О четвертой части, которая трактует о правилах 2 страница

78. Громким голосом стал скликать народ Любящий, и сказал
он, что любовь им велела любить и в пути и на отдыхе, и во сне и на-
яву, и беседуя и безмолвствуя, и блаженствуя и страдая, и обретая
и утрачивая; дабы любили они всегда, чем бы ни занимались, ибо
так им велела любовь1.

79. «Скажи, безумец, когда к тебе пришла любовь?» Ответил
он: «В тот самый час, когда она меня осчастливила и в моем сердце
поселились желания, мысли, вздохи и печали, а глаза наполнились
слезами и плачем». — «Чем одарила тебя любовь?» — «Дивными
чертами, достоинствами и добродетелями Возлюбленного моего».
«Как проникли они в тебя?» — «Благодаря памяти и рассудку». —
«Как ты воспринял их?» — «С состраданием и надеждой». — «Как
хранишь ты их?» — «Со стойкостью и справедливостью, сдержан-
ностью и благоразумием».

80. Пел Возлюбленный о том, что далек Любящий от любви,
если стыдится он превозносить Возлюбленного своего и если бо-
ится он прославлять его там, где того поносят; и далек от любви
тот, кто досадует на лишения, а кто разочаровывается в своем
Возлюбленном, не знает, сколь связаны между собой любовь и на-
дежда.

81. Написал Любящий письма Возлюбленному своему и спро-
сил он его в них, нет ли другого влюбленного, с которым ему бы-
ло бы легче выносить тяготы и лишения, причиняемые любовью.
И ответил Возлюбленный Любящему, и сказал, что он и не думал
печалить его и заставлять страдать.

82. Спросили Возлюбленного о любви Любящего. И ответил
он, что любовь Любящего состоит из блаженства и горя, трепета
и отваги.

83. Спросили Любящего о любви Возлюбленного. И ответил
он, что любовь Возлюбленного его — это неослабный прилив бла-
гости, вечности, могущества, мудрости, милосердия и совершен-
ства; прилив, идущий от Возлюбленного к Любящему.

1 Миссионерский пыл, которым Луллий наделил своего героя, восходит,
прежде всего, к проповедническому максимализму апостола Павла.

84. «Скажи, безумец, знаешь ли ты, что такое чудо?» Ответил
он: «Склоняться в любви к тому, чего нет, а не к тому, что есть;
склоняться в любви к видимому и тленному, а не к невидимому
и нетленному».

85. Искал Любящий Возлюбленного своего, и встретил он чело-
века, коуррый умирал без любви; и сказал, что нет для человека
большего зла, чем умирать от чего бы то ни было без любви. И спро-
сил тогда Любящий умирающего: «Ответь, почему умираешь ты без
любви?». И ответил он: «Потому что без любви и жил».

86. Спросил Любящий Возлюбленного своего, что больше,
любовь или любить. И ответил Возлюбленный, и сказал, что для
смертного любовь — это древо, любить — это плод, лишения и
страдания — это цветы и листья1; а для Бога любовь и любить —
едины, и нет для него в них ни лишений, ни страданий.

87. Подавлен был Любящий невзгодами и страданиями из-за
наплыва горьких дум; и обратился с мольбой к Возлюбленному сво-
ему, умоляя его прислать ему книгу, в которой были бы описаны его
черты, дабы нашел он в ней утешение. И прислал Возлюбленный
эту книгу, и удвоились невзгоды Любящего и его страдания.

88. Занемог Любящий от любви, и пришел к нему лекарь, кото-
рый удвоил невзгоды его и страдания; и в тот же миг выздоровел
Любящий.

89. Бежали от людей Любящий и любовь и утешались беседой
с Возлюбленным1, и предстал перед ними Возлюбленный. И зарыдал
Любящий, а когда потерял он сознание, истаяла любовь. И предстал
тогда Возлюбленный перед его мысленным взором, дабы пришел он
в себя.

90. Сказал Любящий Возлюбленному своему, что несть числа
тем дорогам, по которым тот проникает в его сердце и предстает
перед его взором; несть числа именам, которыми он его величает3,
и лишь любовь, источник всех его радостей и печалей, едина.

91. Предстал Возлюбленный пред Любящим в новых прекрас-
ных одеждах, и раскрыл навстречу ему объятья, и склонил к нему
голову для поцелуя, и не сходил он с высот, дабы проще было
найти его.

92. Удалился Возлюбленный от Любящего, и Любящий, на-
прягая память и разум, искал Возлюбленного, дабы вновь полю-

' В развернутом виде Луллий изложит свою концепцию в другой своей зна-
менитой мистической книге — «Древо философии любви» (1297-1299): «Вос-
певая благую, великую любовь и отвергая любовь недобрую и лживую, Рамон
приступил к созданию книги „Древо философии любви", разбив ее на семь ча-
стей, а именно: корни, ствол, ветви, сучья, листья, цветы и плоды» (Llull R. Ar-
bre de Filosofia d'amor. Barcelona, 1980. P. 19).

Триада «Любящий — Возлюбленный — любовь» восходит к лирике тру-
бадуров и к кодексу куртуазной любви, усвоенному Луллием в юности.

3 Перу Луллия принадлежит книга «Сто имен Господа», написанная в 1285 г.






бить его. И обрел Любящий Возлюбленного, и спросил его, где
пропадал тот. Ответил: «В провалах твоей памяти и во мраке тво-
его разума».

93. «Скажи, безумец, не стыдно ли тебе, что люди видят тебя
проливающим слезы по твоему Возлюбленному?» И ответил он, что
пусть это и не грешно, но стыдно должно быть тому, кто к любви не
способен.

94. Сеял Возлюбленный в сердце Любящего желания, вздо-
хи, добродетели и любовь. Орошал Любящий всходы слезами и
плачем.

95. Сеял Возлюбленный в теле Любящего страдания, печали
и невзгоды. Врачевал Любящий тело свое надеждой, благочести-
ем, терпением и смирением.

96. Устроил Возлюбленный праздник, созвал немалое число
знатных баронов, и ублажал он их яствами и дарами. И явился на
празднество Любящий; и спросил его Возлюбленный: «Кто ска-
зал тебе, чтобы явился ты ко мне на праздник?». И ответил Любя-
щий: «Нужда в тебе и любовь к тебе вынудили меня явиться, да-
бы насладиться твоим обликом и твоими достоинствами».

97. Спросили Любящего, кто он родом? — «Из рода любви». —
«Откуда ты родом?» — «Из любви». — «Кто родил тебя?» — «Лю-
бовь». — «Где родился ты?» — «В любви». — «Кто взрастил тебя?» —
«Любовь». — «Чем живешь ты?» — «Любовью». — «Как зовут те-
бя?» — «Любовь». — «Откуда идешь ты?» — «От любви». — «Куда
идешь ты?» — «К любви». — «Где пребываешь ты?» — «В любви». —
«Есть ли в тебе что-либо, помимо любви?» Ответил: «Да, моя вина
и мои прегрешения против Возлюбленного моего». — «Прощает ли
тебя твой Возлюбленный?». И сказал Любящий, что, коль скоро
Возлюбленный — само сострадание и сама справедливость, сам он
живет между трепетом и надеждой.

98. Удалился Возлюбленный от Любящего, и искал его Любя-
щий, погрузившись в мысли о нем, и спрашивал он о нем людей
на языке любви'.

99. Увидел Любящий Возлюбленного своего, подвергаемого по-
руганию, и сокрушился он, что большой урон чести Возлюбленно-
го наносит позор. И ответил Возлюбленный, и сказал, что беда его
в том, что нет у него истовых и преданных почитателей. И рыдал
Любящий, и росла его скорбь. И утешил его Возлюбленный, явив
ему свои достоинства.

100. Свет из жилища Возлюбленного прорывался в жилище
Любящего, дабы вытеснить тьму и наполнить его блаженством,
скорбью и горькими думами. И выбросил Любящий из своего жи-
лища весь скарб, дабы наполнил его собою Возлюбленный.

' Одна из тех метафор, мотивы которых наиболее явственно напоминают
мотивы «Песни Песней».

101. Спросили Любящего, что несет его Возлюбленный завер-
нутым в хоругвь. Ответил он, что это мертвец. Спросили его, за-
чем несет он его. Ответил: «Дабы те, кто называют себя почитате-
лями этого распятого человека, следовали его примеру».

102. Решил Возлюбленный переночевать в жилище Любяще-
го, и потребовал у него дворецкий плату за постой. Но Любящий
сказал, что нельзя брать плату с Возлюбленного.

103. Договорились память и воля вместе подняться в горы к
Возлюбленному, дабы окрылился разум и дабы в любви к Воз-
любленному росла любовь.

104. Рыданьям и вздохам суждено быть посыльными между
Любящим и Возлюбленным, дабы царили между ними радость
и доброжелательность, дружба и согласие.

105. Тосковал Любящий по Возлюбленному своему и послал
к нему свои раздумья, дабы поделиться с ним своей радостью, ко-
торой он был обязан Возлюбленному и которая поддерживала его
в течение долгого времени.

106. Одарил Возлюбленный Любящего рыданиями, вздохами,
тяжкими испытаниями, печалями и страданиями; и с благодарно-
стью служил за это Любящий своему Возлюбленному.

107. Молил Любящий Возлюбленного своего, чтобы одарил
он его великодушием, покоем и почетом в этом мире, и явил Воз-
любленный свой облик памяти и разуму Любящего, отдав себя
всецело на волю его воли.

108. Спросили Любящего, в чем состоит его честь. Ответил:
«В том, чтобы пытаться понять и любить Возлюбленного». Спроси-
ли, в чем состоит бесчестье. Ответил: «Если бы он забыл и разлюбил
своего Возлюбленного».

109. Истязала меня любовь, пока не сказал я ей, что ты не ос-
тавляешь меня и в самих муках; и тогда уменьшила любовь мои
страдания, а ты наградил меня еще большей любовью, которая уд-
воила мои муки.

110. Повстречал я на дороге любви влюбленного, который мол-
чание упорно хранил. Рыданиями, изможденным и скорбным видом
он любовь обвинял и хулил. Оправданием любви служили предан-
ность, надежда, умиротворенность, благочестие, стойкость, сдер-
жанность и блаженство. И поэтому упрекнул я влюбленного за то,
что жаловался он на любовь, столькими дарами его пожаловавшую.

111. Пел Любящий: «О скорбь, что сокрыта в любви! О бла-
женство, сокрытое в любви к моему Возлюбленному, любящему
влюбленных в него бесконечной любовью, вечной и совершенной
в своей истинности».

112. Брел Любящий по неведомым землям, надеясь встретить
там Возлюбленного своего, и напали на него два льва. Испугался
Любящий смерти, ибо хотел он жить, дабы служить Возлюбленно-
му своему, и с мольбой обратился он к своему Возлюбленному, да-






бы скрасил он его кончину любовью и помогла бы она ему встре-
тить смерть. И покуда взывал Любящий к Возлюбленному своему,
смиренно приблизились к нему львы и осушили слезы, что текли по
щекам его, и облобызали ноги ему и руки. И беспрепятственно про-
должил он путь в поисках своего Возлюбленного.

113. По горам и долинам блуждал Любящий, безуспешно пытаясь
найти ворота, дабы выйти из той темницы любви1, в которой столь
долго томились и тело его, и его мысли, и все его радости, и желания.

114. Сетовал Любящий на свою судьбу, и увидел он вдруг отшельни-
ка, спавшего возле прекрасного источника. Разбудил Любящий отшель-
ника и спросил его, не видел ли он во сне Возлюбленного. Ответил от-
шельник, сказав ему, что и его думы томятся в темнице любви и ни во сне,
ни наяву не выйти ему за ее пределы. Утешился Любящий, встретив еще
одного пленника; и рыдали они, ибо не много было у Возлюбленного та-
ких преданных слуг, как они.

115. Нет в Возлюбленном ничего, что не таило бы для Любя-
щего скорби и тоски, нет ничего и в Любящем, что не таило бы для
Возлюбленного радости и могущества; поэтому-то любовь Воз-
любленного проявляется в деянии, а любовь Любящего — в печа-
ли и страдании.

116. Пела на ветке птица, что дала бы влюбленному одну но-
вую горькую думу взамен двух. И дала птица Любящему новую
горькую думу, а Любящий дал ей взамен две, дабы облегчить свои
страдания, и почувствовал он, как растет его скорбь.

117. Повстречались Любящий и Возлюбленный, а приветст-
вия, объятия, поцелуи, слезы и рыдания были тому свидетелями.
И спросил Возлюбленный Любящего о его состоянии; и робел
Любящий в присутствии Возлюбленного своего.

118. Заспорили Любящий и Возлюбленный; и примирила их
любовь; и снова возник спор: чья любовь привела их к согласию.

119. Любил Любящий всех, кто робел Возлюбленного его; и бо-
ялся тех, кто не робел Возлюбленного; и возник поэтому спор, че-
го было больше в Любящем: любви или страха.

120. Отважился Любящий следовать за своим Возлюблен-
ным, и попал он в такое место, где свирепый лев убивал всех пра-
здношатающихся и неблагочестивых.

121. Сказал Любящий: «Тот, кто не боится моего Возлюблен-
ного, должен всего бояться; а кто боится моего Возлюбленного,
смел и отважен во всем и со всеми».

122. Спросили Любящего, что такое причина, и ответил он, что
причина — это радость в покаянии, размышление в осознании, на-
дежда в терпении, здоровье в воздержании, утешение в воспомина-
нии, любовь в начинаниях, верность в целомудрии, богатство в бед-
ности, мир в повиновении и война в раздорах.

123. Озарила любовь тучу, что сгустилась меж Любящим и
Возлюбленным, и засияла она, как луна в ночи, звезда на заре,
солнце средь бела дня и прозрение в сознании; и сквозь эту ослепи-
тельную тучу говорили друг с другом Любящий и Возлюбленный.

124. Спросили Любящего, что есть самый непроглядный мрак. От-
ветил — отсутствие его Возлюбленного. Спросили его, что есть самый
ослепительный свет; и ответил он — присутствие его Возлюбленного.

125. Приметы Возлюбленного проступают в Любящем, кото-
рый, благодаря любви, ввергнут в скорбь, стоны, плач, горькие мыс-
ли и окружен всеобщим презрением.

126. Вот что записал Любящий: «Радуется мой Возлюблен-
ный, ибо послал я ему мои горькие мысли и льют по нему слезы
глаза мои; и вся жизнь моя, осязание, зрение, слух, обоняние ис-
полнены страдания».

127. «О разум и чувство! Исходите в лае и будите огромных
псов, забывших во сне моего Возлюбленного. О глаза мои! Рыдай-
те! О сердце мое! Стенай! О моя память! Помни об оскорблении,
что нанесли Возлюбленному моему те, кто забыл, как он их обла-
годетельствовал».

128. Растет пропасть между людьми и Возлюбленным, и Воз-
любленный мой обещает им блага и дары и грозит им воздать по
заслугам. Но память и чувства презирают обещания и угрозы.

129. Отправился Возлюбленный к Любящему, дабы утешить
его и ободрить в его страданиях и в его скорби; и чем ближе он
подходил, тем безутешнее рыдал Любящий при виде тех оскорб-
лений, которыми осыпают Возлюбленного.

130. Пером любви, чернилами плача и на бумаге страданий
писал Любящий письма Возлюбленному своему, в которых сето-
вал, что благочестие убывает, любовь умирает, а в грехе и заблуж-
дениях плодятся их недруги.

131. Все туже затягивалась любовь Любящего и Возлюблен-
ного памятью, разумом и чувством, дабы неотторжимы были друг
от друга Любящий и его Возлюбленный; путами же для их любви
служили горькие думы, страдания, вздохи и слезы.

132. Покоился Любящий на ложе любви. И были простыни из
блаженства, покрывало из страданий, а подушка из рыданий. И кто
знает, из какой ткани — простыней или покрывала — была наволочка?

133. Наряжал Возлюбленный Любящего в плащ, сутану и блу-
зу; и дал он ему шапку из любви, рубашку из горьких раздумий,
чулки из невзгод, а гирлянду из плача.

134. Просил Возлюбленный Любящего, чтобы тот не забывал
его. И ответил Любящий, что не может он его забыть, ибо он его
уже знает1.

' Один из самых устойчивых мотивов поэзии трубадуров.

1 Здесь прямое подражание Августину (ср.: подобное место в «Исповеди»
X, 24-27 (Примеч. ред.)).






135. Попросил Возлюбленный прославлять его и отстаивать
там, где особенно это опасно. И ответил Любящий, что он прослав-
лял бы его из одной лишь любви к нему. И ответил Возлюбленный,
что любовь заставила его воплотиться и умереть на Кресте.

136. Попросил Любящий бесценного Возлюбленного своего
объяснить ему, как учить людей признавать его, любить и славить.
И одарил он его благочестием, смирением, состраданием, скорбью,
горькими думами, вздохами и рыданиями, и вложил он в его серд-
це бесстрашие, дабы прославлял он Возлюбленного своего, а в ус-
та его — славословия в честь его Возлюбленного, а чувства его про-
питал презрением к поношениям заблуждающейся толпы.

137. И говорил Любящий людям: «Тот, кто воистину помнит
о моем Возлюбленном, обо всем забывает, погружаясь в воспоми-
нание; того же, кто обо всем забывает, дабы помнить о Возлюблен-
ном, мой Возлюбленный во всем опекает и всем с ним делится».

138. Спрашивали Любящего, где рождается любовь, чем живет
она и отчего умирает. И ответил Любящий, что рождается любовь
в воспоминании, живет осознанием и умирает от забвения.

139. Забыл Любящий все, что ни есть в этом мире, дабы разум
мог воспарить и познать Возлюбленного, которого он всеми свои-
ми чувствами жаждет превозносить и созерцать.

140. Задумал Любящий в сражениях прославить Возлюблен-
ного своего, и взял он в помощь себе веру, надежду, милосердие,
справедливость, благоразумие, отвагу, сдержанность, дабы совла-
дать с врагами Возлюбленного, но побежден был бы Любящий,
не помоги ему Возлюбленный, явив ему свои достоинства.

141. Алкал Любящий той конечной цели, ради которой и лю-
бил он Возлюбленного своего, но задержали его в дороге другие
цели; и вызвала у Любящего сия пестрота желаний и мыслей ве-
ликую скорбь и печаль.

142. Гордился Любящий величием своего Возлюбленного и ли-
ковал он; падал он духом от тяжкого груза забот и испытаний. И кто
знает, что в нем было сильнее, блаженство или страдание.

143. Был послан Любящий Возлюбленным своим к властите-
лям христиан и неверных, дабы обучить их основам своего искус-
ства познавать и любить Возлюбленного1.

144. Если встретится тебе влюбленный в роскошных одеждах,
распираемый тщеславием и располневший от сна и еды, знай, что он
осужден на муки. Но если встретится тебе влюбленный, окруженный
всеобщим презрением, бледный и изможденный от постов и ночных
бдений, знай, что даровано ему спасение и вечное блаженство.

145. Стенает Любящий, и разрывается у него сердце от нестер-
пимого жара любви. И умирает Любящий, и оплакивает его Воз-
любленный, и утешает его долготерпением, надеждой и наградой.

' Скорее всего, имеется в виду «Краткое искусство постижения истины»,
датируемое 1274 г.

146. Оплакивал Любящий то, чего он лишился, и некому бы-
ло его утешить, ибо невосполнимыми были его утраты.

147. Господь создал ночь, дабы мог Любящий бодрствовать и
постигать величие Возлюбленного своего; а Любящий думал, что
она была создана для отдохновения и сна истомленных любовью.

148. Презирали и увещевали люди Любящего за то, что обезу-
мел он от любви. А Любящий пренебрегал их презрением и увеще-
вал их за то, что не любили они его Возлюбленного.

149. Сказал Любящий: «Рубище на мне, одежда мужланов,
но любовь сердце мне облачает в отрадные мысли, а тело — в сле-
зы, горести и страдания».

150. Слагал Возлюбленный такие строки: «Славят верные мне
мои добродетели, а недруги, завидующие моим достоинствам, истя-
зают их и измываются над ними. И послал я тогда Любящего, дабы
сокрушался он и оплакивал мое бесчестие. Жалобы его и стенания
вскормлены моей любовью».

151. Живописал Любящий Возлюбленному своему горести и
страдания, что претерпевал он из любви к нему, и молил он его об
ответной любви и сострадании к своим мучениям. Успокоил его
Возлюбленный, объяснив, что в любви ко всем воспылавшим к не-
му любовью и в сочувствии к тем, кому любовь принесла страданья,
сущность его и его природа. Утешился сердцем Любящий, ибо от-
крылись ему природа и сокровенная сущность его Возлюбленного.

152. Возлюбленный лишил Любящего дара речи, и утешился
Любящий, созерцая Возлюбленного своего.

153. Столь жалобно взывал Любящий, обливаясь слезами, к Воз-
любленному своему, что тот спустился со своих высот и явился в
мир, дабы рыдать, скорбеть, умирать от любви и учить людей лю-
бить, познавать его и славить его величие.

154. Упрекал Любящий христиан за то, что не ставят они име-
ни Возлюбленного своего, Иисуса Христа, безмерно его почитая,
в начале писем своих, подобно мусульманам, которые тем самым
оказывают почести Магомету, обманщику, которого они прослав-
ляют, начиная его именем свои письма1.

155. Повстречал Любящий оруженосца, который был неказист,
изможден и чем-то озабочен; приветствовал оруженосец Любящего,
пожелав ему найти поскорее, с Божьей помощью, Возлюбленного
его. И спросил его Любящий, откуда он его знает. И ответил оруже-
носец, что тайны любви одна для другой приоткрыты, поэтому-то
и влюбленные между собой знакомы.

156. Величие, достоинства и благие дела Возлюбленного —
это сокровища и достояние Любящего; а богатство Возлюбленно-

На протяжении всей своей жизни после обращения Луллий неоднократ-
но возвращался к мысли о настоятельной необходимости как можно скорее
научиться у мусульман трепетному и страстному религиозному чувству.






го составляют горькие мысли, желания, страдания, стоны и горе-
сти, которые претерпевает Любящий, дабы славить и любить сво-
его Возлюбленного.

157. Собралось великое воинство и великое множество людей,
преданных любви, и реяло над ними знамя любви, на котором за-
печатлены облик и девиз Возлюбленного; и заказан к ним путь
тем, в ком нет любви, дабы не нанесли они вреда Возлюбленному.

158. Те, кто притворяются безумными, дабы сколотить состоя-
ние, издеваются над Любящим, обезумевшим от любви; и так печа-
лился Любящий, безумствуя среди людей, что они окружили его и
любовью, и почетом. И кто знает, чему эта любовь обязана больше.

159. Из-за любви гложет печаль Любящего, уставшего от тре-
волнений; и долетел до него сладостный голос Возлюбленного его,
и возликовал он. И кто знает, чему больше обязана крепнущая лю-
бовь в сердце Любящего.

160. Тайны Любящего выдают тайны Возлюбленного, а тайны
Возлюбленного выдают тайны Любящего. Если же тайное стано-
вится явным, то кто знает, в какой из двух тайн коренится причина.

161. Спросили безумца, как догадался он о присутствии свое-
го Возлюбленного. Ответил он и сказал, что по состраданию и ми-
лосердию, которыми проникнуты его чувства и которые, возник-
нув, уже не исчезают.

162. Та редкостная любовь, которою пылал Любящий к Воз-
любленному своему, научила его ставить всеобщее благо выше
блага частного, дабы стал его Возлюбленный всеми и для всех по-
знанным, прославленным и желанным.

163. Любовь и нелюбовь встретились в саду, где укрылись для
беседы Любящий и Возлюбленный, и спросила любовь нелюбовь,
зачем та явилась, и ответила нелюбовь: дабы разлюбил Любящий и
позором был покрыт Возлюбленный. Горько было слышать это Воз-
любленному и Любящему, и возлюбили они друг друга еще больше,
дабы победить и одолеть нелюбовь.

164. «Скажи, безумец, к чему ты больше привержен, к любви
или к ненависти?» И сказал, что к любви, ибо и ненавидел он ра-
ди любви.

165. «Скажи, влюбленный, что ты скорее распознаешь: истину
или ложь?» Ответил, что скорее он способен распознать истину.
«Почему?» — «Ибо ложь я распознаю только затем, чтобы уметь
распознавать истину».

166. Догадался Любящий о любви Возлюбленного своего и
спросил его, чувствует ли он разницу между любовью и сострада-
нием. Признал Возлюбленный, что в основе своей едины любовь
его и сострадание. И спросил тогда Любящий, почему же терзает
его любовь, а сострадание не избавляет его от мучений. И ответил
Возлюбленный, что сострадание приносит ему мучения, дабы луч-
ше мог он с их помощью возносить хвалу своей любви.

167. Решил отправиться Любящий в чужие края, дабы воссла-
вить Возлюбленного своего, и решил он изменить свой облик, да-
бы не схватили его по дороге. Но как ему было скрыть текущие по
щекам слезы, изнуренный вид, бледный цвет лица, рыдания, горькие
думы, вздохи, скорбь и страдания своего сердца, и схватили поэто-
му его в пути, и предали его мучениям недруги его Возлюбленного1.

168. Заключен был Любящий в темницу любви. Горькие ду-
мы, желания и воспоминания заковали его в цепи и охраняли, да-
бы не убежал он от своего Возлюбленного; терзала его скорбь,
а смирение и надежда его утешали. И умер Любящий, но предстал
пред ним его Возлюбленный, и воскрес Любящий.

169. Нашел Любящий Возлюбленного своего; узнал Любящий
Возлюбленного своего и зарыдал. Корил Возлюбленный Любящего
за то, что не рыдал тот до тех пор, пока не узнал, и спросил его, как
же он, не рыдая, сумел узнать его. И ответил Любящий: памятью, ра-
зумом и чувствами он взывал к нему столь сильно, что предстал тот
наконец перед его очами.

170. Спросил Возлюбленный Любящего, что такое любовь.
И ответил [тот]: «Присутствие облика Возлюбленного и его слов
в страждущем сердце влюбленного, и мука от рыданий и томле-
ний в сердце Любящего».

171. Любовь — это истовый пыл в отваге и трепете; любовь —
это неодолимое стремление к своему Возлюбленному. Любовь —
это то, что убило Любящего, когда услышал он, как воспевают кра-
соту его Возлюбленного. Любовь — это то, в чем сокрыта смерть
и в чем навсегда заключена моя воля.

172. Благочестие и тоска отрядили горькие думы посланника-
ми к сердцу Любящего, дабы хлынули слезы из глаз, которые,
противясь рыданиям, не давали им ходу.

173. Спросил Любящий: «Влюбленные, если нуждаетесь вы в
огне, придите ко мне и наполняйте ваши лампы огнем моего серд-
ца; если нуждаетесь вы во влаге, придите ко мне, ибо в глазах моих
слез в избытке; а если нуждаетесь вы в горьких раздумьях о любви,
придите ко мне и черпайте от моих треволнений».

174. Размышлял Любящий о великой любви, которую испыты-
вал он к своему Возлюбленному, и о великих страданиях и испыта-
ниях, которые были ему уготованы из-за его любви; и решил, что
великая же его ждет и награда. Но тем временем, пока размышлял
он о своей судьбе, понял он, что Возлюбленный ему уже все опла-
тил, ибо помог он ему полюбить свой облик и наградил он его стра-
даниями за любовь.

175. Утирал Любящий слезы, что проливал он из-за любви, да-
бы никто не догадался о мучениях, причиняемых ему Возлюблен-

1 Вполне вероятно, что речь идет о тех долгих и дальних странствиях, ко-
торые Луллий действительно предпринял в самый «темный» период своей
биографии (1276-1287).






ным; и спросил его Возлюбленный, почему скрывает он от других
влюбленных приметы любви, которые должны привлечь их на сте-
зю любви, свидетельствуя о его достоинствах.

176. «Скажи мне, обезумевший от любви, сколь долго продлит-
ся еще твое рабство, до каких пор будешь стенать ты от мук и стра-
даний?» Ответил: «До тех пор, пока не отторгнет во мне Возлюб-
ленный душу от тела».

177. «Скажи, безумец, есть ли у тебя деньги?» Ответил: «У ме-
ня есть Возлюбленный». — «Есть ли у тебя деревни, замки, графст-
ва и герцогства?» Ответил: «У меня есть чувства, мысли, слезы, же-
лания, муки и печали, и не сравнятся с ними империи и царства».

178. Спросили Любящего, в чем проявляется отношение к нему
его Возлюбленного. Ответил: «В неотличимости радостей от печа-
лей, которые ниспосылает Возлюбленный всем влюбленным».

179. «Скажи, безумец, кто более сведущ в любви: тот, кому
ниспослана радость, или тот, кого терзают муки и печали?» Отве-
тил он и сказал, что одно без другого бессильно сказать нам всю
правду о любви.

180. Спросили Любящего, почему не защищается он от лож-
ных обвинений в проступках и преступлениях. Ответил, что ему
приходилось защищать Возлюбленного, которого люди покрыва-
ли позором; человек же, способный совершать промахи и ошибки,
вряд ли достоин защиты.

181. «Скажи, безумец, почему защищаешь ты любовь, терзаю-
щую твое тело и твое сердце?» Ответил: «Потому что она умножа-
ет мои достоинства и мое блаженство».

182. Укорял Любящий своего Возлюбленного за то, что причиня-
ла ему любовь невыносимые муки; и множил Возлюбленный в Любя-
щем в свое оправдание печали, тревоги, горести, стенания и стоны.

183. «Скажи, безумец, почему защищаешь ты грешников?»
Ответил: «Дабы не уподобляться тем, кто обвиняет праведников
наравне с грешниками».

Наши рекомендации