Новации, проблематизации, концепции

Что такое красота?

Космически гармоничное и соразмерное

Символ божественного

Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля (классицизм)

Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм)

Ценность, выработанная на основе феноме­нологического метода и выражающая един­ство человека и произведения искусства (феноменология)

Сущность произведения искусства, ее от­крытие человеку в качестве истины (герме­невтика)

Эмоция (аналитическая философия)

Воображение реально непредставимого, вы­зывающее чувство возвышенного (постмо­дернизм)



Таблица 12. Три главные метаценности

Сфера жизнедеятельности человека Главная ценность
Практическая жизнь Добро
Чувственно-эстетическая жизнь Красота
Научная деятельность Истина

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная цен­ность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или груп­па людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершает­ся посредством использования определенных философских методов.




Таблица 14. Философия о добре

Идеалы добра
Благо

Историческая

эпоха филосо-

фии

Античность

Мудрость, справедливость, мужество
Вера, любовь, надежда, совесть

Средние века

Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) Разумность, свобода (Кант)

Новое время

Новейшее время

Преданность делу пролета­риата (Маркс) Воля к власти (Ницше)

Общество без эксплуатации

(Маркс)

Сверхчеловек (Ницше)

XX—XXI вв.

Умение пользоваться фе­номенологическим методом Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему Быть последовательным в своих действиях

Положительные ценности (феноменологи) Достижение единства с су­шим, с сущностью вещей (герменевтики) Умение посредством анали­за языка учитывать послед­ствия поступков (аналити­ки)

Умение «рассеивать» усто­явшиеся ценности

Деконструкция лого- и дру­гих центризмов (постмо­дернисты)

Таблица 15. Три концепции чувственного познания

Философская концепция Основное содержание концепции
Локка Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи
Канта Чувства упорядочиваются в соответствии с априор­ными принципами
Гуссерля Чувства вовлекаются в потоке воображения, так об­разуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства
Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) Абсолютный нравственный закон (Кант)

Таблица 16. Что такое рациональное познание?

Основные добродетели человека
  Историческая эпоха философии Природа рационального познания
Бог
  Античность Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в пра­вилах логики (Аристотель)
  Средние века Рациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее су­ществует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты)
    Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номиналисты)
    Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции (концептуалисты)
  Новое время Человеку присущи от рождения ясные идеи,
  - которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рациона­лизм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант)
    Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка)
  Новейшее время Мышление — это наивысшая стадия позна­ния, преодоление порога научности, позво­ляющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение прак­тики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)
  XX-XXI вв. Рациональное познание — это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смысла­ми высказываний (аналитики)


Приложения



Таблица 17. Три современные концепции истины

 
Концепция исти- Определение истины
   
     
Соответствия Соответствие высказываний фактам
Когерентности Согласованность высказываний, их непротиворе­чивость
Прагматическая Убеждения, способствующие успеху практики
Таблица 18. Что такое истина?
Историческая эпо­ха философии Природа истины
Античность Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)
Средние века Бог, вот что является истиной
Новое время Истина — это соответствие чувств и идей фактам
XX-XXI вв. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики)

Таблица 20. Четыре теоретических метода

Теоретический метод Характеристика
Аксиоматический Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление зна­ния с экспериментальными фактами не прово­дится
Конструктивистский Исходные понятия и правила построения более сложных теоретических концептов считаются интуитивно очевидными. Конструкт признает­ся теоретическим, если его действительно можно построить, например в форме математи­ческих символов
Гипотетико-дедук-тивный Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выяв­ляется в процессе сопоставления теории с экс­периментальными фактами
Прагматический Ведется поиск эффективных путей по достиже­нию целей в соответствии с определенными ценностями. Цели, ценности и средства счита­ются эффективными, если они обеспечивают людям жизненный успех

Таблица 21. Философия языка



Таблица 19. Уровни научного исследования

Уровень научного исследования Цели исследования
Эмпирический Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить сте­пень ее эффективности
Теоретический Провести теоретическую интерпретацию экс­периментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой

Философская концепция языка Главное содержание философских концепций языка
Философия имени Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые фило­софы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
Философия пред­ложения Главной единицей языка, текста является пред­ложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности
Философия ценно­стных установок Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные установки ав­тора, те цели, достижения которых он добивает­ся





Таблица 22. Философия техники

Таблица 23. Философия природы



Историческая эпоха философии

Античность

Средние века

Новое время

Новейшее время

XX—XXI вв.

Интерпретации природы техники

Техника — это воплощение умений ре­месленника. Знание общего выше техни­ческого знания

Техника — это творчество человека в ка­честве отблеска божественного творчества

Техника — опредмечивание научных зна­ний человека, фактор освобождения чело­века от природы

Техника — это самостоятельная сила, ко­торая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)

Техника при недостатке феноменологиче­ской работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненно­го мира человека (Гуссерль и другие фе­номенологи)

Техника — это преграда, опасность, кото­рую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдег-гер и герменевтики)

Техника — это воплощение рационально­сти человека (аналитики)

Техника — это проявление наиболее под­ходящего реалиям нашей эпохи техниче­ского подхода, точнее, философии техни­ческого подхода (Т.П. Щедровицкий)


Историческая эпо­ха философии Интерпретация специфики природы
Античность Природа — это органическая часть космоса. Час­то природа считалась одушевленной
Средние века Природа создана Богом по его собственному про­екту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа
Новое время Природа — это сила, которая противостоит чело­веку. Человек должен полностью подчинить ее себе
XX-XXI вв. Природа — это стихия, которая благодаря созна­тельной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Чело­век может понять природу благодаря герменев­тическому методу (герменевтики) Природа — это наш дом, который должен благо­устраиваться по законам рациональности, с уче­том всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совме­стную эволюцию природы и общества (синерге-тическое понимание)

Таблица 24. Две интерпретации образования

Образование — этоподготовка Образование — это усвоение достижений культуры
Образование — это путь к приобретению тех навы­ков, которые нужны не­посредственно на буду­щем рабочем месте. Ни-1 чего лишнего, только 1 самое необходимое. Фи­лософия на рабочем мес-| те не нужна Образование — это максимально действен­ное включение человека в культуру чело­вечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответст­венность. Философия занимает в образова­нии достойнейшее место

I I ^J*l JI \_7Л\Ч. I

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Продолжение прил. 2



    Философские открытия
Века Новации,проблематизации, концепции
    Западная философия
VI-V Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит развивают
  вв. до н.э. концепцию одной субстанции
  Пифагор рассматривает в качестве субстанции совокуп­ность чисел
  Парменид и Зенон Элейский показывают, что концеп­ция одной субстанции ведет к противоречиям
  Парменид настаивает на необходимости непротиворе­чивости теории
Vb. до Зенон Элейский формулирует апории, которые должны
  н.э. быть преодолены
  Эмпедокл и Анаксогор развивают концепцию плюра­лизма субстанций
  Левкипп и Демокрит представляют субстанции в форме атомов и пустоты
  Протагор подчеркивает относительность истин
  Сократ развивает диалектику как искусство философст­вования
  Сократ формулирует идею души человека, понимаемой как разум Сократ придает этике рациональный характер
 
IV в. до Платон развивает теорию идей и использует ее для ин-
  н.э. терпретации содержания космологии, этики, эстетики,
  политологии, теологии, педагогики, психологии
  Аристотель развивает теорию форм. Создает в качестве
    научных дисциплин этику и формальную логику. Раз-
    вивает оригинальные варианты теологии, гносеологии, психологии, этики, эстетики, политологии, философии науки
IV-III Антисфен и Диоген формулируют программу кинизма,
  вв.до наипростейший путь к блаженной жизни за счет аскезы
  н.э. и непризнания наслаждении
  Эпикур развивает философию гедонизма (конечная цель — чувственные наслаждения)

17 18

21 22

23 24 25 26

31 32

Века

III в.

н.э.

IV-V

IX

XI XII

XIII

XIV XV

XV-XVI

XV

XVI XVII

Новации,проблематизации,концепции

Зенон Китионский вырабатывает начала стоической философии. Основной закон: жить в согласии с миром. Надо соблюдать долг по отношению к природе, людям и самому себе

Пиррон Элидский формулирует положения скептициз­ма

Плотин изобретает учение о пути возвышения человека от Материи к Мировой Душе и далее к Мировому Уму и Мировому Благу (Божеству)

Августин совершенствует христианство посредством платонической философии. Высказывает важные мыс­ли о свободе воли, проблеме времени, возрастах челове­ческого сообщества

Эриугена стремится представить философию как теоло­гию

Ансельм определяет свободную волю как добрую Абеляр желает проверить разумом веру. Надо четко вы­являть значения слов. Понятия выражают сходное в ве­щах

Аверроэс ставит истины философии выше истин рели­гии (концепция двойственной истины) Фома Аквинский совершенствует христианство посред­ством аристотелизма

Оккам трактует универсалии как знаки, которыми че­ловек замещает объекты

Николай Кузанский отождествляет Бога с мировым це­лым

Фичино развивает тему достоинства человека Макиавелли создает один из первых вариантов полито­логии, понимаемой как общественная мораль Леонардо определяет живопись как внучку природы. Практика должна быть основана на теории. Ученый от­ветственен за свои дела

Бруно предлагает гипотезу бесконечности пространства и бесконечного числа миров Ф. Бэкон разрабатывает индуктивный метод Декарт развивает дедуктивный метод





Продолжение прил. 2

Продолжение прил. 2



34 35

41 42

44 45

Века

XVII XVIII

XVIII

XVII-XVIII

XVII

XVII

XVIII

XVII

Новации, проблематизации, концепции

Гоббс рассматривает имена как знаки абстрактных мыс­лей

Локк предлагает считать понятия абстракциями

Лейбниц отмечает, что философствование начинается с положений формальной логики

Беркли критикует наивно-материалистические воззре­ния

Юм обнаруживает противоречия эмпиризма. Так, эмпи­рически невозможно доказать, что следствие действи­тельно выражается причиной

Юм обнаруживает противоречия эмпиризма. Так, эмпи­рически невозможно доказать, что следствие действи­тельно выражается причиной

Кант устанавливает, что принципы естествознания, эти­ки и эстетики не выводимы эмпирическим путем, они ап риорны

Кант развивает концепцию трансцендентальной логики (вывод истин из априорных принципов посредством схе­мы рассуждений)

Ньютонианцы считают пространство и время абсолютны ми, т.е. независящими от чего-либо субстанциями

Лейбниц критикует субстанциальную концепцию про­странства и времени и закладывает основу для их реля­тивистского понимания (пространство и время — прояв­ления движения)

Толанд приписывает материи атрибут активности. По­добно Лейбницу он придерживается релятивистской концепции пространства и времени

Спиноза сводит этические законы к положениям разума

Юм устанавливает отличия этических положений от описаний, используемых в естествознании

Кант отмечает, что основной закон этики обладает науч­ным статусом

Гоббс считает всех людей от природы равными. Гоббс развивает концепцию общественного договора и естест­венного права

Гоббс защищает ценности миролюбия, свободы, справед­ливости


Века Новации, проблематизации, концепции
  Локк рассматривает собственность в качестве основопо­лагающей ценности
  Локк настаивает на необходимости разделения властей, законодательной, исполнительной и судебной
XVIII Руссо подчеркивает, что социальные законы являются проектами людей
  Руссо отмечает недопустимость отчуждения суверените­та народа
  Вольтер и Руссо рассматривают религию как фактор уст­ройства общественной жизни людей
  Кант интерпретирует содержание религии с этических позиций
  Кант определяет просвещение как необходимость для человечества
XVIII-XIX Фихте воспевает свободу и активность человека
  Шеллинг предлагает считать масштабом философии ис­кусство и его приемы, в том числе символизм
XIX Романтики (Фр. Шлегель, Новалис) настаивают на эсте­тическом понимании мира
  Шлейермахер рассматривает герменевтику как универ­сальный способ объяснения мира
  Гегель разворачивает систему диалектических катего­рий и создает диалектическую логику
  Гегель развивает метод восхождения от абстрактного к конкретному
  Гегель создает диалектическую логику
  Фейербах предлагает понимать философию как учение о человеке, т.е. в качестве антропологии
  Маркс развивает учение об абстрактном труде как суб­станции всех общественных отношений
  Маркс критикует недостатки капитализма с позиций квазиценности справедливости
  Маркс считает, что практика является критерием истин
  Шопенгауэр для объяснения мира выдвигает концепт воли к жизни
  Шопенгауэр в качестве главного принципа этики рас­сматривает отрицание воли к жизни
   

Продолжение прил. 2

Продолжение прил. 2



Века Новации,проблематизации, концепции
  Ницше критикует привычные ценности и провозглашает волю к власти
  Ницше выступает предтечей ценностной этики
  Ницше в интерпретации морали реализует вариант фи-зиолого-аффективной интерпретации
  Конт создает первый вариант позитивизма
  Дж. С. Милль создает индуктивную логику
  Дж. С. Милль развивает учение утилитаризма (добро есть польза)
XIX-XX Авенариус и Мах развивают второй вариант позитивиз­ма, эмпириокритицизм. Их заслуга состоит в актуализа­ции философии эксперимента
  Коген подчеркивает главенствующую роль в познании творческого мышления
  Виндельбанд и Риккерт развивают учение о ценностях
  Кассирер развивает символическую интерпретацию культуры
  Дильтей, следуя Шлейермахеру, создает систематиче­ский вариант герменевтики сознания
  Бергсон развивает интуитивизм как философское на­правление
  Пирс создает семиотику (науку о знаках), семиотическую логику и семиотический прагматизм
  Джеймс выделяет психологические факторы прагматиз­ма
  Дьюи выступает основателем концепции инструмента­лизма (все законы, идеи и понятия должны обладать функциональной силой)
XX Бриджмен считает, что все понятия операциональны, т.е. экспериментально проверяемы
  Гуссерль создает феноменологию как философское на­правление
  Гуссерль дает феноменологическую интерпретацию соз­нания
  Гуссерль феноменологически интерпретирует кризис че­ловечества, в том числе наук
  Шеллер создает феноменологическую этику ценностей
 


89 90

91 92

93 94 95 96 97 98 99 100

101 102

103 104 105

Века

Наши рекомендации