Принадлежит к цепи ученической преемственности.

В этом стихе говорится о двух основных и одном второстепенном качествах духовного учителя.

Основные качества:

Он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности.

Поэтому истинный духовный учитель

· Никогда не говорит того, чего нет в Ведической литературе;

· Постоянно изучает Священные писания, т.е. не считает себя знатоком духовного знания;

· Никогда не противоречит садху;

· Может ответить на любой вопрос, касающийся духовной жизни;

· Учит своим примером;

· Правдив и дружелюбен ко всем.

2. Он принял прибежище у Верховного Господа и утвердился на духовном уровне. Поэтому истинный духовный учитель:

· Никогда не говорит «Я – Бог»;

· Говорит только о Боге или о том, что связано с ним;

· Погружен в пение и повторение Святого имени Господа и проповедь Его славы;

· Поглощен преданным служением Богу

·

3. Второстепенное качество, которое является как следствие и подтверждение наличия двух основных качеств:

Он равнодушен к соблазнам материального мира.

В "Нектаре Наставлении" (текст 1) об этом говорится следующее:

"Уравновешенный человек, способный управлять речью, совладавший с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире".

Только тот человек, который имеет два первых (главных) качества способен быть полностью отрешенным от материи и контролировать все шесть побуждений, описанных в этом стихе.

Цитаты Шрилы Прабхупады:

«Каковы же качества духовного учителя? Он усвоил сущность Вед из авторитетного источника, иначе его нельзя назвать истинным учителем. И он должен утвердиться в Брахмане. Таковы два качества, которыми он должен обладать» (ШИ, введение, стр.14).

б) Кто может быть духовным учителем?

Дополнительное (но необходимое) качество духовного учителя:

Принадлежит к цепи ученической преемственности.

Цитаты ШП:

«У истинного Гуру только одно мнение, и оно всегда совпадает с мнением Кришны, Вйасадевы, Нарады, Арджуны, Шри Чайтанйи Махапрабху и Госвами. Пять тысяч лет назад Господь Шри Кришна поведал Бхагавад-Гиту, а Вйясадева записал ее. Шрила Вйасадева не излагал своего собственного мнения. Следовательно, Шрила Вйасадева является Гуру. Он не искажает слов Кришны, а передает их в точности, как они были сказаны. Люди могут быть разными, но послание остается прежним, поэтому говорится, что Гуру один. Мы видим, что все учителя, стоящие в учинической преемственности, повторяют одно и то же».

Шри Кришна говорит в Бхагавад-Гите(9.34):

"Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань Моим преданным, оказывай почтение и поклоняйся Мне. Так, полностью поглощенный Мной, ты непременно придешь ко Мне".

«Это наставление повторяли все ачарии, в том числе Рамануджачарйа, Мадхвачарйа и Чайтанйа Махапрабху. То же послание передавали и шестеро Госвами, а мы просто следуем по их стопам. Истинный Гуру просто передает то, что высший Гуру, Бог, говорит в подлинном священном писании»(НС, р.2, стр.79-80).

«Каждый, кто учит, как познать Бога и полюбить Его, является духовным учителем. Обязанность гуру – вести своих учеников из тьмы на свет. Первая обязанность гуру – избавлять своего ученика от невежества». (НС стр. 30)

в) Почему ученику следует поклонятся своему духовному учителю практически так же, как и самому Богу?

Вишванатха-Чакраварти Тхакур, Гурв-аштака, 7 стих:

"Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Верховному Господу, ибо он - Его ближайший слуга. Так гласят все богооткровенные Писания, и этому указанию следуют все святые. Духовный учитель - истинный представитель Бога, и я в глубоком почтении склоняюсь к его стопам-лотосам".

В Шримад-Бхагаватам(11.17.27) говорится:

"Следует понять, что духовный учитель практически равен Мне, - сказал Благословенный Господь. - Никто не должен завидовать духовному учителю или считать его обыкновенным человеком, так как духовный учитель - это все полубоги вместе взятые".

«То есть ачарью отождествляют с самим Богом. Он не имеет ничего общего с деятельностью материального мира. Он нисходит сюда не для того, чтобы вмешиваться в дела, связанными с временными нуждами, а чтобы освобождать падшие, обусловленные души – те существа, которые пришли сюда, движимые желанием наслаждаться с помощью ума и пяти органов чувств. Он явялется нам, чтобы открыть свет Вед и даровать нам безграничную свободу, к которой мы должны страстно стремиться на каждом шагу своего странствия по жизни»(НС, стр.96)

«Духовный учитель выполняет указания Бога, поэтому его следует почитать наравне с Богом, как, например, в правительственном чиновнике, выполняющем приказы правительства, нужно видеть представителя правительства и оказывать ему такое же почтение»(НС, стр.35).

Вопрос №4

а)Объясните смысл и важность принятия духовного учителя. б)Почему Вы решили принять духовного учителя?

Ссылки: НС, р.2, стр.98-99; НН, стих 5, стр.50-51.


Существует два пути или две позиции человека, приступающего к изучению Вед:

Наши рекомендации