ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 31 страница

ХОА (евр.). То, из чего исходит Аб, «Отец»; потому — непроявленный Логос.

ХОД (евр.). Великолепие, восьмой из десяти сефиротов, женская пассивная сила. (W.W.W.).

ХОДА (перс.). Название божества.

ХОЗЯЙКА СИКАМОРА. Тип египетской богини Нейт, которую часто изображают проявляющейся на дереве и протягивающей с него плод Древа Жизни, а также и Воду Жизни, своим почитателям.

ХОКМА (евр.). Мудрость; второй из десяти сефиротов, и второй из высшей Триады. Мужская сила, соответствующая Йоду (I) Тетраграмматона IHVH [Йод Хе Вау Хе], или Абу, Отцу. (W.W.W.).

ХОЛМ БАБИЛ (халд., евр.). Местонахождения храма Бэла в Вавилоне.

ХОН или Хонсу (егип.). Сын Мут и Амона, олицетворение утра. Некоторые считают его Харпократом фиванцев. Подобно Гору, он раздавливает своими ногами крокодила, символ ночи и тьмы, или Себа (Себека), который есть Тифон. Но в надписях к нему обращаются как к «Целителю болезней и изгоняющему всякое зло». Он также «бог охоты», и сэр Гарднер Уилкинсон хотел бы усмотреть в нём египетского Геркулеса; очевидно, потому, что у римлян был бог по имени Конс, который руководил скачками и поэтому назывался «укрывателем тайн». Но последний является позднейшим вариантом египетского Хона, который, более вероятно, является аспектом Гора, так как у него голова ястреба, и он носит кнут и посох Озириса, тат и крукс ансата.

ХОНОВЕР (зенд). Персидский Логос, проявленное Слово.

ХОРХИА (халд.). Согласно Берозу, то же, что Веста, богиня Домашнего Очага.

ХОТР (санскр.). Жрец, который декламирует гимны из «Риг Веды» и совершает жертвоприношения огню.

ХОТРЫ (санскр.). Символическое название семи чувств, названных в «Анугите» «Семью Жрецами». «Чувства питают огонь разума (т.е. желание) приношениями внешних удовольствий». Оккультный термин, употребляемый метафизически.

ХОХМА (евр.). См. Хокма.

ХРЕСТОС (греч.). Ранняя гностическая форма слова Христос. Она употреблялась в пятом веке до Р.Х. Эсхилом, Геродотом и другими. Первый упоминает («Choeph.», 901) Manteumata pythochresta, или «пророчества, сообщённые богом пифий» через пифию. Хрестерион — это не только «место оракула», но и пожертвование оракулу или для него. Хрестес — тот, кто разъясняет прорицания, «пророк и предсказатель», а Хрестериос — тот, кто служит оракулу или богу. Самый ранний христианский писатель Юстин Мученик в своей первой «Апологии» называет своих товарищей по религии хрестианами. «Лишь по невежеству люди называют себя христианами вместо хрестиан», — говорит Лактантий (кн. IV, гл. VII). Термины Христос и христиане, первоначально писавшиеся Хрестос и хрестиане, были заимствованы из храмового словаря язычников. В этом словаре Хрестос означал ученика на испытании, кандидата на иерофантство. Когда он достигал этого, проходя через посвящение, длительные испытания и страдания, и был «помазан» (т.е. «натёрт маслом», как посвящённые и даже идолы богов, что было последним штрихом ритуального обряда), его имя изменялось на Христос, «очищенный» — на эзотерическом или языке мистерий. В мистическом символизме Христес, или Христос, означало, что «Путь» уже пройден и цель достигнута; когда плоды ревностного труда, соединяющего личность из бренного праха с неразрушимой Индивидуальностью, преобразили её этим в бессмертное Эго. «В конце Пути стоит Хрестес», Очиститель, и как только это соединение состоялось, Хрестос, «человек скорби», становится самим Христом. Павел, посвящённый, знал это, и имел в виду именно это, когда, в плохом переводе, в его уста влагаются слова: «Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал., IV, 19), правильный перевод его слов будет... «до тех пор, пока вы не проявите Христа в себе самих». Но профаны, знавшие лишь то, что Хрестес каким-то образом был связан со священнослужителем и пророком, и ничего не ведавшие о сокровенном значении Христа, настояли — как например Лактантий и Юстин Мученик — на том, чтобы называться хрестианами вместо христиан. Потому каждая добрая личность может найти Христа в своём «внутреннем человеке», как это выражает Павел («Ефесянам», III, 16,17), будь то еврей, мусульманин, индус или христианин. Кеннет Маккензи, похоже, считал, что слово Хрестос было синонимом Сотера, «имени, относимого к божествам, великим царям и героям», означающего «Спаситель», — и он был прав. Ибо, как он добавляет: «Оно было излишне отнесено к Иисусу Христу, имя которого, Иисус или Иошуа, уже имеет такое же значение. Имя Иисус, фактически, скорее почётный титул, чем имя, — настоящее имя Сотера христианства Еммануил, или «с нами Бог» (Мф., I, 23)... Великие божественные личности у всех народов, представленные как искупляющие или жертвующие собой, наделены тем же титулом». («R.M.C.»). Асклепий (или Эскулап) греков имел титул Сотер.

ХРИМТХУРСЫ (сканд.). Инеистые Великаны; циклопические строители в Эдде.

ХРИСТИАНСКИЙ УЧЁНЫЙ. Недавно созданный термин для обозначения владеющих искусством целения волею. Это неправильное определение, так как буддист или еврей, индус или материалист может применять эту новую форму западной йоги с равным успехом, если только он в состоянии устремлять и контролировать свою волю с достаточной твердостью. «Ментальные Учёные» — это другая, конкурирующая школа. Они действуют всеобщим отрицанием всех болезней и зол, какие только можно себе представить, силлогически заявляя, что так как Вселенский Дух не может быть подчинён недомоганиям плоти, и каждый атом есть Дух и в Духе, и поскольку, наконец, они — как целители и исцеляемые — все поглощаются этим Духом и Божеством, то нет и не может быть такой вещи, как болезнь. Но это никак не предохраняет ни христианских, ни ментальных учёных от заболеваний и пестования хронических болезней в своих собственных телах подобно обычным смертным.

ХТОНИЯ (греч.). Хаотическая земля в эллинской космогонии.

ХУАН ДИ (кит.). «Великий Дух». Сказано, что Сыновья Его овладели новой мудростью и передали смертным то, что они знали до этого, упав — подобно восставшим ангелам — в «Долину Страдания», которая аллегорически и есть наша Земля. Другими словами, они идентичны с «падшими ангелами» экзотерических религий, а эзотерически — с перевоплощающимися Эго.

ХУАНЬ (кит.). Дух. То же, что атман.

ХУБИЛГАН или Хубилхан (монг.) или Шаберон. В Тибете — имя, даваемое предполагаемым воплощениям Будды. Избранные святые. То же, что Хутухту.

ХУМ (егип.) или Нуф.Душа мира; вариант Хнума.

ХУН ДЕША (санскр.). Местность вокруг озера Манасаровар в Тибете.

ХУТУХТУ (тибет.). Воплощение Будды или какого-либо бодхисатвы, как полагают в Тибете, где обычно имеются пять явных и два тайных Хутухту среди высоких лам.

ХЭА (халд.). Бог Глуби и подземного мира; некоторые усматривают в нём Эа или Оанна, рыбу-человека, или Дагона.

ХЭАБАНИ (халд.). Знаменитый астролог при дворе Издубара, часто упоминаемый во фрагментах ассирийских табличек в связи со сном Издубара, великого вавилонского царя, или Нимрода, «могущественного охотника перед Господом». После смерти его душа не смогла почить под землёй, и дух Хэабани был воскрешён богом Меродахом, тело его — возвращено к жизни, после чего, подобно Илии, он был взят живым в сферы Блаженных.

ХЭТУ (санскр.). Естественная или физическая причина.

Ц

ЦАЙЛА (евр.). Ребро; см. «Бытие», миф о сотворении первой женщины из ребра Адама, первого человека. Забавно, что этот процесс «ребра» не описан ни в каком другом мифе, за исключением еврейской Библии. Другие схожие еврейские слова — цела, «падение», и целем, «образ Бога». Инман замечает, что древние евреи очень любили каламбурные выражения, и одно из них видит в следующем — Адам пал из-за женщины, которую Бог создал по его образу, от впадины в боку. (W.W.W.).

ЦАНАГИ-ЦАНАМИ (яп.). Разновидность творящего бога в Японии.

ЦАРИ ЕДОМА. Эзотерически — ранние, экспериментальные, уродливые расы людей. Некоторые каббалисты интерпретируют их как «искры», миры в процессе формирования, исчезающие сразу же после образования. [См. Едом].

ЦЕЛЕМ (евр.). Образ, тень. Тень физического тела человека, также астральное тело — линга шарира. (См. Цул-ма).

ЦЕРБЕР [или Кербер] (греч., лат.). Трёхглавое собакоподобное чудовище, считавшееся стражем порога Гадеса, перешло к грекам и римлянам из Египта. Это было чудовище, полусобака, полугиппопотам, сторожившее врата Аменти. Матерью Цербера была Ехидна — существо, наполовину женщина, наполовину змея, весьма почитавшееся в Этрурии. Как египетский, так и греческий Цербер являются символами камалоки и её неуклюжих монстров — сброшенных оболочек смертных.

ЦЕРЕРА (лат.). По-гречески Деметра. Как женский аспект Отца Эфира, Юпитера, она эзотерически является производящим принципом всеобъемлющего Духа, который оживляет каждый зародыш в материальной вселенной.

ЦЗИ-ЦЗАЙ (кит.). «Само-Сущий» или «Неведомая Тьма», корень Вулян Шеу, «Беспредельного Века»; всё это — каббалистические термины, употреблявшиеся в Китае за века до того, как были приняты еврейскими каббалистами, которые заимствовали их из Халдеи и Египта.

ЦЗОН ТИСРОН ЦАНЬ (тибет.). Царь, живший между 728 и 787 гг., который пригласил из Бенгалии пандита Ракшиту — названного, благодаря его большой учёности, бодхисатвой — чтобы тот поселился в Тибете и преподавал буддийскую философию его жрецам.

ЦЗОНКАПА (тибет.). Знаменитый тибетский реформатор четырнадцатого века, который ввёл в своей стране очищенный буддизм. Он был великим Адептом, который, будучи не в состоянии дольше выносить осквернение буддийской философии лже-служителями, превратившими её в выгодное предприятие, решительно положил этому конец своевременным переворотом и высылкой 40 000 лжемонахов и лам из страны. Его считают Аватаром Будды, и он является основателем секты гелугпа («жёлтых шапок») и мистического Братства, связанного с её водителями. По преданию, «дерево 10 000 образов» (хум-бум) возникло из длинных волос этого подвижника, который, оставив их, навсегда исчез из поля зрения профанов.

ЦЗЯНЬ-СИН (кит.). «Небеса Разума», Вселенская Мыслеоснова и Махат, когда прилагается к плану дифференциации; Тянь-Син (см.), когда относится к Абсолюту.

ЦЗЯНЬ-ЧАН (кит.). Вселенная формы и материи.

ЦИКЛ. От греческого слова киклос. Древние делили время на бесконечные циклы, колёса внутри колёс; все такие периоды имели разную длительность, и каждый отмечал начало или конец какого-то события — космического, земного, физического либо метафизического. Были циклы лишь в несколько лет и циклы огромной продолжительности: большой орфический цикл, соответствоваший этнологической смене рас, длившийся 120 000 лет, и цикл Кассандры в 136 000 лет, который вызывал полную перемену в планетарных воздействиях и их взаимосвязях между людьми и богами — факт, совершенно упущенный современными астрологами.

ЦИМ-ЦУМ (кабб.). Расширение и сокращение или, как объясняют это некоторые каббалисты, — «центробежная и центростремительная сила».

ЦИРУФ (евр.). Система сочетаний и перестановок еврейских букв, предназначенная для установления аналогий и сохранения секретов. Например, в форме, называемой Атбаш, взаимозаменителями были А и Т, Б и Ш, Г и Р, и т.п. (W.W.W.).

ЦУЛ-МА (кабб.). Буквально, «тень». В «Зогаре» говорится (I, 218а, I, fol. 117а, col. 466), что во время семи последних ночей жизни человека, нэшама, дух, оставляет его, и тень, цул-ма, больше не действует, его тело больше не отбрасывает тени; и когда цул-ма совершенно исчезает, тогда ру’ах и нэфеш — душа и жизнь — уходят с ней. Часто указывалось, что в каббалистической философии было лишь три, а с телом, гуфф, — четыре «принципа». Можно легко доказать, что существует семь и ещё несколько подразделений, ибо существует «высший» и «низший» нэшама (двойственный манас); ру’ах, Дух или Буддхи; нэфеш (кама), которая «не имеет света от своей собственной субстанции», но связана с гуфф, телом; целем, «призраком образа»; дьюкна, тенью призрачного образа, или майявирупой. Затем следуют цурат, прототипы и таб-нут, форма; и, наконец, цура, «высший принцип» (атман), который остаётся наверху», и т.д., и т.д. (См. Мейер, «Каббала», с. 400 и далее).

ЦУРА (евр.). Божественный прототип в каббале. В оккультизме он включает атма-буддхи манас, высшую Триаду; вечная божественная Индивидуальность. Множественное число — цурат.

ЦУРЕ (евр.). Почти то же, что и предыдущее: прототип «Образа», целем; каббалистический термин, употребляемый по отношению к так называемому сотворению божественного и человеческого Адама, который в каббале представлен четырьмя типами, соответствующими коренным расам людей. Еврейские оккультисты не знали никакого Адама и, отказываясь признать в первой человеческой расе Человечество с его Адамом, говорили лишь о «предвечных искрах».

ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч

ЧАДАЯТАНА (санскр.). Буквально, шесть жилищ или врат в человеке для восприятия ощущений; так, на физическом плане это: глаза, нос, уши, язык, тело (или осязание) и ум, как продукт физического мозга, и на ментальном плане (эзотерически): духовные зрение, обоняние, слух, вкус, осязание и восприятие, все вместе синтезированные буддхи-атмическим элементом. Чадаятана является одной из 12 нидан, образующих цепь непрерывного возникновения причины и следствия.

ЧАЙТАНЬЯ (санскр.). Основатель мистической секты в Индии. Довольно современный мудрец, считающийся аватаром Кришны.

ЧАЙТЬЯ (санскр.). Любая местность, ставшая священной в связи с каким-либо событием в жизни Будды; термин, означающий то же по отношению к богам, а также любое место или объект поклонения.

ЧАКНА-ПАДМА-КАРПО (тибет.). «Тот, кто держит лотос», употребляется по отношению к бодхисатве Ченрези. Это не чисто тибетское слово, а наполовину санскритское.

ЧАКРА (санскр.). Заклинание. Колесо. Диск Вишну, служивший в качестве оружия; колесо Зодиака, а также колесо времени и т.п. У Вишну он был символом божественной власти. Одна из шестидесяти пяти фигур шрипады, или мистического отпечатка ступни Будды, содержащего эти 65 символических фигур. Чакра используется в месмерических феноменах и других аномальных опытах.

ЧАКЧУР (санскр.). Первая виджнана (см.). Буквально, «око», подразумевая способность зрения или, вернее, оккультное восприятие духовных и субъективных реальностей (см. Чакшуб).

ЧАКШУБ (санскр.). «Око». Лока-чакшуб,или «око мира», титул Солнца.

ЧАНДАЛЫ (санскр.). Изгнанные, или люди без касты, название, которое теперь даётся всем низшим классам индусов; но в древности оно относилось к определённому классу людей, которые, потеряв право на какую-либо из четырёх каст — браминов, кшатриев, вайшьев и шудр — изгонялись из городов и искали убежища в лесах. После они стали «каменщиками», пока, окончательно изгнанные, не покинули страну, примерно за 4000 лет до н.э. Некоторые видят в них предков ранних евреев, племена которых начались с А-брама, или «He-Брамы». Вплоть до наших дней этот класс наиболее презирается браминами в Индии.

ЧАНДРА (санскр.). Луна; также божество. Термины Чандра и Сома являются синонимами.

ЧАНДРАВАНША (санскр.). «Лунная раса» в противоположность Сурьяванше, «солнечной расе». Некоторые востоковеды считают непоследовательным то, что Кришна, Чандраванша (из рода Яду), должен быть провозглашён Аватаром Вишну, который есть проявление солнечной энергии в «Риг Веде», труде непревзойденного авторитета среди браминов. Однако, это являет глубокое оккультное значение Аватара, разъяснить которое может лишь эзотерическая философия. Словарь — неподходящее место для подобных толкований; но полезно будет напомнить тем, кто знает и учит тех, которые не знают, что в оккультизме человек назван солнечно-лунным существом: солнечным в его высшей триаде, и лунным — в его четверичности. Кроме того, именно Солнце наделяет своим светом Луну — так же, как человеческая триада излучает свой божественный свет на смертную оболочку грешного человека. Жизнь небесная оживляет жизнь земную. Кришна метафизически представляет Эго,соединённое с атма-буддхи, и мистически выполняет те же функции, что и Христос гностиков: оба являются «внутренним богом храма» — человека. Люцифер, «яркая утренняя звезда», — широко известный символ в «Откровениях», и, как планета, соответствует Эго. И этот Люцифер (или планета Венера) есть Шукра-Ушанас индусов, а Ушанас есть дайтья-гуру, т.е. духовный руководитель и учитель данавов и дайтьев. Последние являются великанами-демонами в Пуранах, а в эзотерических толкованиях — прототипным символом телесного человека, физического человечества. Говорится, что дайтьи могут возвыситься с помощью знания, «аскетизма и преданности» до «класса богов и до класса Абсолюта». Все это очень примечательно в легенде о Кришне. Ещё больше заставляет задуматься то, что, как и Кришна, Аватар великого Бога в Индии, происходит из рода Яду, так и другое воплощение, «сам воплощённый Бог», или «Богочеловек Христос» — также из рода Иаду (ladoo), как называют евреев по всей Азии. Более того, как его мать, изображённая Царицей Небесной, стоящей на лунном серпе, тождественна в гностической философии и также в эзотерической системе с самой Луной, подобно всем прочим лунным богиням, как Изида, Диана, Астарта и другие — Матери Логосов, так и Христос в римско-католической церкви неоднократно назван Солнцем-Христом, Christ-Soleil и так далее. Если последнее метафора, то таково же и первое.

ЧАНДРАГУПТА (санскр.). Сын Нанды, первый буддийский царь династии Мориа, дед царя Ашоки, «любимец богов» (Пиядаси). Sandracottus вечно всё путающих греческих писателей, посещавших Индию во время Александра. (См. Ашока.)

ЧАНДРА-КАНТА (санскр.). «Лунный камень», самоцвет, который якобы возникает и растёт под солнечными лучами, что придаёт ему оккультные и магические свойства. Оказывает сильное охлаждающее воздействие при горячке, если приложить его к обоим вискам.

ЧАНДРАМАНАМ (санскр.). Метод исчисления времени с помощью Луны.

ЧАНДРАЯНА (санскр.). Хронология по лунным годам.

ЧАНТОНГ (тибет.). «Имеющий 1000 Глаз», имя Падмапани или Ченрези (Авалокитешвары).

ЧАРАКА (санскр.). Автор трактатов по медицине, живший в ведические времена. Он считается воплощением (Аватаром) Змия Шеши, то есть воплощением божественной Мудрости, так как Шеша-Нага, царь расы «Змиев», есть синоним Ананты, семи-главого Змия, на котором покоится Вишну во время пралайи. Ананта «бесконечный» и является символом вечности, и, как таковой, он един с Пространством, в то время как Шеша имеет лишь периодические проявления. Поэтому, тогда как Вишну отождествляется с Анантой, Чарака является просто Аватаром Шеши. (См: Ананта и Шеша).

ЧАРВАКА (санскр.). Было два знаменитых существа под этим именем. Первый был ракшасом (демоном), который переоделся брамином и вошёл в Хастина-пур, после чего брамины раскрыли обман и испепелили Чарваку огнём своих глаз — то есть магнетически с помощью того, что в оккультизме называется «чёрным взглядом» или злым глазом. Второй был ужасный материалист и отрицатель всего, за исключением материи, который, если бы мог вернуться обратно к жизни, посрамил бы всех «вольнодумцев» и «агностиков» наших дней. Он жил до периода «Рамаяны», но его учение и школа прожили до сего дня, и он даже теперь имеет последователей, в основном в Бенгалии.

ЧАРНОК Томас. Крупный алхимик шестнадцатого столетия; хирург, живший и работавший недалеко от Солсбери, изучавший эту науку в близлежащем монастыре у некоего священника. Говорят, что он был посвящён в последнюю тайну трансмутации знаменитым мистиком Уильямом Бердом, который «был приором монастыря Бат и оплачивал расходы по восстановлению монастырской церкви золотом, которое он делал с помощью красного и белого эликсиров» («Royal Mas. Cycl.»). Чарнок написал свой «Конспект Философии» в 1557 году, и «Загадку Алхимии» — в 1574-ом.

ЧАТУР ВАРНА (санскр.). Четыре касты (буквально, краски).

ЧАТУР МАХАРАДЖА (санскр.). «Четыре царя», дэвы, которые сторожат четыре стороны вселенной и связаны с кармой.

ЧАТУР МУКХА (санскр.). «Четырёхликий», имя Брамы.

ЧАТУРДАСА БХУВАНАМ (санскр.). Четырнадцать лок, или планов существования. Эзотерически — дважды семь состояний.

ЧАТУРЙОНИ (санскр.). То же, что кармайя, или «четыре формы рождения» — четыре способа вступления на путь рождения, как обусловлено кармою: (а) рождение из чрева — как у людей и млекопитающих; (б) рождение из яйца — как у птиц и пресмыкающихся; (в) от влаги и зародышей воздуха — как у насекомых; и (г) мгновенным самопреображением — как бодхисатвы и боги (Анупадака).

ЧЕЛА (санскр.). Ученик, воспитанник гуру или мудреца, последователь определённого адепта какой-либо школы философии (буквально, дитя).

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Оккультно и каббалистически человечество в целом символизируется Ману — в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпа, руководителем Семи Дхиани, — в северном буддизме; Адамом Кадмоном — в каббале. Все они представляют все человечество целиком, начало которого в этом андрогинном первообразе, а конец — в Абсолюте, по ту сторону всех этих символом и мифов человеческого (изобретённых человеком) происхождения. Человечество — это великое Братство благодаря тождеству материала, из которого оно создано физически и духовно (morally). Однако, пока оно не станет Братством сознательно, оно не более, чем высший класс животных.

ЧЕНРЕЗИ (тибет.). Тибетский Авалокитешвара. Бодхисатва Падмапани, божественный Будда.

ЧЁРНАЯ МАГИЯ (оккульт.). Колдовство; некромантия, или воскрешение мёртвых, а также другие злоупотребления аномальными силами в эгоистических целях. Это злоупотребление может быть и ненамеренным, но все же это «чёрная магия» всякий раз, когда что-либо произведено феноменальным образом лишь ради собственного удовлетворения.

ЧЕРНОБОГ (слав.). «Чёрный бог»; старшее божество древнеславянских народов. [См. Чёрный огонь и Белый огонь].

ЧЁРНЫЕ ГНОМЫ. Название эльфов тьмы, ползающих по тёмным пещерам земли и изготовляющих оружие и утварь для своих божественных отцов, эсиров, или асов. Именуются также «чёрными эльфами».

ЧЁРНЫЙ ОГОНЬ. Каббалистический термин для обозначения Абсолютного Света и Мудрости; «чёрный» в силу непостижимости для нашего ограниченного рассудка.

ЧЕРУ (сканд.) или Херу. Магический меч, оружие «бога-меча» Херу. В Эдде сага описывает его как уничтожающего своего обладателя, если тот недостоин им владеть. Он приносит победу и славу лишь в руке добродетельного героя.

ЧЕРЧЕН. Оазис в Центральной Азии, расположенный где-то в 4000 футах над рекой Черчен Дарья; самый очаг и центр древней цивилизации, со всех сторон, над и под землёй, окружённый бесчисленными руинами городов и мест погребений всех видов. Как сообщил покойный полковник Пржевальский, этот оазис населён примерно 3000 жителями, «которые представляют собой остатки примерно ста народностей и рас, ныне исчезнувших, сами имена которых неизвестны современным этнологам».

ЧЕТЫРЕ ЖИВОТНЫХ. Символические животные в видении Иезекииля (Меркаба). «У первых христиан празднование Мистерий Веры сопровождалось горением семи лампад с благовонием, тришагионом, и чтением книги евангелий, на которой — как на обложках, так и на страницах — были изображены крылатый человек, лев, бык и орёл». («Каббала» Исаака Мейера, L.L.B.) По сей день этих животных изображают рядом с четырьмя евангелистами и предпосылают соответствующим евангелиям в изданиях греческой церкви. Каждое из них представляет один из четырёх низших классов миров и планов, в уподобление которым отлита каждая личность. Так, орёл (связанный со Св.Иоанном) олицетворяет космический Дух или Эфир, всепроникающее око ясновидца; бык Св.Луки — воды жизни, всезарождающий элемент и космическую силу; лев Св.Марка — огненную энергию, неустрашимую смелость и космический огонь; тогда как человеческая голова или ангел, стоящий рядом со Св.Матфеем, представляет синтез всех трёх, объединенных в высшем Разуме человека и в космической Духовности. Все эти символы суть египетские, халдейские и индийские. Боги с головами Орла, Быка и Льва многочисленны, и все они представляли одну и ту же идею как в египетской, халдейской, индийской, так и в еврейской религиях; но (в своих представлениях), начиная с астрального тела, они не шли дальше космического Духа, или высшего манаса, так как атма-буддхи, или Абсолютный Дух, и его проводник Духовная Душа, не поддаются символизированию в конкретных образах.

ЧЖУАН [ЦЗЫ]. Крупный китайский философ.

ЧИДАГНИКУНДУМ (санскр.). Буквально, «очаг огня в сердце»; место средоточия силы, уничтожающей все личные желания.

ЧИДАКАСАМ (санскр.). Поле или основа сознания.

«ЧИКИТСА ВИДЬЯ ШАСТРА» (санскр ). Трактат по оккультной медицине, содержащий значительное количество «магических» рецептов. Это одна из «Панча Видья Шастр», или Священных Писаний.

ЧИНА (санскр.). Название Китая в буддийских трудах; эта страна называется так начиная с династии Цинь, которая была основана в 349 г. до н.э.

ЧИТ (санскр.). Абстрактное Сознание.

ЧИТКАЛА (санскр.). В эзотерической философии идентичны с кумарами; те, кто первым воплотился в людей Третьей коренной расы. (См. «Тайная Доктрина», I, 357).

ЧИТРА ГУПТА (санскр.). Дэва (или бог), который является писцом Ямы (бога смерти) и имеет обязанность читать отчет о жизни каждой Души из книги записей, называемой Агра Сандхани, когда эта душа предстает перед троном Суда. (См. Агра Сандхани.)

ЧИТРА ШИКАНДИНА (санскр.). Созвездие Большой Медведицы; обитель семи Риши (Сапта-Рикша). Буквально, «ярко-увенчанный».

ЧИТТА РИДДХИ ПАДА (санскр.). «Ступень памяти». Третье состояние мистического ряда, ведущего к достижению адептства; то есть отречение от физической памяти и от всех мыслей, связанных со светскими или личными событиями в жизни — благами, личными радостями или ассоциациями. Физической памятью необходимо пожертвовать, и призывать её силою воли лишь тогда, когда она абсолютно необходима. Риддхи Пада, буквально, четыре «Ступеньки к Риддхи», четыре способа управления и, наконец, уничтожения желания, памяти и в конечном счёте самой медитации — постольку, поскольку они связаны с каким-либо усилием физического мозга, — и тогда медитация становится чисто духовной.

ЧИТТА СМРИТИ УПАСТХАНА (санскр ) Одна из четырёх целей Смрити Упастханы, т.е. постоянное удержание в памяти преходящего характера человеческой жизни и непрекращающегося вращения колеса существования.

ЧИЧХАКТИ (санскр.). Чих-Шакти;мощь, производящая мысль.

ЧУВСТВА. Десять органов человека. В экзотерическом пантеоне и аллегориях Востока — это эманации десяти меньших богов, земных праджапати, или «прародителей». Чтобы отличить их от пяти физических и семи сверхфизических, их называют «элементарными чувствами». В оккультизме они тесно связаны с различными силами природы и с нашими внутренними организмами, в физиологии называемыми клетками.

ЧХАЙЯ (санскр.). «Тень» или «Призрак». Название существа, созданного Санджной, женой Сурьи, из самой себя (астральное тело). Будучи не в силах выносить жар своего супруга, Санджна оставила вместо себя в качестве жены Чхайю, удалившись, чтобы предаться аскетизму. В эзотерической философии Чхайя — астральный образ человека.

ЧХАЙЯЛОКА (санскр.). Мир теней; подобно Гадесу — мир eidola и umbræ. Мы его называем камалокой.

ЧХАНАГАРИКА (тибет.). Буквально, школа шести городов. Знаменитая философская школа, где готовят чела перед их вступлением на Путь.

ЧХАНДА РИДДХИ ПАДА (санскр.). «Ступень желания», термин, употребляемый в раджа-йоге. Это конечное отречение от всех желаний, как условие sine qua non [без чего нет, — лат.] феноменальных сил, и вступление на прямой путь нирваны.

ЧХАНДОГА (санскр ). Одна из Самхит (собраний) «Сама Веды». Также жрец, поющий «Сама Веду».

ЧХАНМУКА (санскр.). Великий бодхисатва у северных буддистов, известный своей пламенной любовью к Человечеству; в эзотерических школах считается нирманакая.

ЧЬЮТА (санскр.). Означает «павший» в зарождение, как сказал бы каббалист; противоположность ачьюте, тому, что не подвержено изменению или дифференциации; применяется по отношению к божеству.

Наши рекомендации