Проповедь индийскому землячеству
67-03 Что касается сотрудничества в проповеднической работе в западных странах, то сотрудничать в данной области — долг каждого индийца и индуса. В Индии немало организаций санатана-дхармы, но никто не пыталсяпроповедовать принципы Бхагавад-гиты в западных странах, хотя Бхагавад-гиту широко читают во всем мире. Такие свами, как Вивекананда и другие, побывавшие здесь до меня, создавали свои собственные идеологические религии, а это не соответствует Бхагавад-гите. Бхагавад-гита прямо утверждает, что Господь Шри Кришна — это Изначальная Личность Бога, и что Он является единственным объектом поклонения для всего человечества: матам паратарам нанйат, кинчид асти дхананьджая, нет Истины выше, чем Шри Кришна; на этой доктрине стоят все наставления Вед. Я пытаюсь проповедовать истину в этой части мира, и каждый индус или индиец обязан всемерно помогать мне в этом. Насколько возможно, постарайся помочь в этой миссии, хотя бы публикуя мои книги в Индии и, если возможно, найди Шримана Джоши, покажи ему это письмо и поговори с ним. Дай мне знать о вашем совместном решении, и это очень мне поможет. (ПШП Шри Кришнаджи, 25 марта 1967)
67-04 Что касается бенгальцев, я думаю, им трудно будет присоединиться к нам, потому что мы чистые вайшнавы. Бенгальцы, большей частью, поклоняются богине Кали, чтобы иметь возможность есть мясо и рыбу. Но некоторые из них, меньшинство, могут и присоединиться к нам. Другие индийцы, не бенгальцы, могут присоединиться к нам в большем количестве, потому что большинство их вегетарианцы. Так или иначе, не лезь ни в чьи личные дела, а просто предоставь возможность каждому присоединиться к киртану. Это проложит путь сознанию Кришны. Ты достаточно разумен и, надеюсь, понял меня правильно. (ПШП Киртанананде, 27 апреля 1967)
68-03 Что касается храма, то делай то, что легче и не впутывайся во все это слишком сильно. На тамошних индийцев полагаться нельзя, это и мое мнение. Так что сосредоточься больше на канадцах и европейцах. Обычно индийцы приезжают в эту страну единственно из материальных соображений; у них нет серьезного интереса к чему-либо духовному. Когда я приеду, я постараюсь вызвать симпатии индийцйев к нашему храму, но большинство из них, не будучи вайшнавами, не смогут принять наши строгие вайшнавские принципы. Поэтому процентов на восемьдесят они безнадежны. (ПШП Джанардане, 6 марта 1968)
68-07 Сим уведомляю, что получил ваше письмо от 2 июля 1968. Вы писали на хинди, но гуджаратскими буквами. Я не умею читать гуджаратский шрифт, но немного понимаю хинди. Так или иначе, я схватил суть вашего письма: Вы преданный Господа Кришны Ранчорджи из Дакора. И Вы хотите стать моим учеником. Вы получили степень магистра коммерции и хотите поселиться с моими учениками в Сан-Франциско. Все это хорошие предложения, и я не вижу никаких возражений. Гаргамуни приезжал сюда позавчера, а вчера уехал обратно. Он говорил мне о Вас, что Вы приходите в храм и принимаете активное участие в делах нашего храма. Я понял также, что Вы прибыли в США по студенческой визе. Но теперь Вы не хотите больше продолжат свое обучение, а хотите заняться каким-нибудь бизнесом. Я знаю также, что Вы семейный человек, и в Индии у Вас остались жена и две дочери. Итак, первое: Вы можете поселиться в храме с разрешения Джаянанды Брахмачари, президента храма, и, поскольку Вы несете в храме какое-то служение, думаю, он не будет возражать. Думаю, он будет очень рад принять Вас в качестве одного из насельников. Ваше желание сделать для храма что-нибудь существенное, весьма похвально. В храме можно сделать многое. Наверное, Вы оцените тот факт, что храм Радхи-Кришны единственный в Сан-Франциско. А я знаю, что в Сан-Франциско живет немало джентльменов из Гуджарата, к которым Вы можете обратиться за помощью для храма. Если у нас будет собственный храм, мы сможем организовать столько всего, что понравится и индийцам, и американцам.
Что касается бизнеса: Гаргамуни берет товары в кредит у какого-то импортера, продает товары и платит поставщику. Таким образом, ему не приходится вкладывать в бизнес капитал, но он отличный коммерсант. И если Вы сможете импортировать товары по его выбору и за свой счет, я думаю, у него не будет возражений против того, чтобы покупать у Вас на тех же условиях, что и у других. Он не говорил мне о Вашем деловом предложении. Если Вы хотите что-то предпринять, можете поговорить с Гаргамуни лично, и если он меня спросит, я сообщу ему свое мнение. Я знаю Пателей из Гуджарата, это клан деловых людей. И они способны делать очень прибыльный бизнес ради материального процветания. Но вы должны знать, что мы не занимаемся бизнесом ради материальных целей. Гаргамуни тратит прибыль на сознание Кришны. Он трудится изо всех сил, со всем усердием, но прибыль, которую приносят его усилия, тратит на Кришну — вот насколько он возвышен. Если Вы согласитесь вести дела в таком духе, это увеличит Ваш духовный капитал. Обычно люди склонны заниматься бизнесом или извлекать прибыль ради чувственного наслаждения, и эта тенденция является причиной материального рабства. А деятельность ради Кришны открывает врата освобождения. Поэтому я не буду вовлекать Вас в бизнес, если Вы пока не готовы отдавать прибыль Кришне. Лучше всего было бы, если бы Вы приехали сюда, скажем, недели на две, пожили в нашем храме и детально обсудили все со мной до того, как стать моим учеником. На самом деле я был бы рад принять такого образованного и разумного ученика, как Вы, но прежде всего нам надо встретиться, чтобы Вы поняли, можете ли Вы принять меня своим духовным учителем, а я посмотрел бы, могу ли я принять Вас своим учеником. Это необходимая предварительная процедура. Поэтому я прошу Вас приехать сюда хотя бы на две недели, и мы попытаемся понять друг друга. Думаю, будет лучше, если Вы напишете ответ на это письмо по-английски, поскольку мне трудно читать гуджаратский шрифт, хотя хинди я прекрасно понимаю. (ПШП Виноду Пателю, 6 июля 1968)
68-06 Сим уведомляю, что получил Ваше письмо от 17 июля 1968, которое было доставлено мне только вчера, через месяц, из-за забастовки почтовиков. Так или иначе, я рад, что Вы обращаетесь к гуджаратцам в Сан-Франциско и просите их поддержать храм, я очень этим удовлетворен. В следующий раз, когда я приеду в Сан-Франциско, я хочу, с Вашей помощью, лично посетить каждую гуджаратскую семью в Сан-Франциско и рассказать им о своей миссии. Моя миссия заключается в том, чтобы утвердить следующее: кришнас ту бхагаван свайам. Международное общество сознания Кришны ставит своей целью утвердить единого Бога, единое писание, единую мантру и единое служение. Единый Бог — это Кришна, единое писание — Бхагавад-гита, единая мантра — Харе Кришна Харе Кришна, а единое служение — делать все для Господа. Я доволен тем, что гуджаратские леди и джентльмены, живущие в Сан-Франциско проявляют горячий интерес к этому Движению, потому что внешне, или с исторической точки зрения, Кришна был гуджаратцем. Отец Его был гуджаратцем, а дом дяди по матери находился в Матхуре. А дом Его приемного отца был во Вриндаване. Конечно, все это внешнее, но даже если мы примем Кришну за историческое Лицо, гуджаратцы должны интересоваться Им больше, чем все остальные. Я благодарен Вам за обещание стараться изо всех сил, чтобы помогать мне и моему Движению и храму. И за это все благословения и милость Кришны прольются на Вас. (ПШП Виноду Пателю, 22 августа 1968)
68-09 Относительно индийского землячества: не ожидай от них чего-то особо чудесного. Мы уже видели все это в Монреале — они приехали в чужие края зарабатывать деньги. Поэтому ждать от них какого-то культурного вклада не приходится. Так что ты будешь общаться с ними очень тактично и, где только можно, решительно протестовать против их глупых идей. Но ты должен стараться подкреплять свои утверждения Бхагавад-гитой и Бхагаватам. Лучше всего избегать их, по мере возможности. Я забочусь о том, чтобы проповедовать нашу доктрину среди европейцев и американцев, и меня совершенно не интересует проповедь среди индийцев, потому что у них теперь, после долгих лет подчинения иностранцам, в головах каша, они потеряли собственную культуру. (ПШП Гурудасу, сентябрь 1968)
68-09 Группа санкиртаны в Сан-Франциско отлично работает, и, как я понял, неплохо собирает пожертвования. Я приехал сюда, чтобы постоянная группа санкиртаны могла путешествовать по всей стране. Посмотрю, что получится. Здесь есть индийцы, приехавшие из провинции Гуджарат, они, по больше части, преданные Господа Кришны. Они предлагают свое добровольное участие. Это одна из главных целей моего приезда — занять их в сознании Кришны. (ПШП Субале, 9 сентября 1968)
68-09 Я получил письмо от Мукунды, в котором говорится, что ваша проповедническая работа продвигается хорошо, и теперь ты это тоже подтверждаешь. Я буду рад узнать, что за встречи вы проводите в индийском центре и как вам удается сделать эти встречи успешными. Эти люди могут быть имперсоналистами, насколько я понял из их листовки, но киртан мы можем исполнять где угодно. Неважно, что там за люди. Мы можем влиять на других с помощью нашего метода киртана. (ПШП Ямуне, 23 сентября 1968)
68-10 Что касается Вашего предложения учредить постоянно действующую организацию, то такая организация уже существует в штате Нью-Йорк, и мы открываем все новые отделения в других штатах. Так что я был бы рад, если бы наши индийские друзья, живущие в Сан-Франциско, взялись бы за создание местной организации. Я это привествую. Я бы предложил создать у вас комитет, состоящий из индийцев и американцев, и открыть наш храм, храм Радхи-Кришны. Если с Вашей помощью это удастся, я буду очень рад. И как только Вы меня пригласите, я сейчас же приеду в Сан-Франциско. Поскольку у меня назначены мероприятия в Монреале, я еду отсюда туда, а оттуда могу отправиться прямо к Вам. Это одно. Другое: я не получаю достаточной поддержки из Индии — ни от правительства, ни от людей. Сейчас Вы сами видели, что я делаю, видели, как реагируют американцы, и если Вы возьметесь организовать отделение Международного общества сознания Кришны в Индии, это будет существенная мне помощь. Прилагаю здесь копию одного письма Хануман-Прасада Поддара, которое он написал мне по собственному почину. В нем он хвалит мою работу. Подобные письма я получаю во множестве и от простых людей, но, когда я прошу их помочь практически, никто не изъявляет такого желания. Что же касается правительства, то оно и вовсе не заинтересовано в том, чтобы мы обрели здесь свараджу; но ведь на самом деле индусы лишены возможности пропагандировать свою религиозную деятельность, и, оказавшись за пределами страны, мы очень и очень ослаблены. Христиане и буддисты широко проповедуют в Индии, расходуя огромные деньги, а здесь, хотя мы находим такой хороший отклик, нам никто не помогает — ни люди, ни правительство.
Итак, когда Вы вернетесь в Индию, Вы можете поспособствовать развитию какого-то общественного мнения, хотя бы в среде вайшнавов, ведь у Вас в Гуджарате много вайшнавов. Там повсюду много вайшнавов. Они должны захотеть сотрудничать со мной, и это будет прекрасная организация. Мы хотим утвердить единого Бог — Кришну; единое писание — Бхагавад-гиту; единую мантру — Харе Кришна; и единую деятельность — служение Верховному Господу. И люди откликаются. Поэтому, пожалуйста, постарайтесь помочь мне. Что касается правительства, то они не будут сотрудничать. Они подверглись обмирщению. Но если люди не будут сотрудничать, тогда как же пойдет дело? Поэтому, пожалуйста, постарайтесь вдохновить индийцев сотрудничать со мной, это очень мне поможет. А пока Вы находитесь в Америке, постарайтесь побудить к сотрудничеству наших друзей из Гуджарата, чтобы мы смогли построить собственный храм, хотя бы в Сан-Франциско. Что касается благочестия моих учеников, Вы знаете, что они строгие вайшнавы. Они воздерживаются от незаконных половых отношений, от всех видов одурманивающих средств, они едят исключительно кришна-прасад и никогда не принимают участия в азартных играх любого вида. По части праведности они, пожалуй, опережают некоторых из наших индийских друзей. И если наши индийские друзья станут сотрудничать с нами в таком духе, это будет великий успех. Еще раз благодарю Вас за Ваше прекрасное письмо и за высокую оценку моей деятельности. Если Вы будете сотрудничать со мной, это вдохновит меня еще больше. Благодарю Вас. (ПШП Джаривале, 16 октября 1968)
68-11 Когда индийская община приглашает тебя ответдать прасада, будь с ними добр, иди, куда тебя приглашают, и пой «Харе Кришна». Они вегетарианцы, поэтому любой прасад, которым тебя угощают, предлагай Божеству и ешь. (ПШП Анируддхе, 14 ноября 1968)
68-11 Примите, пожалуйста, мои сердечные поклоны и благословения Господа Кришны. Ваше приглашение меня очень вдохновило, и я сочту прекрасной для себя возможность посетить Вас, когда Вы будете готовы принять меня у себя. Будучи в Индии, я слышал, что немало индийцев, особенно индусов, живет в этой части света (в Южной Америке) уже не в первом поколении, и они нуждаются в духовном руководстве в рамках своей изначальной ведической культуры. Думаю, Вы внимательно читали Бхагавад-гиту и помните, что в Пятнадцатой главе говорится: Господь, в Своем воплощении Кришны Двайпаяны Вьясы составил Веды. Целью Вед является постижение Кришны, а Бхагавад-гита — это суть всех наставлений Вед. Господь Чайтанья еще более облегчил этот процесс, дав людям святое имя Кришны, и теперь всё стало настолько просто, что ведическое знание можно проповедовать по всему миру без всяких трудностей. В доказательство этого утверждения узнайте от меня, что Движение «Харе Кришна» распространяется, как лесной пожар, по всей Америке, Канаде, Англии и Германии. Поэтому, если Вы милостиво присоединитесь к этому Движению и поможете этому наводнению затопить Южную Америку, это будет великим служением Господу. Я был очень рад получить Ваше письмо и принимаю Ваше приглашение. Теперь организуйте всё, что нужно, а я пока посылаю Вам кое-какие документы, связанные с нашей темой. Просмотрите их, пожалуйста. (ПШП Шриману Петамбару Динадаялу, 22 ноября 1968)
68-12 Что касается индийского населения, я думаю, что сикхи для наших целей бесполезны. Они не понимают нашей философии, и их не интересует духовное развитие. Нам не нужно настолько осторожничать, чтобы брать новых членов только из определенной группы населения. Каждый является неотъемлемой частицей Кришны, и мы при каждом удобном случае привлекаем к обучению сознанию Кришны людей, которые хотят вернуться домой, к Богу. (ПШП Ананде, 17 декабря 1968)
69-05 Конечно, немало индийцев, которые были бы довольны, если бы здесь был индуистский храм, но нас особо интересует нечто другое. Наш план состоит не в том, чтобы поддерживать индусов или какую-то другую группу. Истинная наша цель — распространить сознание Кришны. Это означает, что есть один Бог, Кришна; одно писание, «Бхагавад-гита как она есть»; одна мантра, «Харе Кришна»; и одна деятельность, служение Господу Кришне. Мы хотим проповедать это учение по всему миру, и я уверен, что представители любых религий присоединятся к нам. Если мы откроем такой храм, как хочет Матаджи, это тоже хорошо, мы привлечем внимание индусов, но при этом мы не достигнем своего идеала. Поэтому не стоит слишком уж вдохновляться по этому поводу. Она, безусловно, хорошая преданная Кришны, но ей нужно изучить науку сознания Кришны. Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. (ПШП Ямуне, 27 мая 1969)
69-06 Что касается храма Матаджи Шьямадеви в Лестере, ты прав, я не очень интересуюсь открытием индуистского храма. Ты, наверное, помнишь, что я с самого начала никогда не называл свое Движение индуистской религией. Религия — это авторитетный метод, с помощью которого мы осознаём Бога, а первоклассная религия — та, что учит людей развивать в себе любовь к Богу. Знать и принимать авторитет Бога — это одно, а любить Бога — другое. Обычно люди хотят материальных удобств и превращают Бога в снабженца. Такая преданность не очищает. Она осквернена материальными желаниями. Когда же человек возвышается до такого уровня, чтобы отдать всё Кришне из любви и привязанности — такое положение следует считать наивысшим. Мы учим этой философии, называя ее сознанием Кришны, и она будет понятна любому здравомыслящему человеку. Принцип Бхагаваты состоит в том, что, поскольку мы можем обрести счастье, просто развивая свою дремлющую любовь к Богу, то это и есть наше главное дело. (ПШП Мукунде, 10 июня 1969)
70-01 По поводу подхода к индийской общине: ты можешь сказать им, что сознание Кришны так прекрасно, что если его проповедовать, то не будет больше никаких других религиозных групп, и это будет идеальное состояние для всего человеческого общества. Под влиянием этого Движения, никто не будет больше считать себя индусом, христианином, мусульманином или буддистом, а все станут слугами Кришны, воспользовавшись простым методом повторения Его святого имени. Кришна — это Верховный Отец, и Он провозглашает, что все живые существа, независимо от формы тела, являются Его сыновьями. Так почему же не принять эту философию и не увидеть на практике, как ее последователи становятся счастливыми, на основе сознания Кришны? Ты должен убедить все слои человеческого общества прийти в сознание Кришны. Лондон — великий город, возможно, самая важная столица в мире, каждый год его посещают тысячи людей. Объединив свои усилия, англичане и индийцы должны построить в нем такую прекрасную организацию, чтобы люди со всего мира могли получить от этого благо. Вот какая задача стоит перед тобой, и ты можешь осуществить ее с помощью искреннего служения и великой преданности.
По поводу твоих занятий дома по вторникам: ты можешь продолжать их проводить, рассматривая как филиал искконовского храма Радхи-Кришны. Программа должна быть посвящена исключительно пению харе-кришна-мантры или других песен, таких как «Говинда джая джая, Гопала джая джая», и больше ничего. Поклонение полубогу в своем доме нужно полностью прекратить, и нельзя также считать полубога равным Нараяне или Кришне, на самом деле это не так. Упор надо сделать на пение харе-кришна-мантры, и чтение «Бхагавад-гиты как она есть» и Шримад-Бхагаватам. Другим изданиям Бхагавад-гиты свойственно вместо Кришны говорить о Параматме или Парамешваре, или что-то подобное. Эти формулировки говорят, в большей или меньшей степени, об имперсонализме. Поэтому когда цитируешь Бхагавад-гиту, всегда говори «Кришна». Это духовное слово должно звучать. Вот таким образом ты можешь продолжать свои занятия по вторникам. И ты, и твоя жена должны украшать лоб урдхва-пундра-тилакой. (ПШП Кширодакашайи, 10 января 1970)
70-01 По поводу индуистской веры: в Индии миллионы храмов Кришны, и нет ни одного индуса, который не поклонялся бы Кришне. Следовательно, Движение сознания Кришны не есть нечто выдуманное. Мы приглашаем всех ученых, философов, религиозных деятелей и обычных людей критически изучить это Движение и понять его. Если сделать это серьезно, понятным возвышенное положение этого великого Движения. Метод пения и повторения святых имен Господа также авторитетен. То, что профессора Стааля раздражает постоянное повторение святого имени Кришны, говорит лишь о недостатке у профессора знания об авторитетном Движении сознания Кришны. (ПШП главному выпускающему редактору «Лос-Анджелес Таймз», 14 января 1970)
70-01 Я понял, что ты сейчас готовишься отбыть в Австралию, и я очень рад, что ты полон энтузиазма проповедовать трансцендентное учение сознания Кришны. Господь Чайтанья Махапрабху будет очень тобой доволен. Господь Чайтанья хотел, чтобы это учение любви к Кришне, которое является высшим благом для каждого живого существа, было проповедовано по всему миру. Ты умный парень и понимаешь, насколько это Движение сознания Кришны необходимо для возвышения человеческого общества.
Болезнь человеческого общества все больше обостряется, и Господь Чайтанья хотел, чтобы индийцы проповедовали это учение ради блага всего человеческого общества. К сожалению, нынешнее поколение индийцев тяготеет больше к технологическому знанию, чем к учению о сознании Кришны. Положение, в котором они находятся, весьма опасно. Так или иначе, подчиняясь приказу своего духовного учителя, я принес сюда учение о сознании Кришны и вручил его американским юношам и девушкам. И я обращаюсь ко всем, особенно к разумным юношам, подобным тебе: пожалуйста, отнеситесь к проповеди Движения сознания Кришны очень серьезно, и это будет ваше великое служение всем людям. Сейчас у нас достаточно книг и другой литературы, и мы будем продвигаться вперед. (ПШП Бали-Мардану, 21 января 1970)
70-03 Шри Р.Д. Бирле
Дом Промышленности
Бомбей 1, Индия
Дорогой Шри Бирладжи, приветствую Вас. Я получил письмо от Балмукунда Парикха (Вудсток-авеню, 78, Лондон, NW11), и прилагаю копию этого письма для того, чтобы Вы могли с ним ознакомиться. Возможно, Вам известно, что в западном мире я проповедую учение о сознании Кришны в строгом соответствии с вайшнавскими принципами, и что я уже учредил двадцать шесть центров, список которых прилагаю. Я хочу открыть много храмов Радхи-Кришны во всех важных городах и во всех странах западного мира. Я не только открываю храмы, но и создаю преданных в этих храмах. У меня тысячи учеников в Америке, Европе, Канаде, Японии и Австралии. Мне неоходимо много пар мурти Радхи и Кришны, и из письма Шри Балмукунда Парикха я понял, что Вы хотите пожертвовать эти мурти, чтобы они были устрановлены в разных западных странах. Я понял, что Вы уже пожертвовали четыре пары мурти от имени своей компании через Дальмия Джайн Траст. Но мне нужны сотни пар таких мурти. Обычно в наших храмах мы устанавливаем латунные, высотой 24 дюйма (61 см), или мраморные 42-дюймовые (106 см), Божества. Прилагаю изображение наших лондонских Божеств для Вашего обозрения. Заранее благодарен Вам за скорый ответ.
Ваш в служении Господу,
А.Ч. Бхактиведанта Свами (ПШП Р.Д. Бирле, 9 марта 1970)
70-03 Весьма благодарен Вам за высокую оценку моего смиренного служения в области развития Движения сознания Кришны. Думаю, каждый индиец несет ответственность за распространение этого Движения по всему миру. Это приказ Господа Чайтаньи, отданный Им во исполнение воли Господа Кришны. Господь Чайтанья говорит, что каждый, кто родился человеком на земле Бхаратаварши, должен одухотворить свою жизнь, впитав все благо ведической культуры, а затем разпространить это знание ради блага всего остального мира. (ПШП Шриману Банкаджи, 13 марта 1970)
70-03 Думаю, общество, которое Вы упоминаете в своем письме, то есть, Вишва-хинду Паришад, должно принять это послание Господа Чайтаньи, если они действительно хотят что-то сделать для ведической культуры, известной как культура индуизма. На самом деле такого слова — «индус» — нет в ведической литературе. Это название исходит от мусульман, которые называли реку Синдху «Индус» или «Хиндус». Ведическая культура предназначена не для какой-то отдельной секты или даже страны, она предназначена для всего человеческого общества. По-другому ведическая культура называется санатана-дхарма, что означает «вечный долг вечных живых существ». Кришна вечен, и мы все, живые существа, будучи неотъемлемыми частичками Кришны, также вечны. Любовным взаимообмен между двумя этими вечными называется вечной обязанностью или санатана-дхармой. Меня очень радует, что Вы так сильно стремитесь помогать моему Движению в западном мире. И если Вы любезно сделаете это, не только я буду это привествовать, но и Кришна будет очень Вами доволен и прольет на Вас Свои благословения. Если Ваши друзья, компания образованных и честлюбивых молодых тружеников, согласится следовать моим наставлениям, думаю, они смогут совершить великое служение человеческому обществу. Мы больше не должны замыкаться в рамках индуистского общества. Если мы ограничим свою деятельность кругом одних только индусов, у нас будет много соперников: христиане, мусульмане, буддисты и т.д. Но если мы будем проповедовать философию сознания Кришны с должной серьезностью, она будет принята во всем мире.
Это уже испытано на практике в течение последних трех или четырех лет. У меня тысячи учеников, европейцев и американцев. Они родились не в индусской культуре, но все же принимают философию сознания Кришны. У меня есть и ученики-мусульмане, но все они вместе поют харе-кришна-мантру, танцуют в экстазе, почитают кришна-прасад и живут счастливо в соответствии с ведическими принципами, то есть, как брахмачари, грихастхи, ванапрастхи или санньяси, не говоря уж о том, что каждый из них соблюдает четыре заповеди, то есть, отказался от незаконных половых отношений, от употребления одурманивающих средств, от мясной пищи и азартных игр. В настоящее время мы должны обучить все молодое поколение с помощью метода, рекомендованного Господом Чайтаньей, и тогда наше Движение сознания Кришны распространится по всему миру. (ПШП Шриману Банкаджи, 13 марта 1970)
70-03 По Вашему совету, я уже написал письма изготовителям Мурти, а также Бирле-джи и Джайпурье-джи. Моя миссия состоит в том, чтобы основать сотни и тысячи храмов, подобных тем, которые я основал в Лондоне и других местах. И я хочу, чтобы каждый индиец, у которого есть хоть капля любви к Кришне, смог сотрудничать со мной в этих усилиях. (ПШП Шри Балмукунд-джи, 15 марта 1970)
70-03 Пожалуйста, постарайтесь понять, насколько велико Движение сознания Кришны. Люди упускают из виду эту деталь — любовь к Кришне. Если, так или иначе, им удастся возродить свое утраченное сознание и сосредоточиться на Кришне, все вопросы и мировые проблемы легко решатся. Итак, я снова прошу Вас принять на себя обязанности проповедника этого великого Движения. Неважно, примете Вы санньясу или нет. Вы можете пропагандировать это Движение сознания Кришны совместно с Вашей милой супругой, почему нет? Кроме моих учеников у меня детей нет. Если они, не будучи воспитаны в ведической культуре, могут проповедовать сознание Кришны вместе — мужья и жены — почему бы не делать этого Вам, образованному джентльмену, обладающему полным знанием ведической культуры? Если Вы возьметесь за дело с подобающей серьезностью, Вы, я уверен, ощутите духовное блаженство. (ПШП Шри Балмукунду-джи, 15 марта 1970)
70-04 Что касается индуистских центров в зарубежных странах, то среди них нет ни одного авторитетного, везде какая-то мешанина. Такой центр есть и в Лондоне. На самом деле, и индусы и неиндусы — все в наше время лишены связи с истинной наукой духовного знания. Все только заявляют о своей принадлежности к той или иной религии, поэтому иметь дело с такими людьми очень трудно, если только они не стараются с полной серьезностью понять науку о Боге. В индийских общинах на Западе все относятся ко мне хорошо, потому что видят, что внешне я распространяю индуистскую религию. Но на самом деле Движение сознания Кришны — не индуистская религия, и никакая другая религия. Это назначение души. Так что, хотя индийцы, исповедующие индуизм, относятся ко мне весьма благосклонно, превратить их в чистых преданных, насколько я понял, очень трудно. Еще труднее это стало из-за проповеди Миссии Рамакришны о том, что любое мнение о религии имеет право на существование. У нас другая философия, мы не принимаем никаких мнений, если они не согласуются с мнением Кришны. Так что если человек недостаточно удачлив, то, независимо от того, является он индусом или нет, он не сможет присоединиться к Движению сознания Кришны и принять его авторитетные принципы. (ПШП Джаяпатаке, 17 апреля 1970)
70-05 Что касается предложения Карачи-гуджаратского индуистского союза и Брахма-самаджи отправить наших преданных в Африку, то если они оплатят обратную дорогу, мы поедем и в Африку, но я не очень надеюсь на тамошних индийцев. Они могут оказаться такими же, как в Англии. С индийцами трудность заключается в том, что им кажется, что они все знают, и им не нужно ничего узнавать о нас, но на самом деле большинство из них утратили свою изначальную культуру, и им нужно учиться очень и очень многим вещам от нашего Движения сознания Кришны. (ПШП Тамале, 27 мая 1970)
70-06 Я хочу, чтобы если наш вриндаванский центр будет открыт, Вы приняли на себя ответственность за этот центр и таким образом, помогли бы развитию Движения сознания Кришны по всему миру. С какой бы точки зрения ни посмотреть, это Движение крайне необходимо. Я убедился на практике, что с помощью этого Движения можно сделать счастливыми все человеческое общество. Вы пишете: «Господь, по Своей великой, великой милости, позволил мне родиться человеком на священной земле Индии — просто чтобы служить человечеству и, через это, Ему одному». Итак, вот возможность, предоставленная Вам Господом — воспользуйтесь ею и подайте нашим соотечественникам пример такой деятельности, какая подобает каждому уважающему себя индийцу. (ПШП Шриману Радхарамана-Шарану-джи, 25 июня 1970)
70-07 Относительно вашего вопроса: «индусская» означает культура индийцев. Индия расположена на другой стороне реки Индус. Эта река находится сейчас на территории Пакистана и ее название читается так: Индус. На санскрите она называется Синдху. Европейцы исказили название реки Синдху, превратив его в Индус, а от Индуса пошло название Индия. Арабы произносили название Синдху как «Хинду». Это не санскритское слово, и его не найти в ведической литературе. Но культура индийцев или индусов — это ведическая культура, и начинается она с четырех варн и четырех ашрамов. Эти четыре варны и четыре ашрама предназначены для истинно цивилизованной человеческой расы. Вывод таков: если человек действительно цивилизован, в истинном смысле этого слова, он следует системе варн и ашрамов, и тогда его называют индусом. Наше Движени сознания Кришны проповедует эти четыре варны и четыре ашрама, поэтому оно, естественно, имеет некоторое отношение к индуизму. В общем, индусом человека можно называть с культурной точки зрения, а не с точки зрения религии. Культура — ни в коем случае не религия. Религия — это вера, а культура — это образование и развитие знания. (ПШП Джанманджае и Тарадеви, 9 июля 1970)
70-07 Итак, культурное Движение сознания Кришны — это на самом деле не индуистское движение, а Движение изначальной индийской культуры. Кришна не называет Себя индусом или кем-то еще, Он провозглашает Себя отцом всех живых существ. Люди всего мира нуждаются сейчас в этом культурном Движении, чтобы достичь истинного мира и процветания. В Чайтанья-чаритамрите говорится, что сознание Кришны не есть что-то чужеродное, навязываемое силой, оно дремлет в каждом сердце, и его нужно просто разбудить с помощью авторитетного метода. Этим авторитетным методом является пение и повторение святых имен, как это рекомендуется во всех ведических произведениях, и он проявил свою эффективность среди людей, не являющихся ни индусами, ни вообще индийцами. Поскольку такова естественная склонность всех живых существ, этот метод принимается всеми классами людей, независимо от касты, религии или цвета кожи. Столь великое культурное Движение изошло из Индии, и Махатма Ганди, отец индийской нации, всегда носил с собой Бхагавад-гиту. Так почему же индийское правительство не поддерживает это великое Движение? Мемориальный фонд Ганди собрал несметное количество денег, Департамент культуры Министерства образования тратит огромные деньги, но почему же не на истинно индийское культурное движение — Движение сознания Кришны? Поэтому постарайтесь, пожалуйста, убедить премьер-министра отнестись к этому делу со всей серьезностью, ведь распространение этого культурного Движения прославит Индию и поднимет ее престиж. Хотя Бхагавад-гита считается индийским евангелием, ее значение не ограничивается рамками одной лишь индийской общины. Эту книгу изучают по всему миру. Сотни раз издавалась она за рубежом, и я воочию вижу, насколько сильно люди стремятся принять эту культуру. Если Вам нужна дополнительная информация, я буду очень рад Вам ее предоставить, а Вы, пожалуйста, постарайтесь помогать этому Движению до конца своей жизни. Мы оба достаточно стары. Мне в следующем месяце исполнится 74, Вы в том же возрасте, так давайте же сделаем что-нибудь вместе в оставшееся нам время жизни, чтобы наша мать Индия прославилась по всему миру. (ПШП Нирмале Бабу, Члену Праламента, 9 июля 1970)
71-03 Что касается соседского «гуру», равно как и остальных так называемых садху на Фиджи, то какое нам до них дело? Просто продолжайте решительно проповедовать. Искренних людей привлечет чистота вашего послания. И если такой человек настаивает на том, что надо сначала произносить «Харе Рама», то что в этом дурного? (ПШП Упендре, 21 марта 1971)
72-02 Если вы живете в старинном индуистском храме, это очень хорошо. Да, индуизм как религия мертв. В Индии тоже, и в Африке нам предлагают много пустых индуистских храмов, чтобы мы взяли их на себя и управляли ими. У индиузма как религии нет философской базы, поэтому он и мертв, ведь в эту эпоху люди сильно отягощены материальным существованием и не слишком интересуются сентиментальными религиями, подобными индуизму. Чувства временны, рано или поздно они обязательно иссякнут. Но люди нуждаются в настоящей философии, которая наполнит смыслом их жизнь и проведет их среди всех изменчивых жизненных обстоятельств. А в наши дни единственно доступная философия — философия выгоды, будь то выгода ради удовлетворения чувств, марксизм, или еще какой-нибудь «изм». Но ни одна из этих так называемых философий не доказала своей способности удовлетворять людей. Поэтому весь мир погряз в тревоге и неудовлетворенности, и люди принимают единственно оставшуюся философию — философию безнадежности. Но наша философия Кришны несет современному человеку реальный смысл и надежду. Мы возвращаем жизнь мертвым церквям и храмам и можем быть уверены, что, поскольку наша философия предлагает каждому твердую опору в жизни и способ решения всех проблем жалкого материального существования, совсем скоро предсказание Господа Чайтаньи сбудется, и все люди мира наудут прибежище у лотоса стоп Кришны. (ПШП Вайкунтханатхе и Патита-Паване, 4 февраля 1972)
73-03 Дело в том, что без преданных-индийцев сельская проповедь не будет эффективной. [Люди в деревнях] большей частью неграмотны, как они поймут нас? Мы должны избегать риска сепаратизма, наша цель объединение. В Лондоне индийцы открыли свой собственный индуистский храм Радхи-Кришны. Мы должны избегать «кожной болезни», а эти индийцы, похоже, эксперты в кожевенном деле. Такой сапожник всегда разбирается в «коже». Они смотрят на нашу группу санкитаны и думают, что это танец белокожих. Так или иначе, необходима программа, как собрать индийских преданных. (ПШП Шриману Харипрасаду Бадруке, 5 марта 1973)
74-04 Я попросил Прадьюмну послать тебе список вайшнавских праздников, который ты можешь вручать индийцам, которые приходят в нью-йоркский храм. Мы не можем отвлекать внимание наших преданных на участие в так называемых религиозных церемониях, за исключением авторитетных вайшнавских праздников. Это уже превратило религию индийцев в какую-то псевдо-религиозную мешанину. Чтобы развиваться в сознании Кришны, мы должны просто сосредоточиться на Кришне. Поэтому мы можем помогать им, но наши праздники будут касаться только Кришны. (ПШП Гопала-Кришне, 27 апреля 1974)
74-12 По поводу твоей фермы: все очень хорошо. Но позаботься и о своем храме в Денвере. Это прекрасный храм, не потеряй его. Твою идею организовать попечительство силами ИСККОН и руководителей индийской общины я одобряю. Она хороша. Пусть индийцы примут участие в нашем Движении и помогут нам в исполнении миссии Шри Чайтаньи Махапрабху. При оформлении этого попечительства ты должен внимательно проследить за тем, чтобы мое имя было зарегистрировано в качестве ачарьи-основателя, и чтобы мое решение считалось окончательным. Иными словами, в случае необходимости я должен иметь возможность наложить вето на решения, принятые другими попечителями или отменить их. Мое решение должно перевешивать всех остальных попечителей вместе взятых. (ПШП Курушрештхе, 28 декабря 1974)
76-04 Твой план посещать местный индуистский храм и читать там лекции по нашей философии хорош. Старайся соблюдать четыре заповеди и повторять ежедневно по шестнадцать кругов, и тогда ты постепенно будешь продвигаться в сознании Кришны. (ПШП Ниранджана-дасу, 2 апреля 1976)