы», ведущей к общественному избавлению. В изложении Ашлага вся каббала воспринимается как модель прогресса»[539].
Доктор Тони Лави, автор первой докторской диссертации по наследию Бааль Сулама, видит причину уникальной притягательности каббалы Ашлага в открываемом ею пути к самореализации личности. «Система Ашлага, – говорит он, – дает человеку практические инструменты для того, чтобы в любой ситуации, в какой бы он ни находился, взглянуть на себя и понять, где он находится с точки зрения духовности. Она предлагает концептуальную, совершенную систему. В течение десяти лет каббала Ашлага распространится не только на весь Израиль, но и на весь мир»[540].
Приложение 2:
Доктор М. Лайтман – основатель и руководитель Международной академии каббалы
Михаэль Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc) – ученый-каббалист, профессор онтологии и теории познания, основатель и руководитель Международной академии каббалы и Института исследования каббалы им. Й. Ашалага (ARI – Ashlag Research Institute) – некоммерческих организаций, занимающихся исследованием и просветительской деятельностью в области каббалы.
М. Лайтман родился в 1946 г. в г. Витебск (Беларусь). В 1970 году окончил Ленинградский политехнический институт по специальности биологическая и медицинская кибернетика. В рамках обучения проводил учебную исследовательскую работу в Институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. Последние 30 лет занимается исследованием каббалы. Живет в Израиле, женат, имеет троих детей.
В 1978 г. возникший интерес привел М. Лайтмана к изучению древней науки -каббалы. Став учеником каббалиста Баруха Ашлага (1906-1991), сына и последователя величайшего каббалиста XX в. Йегуды Ашлага (1884-1954), автора комментария на «Книгу Зоар», М. Лайтман продолжает цепочку передачи каббалистического знания современному поколению.