Раннее христианство. Основные характеристики патристики.
Христианство возникло в греко-римском средиземноморском мире, когда он переживал эпоху религиозных брожений. Христианство отвергало почитание языческих богов и императора. В нем почитался не мифический персонаж, а реальная историческая личность, чья жизнь и учение стали предметом почитания и веры. Его смысловое ядро - вера в то, что во Христе вечный Бог стал человеком, претерпел смерть на кресте, а затем воскрес из мертвых. Христианство существенно отличалось от других религий и от официальных культов, поэтому его последователи столкнулись с постоянными гонениями со стороны основной массы населения и властей, поставивших христианство вне закона. Однако число христиан множилось. Однако за пять веков, последовавших за распятием Иисуса Христа, подавляющее большинство населения Римской империи, включая императоров, становится христианским. Миссионеров, самыми замечательными из которых можно считать апостолов Павла и Петра. Они и их менее прославленные современники проповедовали христианство преимущественно среди грекоязычного населения империи. Причины принятия христианства: 1) упадок греко-римской культуры; 2) принятие христианской веры Константином и его преемниками; 3) тот факт, что в христианстве люди всех классов и национальностей принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям; 4) приверженность церкви своим убеждениям; 5) героизм христианских мучеников. Исключительную роль в развитии христианской теологии сыграл Августин. Он учил, что в результате грехопадения Адама все люди оказались запятнанными грехом и не способны обрести спасение, самостоятельно обратившись к Богу. Человек может спастись только в том случае, если он для этого избран. Угроза само существование христианства. В 7 в. возникла новая угроза со стороны арабов-ислам. Патристика- совокупность теолого- философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Отцы церкви - традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. В патристике обычно выделяют три этапа:
1)Апологетика (2-3вв.)- сыграла важную роль в формировании и защите христианского мировоззрения. Их задача: «состояла не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в том, чтобы убедить язычников в преимуществах новой религии и способствовать их обращению в христианство» .
2)Классическая патристика (4-5 вв)-систематизировавшая христианское учение. Установившего официальную догматику христианства. Задача христианской философии – в обосновании и разъяснении церковных догматов. Августин Блаженный. Высшей целью человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека. Он истолковал Бога, как личность, сотворившего мир «из ничего» исключительно по своей воле и своему замыслу. Веру он ставит неизмеримо выше разума, а божественное откровение считает главным источником человеческих знаний.
3)Заключительный период (6-8вв.)стабилизировавший догматику. Разум он ставит выше веры, а авторитет церковников ни во, что не ставил; тем не менее они сами, чтобы разрешить свои споры, обращались к его авторитетному мнению.
.Кристаллизация нового философского стиля в христианской апологетике.
Апологетика (2-3вв.)- сыграла важную роль в формировании и защите христианского мировоззрения. Представители Квинт Септимий Тертуллиан, Тит Флавий Климент и Ориген- выходцы из Александрии. Их задача: «состояла не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в том, чтобы убедить язычников в преимуществах новой религии и способствовать их обращению в христианство» . Тертуллиан считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, чем больше они непостижимы и фантастичны, тем более верны. Только вера, божественное откровение приводит к истине. По мере превращения христианства в религиозно- идеологическую систему все больше происходило и его сближение с эллинской философией, которую апологеты признали вполне подходящим средством приобщения к христианской вере.