Связь философии с другими предметами
Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.
В тесной взаимосвязи философии со всеми другими формами общественного сознания коренятся как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития. Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), «растворив» ее в других формах общественного сознания.
В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.
Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука. Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это
научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.
И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.
Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции.
Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.
Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы «достраивает» науку до человека.
Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания.
Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в
античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР. Таким образом, учитывая сказанное, мы можем понять, почему на протяжении всей истории познания появлялись и действовали противоположные тенденции в понимании взаимосвязи философии с другими науками.
4. Философия и наука: проблема сходства и различия.
Научное и философское мировоззрение: | |
Сходства | Различия |
1.Стремление к теоретической форме построения знания; 2.Логическая доказательность своих выводов; 3.Научно-философское мировоззрение выполняет функции, родственные функциям науки: 1) познавательная; 2) обобщение; 3) интеграция; 4) синтез всевозможных знаний; 5) открытие наиболее общих закономер-ностей, связей; 6) взаимодействие основных подсистем бытия; 7) теоретическая масштабность. | 1. Целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов; Философия в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческих интерпретаций ее результата; 2. Логичность философского разума позволяет ему осуществлять такие функции, которые еще не проработаны специальными методами. Это функции: 1) прогноза; 2) формирования гипотез об общих принципах и тенденциях развития, о природе конкретных явлений; 3. Философия – единственная из наук, которая объясняет, что такое бытие; 4. Философия – это знание о месте и роли человека в мире (смыслы, цели, ценности, интересы), тогда как наука безразлична к смыслам, целям, ценностям; 5. Философия соединяет два начала: научно-теоретическое и практическо-духовное. В этом проявляется специфика философии как уникальной формы сознания, тогда как наука представляет собой научно-теоретическое начало, т.к. постигает реальные отношения в объективном мире и познании; 6. Национальность философии (философия отдельного народа – немецкая философия, русская философия), тогда как национальной науки нет. |
Философия и наука довольно взаимосвязаны, но ест и различия. Философия – это отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в данных областях либо мал, либо отсутствует вообще.
Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:
1). Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2). Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
3). Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4). Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5). Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция философии.
6). Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
Таким образом, философия является теоретической моделью эпохи, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества на каждом этапе его развития.
Обратите внимание на высказывания относительно специфики философского знания мыслителя прошлого (А. Бергсон) и настоящего (В.В. Миронов):
Бергсон А.: «Без философии не обойтись, поскольку философия снабжает другие науки теорией гибкой, согласующийся с двояким – внутренним и внешним – опытом, необходимым для науки, принял из рук прежней метафизики готовое, полностью выстроенное учение, лучше всего сообразующегося с правилом и метода, которому он счел полезным следовать[1].
В.В. Миронов Философия и Слово (или Еще раз о специфике философии). // Вопросы философии. Изд-во Наука. 2012. №1. С. 14-28.
Конспект статьи:
С.15 одним из «вечных» вопросов философии выступает проблема выявления ее специфики. С одной стороны, философия стремится к научному самовыражению и выступает формой рационально-теоретического сознания, с другой стороны – будучи глубоко личностным образованием, она связана с внерациональными компонентами постижения бытия, которые присущи человеческому сознанию. Иначе говоря, человек не только познает мир, в определенном смысле дистанцируясь от него, рассматривая как внешний объект, но и переживает свое собственное бытие в этрм мире. Совокупность знания о битии и его субъективного переживания порождают систему ценностей человеческого существования, в которой рационально-теоретические и ценностно-эмоциональные компоненты тесно переплетены и являются основой мировоззрения человека. Именно это порождает внутренне противоречивую специфику философии, которая, стремясь к постижению бытия, не сводит его к достижению отдельных истин или совокупности этих истин, а пропускает получаемое знание сквозь призму оценок и эмоций. Это придает философии характер незавершенности, при нацеленности на познание предельных оснований. Соответственно, философия не имеет вектора развития, направленного к некой завершенной теории, тогда как в науке это часто осуществляется, и последняя по времени научная теория в каком-т смысле является наиболее адекватной описываемым ею законам, а предшествующая теория может стать ее частным случаем. Философия в этом отношении представляет собой открытое смысловое пространство, в рамках которого осуществляется вневременной диалог философов.
С. 18Для внешнего наблюдателя или, если угодно, обывателя, и сегодня философия непонятна. Она оперирует внешне обыденными словами, но «выворачивает» их привычные значения. Она играет словами. Она сама интеллектуальная, за-умная (то есть находящаяся за рамками обыденного ума) игра, которая не всегда и всем доставляет удовольствие и которую действительно трудно понять.
С 21 философия сформировалась как становление особого типа словесного творчества, направленного на постижение бытия. Но человек был всегда индивидуальным, а не только общественным существом. Поэтому философия приобретает характер наиболее глубоко
С. 22 го индивидуального творчества, направленного на постановку и решение проблем, далеко выходящих за рамки бытийной индивидуальности. В этом и заключается один из парадоксов философии, а именно: попытка размышлять о бесконечном, будучи существом конечным.
В этом философия глубоко отличается от конкретных наук, которые, определив собственный предмет исследования, рассматривают его вне системы иных присущих ему связей и отношений. Ученый всегда как бы надевает предметные очки, позволяющие опредмечивать мир и объекты, попадающие в поле его зрения. Именно эти предметные огрубления задают специфику идеализированного концептуального каркаса науки, отличающего одну науку от другой. Чем выше степень идеализации объектов предметной области науки, тем выше точность ее результатов, но при этом забывается, что – точность в рамках заданного предмета.
[1] Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М., 2010. С.С. 51.