Современная западная философия
- Иррационализм. Шопенгауэр» С. Кьеркегор, А. Ницше.
Иррационализм - отвергал логические связи в природе, восприятии окружающего мира, как целостной системы. Основная идея иррационализма (за пределами разума) заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей законов развития, неподконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например Аффектам, Вале.
Артур Шопенгауэр (1788 - 1860 г.г.) в своем творчестве выступал против диалектики и историзма Гегеля призывал вернуться к Канту и Платону, (т. е. идеализму)
Развитие мира объясняется универсальной движущей силой которой, является Воля.
- Воля - абсолютное начало корень всего окружающего, идеальная сила. Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
- Окружающий мир есть лишь мир представленный в сознании человека.
- Сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе» (непознанная вещь) а Воля,
- Воля присуща не только живым организмам, но и не живой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли.
- Окружающий нас мир по своей сущности есть реализация воли.
- Взгляд на проблемы человеческой судьбы, счастья, носит пессимистический характер. Шопенгауэр не верит, что человек реализует свою волю для улучшения своего существования.
«Философия жизни» Фридрих Ницше - (1844 - 1900 г.г.)
Цель философии по Ницше Помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. | Жизнь - единственная реальность, существующая для конкретного человека. Воля (лежит в основе, как жизни, так и окружающего мира)
|
Философия основателя экзистенциализма Сьюрена Кьеркегор (1813 - 1855г.г.) ( '
Кьеркегор поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов (материей, Богом, духом, познанием и т.п.) и почти не уделяет внимание человеку, растворяет его во всеобщих абстрактных вопросах.
Философ выделяет понятия:
Он считал, что философия должна повернуться к человеку, его существованию, проблемам, помочь человеку осознать свое «Я».
Неотъемлемое существование - полная подчинённость человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех» без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания.
Подлинное существование - выход из состояния подавления обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть ЭКЗИСТЕНЦИЯ.
Три стадии на пути к подлинному существованию;
- Эстетическая - человек плывет по течению и стремится только к удовольствиям;
- Этическая - человек осознано выбирает себя, им двигает долг;
- Религиозная - человек полностью осознает свое призвание, что внешний мир не имеет для него особого значения. Он как Иисус Христос «Несёт свой крест» превозмогая страдания и обстоятельства.
- Прагматизм. Ч. С. Пирс, Д. Дьюи, У. Джеймс.
Прагматизм наиболее значительно представлен в современной Американской философии.
Прагматизм - направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике разрешать, проблематические ситуации)
Основателями прагматизма считаются философы: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи – который внес особый вклад в становление и развитие совершенного прагматизма (Джон Дьюи 1859 – 1952 г)
Цель философии в системе Прагматизма.
Помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её.
Особенности философии
1. Американские прагматики считают, что философия в тесном связи с опытом помогает найти истину, которая ведёт к новому опыту и в дальнейшем к достижению целее (т. е. является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью)
2. Дьюи обращает внимание на то, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике, то есть совершило научно-техническую революцию, в то же время ни научные методы, ни высокие технологии, абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту., значит Опыт нужно преобразовать через образование.
3. Высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям занятым физическим трудом.)
4. Не существует единственно «высшего блага» к которому должно стремиться человечество.
5. Существует плюрализм целей и благ.
6. Цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны.
7. Моральные заповеди (не убий, не укради и т.п.) не имеют конкретного характера ч (например на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в конкретном случае.
8. Демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общения.
9. Основной рычаг социальной реконструкции — применение научных методов и высших технологий в образовании и морали.
- Экзистенциализм.
К. Ясперс, Ж-П. Сартр, Л. Камю, (человек бунтующий)
Карл Ясперс (1883 - 1969 г.г.) немецкий философ - один из первых кто поднял экзистен-циалистические проблемы в XX веке (в книге «Психология мировоззрений») вышедшей в 1919 году.
Особенности философии К. Ясперса
- Человек обычно живет «заброшенной» не имеющего смысла жизни «как все», не подозревая о том, кто он такой в действительности, не зная своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я».
- Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации - между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы.
- С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью - высшим бытием.
- Вся жизнь человека осознано или неосознанно направлена к трансценденции - к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.
- Человек приближается к трансценденции, абсолюту высвобождает энергию, осознаёт себя через так называемые «шифры - трансцендентального»
- Это - эротика, секс, соглашение с собой, свобода, смерть - конечность бытия.
Прежде говоря человек должен один раз побывать «на том свете» в реанимации, и посетить морг, подумать о бренности и хрупкости бытия. (прим. В- Сизов)