Принадлежит к цепи ученической преемственности.
В этом стихе говорится о двух основных и одном второстепенном качествах духовного учителя.
Основные качества:
Он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности.
Поэтому истинный духовный учитель
· Никогда не говорит того, чего нет в Ведической литературе;
· Постоянно изучает Священные писания, т.е. не считает себя знатоком духовного знания;
· Никогда не противоречит садху;
· Может ответить на любой вопрос, касающийся духовной жизни;
· Учит своим примером;
· Правдив и дружелюбен ко всем.
2. Он принял прибежище у Верховного Господа и утвердился на духовном уровне. Поэтому истинный духовный учитель:
· Никогда не говорит «Я – Бог»;
· Говорит только о Боге или о том, что связано с ним;
· Погружен в пение и повторение Святого имени Господа и проповедь Его славы;
· Поглощен преданным служением Богу
·
3. Второстепенное качество, которое является как следствие и подтверждение наличия двух основных качеств:
Он равнодушен к соблазнам материального мира.
В "Нектаре Наставлении" (текст 1) об этом говорится следующее:
"Уравновешенный человек, способный управлять речью, совладавший с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире".
Только тот человек, который имеет два первых (главных) качества способен быть полностью отрешенным от материи и контролировать все шесть побуждений, описанных в этом стихе.
Цитаты Шрилы Прабхупады:
«Каковы же качества духовного учителя? Он усвоил сущность Вед из авторитетного источника, иначе его нельзя назвать истинным учителем. И он должен утвердиться в Брахмане. Таковы два качества, которыми он должен обладать» (ШИ, введение, стр.14).
б) Кто может быть духовным учителем?
Дополнительное (но необходимое) качество духовного учителя:
Принадлежит к цепи ученической преемственности.
Цитаты ШП:
«У истинного Гуру только одно мнение, и оно всегда совпадает с мнением Кришны, Вйасадевы, Нарады, Арджуны, Шри Чайтанйи Махапрабху и Госвами. Пять тысяч лет назад Господь Шри Кришна поведал Бхагавад-Гиту, а Вйясадева записал ее. Шрила Вйасадева не излагал своего собственного мнения. Следовательно, Шрила Вйасадева является Гуру. Он не искажает слов Кришны, а передает их в точности, как они были сказаны. Люди могут быть разными, но послание остается прежним, поэтому говорится, что Гуру один. Мы видим, что все учителя, стоящие в учинической преемственности, повторяют одно и то же».
Шри Кришна говорит в Бхагавад-Гите(9.34):
"Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань Моим преданным, оказывай почтение и поклоняйся Мне. Так, полностью поглощенный Мной, ты непременно придешь ко Мне".
«Это наставление повторяли все ачарии, в том числе Рамануджачарйа, Мадхвачарйа и Чайтанйа Махапрабху. То же послание передавали и шестеро Госвами, а мы просто следуем по их стопам. Истинный Гуру просто передает то, что высший Гуру, Бог, говорит в подлинном священном писании»(НС, р.2, стр.79-80).
«Каждый, кто учит, как познать Бога и полюбить Его, является духовным учителем. Обязанность гуру – вести своих учеников из тьмы на свет. Первая обязанность гуру – избавлять своего ученика от невежества». (НС стр. 30)
в) Почему ученику следует поклонятся своему духовному учителю практически так же, как и самому Богу?
Вишванатха-Чакраварти Тхакур, Гурв-аштака, 7 стих:
"Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он - Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные Писания, и этому указанию следуют все святые. Духовный учитель - истинный представитель Бога, и я в глубоком почтении склоняюсь к его стопам-лотосам".
В Шримад-Бхагаватам(11.17.27) говорится:
"Следует понять, что духовный учитель практически равен Мне, - сказал Благословенный Господь. - Никто не должен завидовать духовному учителю или считать его обыкновенным человеком, так как духовный учитель - это все полубоги вместе взятые".
«То есть ачарью отождествляют с самим Богом. Он не имеет ничего общего с деятельностью материального мира. Он нисходит сюда не для того, чтобы вмешиваться в дела, связанными с временными нуждами, а чтобы освобождать падшие, обусловленные души – те существа, которые пришли сюда, движимые желанием наслаждаться с помощью ума и пяти органов чувств. Он явялется нам, чтобы открыть свет Вед и даровать нам безграничную свободу, к которой мы должны страстно стремиться на каждом шагу своего странствия по жизни»(НС, стр.96)
«Духовный учитель выполняет указания Бога, поэтому его следует почитать наравне с Богом, как, например, в правительственном чиновнике, выполняющем приказы правительства, нужно видеть представителя правительства и оказывать ему такое же почтение»(НС, стр.35).
Вопрос №4
а)Объясните смысл и важность принятия духовного учителя. б)Почему Вы решили принять духовного учителя?
Ссылки: НС, р.2, стр.98-99; НН, стих 5, стр.50-51.
Существует два пути или две позиции человека, приступающего к изучению Вед: