ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 17 страница
МАГНЕТИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО. Называется также «Лечебным» масонством. Оно описано как Братство Целителей (от ιατρική(iatrikê) йатрикэ, греческого слова, означающего «искусство исцеления»), и [это искусство] широко используется «Братьями Света», как утверждает Кеннет Маккензи в «Royal Masonic Cyclopedia». В некоторых тайных масонских сочинениях, по-видимому, существует предание — так, во всяком случае, говорит Рагон, крупный масонский авторитет, — по поводу степени Масонства, называемой Оракул Коса, «введенной в восемнадцатом веке, на том основании, что Кос был местом рождения Гиппократа». Йатрикэ было отличительной чертой жрецов, которые присматривали за больными в древних асклепиях — храмах, где бог Асклепий (Эскулап), как утверждалось, исцелял больных и калек.
МАГНУМ ОПУС (лат.). В алхимии — конечное завершение, «Великий Труд», или Grand Œuvre; изготовление «Философского Камня» и «Элексира Жизни», который — хотя ни в коем случае не миф, как стали бы настаивать некоторые скептики, — всё же следует понимать символически, и который полон мистического значения.
МАГНЭС. Понятие, употреблявшееся Парацельсом и средневековыми теософами. Это дух света или Акаша. Слово, часто употреблявшееся средневековыми алхимиками.
МАДХАВА (санскр.). 1) Имя Вишну или Кришны; 2) месяц апрель; 3) титул Лакшми, если пишется как Мадхави.
МАДХАСАДАНА или Мадху-Судана (санскр.). «Сразивший Мадху», титул Кришны в связи с умерщвлением им упомянутого демона.
МАДХЬЯ (санскр.). Десять тысяч миллиардов.
МАДХЬЯМА (санскр.). Употребляется по отношению к чему-либо безначальному и бесконечному. Так, считается, что Вак (Звук, женский Логос, или женская копия Брамы), пребывает в нескольких состояниях, одно из которых есть состояние Мадхъямы, — что равносильно утверждению, что Вак вечна в том смысле, что «Слово (Вак) было у Бога, и Слово было Бог», ибо они суть одно.
МАДХЬЯМИКИ (санскр.). Секта, упомянутая в «Вишну Пуране». Согласно востоковедам, «буддийская» секта, однако это анахронизм. Вначале это была, вероятно, секта индийских атеистов. Более поздняя школа с таким названием, обучавшая системе софистического нигилизма, который сводит каждое утверждение к тезису и антитезису, а затем отрицает оба, возникла в Тибете и Китае. Она принимает некоторые из принципов Нагарджуны, который был одним из основателей эзотерических систем махаяны, но не их экзотерических пародий. Аллегория, рассматривающая «Парамартху» Нагарджуны как дар нагов (змиев), доказывает, что он получил свои учения от тайной школы адептов, и что подлинные доктрины охраняются, следовательно, в тайне.
МАЗДЕИСТ. Зороастриец; буквально, «поклоняющийся богу».
МАЗДЕИСТЫ. От (Ахура) Мазда. (См. «Ясна», XI.) Это была древнеперсидская знать, поклонявшаяся Ормазду и отвергавшая идолов; они заразили евреев тем же отвращением к любому конкретному изображению Божества. По-видимому, во времена Геродота они были вытеснены приверженцами религии магов. Парсы и геберы (геберим, могущественные люди из Книги Бытия, VI и X, 8), похоже, являются последователями религии магов.
МАЗОРА (евр.). Это название в первую очередь относится к своду примечаний — разъясняющих, грамматических и критических, встречающихся на полях древнееврейских рукописей или свитков Ветхого Завета. Мазореты назывались также мелхитами. [См. Мазоретские точки].
МАЗОРЕТСКИЕ ТОЧКИ или Гласные (евр.). Или, как эта система называется теперь, Мазора [см.], от Массорех или Массорет — «предание», и Масар — «передавать». Раввины, занимавшиеся Мазорой, названные вследствие этого мазоретами, были также изобретателями мазоретских точек, которые, как полагают, придали безгласным словам Священных Писаний их правильное произношение добавлением к согласным точек, представляющих гласные. Это было изобретением учёных и хитроумных раввинов из Тиберийской школы (в девятом веке нашей эры), которые этим придали совершенно новую конструкцию главным словам и именам в Книгах Моисея, и таким образом ещё более усугубили путаницу. Истина такова, что эта система лишь прибавила дополнительные маскировки к уже существовавшим в «Пятикнижии» и других трудах.
МАЙТРЕЙЯ БУДДА (санскр.). То же, что Калки Аватар Вишну (Аватар «Белого Коня»), Сосиош и другие Мессии. Единственная разница заключается в датировке их появлений. Тогда как пришествие Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали юги, «для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты», Майтрейю ожидают раньше. Экзотерическое или популярное учение, слегка отличаясь от эзотерической доктрины, утверждает, что Шакьямуни (Гаутама Будда) посетил его в Тушите (небесной обители) и поручил ему придти оттуда на землю в качестве своего преемника по истечении пяти тысячелетий после его (Будды) смерти. С нашего времени это было бы меньше, чем через 3000 лет. Эзотерическая философия учит, что следующий Будда появится в течение седьмой (под) расы этого Круга. Фактом является то, что Майтрейя был последователем Будды, известным архатом, хотя и не прямым его учеником, и что он был основателем эзотерической философской школы. Как показал Эйтель («Sanskrit-Chinese Dict.»), «статуи в его честь воздвигались уже за 350 лет до Р.Х.».
МАЙЯ (санскр.). Иллюзия; космическая сила, делающая возможным феноменальное существование и вследствие этого — восприятия. В индусской философии лишь то, что неизменно и вечно, называется реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и дифференциацию и что имеет, вследствие этого, начало и конец, считается майей — иллюзией.
МАЙЯ МОХА (санскр.). Иллюзорная форма, принятая Вишну, чтобы ввести в заблуждение аскетических дайтьев, которые становились чересчур святыми посредством аскетизма и поэтому слишком опасными своей мощью, как говорит «Вишну Пурана».
МАЙЯВИРУПА (санскр.). «Иллюзорная форма»; «двойник» в эзотерической философии; доппелгенгер или перисприт, по-немецки и французски.
МАЙЯВИЧЕСКИЙ УПАДХИ (санскр.). Покрывало иллюзии, феноменальная внешность.
МАКАРА (санскр.). «Крокодил». В Европе то же, что Козерог, десятый знак зодиака. Эзотерически — мистический класс дэв. У индусов колесница Варуны, бога воды.
МАКАРА КЕТУ (санскр.). Одно из имен Камы, индусского бога любви и желания.
МАКАРАМ или Панчакарам (санскр.). В оккультном символизме пятиугольник, пятиконечная звезда, пять членов или конечностей человека. В высшей степени мистический символ.
МАКАРЫ (санскр.). Пять М-ов у тантристов. (См. Тантра.)
МАКОМ (халд.). «Сокровенное место», во фразеологии «Зогара», или скрытый участок, относящийся или к священному алтарю в храме, к «Утробе Мира», или к человеческому лону. Каббалистический термин.
МАКРОКОСМ (греч.). Буквально — «Великая Вселенная» или Космос.
МАКРОПРОСОПУС (греч.). Каббалистический термин, образованный из составного греческого слова, означающий Огромное или Большое Лицо (см. Лики);название Кэтера, Венца, высшей сефиры. Это наименование Вселенной, называемой Арик-Анпин, — та полнота, то целое, для которого Микропросопус, или Зауир Анпин, «меньшее лицо», является частью и противоположностью. В своём высшем или абстрактном метафизическом смысле Микропросопус есть Адам Кадмон, проводник Эйн-Софа и венец Древа сефиротов, хотя, поскольку Сефира и Адам Кадмон фактически представляют собой одно и тоже в двух аспектах, то это приводит к тому же результату. Интерпретаций много, и они различны.
МАЛАХИМ (евр.). Вестники или ангелы.
МАЛКУТ (евр.). Царство, десятая сефира, соответствующая конечному X (хе) Тетраграмматона, или IHVH [Йод Хе Вау Хе]. Она есть Низшая Матерь, Невеста Микропросопуса (см.); называется также «Царицей». В определенном смысле она есть Шекина. (W.W.W.).
МАМИТУ (халд.). Богиня Судьбы. Вид Немезиды.
МАНАВА (санскр.). Земля древней Индии; кальпа или Цикл. Название оружия, которым пользовался Рама; означает — «от Ману».
«MAHABA ДХАРМА ШАСТРА». Древний свод законов Ману.
МАНАС (санскр.). Буквально, «ум», ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним махата. Эзотерически, однако, это означает, в широком смысле, Высшее Эго, или чувствующий перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его буддхи манасом, или Духовной Душой, в противоположность его человеческому отражению — кама манасу.
МАНАС КАМА (санскр.). Буквально, «ум желаний». У буддистов это шестой из Чадаятаны (см.), или шести органов познания — посему высший из них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным восприятием того, что загрязняет этот (низший) манас, или «человеко-животную душу», как его называют оккультисты. Тогда как Высший Манас, или Эго, прямо связан с Виджнаной (10-я из 12-ти нидан) — что есть совершенное постижение всех форм знания, относящихся к объекту или субъекту в ниданическом сцеплении причин и следствий, — низший, или кама манас, есть лишь одна из Индрий, или органов (источников) чувства. О двойственном манасе здесь может быть сказано очень мало, так как учение, рассматривающее его, правильно изложено лишь в эзотерических сочинениях. Упоминание о нём может быть, таким образом, лишь весьма поверхностным.
МАНАС САНЬЯМА (санскр.). Совершенное сосредоточение ума и контроль над ним во время упражнений йоги.
МАНАС ТАЙДЖАСИ (санскр.). Буквально, «лучистый» манас; состояние Высшего Эго, которое лишь высокие метафизики могут осознать и постичь.
МАНАСА или Манасвин (санскр.). «Исток божественного разума», и поясняется, что этот исток означает манаса, или божественных сынов Брамы-Вирадж. Нилакантха, являющийся автором этого высказывания, дальше разъясняет термин «манаса» с помощью маноматрашариры. В другом варианте эти Манаса суть Арупа, или бестелестные, сыны Праджапати Вирадж. Но, так как Арджуна Мишра отождествляет Вирадж с Брамой, и так как Брама есть Махат, всемирный разум, то эта экзотерическая маскировка становится ясной. Питри тождественны Кумарам, Вайраджам, Манасапутрам (сынам разума) и, в конечном итоге, отождествляются с человеческими «Эго».
МАНАСА ДХИАНИ (санскр.). Высшие Питри в Пуранах; Агнишватты, или Солнечные Предки Человека, те, кто превратил Человека в разумное существо, воплотившись в бесчувственные формы полуэфирной плоти людей третьей расы. (См. «Тайная Доктрина», II).
МАНАСАРОВАР (санскр.). Фонетически произносится как Мансоравара. Священное озеро в Тибете в Гималаях, называемое также Анаватапта. Манасаровара есть имя божества-хранителя этого озера, и, согласно народному фольклору, это наг, «змий». Истолкованное эзотерически, это означает великого адепта, мудреца. Это озеро является крупным центром ежегодного паломничества индусов, так как утверждается, что Веды были написаны на его берегах.
МАНАСЫ (санскр.). Те, кто одарили человечество манасом, или разумом, бессмертные Эго в людях. (См. Манас).
МАНВАНТАРА (санскр.). Период проявления, в противоположность пралайе (растворению или покою), относится к различным циклам, особенно ко Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени царствования одного Ману — 308 448 000 лет. (См. «Тайная Доктрина», II, 88.) Буквально, Мануантара — между [двумя] Ману.
МАНДАКИНИ (санскр.). Небесная Ганга или Ганг.
МАНДАЛА (санскр.). Круг; также десять разделов Вед.
МАНДАРА (санскр.). Гора, использованная богами как мутовка для пахтания молочного океана в Пуранах.
МАНДЖУШРИ (тибет.). Бог Мудрости. В эзотерической философии определённый Дхиан Коган.
МАНДРАГОРА (греч.). Растение, корневище которого имеет форму человека. В оккультизме оно употребляется чёрными магами в различных незаконных целях; некоторые из оккультистов «левой руки» создают с его помощью гомункулов. Обыкновенно его называют mandrake и полагают, что оно кричит, когда его вырывают из земли.
МАНИХЕИ (лат.). Секта третьего столетия, которая верила в два вечных принципа добра и зла, — первый одарил человечество душами, а последний — телами. Эта секта была основана неким полухристианским мистиком Мани, который выдавал себя за ожидаемого «Утешителя», Мессию и Христа. Много столетий спустя, когда эта секта уже не существовала, возникло Братство, называвшее себя «манихеями», — масонского типа с несколькими степенями посвящения. Их идеи были каббалистическими; но были неверно поняты.
МАНО (гност.). Владыка Света. Rex Lucis в «Кодексе Назореев». Он — Вторая «Жизнь» второй, или проявленной, троицы, «небесная жизнь и свет, более древняя, чем зодчий небес и земли» («Codex Nazaræus», Vol. I, p. 145). Эти троицы суть следующие. Верховный Владыка великолепия и света, светящийся и сияющий, прежде которого никто другой не существовал, именуется Короной (венец); Владыка Ферхо, непроявленная жизнь, которая существовала в первом извечно; и Владыка Иордан — дух, живая вода милосердия (там же, II, 45-51). Он тот единственный, через которого мы можем быть спасены. Эти трое составляют троицу in abscondito [в абстракции, — лат.]. Вторая троица состоит из трёх жизней. Первая есть подобие Владыки Ферхо, из которого она произошла, и этот второй Ферхо есть Царь Света — Мано. Вторая жизнь — Иш Амон (Плерома), чаша предопределения, содержащая видимую мысль Jordanus Maximus’а — типа (или его доступное пониманию отражение), прообраза живой воды, который есть «духовный Иордан», (там же, II, с. 211.) Третья жизнь, созданная обеими другими, есть Абатур (Аб, Родитель или Отец). Это таинственный и ветхий «Старейший из Старейших», Старец «Senem sui obtegentem et grandævum mundi». Эта последняя, третья Жизнь является Отцом Демиурга Фетахила, Творца мира, которого офиты называют Ильда Баофом (см.), хотя Фетахил есть единородный, отражение Отца, Абатура, который производит его смотрением в «тёмную воду». София Ахамот также рождает своего Сына Ильда Баофа, Демиурга, смотрением в хаос материи. Но Владыка Мано, «Владыка величественности, Владыка всех гениев», в этом каббалистическом «Кодексе» является более высоким, чем этот Отец, ибо если один — чисто духовный, то другой — материальный. Например, тогда как «единородный» Абатура есть гений Фетахил, Творец физического мира, — Владыка Мано, «Владыка Величия», являющийся сыном Того, кто есть «Отец всех, кто проповедует Евангелие», также производит «единородного», Владыку Лехдайо, «справедливого Владыку». Он — Христос, помазанник, который изливает «милосердие» Незримого Иордана, Духа Высшего Венца.(Для дальнейших сведений см. «Разоблаченную Изиду», т. II, 190).
МАНОДХАТУ (санскр.). Буквально, «Мир разума», означая не только все наши ментальные способности, но также одно из подразделений умственного плана. Каждый человек имеет свой Манодхату, или мысленный план, соответствующий степени его интеллекта и ментальных способностей, за пределы которого он может выйти, лишь изучая и развивая свои высшие духовные способности в одной из высших сфер мысли.
МАНОМАЙЯ КОША (санскр.). Ведантический термин, означающий Оболочку (Коша) Маномайи, эквивалент четвёртого и пятого «принципов» в человеке. В эзотерической философии эта «Коша» отвечает двойственному манасу.
МАНТИКА или Мантическое Безумие. В этом состоянии приобретался дар пророчества. Эти два понятия почти синонимы. Одно почиталось так же, как и другое. Пифагор и Платон высоко ценили её, а Сократ советовал своим ученикам изучать Мантику. Отцы церкви, которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях. Монтанисты, получившие своё название от Монтана, епископа Фригии, который считался божественно вдохновлённым, соперничали с μαντεις (мантеис), или прорицателями. «Тертуллиан, Августин и мученики Карфагена были в их числе», — говорит автор книги «Prophecy, Ancient and Modern». «По-видимому, монтанисты напоминали вакханок тем диким энтузиазмом, которым отличались их оргии», — добавляет он. Что касается происхождения слова Мантика, то тут мнения расходятся. Существовал знаменитый Мантис Провидец во дни Мелампа и Проэта, Царя Аргоса; и была Манто, дочь прорицателя Фив и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и мантическое безумие, говоря, что «во внутренних закоулках ума скрыта способность божественного прорицания, божественный импульс, который, когда разгорается сильнее, называется безумием», неистовством. («Разоблачённая Изида»).
МАНТРА ТАНТРА ШАСТРЫ (санскр.). Сочинения о заклинаниях, но особенно — о магии.
«МАНТРА ШАСТРА» (санскр.). Брахманистские писания по оккультной науке заклинаний.
МАНТРИКА ШАКТИ (санскр.). Сила или оккультная мощь мистических слов, звуков, чисел или букв в Мантрах.
МАНТРЫ (санскр.). Стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул. Под Мантрами подразумеваются все те части Вед, которые отличаются от Брахман, их [Вед] толкований.
МАНУ (санскр.). [1] Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, «мыслить»; на самом деле — человеческий род, но относится к Сваямбхуве, первому из Ману, который возник от Сваямбху, «самосущего», поэтому — Логос и прародитель человечества. Ману является первым Законодателем, почти Божественным Существом.
МАНУ (санскр.). [2] Четырнадцать Ману являются покровителями или стражами расовых циклов в манвантаре, или Дне Брамы. Изначальных Ману семеро, четырнадцатью они становятся в Пуранах.
МАНУ СВАЯМБХУВА (санскр.). Небесный человек, Адам Кадмон, синтез четырнадцати Ману.
МАНУШИ или Мануши Будды (санскр.). Человеческие Будды, бодхисатвы, или воплощённые Дхиан Коганы.
МАНЫ или Манус (лат.). Благожелательные «боги», то есть «призраки» низшего мира (камалоки); обожествлённые тени умерших — для профана древности, и «материализующиеся» духи — для современного спиритуалиста, принимаемые за души умерших, тогда как на самом деле они суть лишь их пустые оболочки, или образы.
МАРА (санскр.). Бог Искушения, Соблазнитель, который пытался отвратить Будду с его Пути. Он назван «Разрушителем» и «Смертью» (Души). Одно из названий Камы, бога любви.
МАРАБУТ. Магометанский паломник, побывавший в Мекке, святой. После смерти тело его помещается в открытую гробницу, построенную на земле, подобно другим зданиям, но среди улиц и публичных мест населённого города. В маленькой и единственной комнате внутри гробницы (несколько таких публичных саркофагов из кирпича и извести по сей день можно увидеть на улицах и площадях Каира) поклонение прохожих поддерживает светильник, постоянно горящий у изголовья. Гробницы некоторых марабутов весьма прославлены вследствие чудес, которые якобы там происходят.
МАРГА (санскр.). «Путь», Аштханга марга, святой или священный путь, единственный, который ведёт к нирване. Восьмеричный путь возник из семеричного, добавлением (теперь) первого из восьми Марг, что есть «обладание ортодоксальными воззрениями», с чем истинный йогачарья не имел бы ничего общего.
МАРИЧИ (санскр.). Один из «разумом-рождённых» сынов Брамы в Пуранах. Брамины делают из него олицетворённый свет, родителя Сурьи, Солнца, и прямого предка Махакашьяпы. Северные буддисты школы йогачарья видят в Маричи — дэва, бодхисатву, тогда как китайские буддисты (особенно даосы) превратили это понятие в Царицу Неба, богиню света, владычицу Солнца и Луны. У благочестивых, но неграмотных буддистов очень могущественна её магическая формула «Ом Маричи сваха». Говоря о Маричи, Эйтель упоминает «Джорджи, который разъясняет это название как «китайскую транскрипцию имени святой Девы Марии» (!!). Так как Маричи является главным среди Марутов и одним из семи первичных Риши, то эта предполагаемая этимология кажется немного натянутой.
МАРИША (санскр.). Дочь мудреца Канды и Прамлочи, апсары-демона с небес Индры. Она была матерью Дакши. Аллегория, относящаяся к Тайне Второй и Третьей человеческих рас.
МАРКИОНИТЫ. Древняя гностическая секта, основанная Маркионом, который был искренним христианином до тех пор, пока догмы чисто человеческого происхождения не начали искажать чисто трансцендентные и метафизические концепции первоначальных верований ранних христиан. Именно таковыми и были верования Маркиона. Он отрицал исторические факты (находимые ныне в Евангелиях) Христова Рождения, воплощения и страстей, а также и воскресения тела Иисуса, заявляя, что такие утверждения были просто огрублением метафизических аллегорий и символов и вырождением истинной духовной идеи. Наряду со всеми другими гностиками, Маркион обвинял «отцов церкви», как жалуется сам Ириней, в «приспособлении своих (христианских) доктрин к способностям их слушателей, путём выдумывания бессмыслиц для слепых в соответствии с их слепотой, для глупых в соответствии с их глупостью, для заблуждающихся в соответствии с их заблуждениями».
МАРТАНДА (санскр.). Ведийское название Солнца.
МАРТИНИСТЫ. Общество во Франции, основанное крупным мистиком по имени маркиз де Сен Мартен, учеником Мартинеса Паскуалиса. Оно было первоначально учреждено в Лионе в виде оккультного масонского Общества; члены его верили в возможность общения с Планетарными Духами, второстепенными богами и гениями надземных Сфер. Луи Клод де Сен Мартен, родившийся в 1743 г., начал жизнь как блестящий армейский офицер, но оставил это, чтобы посвятить себя учёбе и belles lettres, и закончил свою карьеру, став страстным теософом и учеником Якоба Бёме. Он старался вернуть Масонству его первоначальный характер оккультизма и теургии, но потерпел неудачу. Вначале его «Очищающий Ритуал» состоял из десяти степеней, но благодаря изучению первоначальных масонских порядков, их число было уменьшено до семи. Масоны жалуются, что он ввёл некоторые идеи и принял ритуалы, «не совпадающие с археологической историей Масонства»; но так поступали до него Калиостро и Сен Жермен, так же как и все те, кто хорошо знал происхождение франкмасонства.
МАРУТ ДЖИВЫ (санскр.). Монады адептов, которые достигли конечного освобождения, но предпочитают воплощаться на земле ради Человечества. Однако, их не следует смешивать с нирманакаями,которые намного выше.
МАРУТЫ (санскр.). У востоковедов — боги Грозы, но в Веде нечто весьма мистическое. В эзотерических учениях, так как они воплощаются в каждом круге, они просто идентичны с некоторыми Агнишватта Питри, Человеческими разумными Эго. Отсюда — аллегория о Шиве, превращающем частицы плоти в мальчиков и называющем их Марутами, чтобы показать преображение бесчувственных людей через их превращение в Проводников Питри, или Марутов Огня, и таким образом — в разумных существ.
МАСБЕН ∴ (халд.). Масонский термин, обозначающий «Солнце в разложении». Имеет прямое отношение — возможно, забытое масонами — к их «Слову при Нижнем Дыхании».
МАСТАБА (егип.). Верхняя часть египетской могилы, которая, как говорят египтологи, всегда состояла из трёх частей, а именно: (1) Мастаба, или мемориальная часовня на земле, (2) Яма от двадцати до девяноста футов глубиной, которая вела через проход в (3) Погребальное Помещение, где стоял Саркофаг, содержавший мумию, погружённую в многовековой сон. Когда последнюю погребали, яма засыпалась и вход в неё маскировался. Так говорят востоковеды, подразделяющие место последнего отдохновения мумии согласно почти таким же Принципам, как теологи — человека: на тело, душу и дух или разум. На самом же деле эти могилы древних были символичны, подобно остальным их священным сооружениям, и этот символизм прямо указывает на семеричное деление человека. Но со смертью этот порядок становится обратным; и в то время как Мастаба с её сценами повседневной жизни, нарисованными на стенах, с её столом пожертвований Лярве, призраку, или линга шарире, была мемориалом, возведённым двум Принципам и Жизни, которая оставила то, что было низшим трио на земле; Яма, Проход, Погребальные Помещения и мумия в Саркофаге были объективными символами, воздвигнутыми двум тленным «принципам», личному разуму и каме, и трём нетленным, высшей Триаде, слитой теперь в одно. Это «Одно» было Духом Блаженного, отдыхающего в Счастливой Сфере Анру.
МАТАРИ СВАН (санскр.). Воздушное существо, в «Риг Веде» изображённое приносящим агни, или огонь, для Бхригусов, названных «Потребителями» и описанных востоковедами как «класс мифических существ, принадлежащих к средней, или воздушной, группе богов». В оккультизме Бхригусы суть просто «саламандры» у розенкрейцеров и каббалистов.
МАТЕРИАЛИЗАЦИИ. В спиритуализме это слово означает объективное появление так называемых «духов» умерших, которые временами снова облекаются в материю, то есть создают для себя из материалов, находимых в атмосфере и эманациях присутствующих, временное тело, имеющее человеческое подобие умершего, каким он выглядел при жизни. Теософы признают феномен «материализации»; но они отклоняют теорию, что это совершается «Духами», то есть бессмертными принципами умерших личностей. Теософы утверждают, что, когда эти явления подлинны, — а это бывает не так уж часто, — они производятся лярвами, эйдолонами или «духами» умерших из камалоки. (См. Камадхату, Камалока и Камарупа.)Поскольку камалока находится на земном плане и отличается от степени его материальности лишь уровнем своего плана сознания, из- за чего она сокрыта от нашего обыкновенного взгляда, случайное появление таких оболочек столь же естественно, как и появление электрических шаров и других атмосферных феноменов. Электричество, как флюид или атомическая материя (ибо теософы вместе с Максвеллом считают, что оно действительно атомично), хотя и невидимо, постоянно присутствует в воздухе и проявляется в различных формах, но лишь тогда, когда имеются определённые условия для «материализации» этого флюида, когда он переходит со своего собственного на наш план и становится объективным. Так же и с эйдолонами умерших. Они присутствуют здесь, вокруг нас, но, будучи на другом плане, видят нас не более, чем мы их. Но когда сильные желания живых людей и условия, созданные анормальным устройством [организма] медиумов, соединяются вместе, эти эйдолоны привлекаются — даже выбиваются из своего плана вниз на наш и делаются объективными. Это некромантия; она не приносит ничего хорошего умершему и причиняет огромный вред живым, к тому же это вмешательство в закон природы. Случайная материализация «астральных тел» или двойников живых людей — совсем другое дело. Эти «астралы» часто ошибочно принимаются за призраки умерших, так как, подобно хамелеонам, наши собственные «элементарии», вместе с элементариями развоплощённых людей и космическими элементалами, часто принимают вид тех образов, которые наиболее ярки в наших мыслях. Короче, на так называемых сеансах «материализации» именно сами присутствующие и медиум творят характерное сходство этих призраков. Независимые «призраки» принадлежат к иному виду психических феноменов. Материализации называются также «проявлениями форм» и «портретными статуями». Называть их материализовавшимися духами недопустимо, ибо они являются не духами, но, поистине, оживлёнными портретными статуями.
МАТРА (санскр.). [1] Кратчайший период времени, относящийся к длительности звуков, равный миганию глаза.
МАТРА (санскр.). [2] Долгота санскритского слога.
МАТРИПАДМА (санскр.). Матерь-лотос или чрево Природы.
МАТРОНЕТА (евр., каббал.). Идентична с Малкут, десятой сефирой. Буквально, Матрона есть «низшая матерь».
МАТРЫ (санскр.). «Матери», божественные матери. Число их семь. Они являются женскими аспектами и силами богов.
МАТСЬЯ (санскр.). «Рыба». Матсья аватар был одним из самых ранних воплощений Вишну.
«МАТСЬЯ ПУРАНА» (санскр.). Священное Писание, или Пурана,повествующая об этом воплощении. [См. выше].
МАТХАДХИПАТЫ (санскр.). Руководители различных религиозных Братств в Индии, Верховные Жрецы в монастырях.
МАТХАМ или Маттам (санскр.). Храмы в Индии с кельями и монастырями для монашествующих аскетов и учёных.
МАХА БУДДХИ (санскр.). Махат. Разумная Душа Мира. Семь Пракрити, или семь «природ», или планов перечисляются, начиная с Махабуддхи вниз.
МАХА ВИДЬЯ (санскр.). Великая эзотерическая наука. Лишь высшие посвящённые владеют этой наукой, которая заключает в себе почти всемирное знание.
МАХА ГУРУ (санскр). Буквально, «великий учитель». Посвящающий.
МАХА ДЭВА (санскр.). Буквально, «великий бог»; титул Шивы.
МАХА ЙОГИН (санскр.). «Великий аскет». Титул Шивы.
МАХА КАЛА (санскр.). «Великое Время». Имя Шивы как «Разрушителя», и Вишну как «Охранителя».
МАХА КАЛЬПА (санскр.). «Великий Век».
МАХА КОГАН (санскр.). Руководитель духовной Иерархии или школы оккультизма; глава трансгималайских мистиков.
МАХА МАЙЯ (санскр.). Великая иллюзия проявленного. Эта вселенная и всё в ней, в своём взаимодействии, называется великой Иллюзией, или Махамайей. Это также обычный титул, даваемый Непорочной Матери Гаутамы Будды — Майядэви, или «Великой Тайне», как она зовётся мистиками.
МАХА МАНВАНТАРА (санскр.). Буквально, большой промежуток между [двумя] «Ману». Период вселенской активности. Манвантара означает вообще просто период деятельности, в противоположность пралайе, или отдыху, — безотносительно к длительности этого цикла.
«МАХА ПАРИНИББАНА СУТТА» (пали). Одно из самых авторитетных буддийских священных писаний.
МАХА ПРАЛАЙЯ (санскр.). Противоположность махаманвантары, буквально — «великое Растворение», «Ночь», следующая за «Днем Брамы». Она представляет собой великий отдых и сон всей природы после периода активного проявления; ортодоксальные христиане отнеслись бы к ней как к «Разрушению Мира».
МАХА ПУРУША (санскр.). Высший или Великий Дух. Титул Вишну.
МАХА РАДЖИКИ (санскр.). Гана, или класс, богов, общим числом в 236. Определённые Силы в эзотерических учениях.