Тестовые задания для самоконтроля
1.Автором первой социально-политической теории, в которой общество делится на три группы в соответствии с «качествами души»: производителей материальных благ, воинов и философов-правителей, является:
а) Гераклит;
б) Демокрит;
в) Платон;
г) Аристотель.
2. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый:
а) тип культуры;
б) способ производства материальных благ;
в) уровень развития науки и техники;
г) уровень развития общественного сознания.
3. С позиции материалистического понимания истории социальный, политический и духовный процессы жизни общества определяются:
а) формой государственного устройства;
б) господствующей формой религиозного сознания;
в) способом производства материальных благ;
г) уровнем развитии материальных и духовных потребностей.
4. С позиции идеалистического понимания истории в развитии общества решающее значение имеет:
а) общественное сознание;
б) религия и церковь;
в) рост самосознания людей;
г) труд, материальное производство.
5. В общественной жизни основными, определяющими являются отношения:
а) сотрудничества и взаимопомощи;
б) соперничества и конкуренции;
в) собственности;
г) распределения и потребления.
СЕМИНАР 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные понятия: иррационализм, «мировая воля», «воля к власти», интуитивизм сверхчеловек, феноменология, позитивизм, лингвистика, экзистенция, «пограничная ситуация», абсурд, неотомизм, психоанализ, неофрейдизм, неопозитивизм, сциентизм антисциентизм, герменевтика, структурализм, постмодерн, эзотеризм, теософия антропософия.
Первоисточники для изучения: одно из произведений зарубежных авторов на выбор – А. Камю «Миф о Сизифе», Ж-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм», Э. Фромм «Искусство любить (исследование природы любви)», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», К. Ясперс «Духовная ситуация времени».
Теоретические вопросы
1. Становление западноевропейского иррационализма. «Философия жизни»: Ницше, Бергсон.
2. Возникновение и развитие психоанализа, его влияние на философию.
3. Философская антропология.
4. Проблема человека и его свободы в экзистенциализме.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы основные причины возникновения иррационализма в философии?
2. Что противопоставляется разуму в философии А. Шопенгауэра?
3. Какие принципы человеческого существования обосновывает С. Кьеркегор? Почему его считают основоположником экзистенциализма?
4. Что означает тезис «Бог умер» в философии Ф. Ницше? Чем объясняет Ф. Ницше необходимость переоценки всех ценностей?
5. Как связаны в философии Ф. Ницше «воля к власти» и идея «сверхчеловека?
6. Что означает принцип «творческой эволюции» в философии А. Бергсона? Какова роль интуиции в познании?
7. В чём сущность теории множества локальных, «взаимнонепроницаемых» культур А. Шпенглера? Как связаны культура и цивилизация?
8. Каковы основные идеи «феноменологического» понимания сознания и познания в философии Э. Гуссерля?
9. Как понимает задачи философии и науки основоположник позитивизма О. Конт?
10. Каковы основные этапы развития позитивистской философии? Что является предметом исследования с позиции логического позитивизма и лингвистической философии?
11. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом?
12. Какова структура человеческой психики в теории психоанализа З. Фрейда?
13. Какова роль бессознательного в поведении личности с позиции З. Фрейда и К. Юнга?
14. Каковы основные идеи «неофрейдизма»?
15. Какое влияние психоанализ оказал на философию, науку и культуру 20 века?
16. Что является предметом философского исследования с позиции экзистенциализма?
17. Как решается в экзистенциализме проблема свободы и самоопределения человека?
18. Какие варианты достижения «подлинного бытия» личности предлагает экзистенциализм?
19. Как относится современная религиозная философия – неотомизм к научному прогрессу?
20. Удалось ли решить проблему природы и сущности человека представителям «философской антропологии»?
21. В чем противоположность «сциентизма» и «антисциентизма» в современной философии?
22. Каковы основные идеи «критической теории общества», разработанные франкфуртской школой?
23. В чем новизна герменевтического метода в гуманитарном познании?
24. В чём сущность идеи нелинейного мышления, развиваемой постструктурализмом?
25. Каковы основные черты философии постмодернизма?
26. Какое место в современной философии занимает эзотеризм: теософия, антропософия, «живая этика»?