Новации, проблематизации, концепции
Что такое красота?
Космически гармоничное и соразмерное
Символ божественного
Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля (классицизм)
Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм)
Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология)
Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика)
Эмоция (аналитическая философия)
Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм)
Таблица 12. Три главные метаценности
Сфера жизнедеятельности человека | Главная ценность |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 14. Философия о добре |
Идеалы добра |
Благо |
Историческая
эпоха филосо-
фии
Античность
Мудрость, справедливость, мужество |
Вера, любовь, надежда, совесть |
Средние века
Рассудочность, свобода (Локк, Руссо) Разумность, свобода (Кант) |
Новое время
Новейшее время
Преданность делу пролетариата (Маркс) Воля к власти (Ницше) |
Общество без эксплуатации
(Маркс)
Сверхчеловек (Ницше)
XX—XXI вв.
Умение пользоваться феноменологическим методом Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему Быть последовательным в своих действиях |
Положительные ценности (феноменологи) Достижение единства с сушим, с сущностью вещей (герменевтики) Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики)
Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности |
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернисты)
Таблица 15. Три концепции чувственного познания
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) Абсолютный нравственный закон (Кант) |
Таблица 16. Что такое рациональное познание?
Основные добродетели человека |
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Бог |
Античность | Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в правилах логики (Аристотель) | |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековые реалисты) | |
Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номиналисты) | ||
Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты) | ||
Новое время | Человеку присущи от рождения ясные идеи, | |
- | которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) | |
Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) | ||
Новейшее время | Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) | |
XX-XXI вв. | Рациональное познание — это обобщение, достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |
Приложения
Таблица 17. Три современные концепции истины
Концепция исти- | Определение истины | |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам | |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость | |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики | |
Таблица 18. Что такое истина? | ||
Историческая эпоха философии | Природа истины | |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) | |
Средние века | Бог, вот что является истиной | |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фактам | |
XX-XXI вв. | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики) |
Таблица 20. Четыре теоретических метода
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится |
Конструктивистский | Исходные понятия и правила построения более сложных теоретических концептов считаются интуитивно очевидными. Конструкт признается теоретическим, если его действительно можно построить, например в форме математических символов |
Гипотетико-дедук-тивный | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами |
Прагматический | Ведется поиск эффективных путей по достижению целей в соответствии с определенными ценностями. Цели, ценности и средства считаются эффективными, если они обеспечивают людям жизненный успех |
Таблица 21. Философия языка
Таблица 19. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой |
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается |
Таблица 22. Философия техники
Таблица 23. Философия природы
Историческая эпоха философии
Античность
Средние века
Новое время
Новейшее время
XX—XXI вв.
Интерпретации природы техники
Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания
Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества
Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы
Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс)
Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи)
Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдег-гер и герменевтики)
Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики)
Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Т.П. Щедровицкий)
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе |
XX-XXI вв. | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики) Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синерге-тическое понимание) |
Таблица 24. Две интерпретации образования
Образование — этоподготовка | Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ни-1 чего лишнего, только 1 самое необходимое. Философия на рабочем мес-| те не нужна | Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место |
I I ^J*l JI \_7Л\Ч. I
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Продолжение прил. 2
Философские открытия | ||
№ | Века | Новации,проблематизации, концепции |
Западная философия | ||
VI-V | Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит развивают | |
вв. до н.э. | концепцию одной субстанции | |
Пифагор рассматривает в качестве субстанции совокупность чисел | ||
Парменид и Зенон Элейский показывают, что концепция одной субстанции ведет к противоречиям | ||
Парменид настаивает на необходимости непротиворечивости теории | ||
Vb. до | Зенон Элейский формулирует апории, которые должны | |
н.э. | быть преодолены | |
Эмпедокл и Анаксогор развивают концепцию плюрализма субстанций | ||
Левкипп и Демокрит представляют субстанции в форме атомов и пустоты | ||
Протагор подчеркивает относительность истин | ||
Сократ развивает диалектику как искусство философствования | ||
Сократ формулирует идею души человека, понимаемой как разум Сократ придает этике рациональный характер | ||
IV в. до | Платон развивает теорию идей и использует ее для ин- | |
н.э. | терпретации содержания космологии, этики, эстетики, | |
политологии, теологии, педагогики, психологии | ||
Аристотель развивает теорию форм. Создает в качестве | ||
научных дисциплин этику и формальную логику. Раз- | ||
вивает оригинальные варианты теологии, гносеологии, психологии, этики, эстетики, политологии, философии науки | ||
IV-III | Антисфен и Диоген формулируют программу кинизма, | |
вв.до | наипростейший путь к блаженной жизни за счет аскезы | |
н.э. | и непризнания наслаждении | |
Эпикур развивает философию гедонизма (конечная цель — чувственные наслаждения) |
№
17 18
21 22
23 24 25 26
31 32
Века
III в.
н.э.
IV-V
IX
XI XII
XIII
XIV XV
XV-XVI
XV
XVI XVII
Новации,проблематизации,концепции
Зенон Китионский вырабатывает начала стоической философии. Основной закон: жить в согласии с миром. Надо соблюдать долг по отношению к природе, людям и самому себе
Пиррон Элидский формулирует положения скептицизма
Плотин изобретает учение о пути возвышения человека от Материи к Мировой Душе и далее к Мировому Уму и Мировому Благу (Божеству)
Августин совершенствует христианство посредством платонической философии. Высказывает важные мысли о свободе воли, проблеме времени, возрастах человеческого сообщества
Эриугена стремится представить философию как теологию
Ансельм определяет свободную волю как добрую Абеляр желает проверить разумом веру. Надо четко выявлять значения слов. Понятия выражают сходное в вещах
Аверроэс ставит истины философии выше истин религии (концепция двойственной истины) Фома Аквинский совершенствует христианство посредством аристотелизма
Оккам трактует универсалии как знаки, которыми человек замещает объекты
Николай Кузанский отождествляет Бога с мировым целым
Фичино развивает тему достоинства человека Макиавелли создает один из первых вариантов политологии, понимаемой как общественная мораль Леонардо определяет живопись как внучку природы. Практика должна быть основана на теории. Ученый ответственен за свои дела
Бруно предлагает гипотезу бесконечности пространства и бесконечного числа миров Ф. Бэкон разрабатывает индуктивный метод Декарт развивает дедуктивный метод
Продолжение прил. 2
Продолжение прил. 2
№
34 35
41 42
44 45
Века
XVII XVIII
XVIII
XVII-XVIII
XVII
XVII
XVIII
XVII
Новации, проблематизации, концепции
Гоббс рассматривает имена как знаки абстрактных мыслей
Локк предлагает считать понятия абстракциями
Лейбниц отмечает, что философствование начинается с положений формальной логики
Беркли критикует наивно-материалистические воззрения
Юм обнаруживает противоречия эмпиризма. Так, эмпирически невозможно доказать, что следствие действительно выражается причиной
Юм обнаруживает противоречия эмпиризма. Так, эмпирически невозможно доказать, что следствие действительно выражается причиной
Кант устанавливает, что принципы естествознания, этики и эстетики не выводимы эмпирическим путем, они ап риорны
Кант развивает концепцию трансцендентальной логики (вывод истин из априорных принципов посредством схемы рассуждений)
Ньютонианцы считают пространство и время абсолютны ми, т.е. независящими от чего-либо субстанциями
Лейбниц критикует субстанциальную концепцию пространства и времени и закладывает основу для их релятивистского понимания (пространство и время — проявления движения)
Толанд приписывает материи атрибут активности. Подобно Лейбницу он придерживается релятивистской концепции пространства и времени
Спиноза сводит этические законы к положениям разума
Юм устанавливает отличия этических положений от описаний, используемых в естествознании
Кант отмечает, что основной закон этики обладает научным статусом
Гоббс считает всех людей от природы равными. Гоббс развивает концепцию общественного договора и естественного права
Гоббс защищает ценности миролюбия, свободы, справедливости
№ | Века | Новации, проблематизации, концепции |
Локк рассматривает собственность в качестве основополагающей ценности | ||
Локк настаивает на необходимости разделения властей, законодательной, исполнительной и судебной | ||
XVIII | Руссо подчеркивает, что социальные законы являются проектами людей | |
Руссо отмечает недопустимость отчуждения суверенитета народа | ||
Вольтер и Руссо рассматривают религию как фактор устройства общественной жизни людей | ||
Кант интерпретирует содержание религии с этических позиций | ||
Кант определяет просвещение как необходимость для человечества | ||
XVIII-XIX | Фихте воспевает свободу и активность человека | |
Шеллинг предлагает считать масштабом философии искусство и его приемы, в том числе символизм | ||
XIX | Романтики (Фр. Шлегель, Новалис) настаивают на эстетическом понимании мира | |
Шлейермахер рассматривает герменевтику как универсальный способ объяснения мира | ||
Гегель разворачивает систему диалектических категорий и создает диалектическую логику | ||
Гегель развивает метод восхождения от абстрактного к конкретному | ||
Гегель создает диалектическую логику | ||
Фейербах предлагает понимать философию как учение о человеке, т.е. в качестве антропологии | ||
Маркс развивает учение об абстрактном труде как субстанции всех общественных отношений | ||
Маркс критикует недостатки капитализма с позиций квазиценности справедливости | ||
Маркс считает, что практика является критерием истин | ||
Шопенгауэр для объяснения мира выдвигает концепт воли к жизни | ||
Шопенгауэр в качестве главного принципа этики рассматривает отрицание воли к жизни | ||
Продолжение прил. 2
Продолжение прил. 2
№ | Века | Новации,проблематизации, концепции |
Ницше критикует привычные ценности и провозглашает волю к власти | ||
Ницше выступает предтечей ценностной этики | ||
Ницше в интерпретации морали реализует вариант фи-зиолого-аффективной интерпретации | ||
Конт создает первый вариант позитивизма | ||
Дж. С. Милль создает индуктивную логику | ||
Дж. С. Милль развивает учение утилитаризма (добро есть польза) | ||
XIX-XX | Авенариус и Мах развивают второй вариант позитивизма, эмпириокритицизм. Их заслуга состоит в актуализации философии эксперимента | |
Коген подчеркивает главенствующую роль в познании творческого мышления | ||
Виндельбанд и Риккерт развивают учение о ценностях | ||
Кассирер развивает символическую интерпретацию культуры | ||
Дильтей, следуя Шлейермахеру, создает систематический вариант герменевтики сознания | ||
Бергсон развивает интуитивизм как философское направление | ||
Пирс создает семиотику (науку о знаках), семиотическую логику и семиотический прагматизм | ||
Джеймс выделяет психологические факторы прагматизма | ||
Дьюи выступает основателем концепции инструментализма (все законы, идеи и понятия должны обладать функциональной силой) | ||
XX | Бриджмен считает, что все понятия операциональны, т.е. экспериментально проверяемы | |
Гуссерль создает феноменологию как философское направление | ||
Гуссерль дает феноменологическую интерпретацию сознания | ||
Гуссерль феноменологически интерпретирует кризис человечества, в том числе наук | ||
Шеллер создает феноменологическую этику ценностей | ||
№
89 90
91 92
93 94 95 96 97 98 99 100
101 102
103 104 105
Века