Для доказательства (обоснования тезиса) используются только факты и истины (достоверные суждения

Только соблюдение всех основных законов логики одновременно может гарантировать правильность наших рассуждений.

63. Проблема техники в философии. Инженерная деятельность и философия техники.

Техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.Техника и техническая деятельность уже в древности стали предметом философского анализа. Философия техники как новая область философского знания появилась как результат научно-технической революции во второй половине ХХ века. Словосочетание «философия техники» впервые появилось в работе Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения», кт. вышла в свет в 1877 г..

К этому времени техника совместно с наукой заняла определяющее место, как в общественной, так и духовной жизни практически всех народов мира. Они фактически изменили облик земного шара. Стали ясны многие фундаментальные характеристики техники. Техника сегодня оказывает определяющее влияние на важнейшие экономические, экологические, социальные, научные и политические решения. Техника стала широким полем междисциплинарных исследований Техника является уникальным средством преобразования природы, человеческой деятельности. В этом её культурное и цивилизационное призвание.

Философы отмечают, что для современного европейца техника стала не только физической, но и ментальной (духовной) основой.

ФТ предполагает глубокий онтологический анализ феномена техники с помощью таких категорий: природа, культура, человек, мир.

В связи с этим принято рассматривать четыре сферы развертывания проблематики этой дисциплины:

1) методология технических наук, технические науки и естествознание;

2) проблема соотношения техники и культуры;

3) техника и общество: истоки прогресса и его последствия;

4) этические аспекты инженерной деятельности.

ФТ исследует феномен техники в целом, ее имманентное (базовое) развитие и место в общ. развитии в целом, а также принимает во внимание историческую перспективу.

Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:

- Техника представляет собой искусственное образование. Другими словами, техническое устройство есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой – в нем реализуются определенные природные процессы.

- Техника является «инструментом», т.е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность ( в силе, движении, энергии, защите».

- Техника – это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время – и судьба цивилизации.

- Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы

Два направления ФТ: 1) инженерная ФТ, 2) гуманитарная ФТ. 1 - анализирует природу тех. творчества, сущность техники, тенденции развития,Ин­же­нер­ная фи­ло­со­фия тех­ни­ки да­ет ана­лиз тех­ни­ки как бы из­нут­ри, ин­тер­пре­та­цию тех­ни­че­ско­го бы­тия че­ло­ве­ка в праг­ма­ти­че­ском ми­ре. Вни­кая во раз­лич­ные де­та­ли тех­ни­ки и тех­ни­че­ские про­цес­сы ин­же­нер­ная фи­ло­со­фия тех­ни­ки воль­но или не­воль­но ото­дви­га­ет на вто­рой план изу­че­ние свя­зей тех­ни­ки с дру­ги­ми ас­пек­та­ми че­ло­ве­че­ско­го бы­тия.2е направление – анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние её на состояние общества, чел-ка, культуры. Современная ФТ рассматривает развитие тех. познания как социокультурный феномен, исследует исторически меняющиеся способы формирования нового тех. познания и механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс

64. Периоды развития в философии техники.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

В античности понятие «тэхнэ» обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о «тэхнэ». Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте – например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения.

В эпоху Возрождения ситуация меняется. Именно инженеры, художники и практические математики Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего – в самых различных областях науки и техники.

В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники.

В Новое время научное мышление перестает выполнять служебную функцию по отношению к религии. Но зато тут же попадает в еще более тесные объятия: научное мышление начинает обслуживать инженерию. Именно в конце Средних веков, начале Возрождения формируется новое понятие природы как бесконечного источника сил и энергий (сначала божественных, потом естественных), а также замысел использования этих сил и энергий на основе научного познания устройства и законов природы.

Настоящими пионерами в области инженерии были Галилео Галилей (1564-1642) и Христиан Гюйгенс (1629-1695).

Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания. Еестественнонаучная теория должна описывать (моделировать) поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определенные реальные объекты.

Какая же идеализация интересовала Галилея? Та, которая обеспечивала овладение природными процессами, то есть: во-первых, хорошо их описывала (в научной теории) и, во-вторых, позволяла ими управлять. Последнее предполагает способность предсказывать характер описываемых явлений, создавать необходимые условия, запускать практически.

На творчество Галилея целиком опирается Гюйгенс, но интересует его другая задача – как научные знания использовать при решении технических задач. Фактически он сформировал образец принципиально новой деятельности – инженерной, опирающейся, с одной стороны, на специально построенные научные знания, а с другой – на отношения параметров реального объекта, рассчитанных с помощью этих знаний. Если Галилей показал, как приводить реальный объект в соответствие с идеальным, то Гюйгенс продемонстрировал, каким образом полученное в теории и эксперименте соответствие идеального и реального объектов использовать в технических целях.

Новоевропейское понятие существования неотделимо от естественнонаучного идеала познания и задает реальность, получившую название физической. Начиная с работ Галилея, Х. Гюйгенса, Ф. Бэкона устанавливается взгляд на существование как на то, что «существует в природе» и, с одной стороны, может быть изучено в естественной науке, с другой – создано человеком в соответствии с законами природы.

Таким образом, новое понимание существования неотделимо от творческой, инженерной деятельности человека, точнее, оно расположено на границе двух сфер – естественнонаучного познания и инженерной деятельности. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе.

Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX-XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику.

65. Основные тенденции в развитии философии техники.
В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии тех­ни­ки мож­но вы­де­лить че­ты­ре круп­ных на­прав­ле­ния: сци­ен­ти­ст­ское. со­цио­ло­ги­че­ское, ан­тро­по­ло­ги­че­ское и ре­ли­ги­оз­ное. Они ана­ли­зи­ру­ют взаи­мо­связь тех­ни­ки с нау­кой, об­ще­ст­вом. че­ло­ве­ком и ве­рой.

Пер­вое на­прав­ле­ние - сци­ен­ти­ст­ское ( от англ. science - нау­ка) воз­ни­ка­ет еще в 70-х го­дах Х1Х ве­ка. Тех­ни­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся как прак­ти­че­ская реа­ли­за­ция на­уч­ных зна­ний. Де­ла­ет­ся фи­ло­соф­ский ана­лиз сис­те­мы " нау­ка-тех­ни­ка", про­во­дит­ся гно­сео­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние про­блем тех­ни­ки, тех­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва и тех­ни­че­ско­го зна­ния. Тех­ни­ка на­чи­на­ет рас­смат­ри­вать­ся как вся­кий спо­соб че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, при­ме­няю­щий ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния.

Вто­рое на­прав­ле­ние - со­цио­ло­ги­че­ское. Оно ана­ли­зи­ру­ет взаи­мо­от­но­ше­ния тех­ни­ки и об­ще­ст­ва. Это на­прав­ле­ние де­лит­ся на две вет­ви. Пер­вая - тех­ни­цизм ут­вер­жда­ет все­мо­гу­ще­ст­во "на­уч­но-тех­ни­че­ской ра­цио­наль­но­сти", со­вер­шен­ст­во­ва­ние ко­то­рой са­мо по се­бе долж­но раз­ре­шить со­ци­аль­ные и по­ли­ти­че­ские про­бле­мы со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва. Вто­рая- ан­ти­тех­ни­цизм, воз­ник­ший еще в 20-х го­дах ХХ ве­ка. Тех­ни­ка пред­ста­ет как злой ге­ний че­ло­ве­че­ст­ва, ис­точ­ник всех его бед.

Третье на­прав­ле­ние - ан­тро­по­ло­ги­че­ское ( от гр.anthropos- че­ло­век). Свою про­бле­ма­ти­ку это на­прав­ле­ние сфор­му­ли­ро­ва­ло еще в 30-е го­ды на­ше­го сто­ле­тия. Тех­ни­че­ская сре­да рас­смат­ри­ва­ет­ся как спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­каИс­точ­ник вся­ко­го тех­ни­че­ско­го твор­че­ст­ва оно ви­дит ис­клю­чи­тель­но в дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка как био­ло­ги­че­ско­го су­ще­ст­ва, рас­смат­ри­ва­ет тех­ни­ку как реа­ли­за­цию ка­ких-то ка­честв и спо­соб­но­стей при­су­щих при­ро­де. Че­ло­век та­ким об­ра­зом тех­ни­кой вос­пол­ня­ет свою био­ло­ги­че­скую не­дос­та­точ­ность.

Чет­вер­тое на­прав­ле­ние - ре­ли­ги­оз­ная фи­ло­со­фия тех­ни­ки. Оно яв­ля­ет­ся по­пыт­кой най­ти в ре­ли­ги­оз­ной ве­ре спа­се­ние от тех­ни­че­ско­го пес­си­миз­ма. Ре­ли­ги­оз­ные ин­тер­пре­та­ции тех­ни­ки воз­ник­ли в на­ча­ле ХХ ве­ка и с боль­шей ак­тив­но­стью ста­ли реа­ги­ро­вать на про­ти­во­ре­чи­вые тен­ден­ции на­уч­но-тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия и его ам­би­ва­лент­ные по­след­ст­вия. Стре­мяcь ос­мыс­лить на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс с по­зи­ций хри­сти­ан­ст­ва, это на­прав­ле­ние рас­смат­ри­ва­ет тех­ни­ку как во­пло­ще­ние сверхъ­ес­те­ст­вен­ной сущ­но­сти - бо­га.

66. Научно-техническая революция как синтез науки и техники.
Техника гораздо старше науки: первые технические устройства основывались на практическом опыте, а не научных знаниях. Но с возникновением и развитием науки её связь с техникой постепенно укреплялась и изменялась. В развитых странах мира ныне научно - технический прогресс принял революционную форму. Два потока - техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции. Одним из наиболее спорных вопросов при обсуждении проблем научно-технической революции является вопрос о ее сущности. можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.

Формирование естественнонаучных предпосылок НТР относится к концу 19 - началу 20 веков, когда классическая механическая ньютоновская картина мира работами Герца, Рентгена, Лебедева, Лоренца, Томсона, Розерфорда, Бора, Пуанкаре, Планка, Эйнштейна была заменена релятивистской механикой, а по существу - новой естественно-научной картиной мира

В 30-х годах нашего века проявляются первые ростки научно-технической революции - новая квантовая теория, волновая механика, начало комплексной механизации производственных процессов, появление первых автоматов, радиолокации, осуществлены деление ядра и цепная реакция. Научные открытия получают быстрое применение. С середины 50-х годов в полной мере развертывается революционная форма научно-техничвеского прогресса как преобладающая форма развития науки и техники.

Все большую значимость приобретают фундаментальные научные исследования как теоретическая основа революционных сдвигов в технологии. Быстрыми темпами начинают развиваться биологические науки, возникает бионика как особая наука о свойствах живых организмов и использовании этих свойств в технике и технологии.

Автоматизация производственных процессов, как следствие передачи нетворческих сторон трудовых функций человека техническим устройствам, выдвигается постепенно в число лидеров технического прогресса. Впитывая в себя новейшие достижения науки и техники, автоматизация качественно меняет место и роль человека в непосредственном технологическом процессе.

С середины 70-х годов 20 века начался новый, современный этап научно-технической революции, плоды которого получили широкое практическое применение. Теперь уже революционные научно-технические изменения охватили все отрасли производства и отрасли науки.

Сущность современного этапа научно-технической революции состоит в качественном повышении наукоемкости техники и технологии, в переходе от материало-, энерго- и трудоемких процессов к материало-, энерго_ и теплосберегающим.

Новый этап научно-технической революции включает в себе не только революционные изменения в науке, но и приоритетные направления современного научно-технического прогресса - электронизацию народного хозяйства, комплексную автоматизацию, компьютеризацию и роботизацию производства, развитие атомной энергетики, новую технологию получения и обработки материалов, биотехнологию. взаимосвязь науки с техникой можно сравнить с двумя поездами - пассажирским (техника) и скорым (наука). Первый из них отправился в путь раньше второго, но второй имеет большую скорость движения. В процессе движения этих поездов вначале техника шла впереди науки, затем они двигались как бы параллельно, а ныне наука идет впереди техники. Но пути движение этих поездов пролегли через широкие социальные просторы.

67. Диалектика социального процесса. Техника и культура. Техника и природа.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА

Куль­ту­ра есть спо­соб дея­тель­но­сти об­ще­ст­вен­но­го че­ло­ве­ка и ре­зуль­тат этой дея­тель­но­сти, ха­рак­те­ри­зую­щие ка­че­ст­вен­ное со­стоя­ние оп­ре­де­лен­ной сту­пе­ни об­ще­ст­вен­но­го про­грес­са.

Пре­ж­де все­го, тех­ни­ка яв­ля­ет­ся важ­ней­шей куль­тур­ной цен­но­стьюКро­ме ду­хов­ной су­ще­ст­ву­ет ма­те­ри­аль­ная часть куль­ту­ры, к ко­то­рой от­но­сит­ся и тех­ни­ка как дея­тель­ность и ее сред­ст­во, во­пло­щаю­щее в се­бе че­ло­ве­че­ские зна­ния. Про­гресс тех­ни­че­ских средств, при­об­ре­те­ние уме­ния и на­вы­ков их ис­поль­зо­ва­ния, их со­вер­шен­ст­во­ва­ние яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром раз­ви­тия и функ­цио­ни­ро­ва­ния куль­ту­ры. Тех­ни­че­ский уро­вень не­про­из­вод­ст­вен­ной сфе­ры, ма­те­ри­аль­ных ос­нов ду­хов­ной куль­ту­ры (ме­ди­ци­на, быт, пе­чать, связь, ис­кус­ст­во, об­ра­зо­ва­ние, нау­ка и т.д.) су­ще­ст­вен­но ха­рак­те­ри­зу­ет уро­вень раз­ви­тия куль­ту­ры об­ще­ст­ва.

ка­ж­до­му уров­ню раз­ви­тия куль­ту­ры со­от­вет­ст­ву­ет оп­ре­де­лен­ный уро­вень тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва. Тех­ни­ка воз­дей­ст­ву­ет на все дру­гие эле­мен­ты куль­ту­ры и че­рез сис­те­му об­ще­ст­вен­ных свя­зей и от­но­ше­ний яв­ля­ет­ся ре­шаю­щей до­ми­нан­той куль­тур­но­го про­грес­са, ма­те­ри­аль­ным ос­но­ва­ни­ем всей куль­ту­ры.

Как важ­ней­шая куль­тур­ная цен­ность, ма­те­ри­аль­ное ос­но­ва­ние всей куль­ту­ры тех­ни­ка ин­тег­ри­ру­ет все куль­тур­ные цен­но­сти той или иной эпо­хи в оп­ре­де­лен­ную сис­те­му. Она рас­кры­ва­ет внут­рен­нее бо­гат­ст­во куль­ту­ры, раз­но­об­ра­зие ее со­дер­жа­ния. В этом смыс­ле мож­но го­во­рить о тех­ни­че­ской куль­ту­ре как ха­рак­те­ри­сти­ке куль­тур­но­го по­тен­циа­ла об­ще­ст­ва. Тех­ни­че­ская куль­ту­ра в ка­ж­дый ис­то­ри­че­ский пе­ри­од то­го или ино­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся не­отем­ли­мым ком­по­нен­том куль­ту­ры.

Сле­ду­ет ука­зать еще на од­ну функ­цию тех­ни­ки в со­ста­ве куль­ту­рыДви­жу­щей си­лой ци­ви­ли­за­ции яв­ля­ют­ся лю­ди, ко­то­рые при­во­дят в дви­же­ние раз­но­об­раз­ные сред­ст­ва дея­тель­но­сти и глав­ные из них - сред­ст­ва тру­да, тех­ни­ку. Сле­до­ва­тель­но тех­ни­ка (в со­еди­не­нии с че­ло­ве­ком) име­ет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние в пре­об­ра­зо­ва­нии фак­то­ров куль­ту­ры в фак­то­ры ци­ви­ли­за­ции.

ис­то­рия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва есть про­цесс, где про­шлое, на­стоя­щее и бу­ду­щее на­хо­дят­ся ме­ж­ду со­бой в ор­га­ни­че­ской свя­зи, где но­вые по­ко­ле­ния вос­при­ни­ма­ют опыт про­шлых и за­кла­ды­ва­ют фун­да­мент для куль­ту­ры бу­ду­ще­го. И в этом сво­ем раз­ви­тии че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры тех­ни­ка иг­ра­ет ог­ром­ную роль. Ко­неч­но, не­ма­ло­важ­ное зна­че­ние име­ют и дру­гие куль­тур­ные цен­но­сти, на­при­мер, ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра или нау­ка. Но об­ще­ст­во в сво­ей по­все­днев­ной су­ет­ной жиз­ни име­ет де­ло не с на­уч­ны­ми дос­ти­же­ния­ми, а с их тех­ни­че­ским во­пло­ще­ни­ем. Имен­но тех­ни­ка "це­мен­ти­ру­ет" связь ме­ж­ду по­ко­ле­ния­ми лю­дей. " Технике при­над­ле­жит ре­шаю­щая роль в осу­ще­ст­в­ле­нии и пе­ре­да­че тра­ди­ций. сто­ле­тий поч­ти без из­ме­не­ний.

Че­ло­век дол­жен про­из­во­дить се­бя во всей сво­ей цен­но­сти на ба­зе ус­вое­ния дос­ти­же­ний всех куль­тур­ных цен­но­стей. С этой точ­ки зре­ния куль­ту­ра - это про­из­вод­ст­во осо­бо­го ро­да, глав­ным ре­зуль­та­том ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся сам че­ло­век во всей сво­ей це­ло­ст­но­сти, все­сто­рон­но­сти сво­его об­ще­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. В этом про­цес­се "про­из­вод­ст­ва че­ло­ве­ка" пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние при­над­ле­жит тех­ни­кеНа­прав­лен­ная на раз­ви­тие че­ло­ве­ка, тех­ни­ка при­об­ре­та­ет гу­ма­ни­сти­че­ский смысл.

ТЕХНИКА И ПРИРОДА

Человек связан с природой посредством техники как орудием его деятельности. Он создает технику как форму и средство деятельности на основе познанных природных закономерностей. Наконец, техника выступает социальным средством творчески преобразующей деятельности общества..

Развитие общества и человека органически связаны с природой.

Человек связан с природой не только генетически, но и функционально, он в процессе своей деятельности использует силы и вещества природы посредством создаваемых для этого технических устройств. Именно при помощи техники человек создал искусственную и нужную ему среду обитания, производит материальные и духовные блага, весь массив культурных ценностей. Все эти факторы жизнедеятельности человека сплелись в один клубок. Поэтому "мы должны считаться с тем, что техника, человек, природа и культура являются узловым пунктом в тесном cплетении связей, определяемыми только в их отношении друг к другу" (6, 245).

Соотношение человеческой деятельности с существующими политическими режимами, культурой и природой породило целый ряд глобальных (от фр. global - всеобщий) проблем, т.е. проблем, которые в той или иной степени касаются всего человечества и могут быть решены совместными усилиями всеобщего сообщества наций независимо от характера социальных систем в которых существуют эти нации. Сердцевиной одной из главнейших глобальных проблем современности, так называемой экологической проблемы - является результат воздействия технического развития человечества на естественную среду его обитания - природу.

человек противостоит природе: он использует силы и вещества природы, преобразовывая их, приспосабливая к удовлетворению своих потребностей и тем самым нарушая естественные природные процессы, воздействуя на определенные природные явления. В результате этой активно преобразовательной деятельности человека и общество в целом окружает не только естественная (гео- и биосфера), но и искусственная природа - созданные человеком неодушевленные предметы и искусственные живые организмы. Эту искусственную природу называют по разному - ноосферой (В.И.Вернадский), техносферой (Станислав Лем), второй формой объективной реальности (Ю.А.Жданов) и т.д. Важно одно: создание этой "второй природы" есть результат творческой деятельности человечества при помощи техники.

Действительно, диалектически противоречивое единство во взаимодействии общества и природы обеспечивается материальным производством людей при помощи техники. Именно в ходе технико- производственной деятельности людей разрешается противоречие между природой и обществом. Именно эта деятельность обеспечивает освобождение людей от влияния могучих стихийных сил природы.

Применяя силы природы против сил природы человек, по словам К.Ясперса, господствует над природой посредством самой природы.

в процессе эволюции взаимоотношения человека и природы происходили качественные изменения в технических средствах воздействия человека на природу, которые выразились в ряде технических революций: переход от каменных орудий к бронзовым и дальше к железным, от собирательства к земледелию, от ветряных машин к паровым, от использование энергии паровой машине к использованию электрической, а потом и атомной энергии и т.д. Все эти и подобные им технические, а позже научно-технические революции являлись поворотными пунктами на длительном пути утверждения господства человека над природой. На протяжении этого длительного исторического пути человек постоянно вступал в диалог с природой посредством техники. В этом случае техника выступает как фактор противоположный природе, как ее антипод. Воздействуя на природу техника выполняет свою основную функцию - "преобразовать природу в мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний" (6,393).

Наши рекомендации