Тема 7. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Ключевые понятия:
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории, принципы.
Детерминизм– учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.
Закон– понятие, которым обозначаются существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями.
Индетерминизм– философское учение, отрицающее детерминизм, т.е. всеобщую причинную обусловленность явлений.
Качество– категория для выражения специфики вещи, тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество– исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера– понятие, выражающее диапазон возможных количественных изменений в рамках данного качества.
Необходимость и случайность:необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому.
Сущность и явление.Сущность – это отношения или свойства системы, от которых зависят другие её отношения или свойства. Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные её сущностью.
Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.
Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.
Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.
Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.
Категория «всеобщее» – это общее, присущее всем без исключения классам объектов.
Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина– это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи.
Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность– это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность – это реализованная возможность, реально существующее бытие.
Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.
Содержание– совокупность всех элементов и процессов какого-либо объекта или явления, содержание является ведущей стороной по отношению к форме объекта. Содержание представляет собой более мобильную сторону, тогда как форма (способ, тип, характер взаимосвязей элементов) более устойчива, консервативна. В определенных пределах форма может «выдержать» частичные, локальные изменения в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т.е. способа организации содержания. В этом проявляется как ведущая роль содержания, так и активность формы. Одно и то же содержание может выступать в разных формах, а форма может отставать в своем развитии от содержания или опережать его.
Категория «сущность»фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.
Категория «явление»означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.
Альтернативы диалектики: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.
Релятивизм– интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика– построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика– выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм – восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.