Вопрос 2. Аксиома религиозного опыта И.А. Ильина, показывающая путь к духовному обновлению личности и общества.
В основе философских построений Ильина лежит мысль о том, что философия есть «опытная наука», что есть особый, «философский», «нечувственный» опыт, ядром которого является «сверхчувственный предмет» – Бог, постигаемый сердечным созерцанием. Религиозная философия Ильина получает свое систематическое выражение в двухтомном труде «Аксиомы религиозного опыта», в котором автор ставит задачу определить сущность и смысл, воссоздать живой дух подлинного религиозного опыта, лежащего в основе всякого религиозного верования и делания. Эта книга создавалась Ильиным на протяжении почти всей его творческой жизни. Ее замысел относится к 1919 году, завершена она была в конце 1951.
Аксиома религиозного опыта заключается в своде так называемых духовных законов или основ подлинной религиозности. Эти аксиомы, дают некий «непоколебимый критерий веры» для всех времен и народов, правда не догматический, не литургический и не канонический, но «пневматический» (духовный) и «актологический» (деятельный).
«Аксиомы религиозного опыта» состоят из 27основных глав и «литературных добавлений» к каждой главе указываются поучительные исторические явления и события. Главы произведения Ильина, рассматривают аксиомы субъективности (личной уникальности) и духовности религиозного опыта.
Основная мысль, которая объединяет все главы заключается в том, что всякое религиозное верование имеет в своей основе особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной чистоте и о богосоответствии своего опыта. Для этого человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, растить, углублять и образовывать свой духовный опыт, иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов – ослабят, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение, приведут его к разложению. Именно это и происходит с современным человечеством: у него остались конфессиональные организации, догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свой основной смысл.
Самое опасное то, что эта своеобразная безрелигиозность религиозно-сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного и религиозного кризиса.
Билет № 2. Вопрос 1. Пантеизм— это философское учение, в котором Бог и природа (Вселенная) отождествляются, полностью сливаются.
Согласно воззрениям пантеистов, нет природы вне Бога, но и нет Бога вне природы. Пантеизм представляет собой философское учение, занимающее промежуточное место между материализмом и идеализмом (объективным). Но можно различать пантеизм материалистического и идеалистического толка.
В 1709 году нидерландский теолог И. Фай, соединив два греческих слова – «pan», что означает «всякий, все» и «theos», что можно перевести, как «божество, бог», ввел в научный лексикон новое понятие – пантеизм. Под данным термином подразумевалось учение о том, что Бог – это все, что окружает нас в этом мире: это и природа, и Вселенная, и люди.
Ученые умы трактовали новое направление философии по-разному. Так, пантеизм был назван религиозным натурализмом, а Шопенгауэр считал, что это, прежде всего, одна из разновидностей атеизма. Несмотря на различные трактовки данного понятия, относительно основной идеи учения споров не возникало. Ей неизменно оставалось мнение о том, что Бог является некой абстракцией, повсеместно нас окружающей и не имеющей воплощения в едином лице. Иными словами, пантеисты отрицали существование некого Бога-творца, Бога-отца, в существование его личностного выражения.
4 формы пантеизма:
- Физиомонистический пантеизм. Его приверженцы считают, что Бог сам по себе не существует, он воплощается в природе, окружающем мире и Вселенной(Геккель, Оствальд, Тэн).
- Теомонистический пантеизм. Данное направление по-другому называлось акосмизмом. Его основная идея заключалась в том, что мир, сам по себе, лишен самостоятельного бытия, существует лишь божественное начало.
- Трансцендентный пантеизм еще называли мистическим пантеизмом или панентеизмом. Данное учение уходит своими корнями в средневековую философию – вторя былым научным традициям, представители мистического пантеизма считают, что в каждом человеке заложена так называемая божественная искра, посредством которой каждый из нас словно сливается с Богом.
- Имманентно-трансцендентный пантеизм. Традиции этого направления были заложены известнейшим нидерландским философом Б. Спинозой. Он считал, что материальная действительность наделена какой-то божественной силой, что она является логичным продолжением некоего запредельного мира. Бог же не существует, как самостоятельная инстанция, а проявляет себя во всех окружающих нас вещах( Гете, Эйкен и Шлейермахер).
Атеизмможет рассматриваться как отсутствие веры в богов. Ещё в 1772 году атеист Гольбах писал: «Все дети атеисты; у них нет никаких представлений о боге». Джордж Генри Смит (1979) предложил: «Человек, незнакомый с теизмом, является атеистом, поскольку не верит в бога. Эта категория также включает и детей, способных понять, что стоит за атеизмом, но ещё не знакомых с понятиями, с ним связанными. Сам факт того, что ребёнок не верит в бога, уже делает его атеистом». Смит, таким образом, ввёл понятие «невыраженный атеизм», описывающее «отсутствие теистического верования без осознанного его отрицания», и понятие «выраженный атеизм», описывающее более общепринятое определение осознанного неверия.
Философы, такие, как Энтони Флю и Майкл Мартин, различают слабый (негативный) и сильный (позитивный) атеизм. Сильный атеизм — отстаивание утверждения, что богов не существует. Слабый атеизм включает в себя все остальные формы отсутствия теизма.
Так же атеизм можно раделить на стихийный и научный.
Сихийный атеизм — атеизм, основанный на чём-то другом, кроме науки (например, как следствие обычного здравого смысла или скептического образа мышления, отсутствия интереса к сверхъестественному, незнания о наличии религий и пр.).
Научный атеизм — это атеизм, основанный на естествознании отрицании сверхъестественного, когда в качестве основного инструмента для рассмотрения вопроса о существовании бога (сверхъестественных существ и явлений) используется научный метод.
Монотеизм - слово греческого происхождения и образовано от корней моно-, или «единичность», и теос-, или «бог», и означает веру в существование одного единственного бога. Иудаизм, христианство, ислам и сикхизм - все это монотеистические религии. Их представители убеждены, что один бог исключительно своими собственными силами создал все существующее. Монотеисты не только верят только в одного бога и поклоняются ему, они также отрицают законность существования любых других богов. В то время как многие западные монотеисты видят в боге справедливое, гуманное, человечное существо, в исламе Аллах вечен, всесилен и полностью лишен антропоморфных черт. Христианство наделяет бога не только человеческим обликом, но и троичностью. Несмотря на то, что монотеистические религии по-разному представляют Б-га, их объединяет представление о Его единичности.