Для доказательства (обоснования тезиса) используются только факты и истины (достоверные суждения
Только соблюдение всех основных законов логики одновременно может гарантировать правильность наших рассуждений.
63. Проблема техники в философии. Инженерная деятельность и философия техники.
Техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.Техника и техническая деятельность уже в древности стали предметом философского анализа. Философия техники как новая область философского знания появилась как результат научно-технической революции во второй половине ХХ века. Словосочетание «философия техники» впервые появилось в работе Эрнста Каппа «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения», кт. вышла в свет в 1877 г..
К этому времени техника совместно с наукой заняла определяющее место, как в общественной, так и духовной жизни практически всех народов мира. Они фактически изменили облик земного шара. Стали ясны многие фундаментальные характеристики техники. Техника сегодня оказывает определяющее влияние на важнейшие экономические, экологические, социальные, научные и политические решения. Техника стала широким полем междисциплинарных исследований Техника является уникальным средством преобразования природы, человеческой деятельности. В этом её культурное и цивилизационное призвание.
Философы отмечают, что для современного европейца техника стала не только физической, но и ментальной (духовной) основой.
ФТ предполагает глубокий онтологический анализ феномена техники с помощью таких категорий: природа, культура, человек, мир.
В связи с этим принято рассматривать четыре сферы развертывания проблематики этой дисциплины:
1) методология технических наук, технические науки и естествознание;
2) проблема соотношения техники и культуры;
3) техника и общество: истоки прогресса и его последствия;
4) этические аспекты инженерной деятельности.
ФТ исследует феномен техники в целом, ее имманентное (базовое) развитие и место в общ. развитии в целом, а также принимает во внимание историческую перспективу.
Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:
- Техника представляет собой искусственное образование. Другими словами, техническое устройство есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой – в нем реализуются определенные природные процессы.
- Техника является «инструментом», т.е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность ( в силе, движении, энергии, защите».
- Техника – это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время – и судьба цивилизации.
- Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы
Два направления ФТ: 1) инженерная ФТ, 2) гуманитарная ФТ. 1 - анализирует природу тех. творчества, сущность техники, тенденции развития,Инженерная философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического бытия человека в прагматическом мире. Вникая во различные детали техники и технические процессы инженерная философия техники вольно или невольно отодвигает на второй план изучение связей техники с другими аспектами человеческого бытия.2е направление – анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние её на состояние общества, чел-ка, культуры. Современная ФТ рассматривает развитие тех. познания как социокультурный феномен, исследует исторически меняющиеся способы формирования нового тех. познания и механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс
64. Периоды развития в философии техники.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.
В античности понятие «тэхнэ» обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, Аристотеля, нет специальных трудов о «тэхнэ». Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте – например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения.
В эпоху Возрождения ситуация меняется. Именно инженеры, художники и практические математики Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего – в самых различных областях науки и техники.
В науке Нового времени можно наблюдать иную тенденцию – стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники.
В Новое время научное мышление перестает выполнять служебную функцию по отношению к религии. Но зато тут же попадает в еще более тесные объятия: научное мышление начинает обслуживать инженерию. Именно в конце Средних веков, начале Возрождения формируется новое понятие природы как бесконечного источника сил и энергий (сначала божественных, потом естественных), а также замысел использования этих сил и энергий на основе научного познания устройства и законов природы.
Настоящими пионерами в области инженерии были Галилео Галилей (1564-1642) и Христиан Гюйгенс (1629-1695).
Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания. Еестественнонаучная теория должна описывать (моделировать) поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определенные реальные объекты.
Какая же идеализация интересовала Галилея? Та, которая обеспечивала овладение природными процессами, то есть: во-первых, хорошо их описывала (в научной теории) и, во-вторых, позволяла ими управлять. Последнее предполагает способность предсказывать характер описываемых явлений, создавать необходимые условия, запускать практически.
На творчество Галилея целиком опирается Гюйгенс, но интересует его другая задача – как научные знания использовать при решении технических задач. Фактически он сформировал образец принципиально новой деятельности – инженерной, опирающейся, с одной стороны, на специально построенные научные знания, а с другой – на отношения параметров реального объекта, рассчитанных с помощью этих знаний. Если Галилей показал, как приводить реальный объект в соответствие с идеальным, то Гюйгенс продемонстрировал, каким образом полученное в теории и эксперименте соответствие идеального и реального объектов использовать в технических целях.
Новоевропейское понятие существования неотделимо от естественнонаучного идеала познания и задает реальность, получившую название физической. Начиная с работ Галилея, Х. Гюйгенса, Ф. Бэкона устанавливается взгляд на существование как на то, что «существует в природе» и, с одной стороны, может быть изучено в естественной науке, с другой – создано человеком в соответствии с законами природы.
Таким образом, новое понимание существования неотделимо от творческой, инженерной деятельности человека, точнее, оно расположено на границе двух сфер – естественнонаучного познания и инженерной деятельности. Именно этот идеал привел в конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе.
Сначала наука многое взяла у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, затем в XIX-XX веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIX-XX веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования.
Итак, можно видеть, что в ходе исторического развития техническое действие и техническое знание постепенно отделяются от мифа и магического действия, но первоначально опираются еще не на научное, а лишь на обыденное сознание и практику.
65. Основные тенденции в развитии философии техники.
В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское. социологическое, антропологическое и религиозное. Они анализируют взаимосвязь техники с наукой, обществом. человеком и верой.
Первое направление - сциентистское ( от англ. science - наука) возникает еще в 70-х годах Х1Х века. Техника рассматривается как практическая реализация научных знаний. Делается философский анализ системы " наука-техника", проводится гносеологическое исследование проблем техники, технического творчества и технического знания. Техника начинает рассматриваться как всякий способ человеческой деятельности, применяющий методы научного познания.
Второе направление - социологическое. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на две ветви. Первая - техницизм утверждает всемогущество "научно-технической рациональности", совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая- антитехницизм, возникший еще в 20-х годах ХХ века. Техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед.
Третье направление - антропологическое ( от гр.anthropos- человек). Свою проблематику это направление сформулировало еще в 30-е годы нашего столетия. Техническая среда рассматривается как способ существования человекаИсточник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе. Человек таким образом техникой восполняет свою биологическую недостаточность.
Четвертое направление - религиозная философия техники. Оно является попыткой найти в религиозной вере спасение от технического пессимизма. Религиозные интерпретации техники возникли в начале ХХ века и с большей активностью стали реагировать на противоречивые тенденции научно-технического развития и его амбивалентные последствия. Стремяcь осмыслить научно-технический прогресс с позиций христианства, это направление рассматривает технику как воплощение сверхъестественной сущности - бога.
66. Научно-техническая революция как синтез науки и техники.
Техника гораздо старше науки: первые технические устройства основывались на практическом опыте, а не научных знаниях. Но с возникновением и развитием науки её связь с техникой постепенно укреплялась и изменялась. В развитых странах мира ныне научно - технический прогресс принял революционную форму. Два потока - техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции. Одним из наиболее спорных вопросов при обсуждении проблем научно-технической революции является вопрос о ее сущности. можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.
Формирование естественнонаучных предпосылок НТР относится к концу 19 - началу 20 веков, когда классическая механическая ньютоновская картина мира работами Герца, Рентгена, Лебедева, Лоренца, Томсона, Розерфорда, Бора, Пуанкаре, Планка, Эйнштейна была заменена релятивистской механикой, а по существу - новой естественно-научной картиной мира
В 30-х годах нашего века проявляются первые ростки научно-технической революции - новая квантовая теория, волновая механика, начало комплексной механизации производственных процессов, появление первых автоматов, радиолокации, осуществлены деление ядра и цепная реакция. Научные открытия получают быстрое применение. С середины 50-х годов в полной мере развертывается революционная форма научно-техничвеского прогресса как преобладающая форма развития науки и техники.
Все большую значимость приобретают фундаментальные научные исследования как теоретическая основа революционных сдвигов в технологии. Быстрыми темпами начинают развиваться биологические науки, возникает бионика как особая наука о свойствах живых организмов и использовании этих свойств в технике и технологии.
Автоматизация производственных процессов, как следствие передачи нетворческих сторон трудовых функций человека техническим устройствам, выдвигается постепенно в число лидеров технического прогресса. Впитывая в себя новейшие достижения науки и техники, автоматизация качественно меняет место и роль человека в непосредственном технологическом процессе.
С середины 70-х годов 20 века начался новый, современный этап научно-технической революции, плоды которого получили широкое практическое применение. Теперь уже революционные научно-технические изменения охватили все отрасли производства и отрасли науки.
Сущность современного этапа научно-технической революции состоит в качественном повышении наукоемкости техники и технологии, в переходе от материало-, энерго- и трудоемких процессов к материало-, энерго_ и теплосберегающим.
Новый этап научно-технической революции включает в себе не только революционные изменения в науке, но и приоритетные направления современного научно-технического прогресса - электронизацию народного хозяйства, комплексную автоматизацию, компьютеризацию и роботизацию производства, развитие атомной энергетики, новую технологию получения и обработки материалов, биотехнологию. взаимосвязь науки с техникой можно сравнить с двумя поездами - пассажирским (техника) и скорым (наука). Первый из них отправился в путь раньше второго, но второй имеет большую скорость движения. В процессе движения этих поездов вначале техника шла впереди науки, затем они двигались как бы параллельно, а ныне наука идет впереди техники. Но пути движение этих поездов пролегли через широкие социальные просторы.
67. Диалектика социального процесса. Техника и культура. Техника и природа.
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА
Культура есть способ деятельности общественного человека и результат этой деятельности, характеризующие качественное состояние определенной ступени общественного прогресса.
Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностьюКроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Технический уровень непроизводственной сферы, материальных основ духовной культуры (медицина, быт, печать, связь, искусство, образование, наука и т.д.) существенно характеризует уровень развития культуры общества.
каждому уровню развития культуры соответствует определенный уровень технического развития общества. Техника воздействует на все другие элементы культуры и через систему общественных связей и отношений является решающей доминантой культурного прогресса, материальным основанием всей культуры.
Как важнейшая культурная ценность, материальное основание всей культуры техника интегрирует все культурные ценности той или иной эпохи в определенную систему. Она раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания. В этом смысле можно говорить о технической культуре как характеристике культурного потенциала общества. Техническая культура в каждый исторический период того или иного общества является неотемлимым компонентом культуры.
Следует указать еще на одну функцию техники в составе культурыДвижущей силой цивилизации являются люди, которые приводят в движение разнообразные средства деятельности и главные из них - средства труда, технику. Следовательно техника (в соединении с человеком) имеет первостепенное значение в преобразовании факторов культуры в факторы цивилизации.
история человеческого общества есть процесс, где прошлое, настоящее и будущее находятся между собой в органической связи, где новые поколения воспринимают опыт прошлых и закладывают фундамент для культуры будущего. И в этом своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением. Именно техника "цементирует" связь между поколениями людей. " Технике принадлежит решающая роль в осуществлении и передаче традиций. столетий почти без изменений.
Человек должен производить себя во всей своей ценности на базе усвоения достижений всех культурных ценностей. С этой точки зрения культура - это производство особого рода, главным результатом которого является сам человек во всей своей целостности, всесторонности своего общественного существования. В этом процессе "производства человека" первостепенное значение принадлежит техникеНаправленная на развитие человека, техника приобретает гуманистический смысл.
ТЕХНИКА И ПРИРОДА
Человек связан с природой посредством техники как орудием его деятельности. Он создает технику как форму и средство деятельности на основе познанных природных закономерностей. Наконец, техника выступает социальным средством творчески преобразующей деятельности общества..
Развитие общества и человека органически связаны с природой.
Человек связан с природой не только генетически, но и функционально, он в процессе своей деятельности использует силы и вещества природы посредством создаваемых для этого технических устройств. Именно при помощи техники человек создал искусственную и нужную ему среду обитания, производит материальные и духовные блага, весь массив культурных ценностей. Все эти факторы жизнедеятельности человека сплелись в один клубок. Поэтому "мы должны считаться с тем, что техника, человек, природа и культура являются узловым пунктом в тесном cплетении связей, определяемыми только в их отношении друг к другу" (6, 245).
Соотношение человеческой деятельности с существующими политическими режимами, культурой и природой породило целый ряд глобальных (от фр. global - всеобщий) проблем, т.е. проблем, которые в той или иной степени касаются всего человечества и могут быть решены совместными усилиями всеобщего сообщества наций независимо от характера социальных систем в которых существуют эти нации. Сердцевиной одной из главнейших глобальных проблем современности, так называемой экологической проблемы - является результат воздействия технического развития человечества на естественную среду его обитания - природу.
человек противостоит природе: он использует силы и вещества природы, преобразовывая их, приспосабливая к удовлетворению своих потребностей и тем самым нарушая естественные природные процессы, воздействуя на определенные природные явления. В результате этой активно преобразовательной деятельности человека и общество в целом окружает не только естественная (гео- и биосфера), но и искусственная природа - созданные человеком неодушевленные предметы и искусственные живые организмы. Эту искусственную природу называют по разному - ноосферой (В.И.Вернадский), техносферой (Станислав Лем), второй формой объективной реальности (Ю.А.Жданов) и т.д. Важно одно: создание этой "второй природы" есть результат творческой деятельности человечества при помощи техники.
Действительно, диалектически противоречивое единство во взаимодействии общества и природы обеспечивается материальным производством людей при помощи техники. Именно в ходе технико- производственной деятельности людей разрешается противоречие между природой и обществом. Именно эта деятельность обеспечивает освобождение людей от влияния могучих стихийных сил природы.
Применяя силы природы против сил природы человек, по словам К.Ясперса, господствует над природой посредством самой природы.
в процессе эволюции взаимоотношения человека и природы происходили качественные изменения в технических средствах воздействия человека на природу, которые выразились в ряде технических революций: переход от каменных орудий к бронзовым и дальше к железным, от собирательства к земледелию, от ветряных машин к паровым, от использование энергии паровой машине к использованию электрической, а потом и атомной энергии и т.д. Все эти и подобные им технические, а позже научно-технические революции являлись поворотными пунктами на длительном пути утверждения господства человека над природой. На протяжении этого длительного исторического пути человек постоянно вступал в диалог с природой посредством техники. В этом случае техника выступает как фактор противоположный природе, как ее антипод. Воздействуя на природу техника выполняет свою основную функцию - "преобразовать природу в мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний" (6,393).