Становление диалектических идей в истории человеческого познания
Диалектика (греч. dialextixn - искусство вести беседу, спор) учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
С точки зрения диалектики в процессе непрерывного изменения, развития находятся как материальный мир, так и человеческое познание: поэтому выделяют два аспекта:
vОбъективная диалектика - развития бытия, объекта, объективного мира (диалектика природы);
vСубъективная диалектика - развитие познания, мышления (диалектика духа).
Древние философы (Античная философия) представляли мир как единый, вечно развивающийся, самодостаточный Космос. У первых натурфилософов были догадки о противоречии как источнике развития.
Гераклит утверждал, что борьба отец всему и всего царь. Начиная с софистов и Сократа, философы обратили внимание на субъективную диалектику (отсюда и этимология термина "диалектика" искусство вести беседу), который был введен Сократом. Сократ и Платон своими знаменитыми диалогами показали, как истина рождается из столкновения противоположных точек зрения, что истина - это не готовый результат, а процесс познания мира и человека. Для первой исторической формы диалектики характерны две существенные черты, которые в последующих этапах были во многом утеряны и возрождены в науке и философии конца XIX - XX веков:
1) единство объективной и субъективной диалектики (у древних развитию были подвержены как мир, природа, так и познание его);
2) представления и догадки о внутреннем источнике развития мира (Космосом, по-мнению древних никто и ничто не движет - он самодостаточен).
В средневековой религиозной философии источник развития окончательно был перенесен в сферу духа. Бог обладает бесконечными потенциями, творческими силами; он создает мир и является постоянным источником его развития. В идеалистической философии развивается субъективная диалектика, поскольку признаками развития обладают, прежде всего, мировой дух (Бог) и человеческая душа (мышление, познание).
Философия Нового времени идею бытия как становящегося процесса заменила представлением о мире как о механическом агрегате (См.: Механическая научная картина мира). Этот период характеризуется господством метафизического мышления. Метафизика здесь понимается как антидиалектика, как во многом противоположная диалектике концепция развития (См.: Таблицу 5). "Но что особенно характеризует рассматриваемый период, - отмечает Ф.Энгельс, - выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы… Планеты и спутники их, однажды приведенные в движение таинственным "первым толчком", продолжали кружиться по предначертанным им эллипсам во веки веков или, во всяком случае, до скончания всех вещей. ...Земля оставалась от века, или со дня своего сотворения... неизменно одинаковой. Теперешние "пять частей света" существовали всегда, имели всегда те же самые горы, долины и реки, тот же климат, ту же флору и фауну... Виды растений и животных были установлены раз и навсегда при своем возникновении, одинаковое всегда порождало одинаковое[7]".
Таблица 5.
Две концепции развития
Концепция Признак сравнения | Диалектика | Метафизика |
1. Как осуществляется процесс развития? | Развитие понимается как сложный, противоречивый процесс, в котором возможны перерывы постепенности, качественные скачки, возникновение принципиально нового качества | Развитие трактуется как процесс простого количественного роста уменьшения, движения по кругу |
2. Что является источником развития? | Внутренние противоречия объекта | Источник развития - внешняя сила |
Чем же объяснить тот факт, что на фоне быстро развивающегося естествознания господствовала метафизическая концепция развития? В объяснение этого факта приведем два аргумента:
1). Начиная со средневековья, в философии сложилась традиция рассматривать природу как пассивную субстанцию, как "тень" духа; т.к. только дух обладает всеми признаками развития и творчества. В новое время эта традиция начала постепенно ослабевать, но ничего не происходит мгновенно. На любом этапе развития можно заметить и элементы нового, и сохранившееся старое (это и есть диалектика).
2). Метафизический взгляд на природу преобладал также и потому, что естествознание не проникло еще в глубинную сущность природы, а занималось в основном сбором и систематизацией материала (анализом). Классической стадии развития достигла в то время только механика. Механические законы движения тел и были перенесены на мир в целом.
Преобладание метафизики, однако, не означало отсутствие диалектики. Диалектические идеи продолжали развиваться проявившись, например, в идее Спинозы о субстанции (природе) как "причине самой себя", в учении Лейбница о монадах, как атомах бытия, самодвижущихся активных субстанциях, в гипотезах французских материалистов XVIII в. о самодостаточности, самодвижении материи.
Новый этап в истории диалектики связан с Немецкой классической философией. У Гегеля диалектика приобретает вид целостной концепции, универсальной теории и метода познания мира. Развитие духа, природы, общества, человека представлено как единый восходящий закономерный процесс; сформулированы основные законы этого процесса. Диалектика Гегелем развивается на идеалистической основе. Причиной развития мира у него является саморазвитие мирового духа.
В XIX-XX вв. в философии вновь возобладала идея единства развития материи и духа, природы и сознания. Эта идея в современной философии предстает не в виде гениальной догадки - гипотезы (как это было в Античной философии), но как результат синтеза двух развитых сторон: диалектики духа (Гегель) и диалектики природы (Марксизм). В марксизме - диалектическом материализме обосновывается идея о первичности развития объективного мира; диалектические законы объективного мира являются причиной, а диалектика познания, мышления (духа) - следствием, т.к. познание есть не что иное, как отражение объективного мира. Если познающее сознание стремиться отразить мир таким, каков он есть (т.е. развивающимся процессом), то оно само должно быть подвижным, изменчивым (диалектичным). Современная наука, проникнув в суть многих процессов природы, обосновала и подтвердила многие диалектические идеи.
Открытие клеточного строения живой материи, закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория происхождения видов Дарвина, генетика, квантовая механика, теория относительности, неэвклидова геометрия, теория катастроф стали убедительным подтверждением сложности и противоречивости (диалектичности) природных процессов, а также эффективности диалектического метода в постижении сущности мира.
История становления диалектики как теории развития и метода познания описана в работе Ф.Энгельса «Диалектика природы». Прочтите в этой работе раздел «Введение» и по ходу ответе на следующие вопросы:
Задание 1
"...Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." О каких событиях, и о каком этапе развития науки говорит Ф.Энгельс?
Задание 2
"Первая брешь в этом окаменелом воззрении на природу была пробита не естествоиспытателем, а философом". О ком пишет Энгельс и почему?
Задание 3
"...Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это - выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы". О какой концепции развития идет речь?
Задание 4
О каком историческом периоде и историческом факте пишет Ф.Энгельс: "Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы, было..."?
Задание 5
Как Ф.Энгельс объясняет следующий вывод: "Насколько высоко - естествознание первой половины XVIII века поднялось над греческой древностью по объему своих познаний и даже по систематизации материала настолько же оно уступало ей в смысле идейного овладения этим материалом, в смысле общего воззрения на природу".
Задание 6
"...У нас есть уверенность в том, ... что... с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле своей высший цвет - мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время."
На чем основана эта уверенность?