Методические рекомендации для преподавателей
Для успешного освоения дисциплины предлагаются проблемные лекцииОни позволяют у студентов формировать навыки критического мышления ,активизируют познавательную деятельность, способствуют лучшему пониманию и освоению дисциплины.
Студенты получают навыки достаточной зрелости и самостоятельности для обсуждения проблемы ,развивают умения аргументировать свою позицию ,точку зрения.
Дискуссия ,диспут,»круглый стол»
Данные методы обучения учат студентов проявлять известную настойчивость ,контролировать ,свою импульсивность ,умение слушать
Собеседника, работать в команде. .
Использование выше перечисленных интерактивных методов позволяют установить взаимодействие между студентом и
преподавателем, между самими студентами. Они строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс -
освоения каждым участником опыта взаимодействия .
Инновационные методы -выходная карта, конструктивная таблица «З-Х-У» система маркировки текстапозволяю педагогу
сделать экспресс-диагностику знаний в отношении каждого студента .Формируется итоговое содержательное поле ,выводы по занятию
( по всему курсу).
Самостоятельная работа студента представлена следующими видами работ: эссе ,составление глоссария ,выступление с
сообщениями. Написание эссе позволяет научить ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы, выявляяет
полученные при изучении дисциплины теоретические знания.
Составление глоссария -формирует необходимый минимум категориального аппарата курса.
Подготовка сообщения и выступления позволяет формировать навыки ораторского искусства.
Для контроля знаний студентов рекомендуются тесты (тесты -составляются студента-ми),задания из « Практикума по философии»
.
9.Методические указания для студентов.
При изучении дисциплины особое внимание необходимо уделить разделу «История философии»,который создает базу для изучения
разделов «Онтология и теория познания» и «Социальная философия».Составление тестов и выполнение их –закрепление знаний по
истории философии.
Составление глоссария по всему курсу создаст упорядоченную систему необходимых знаний терминов ,направлений, персоналий.
Поэтому данный вид самостоятельной работы должен выполнятся особенно тщательно.
Написание эссе покажет необходимость теоретических знаний для выражения своей точки зрения.
Вся самостоятельная работа выполняется, согласно рабочим программам направлений.
В них указаны виды работ, количество часов ,порядок выполнения, схемы, образцы, тематика. работ.
Также необходимая информация может быть получена в разделах: « Учебно –методическое обеспечение самостоятельной работы»,
«Рейтинг -планы»
10.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
По курсу планируется выполнение следующих видов самостоятельной работы:
Эссе ,составление тестов ,глоссария ,сообщение, выступление.
Эссе.
По разделу «Введение»
Темы эссе:
1.Философия как способ и форма духовной деятельности.
2.Миф как историческая форма философского мировоззрения.
3.Религия как историческая форма философского мировоззрения.
4.Популярная философия.
5.Существует выражение «Каков человек - такова его философия».Согласны ли Вы с этимвысказыванием?
6.Философия и мировоззрение.
По разделу №2.тема 2.2 «Сознание»;тема 2.2.»Познание»
1.Идеалы сознания и жизнь.
2.Феномен дежевю.
3.Сознание и искусственный интеллект.
4.» Сознание-это экран ,на который проецируется окружающий мир».
5.»Все люди похожи на друг друга как телом ,так и душой .Небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного
человеческого экземпляра ,чтобы судить о всех других…(И.Тургенев «Отцы и дети»).
6.»Добро должно быть с кулаками».
7.Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру.
8.»Будущее служит причиной настоящего»
9.Интуиция в научном познании.
10.Роль подсознания в творчестве.
11.К.Маркс писал : « что воздействуя на окружающую природу и изменяя ее ,человек изменяет собственную природу».
12.»Человек есть второй бог» (Н.Кузанский).
Темы эссе с №1-по 6 относятся к теме «Сознание» с №7 по 12 к теме «Познание»
Раздел 3.темы 3.2 и 3.3.
Тема 3.2.»Духовная жизнь общества»
1.Духовное производство ( на примере литературы и искусства).
2.Духовное общение.
3.Система современных духовных ценностей молодежи.
4.Нравственные ценности в современном мире.
5.Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
6.Религиозные ценности и свобода совести.
Тема 3.3.»Формы общественного сознания»
1.Феномен общественного сознания как компонент духовного бытия.
2.Индивидуальное и общественное сознание.
3.Общественная психология.
4.Специфические особенности молодежного сознания.
5.Роль образования в формировании общественного сознания.
6.Влияние СМИ на общественное сознание.
Схема написания эссе:
-основная часть- относительно развернутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы.;
-начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции;
-каждый тезис необходимо аргументировать ,используя факты и примеры из
общественной жизни и личного социального опыта.
Тезис -то, что требуется доказать--Аргументы –факты, доводы суждения-Выводы.-
-эссе должно содержать относительно узкий круг терминов(3-5),подлежащих рассмотрению, которые раскрываются с опорой на
знания, полученные при изучении курса;
-содержать термины ,понятия ,обобщения ,факты ,примеры ,связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой.
Составление глоссария
Данный вид самостоятельной работы позволит студенту закрепить и лучше освоить теоретическое содержание курса .Рекомендуется
составить глоссарий по всем темам курса. Выполняется в отдельной тетради .Выписываются персоналии ,философов, направлений,
терминов,. с их краткой характеристикой.
Тематика сообщений по разд.3 тема.3.4.»Философия науки и техники».
1.Техника – часть общей рационализации общества.
2.Границы науки.
3.Знание за пределами науки.
4.Культурные смыслы науки.
5.Новое научное мышление.
6.Роль инноваций в науке и технике
Внутри указанных тем могут быть выделены подтемы. Сообщения заслушиваются на семинарском занятии. Система оценки - лист
взаимопроверки . Сообщение должно в себя включать следующие элементы :историю вопроса, теорию вопроса и свое отношение.
11.Контрольно-оценочные средства.
выполнение тестов по разделу « История философии».Студент обязан выполнить не менее 3-х тестов по разделу.
Для проверки знаний по разделу 2 «Онтология и теория познания»,» раздел3 «Социальная философия»- используются контрольные
материалы «Практикума по философии».Студент обязан выполнить не менее 2-х заданий по каждому разделу.
Примерные вопросы для промежуточной аттестации
1.Предмет и структура философии.
2.Методы и основные функции.
3.Проблема бытия.
4.Основной вопрос философии.
5.Категория «материя»,ее свойства и структура.
6.Философия о природе человека.
9.Философские концепции сознания.
10.Структура сознания
11.Принципы и категории диалектики.
12..Законы диалектики
13.Концепции познания.
14.Этапы и формы процесса познания.
15.Практика-основа ,движущая сила и цель познания.
16.Цель, пути ,средства и методы познания.
17.Понятие истины. Критерии истины .Относительная и абсолютная истина.
17.Социальные функции и закономерности развития науки.
18.Научная и философская картины мира.
19.Соотношение эмпирического и теоретических уровней научного познания.
20.Сущность и структура общества.
22.Экономическая жизнь общества.
23.Социальная структура общества.
24.Основные тенденции развития наций и национальных отношений.
25.Сущность ,структура и функции политической системы общества.
26.Основные черты гражданского общества и правового государства.
27.Духовная жизнь общества.
28.Формы общественного сознания.
29.Культура и цивилизация
30.Движущие силы исторического прогресса.
31.Формационный подход.
32.Цивилизационный подход.
38.Технократический подход.
36.Общественный прогресс.
37.Философская антропология.
38.Природа,сущность,назначение человека.
39.Понятие личности в философии .Свобода и ответственность человека.
39.Глобальные проблемы современности.
40.Философская футурология и прогнозы будущего.
41Философия Древнего Востока
42.Философия Древней Греции.
43.Философия Древнего Рима.
44.Средневековая философия.
45.ФилософияВозрождения
46.Философские течения Нового времени.
47.Философия эпохи Просвещения.
48.Философия И.Канта.
49.Объективный идеализм и диалектика Гегеля.
50.Материализм и философский антропологизм Л .Фейербаха.
51..Возникновение и особенности развития русской философии.
52.Философия западничества и славянофильства.
53.Социальная тема русской философской мысли 19 века.
54.Русский космизм.
55.Русская религиозная философия.
56.Русская марксистская философия.
57Иррационализм А.Шопенгауэра .
58.Философия жизни Ф.Ницше.
59 Философия марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс).
60..Неопозитивизм и постпозитивизм.
61.Прагматизм. и персонализм.
62 Феноменология и герменевтика.
63..Экзистенциализм.
64.Философия психоанализа.
65.Аналитическая философия.
66.Неотомизм.
67.Структурализм.
.
Рейтинг-планы
Технологическая карта по дисциплине « Философия» для направлений
« Информационная безопасность», « Прикладная математика и информатика»,