Распространение прасада и проповедь 5 страница
69-07 Прилагаю письмо, которое я получил от твоего отца и которое говорит само за себя. Из этого письма ясно, что ты хороший ученый, и в твое образование заложен хороший фундамент. Если ты захочешь продолжить образование, это было бы неплохим приобретением для Движения сознания Кришны. У тебя есть вкус к изучению философии и богословия, и это очень хорошо. Разумеется, Движение сознания Кришны зиждется на богословии, у нас много прекрасных богословских книг. К сожалению, эти книги пока не включены в качестве учебников в университетские планы, но если ты напишешь диссертацию в области сравнительного богословия, то в будущем мы сможем представить философию сознания Кришны в сравнении с другими богословскими концепциями. На самом деле мы учим тому, как пробудить в себе дремлющую склонность любить Бога. Поскольку мы неотъемлемые частицы Всевышнего, у нас есть естественная, вечная склонность любить Бога, мы сродственны Ему. К несчастью, из-за своего контакта с материей мы практически позабыли, что связаны с Богом вечными отношениями. В нашей философии сознания Кришны нет места сектантским взглядам. Сознание Кришны — это диссертация по всем религиозным концепциям мира. Мне нравится идея, чтобы ты провел исследование всех богословских школ, и в будущем, если ты сможешь подать Движение сознания Кришны как диссертацию по всем религиозным концепциям, это будет большим достижением. Ты уже взрослый, разумный человек, проясни же свою позицию и действуй. (ПШП Гирирадже, 10 июля 1969)
69-07 Большое тебе спасибо за твой вклад в мой книжный фонд. Следующим моим изданием будет «Нектар преданности» и «Учение Господа Чайтаньи» в мягкой обложке. Я очень благодарен тебе за то, что ты ценишь Движение сознания Кришны. За исключением Движения сознания Кришны, все остальные попытки духовной реализации, такие как наркотики, пустота, имперсонализм, телесные упражнения хатха-йоги, и т.д. — все это подобно бессознательной деятельности под воздействием какого-то супернаркотика. В этой связи Шрила Рупа Госвами приводит очень хороший пример. Он говорит, что сознание обусловленной души погружено в глубокий сон, подобный обмороку ужаленного змеей человека. В Индии есть заклинатели змей и врачи, которые могут вылечить ужаленного змеей человека с помощью особых дикорастущих трав. Лечение заключается в том, что травы подносят к носу пациента, чтобы он мог вдохнуть их запах, и тогда пациент возвращается в сознание, и освобождается от действия яда. В своей обусловленной жизни мы ужалены огромным количеством разнообразных змей майи, они снова и снова ввергают нас в обморочное состояние, лишая всякой надежды на вечную жизнь. Сознание Кришны — единственное лекарство от таких укусов майи. На нас лежит огромная ответственность. Мы должны пробудить столько ужаленных пациентов, погруженных в сон волшебством майи! Такая искренняя душа, как ты, может принести большую пользу в Движении сознания Кришны. Я рад, что ты читаешь нашу «Бхагавад-гиту как она есть» и «Учение Господа Чайтаньи». Эти книги немало тебя просветят. Тебе также нужно читать «Обратно к Богу» и Шримад-Бхагаватам, и тогда твоя жизнь наверняка станет возвышенной. Мы ожидаем, что в будущем ты станешь великим проповедником нашего Движения в мире. (ПШП Карлу Ланге, 12 июля 1969)
69-08 Ты упоминаешь о том, что тебя пригласили принять участие в какой-то Конференции Всемирного Братства, и если это будет удобно, ты сможешь пойти туда с группой санкиртаны, петь «Харе Кришна», провести беседу о «Бхагавад-гите как она есть» и раздать прасад. Это наше единственное занятие, и мы можем делать это где угодно — хоть на улице, хоть на какой-нибудь Конференции Всемирного Братства. Каждый в этом материальном мире обусловлен законами майи, поэтому для нас где угодно полно работы, которую мы должны сделать, чтобы помочь [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА]. (ПШП Джаяпатаке, 1 августа 1969)
70-01 Я очень рад был увидеть Вашу цитату из Шримад-Бхагаватам о социалистических взглядах Шри Нарады Муни. Это очень хорошо, и я также упоминаю об этом в предисловии к моему первому тому Шримад-Бхагаватам. Движение сознания Кришны так прекрасно, что может примирить противоречия между социализмом и капитализмом. В настоящее время ни один из этих «измов» не является совершенным с философской точки зрения, но если обе стороны примут общую формулу сознания Кришны, каждый из них станет дополнять другой. Поэтому я считаю, что это Движение сознания Кришны должно продвигаться по всему миру, и я сам на практике вижу, какое сильное действие оно оказывает. (ПШП Сетхджи, 13 января 1970)
70-04 Относительно религии: не только сейчас, но и в прошлом, все они описываются как псевдорелигии. Бхагавата осуждает такую псевдорелигию во втором стихе первой главы первой песни. Очарованный материальной энергией, человек забывает о своих вечных взаимоотношениях с Богом. Люди создают какие-то религии, чтобы извлечь какое-то материальное благо, так же, как они создают политические организации, чтобы без помех удовлетворять свои чувства. Религия для них — часть все той же концепции жизни. Поэтому в большинстве религий ты найдешь наставления по поводу морали и добронравия, но сознание Бога считается излишним. Так что помимо сознания Кришны или бхагавата-дхармы, религии Бхагаваты, все остальные религиозные системы — просто притворство, это факт. Поэтому неудивительно, что после встречи евреев и христиан, на которой ты имел возможность говорить, у тебя сложилось впечатление, что им очень сильно недостает сознания Бога. Что касается нас, наш принцип состоит в том, чтобы сделать жизнь с Богом реальным фактом, а не просто использовать Бога в качестве поставщика. Наш метод отличается от других, потому что мы сами хотим отдать Богу всё — все, что у нас есть, и все, чего у нас нет. (ПШП Субале, 11 апреля 1970)
70-07 По поводу Нового Завета: мы должны просто согласиться с тем, что Новый Завет называет Бога великим и признаёт, что творение осуществилось по Его слову. Я не знаю подробностей Нового Завета, но, насколько мне известно, в нем говорится, что все творение создано Богом. Это утверждение совпадает с тем, что говорится в Ведах. В философии Веданты говорится то же самое — Верховный Брахман является причиной всего творения, поддержания и разрушения. Поэтому, коль в основе лежит утверждение, что Бог есть Всевышний, что Бог велик, я не думаю, что между нами и христианами существует какое-то различие во мнениях. Но, поскольку ведическая литература древнее и распространяется многими и многими ачарьями высшего уровня, мы можем видеть, насколько Бог велик, как именно осуществлялось творение, шаг за шагом. Таких подробностей не найти ни в каком другом писании мира.
Итак, в общем, если кто-то заявляет, что нет никого более великого, чем Бог, и никто не равен Ему, мы приветствуем такое утверждение. И если такой человек серьезен и разумен, он попытается узнать из ведической литературы, как именно Бог превосходит всех и как именно никто не равен Ему. Это знание изложено очень ясно в ведической литературе, начиная с Бхагавад-гиты. Поэтому если тебе доведется встретиться с убежденными христианами, ты можешь смиренно предложить им для размышления эти аргументы. Если же это окажется догматик и слепой фанатик, не спорь с ним, а потрать лучше время на просвещение невинных. Не пытайся разбирать в деталях Новый Завет, просто скажи, что мы согласны с тем принципом, что Бог велик. (ПШП Тошана-Кришне, 23 июня 1970)
71-02 Что касается других свами и пандитов, среди них нет равных нам, потому что они не входят в систему парампары. А раз так, то их линия мысли, согласно нашему пониманию — просто ничто, пустое место. Наше Движение — настоящая революция по отношению к так называемым религиозным принципам, а также различным гуру и свами. Этот факт признают даже в Индии. Постепенно люди станут все больше и больше открывать для себя эту истину. (ПШП Упендре, 16 февраля 1971)
71-11 Я рад узнать, что ты преподаешь в университете курс Сознания Кришны. Постарайся сделать эту программу очень вдохновляющей для всех студентов университета, приглашая всех желающих попытаться опровергнуть нашу философию сознания Кришны с помощью своей философии. Если такие дискуссии состоятся, они будут очень живыми, а студенчество заметит наше Общество и станет присоединяться к нему все более активно. Философия — это высшее знание, но еще выше философии стоит практическое применение этой философии. Поэтому если ты сможешь увлечь студентов практикой сознания Кришны, они на собственном опыте увидят, что она приносит им благо, и это убедит их. В этом состоит метод Господа Чайтаньи. По мере того, как студенты будут вовлекаться в наши философские диспуты, ты сможешь продавать им наши книги. Я хочу, чтобы мои книги и другая наша литература распространялись как можно шире. (ПШП Галим-дасу, 20 ноября 1971)
71-11 Я очень доволен тем, что все твои усилия, направленные на распространение сознания Кришны, приводят к успеху. Кришна дал тебе этот дар, способность с большим вкусом представлять сознание Кришны людям, теперь просто воспользуйся этой возможностью, и твоя жизнь будет совершенной. На самом деле, поскольку ты посвятил свою жизнь Кришне, ты уже достиг совершенства. Но это как океан: плывешь в нем все дальше и дальше, но берега не увидишь. Подобно этому, нет предела совершенству в сознании Кришны. Постарайся передать это послание каждому, и люди оценят наше Движение, потому что у нас очень серьезное философское основание, и более того, нашу философию можно применить в жизни, и она даст хороший результат. Мое самое больше желание — чтобы мои книги и другая литература распространялись как можно более широко, так что постарайся делать именно это, особенно если ты идешь в школы и колледжи. Люди должны знать, что наша философия сознания Кришны спасет мир от всех опасностей. Мы гарантируем, что если сравнить нашу философию с любой другой так называемой философией, мы с легкостью победим. Твоя помощь в этой великой миссии весьма вдохновляет меня, я очень тебе благодарен. (ПШП Абхираме, 27 ноября 1971)
71-12 Самое отрадное то, что с каждым днем ты распространяешь все больше моих книг и другой литературы. Это наилучший вид деятельности — распространять солидную информацию о Кришне. Наша проповедь прочно стоит на этих книгах. Ни одно другое движение или религия не зиждется на таком широчайшем авторитетном основании, поэтому пусть все желающие вызывают нас на диспут — все они будут побеждены этой авторитетностью. Кришна называет таких сильных проповедников Своими самыми дорогими слугами, так давай же трудиться с большим вдохновением, чтобы расправиться со всеми мошенническими философиями и утвердить истинную религию «Бхагавад-гиты как она есть». (ПШП Упендре, 8 декабря 1971)
71-12 По поводу твоего вопроса о Библии: просто отвечай: «Вы живите по своей Библии, а я буду жить по своей Бхагавад-гите». На колеснице Арджуны не было свастики. Капи-дхваджа означает «тот, на чьем знамени изображение Ханумана». Флаг на колеснице Арджуны был украшен изображением Ханумана. Насчет запрета на чтение об играх Кришны из Десятой Песни: этот запрет касается лишь тех, кто не знает, что представляет собой Кришна. Но ты инициирован, поэтому ты можешь читать, ведь ты знаешь, Кто такой Кришна. Например, когда Кришне было семь лет, Он поднял холм Говардхан. Непреданные ученые говорят, что это мифология, но преданный сразу поймет, что Кришна может сделать что угодно. Все же наша книга «Кришна» настолько хороша, что даже обычный человек может ее читать и извлечь из этого благо. Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. (ПШП Чатурбхуджу, 29 декабря 1971)
72-02 Что касается твоего обучения богословию, то ты можешь представить некоторые распространенные на Западе богословские взгляды, а потом пункт за пунктом опровергнуть их и показать, что их выдумали мошенники-философы, которые просто ведут невинных людей в неверном направлении. Это будет великолепное служение, потому что невинные люди начнут понимать нашу философию и богословие, начнут понимать, что это Абсолютная Истина и что если человек осознает Кришну, то это и ест высшее совершенство понимания философии. Тогда наше Движение сознания Кришны будет расширяться очень быстро, ведь простые люди, как правило, уважают мнение ученых. Поэтому если ты будешь трудиться в этом направлении, стараясь убедить класс разумных людей, это будет великолепное служение, а также должное применение твоего образования. Спасибо тебе большое за то, что так помогаешь мне. (ПШП Праджапати, 25 февраля 1972)
72-06 Невежественные люди не понимают даже христианской философии или философии индуизма. Если человек делает различие между индуистской и христианской философией, он не философ. Он не может сказать, что солнце индийское, потому что оно светит в Индии, или что это американское солнце, потому что оно светит в Америке. На самом деле солнце есть солнце. Подобным образом, и Бог один и тот же и для индусов, и для христиан. Кто этого не понимает, тот не понимает Бога. Христианская философия говорит, что Бог велик, и мы говорим, что Бог велик. Просто знать, что Бог велик — еще не совершенство, совершенное знание состоит в том, чтобы знать, как именно Он велик. Бхагавад-гита говорит о том, как именно Бог… [СТРАНИЦА УТРАЧЕНА] (ПШП неизвестному адресату, дата неизвестна)
72-08 Иногда я вспоминаю, как выступал в Портленде. Там было много христиан, и они очень хорошо принимали нас, когда мы говорили, что тоже любим Христа. Так что ты можешь проповедовать в таком духе: что мы не охотимся на людей, чтобы обратить их в свою веру, и никого не критикуем. Мы лишь настойчиво просим людей, чтобы они просто использовали сове время на то, чтобы полюбить Бога, занимаясь преданным служением Ему, будь они христиане, католики, евреи или кто-то еще. Мы интересуемся Богом и стремимся к Нему, вот и все, мы слуги Бога. Проповедуй так, очень просто, широко проводи в городе санкиртану и щедро раздавай прасад, особенно молодым людям и студентам, и тогда твой успех будет нарастать. В Амстердаме мы видели множество разочарованных молодых людей, которые настолько деградировали вследствие своего образа жизни, что даже не слушают философию. Поэтому лучше будет сосредоточиться на санкиртане, и пусть они поют с нами вместе. Если они будут петь, они неизбежно очистятся. А если кто-то немного интересуется философией, он может приобрести одну из наших книг. У нас столько больших, больших книг! Вот в таком духе продолжай с большим энтузиазмом прилагать усилия, и это очень, очень меня порадует. (ПШП Данавиру, 2 августа 1972)
72-08 Относительно твоего вопроса: Христос, Будда и другие не принадлежат к ученической преемственности, и в этом смысле они не авторитетны. Но, поскольку они наделены особой силой, мы принимаем их как авторитетных лиц. Например, Будда. Мы принимаем его как Верховную Личность Бога. Иногда они проводят такие игры, потому что им приходится это делать. Хотя на самом деле они авторитетны, иногда они играют неавторитетных лиц. Например, мы отвергаем Будду как неавторитетное лицо, но при это мы принимаем его как воплощение Бога. Мы поклоняемся Господу Шиве как вайшнаву, но как полубога мы его отвергаем. Но, по правде говоря, эти личности не авторитетны, потому что кому они нужны? Это так называемое возрождение чувства к Иисусу Христу среди молодых людей произошло именно благодаря нашему Движению сознания Кришны. Люди видят: приехали иностранцы, а у людей есть какое-то национальное чувство, и они думают: «Почему не наш Христос?» Все, что они делают, мы не одобряем. Но это не означает, что они должны прекратить свою работу, фракционность как была, так и останется. Но любой может видеть результаты. Лучше с этими людьми не разговаривать. Пусть они себе остаются буддистами и христианами, мы не собираемся их обращать. Ты просто скажи им, что если они твердо будут держаться Христа, то все у них получится. Лучше избегать этого сравнительного изучения. (ПШП Нитьянанда-дасу, 16 августа 1972)
72-09 Твоя проповедь в Хайдарабаде принесла большой успех тебе и твоим коллегам — Шриману Субала-дасу Махарадже и другим. Я очень благодарен тебе за этот большой успех. Как написано на обложке нашего «Обратно к Богу», «Бог есть свет, невежество — тьма. Где есть Бог, там нет места тьме». Весь мир полон тьмы. Так называемые йоги, свами, майявади, ученые, философы, политические деятели — все это светлячки разных видов. Во тьме беззвездной ночи во время сезона дождей кваканье лягушек и мерцание светляков привлекают внимание. Но как только засияет солнце или луна, все это незначительное кваканье и мерцание теряется из виду. Наше Движение есть Кришна. Движение сознания Кришны тождественно Самому Кришне. Поэтому если мы представим сознание Кришны с должной серьезностью, тогда, конечно, все эти незначительные светляки померкнут, и лягушки потеряют свою важность. Пожалуйста, отнесись к этому очень серьезно и делай все правильно, ведь это совсем не трудно. И тогда, конечно, мы победим во всем мире. (ПШП Тамала-Кришне, 7 сентября 1972)
73-06 Твой отчет весьма меня вдохновил. Коммунисты, со своей сухой философией, распространились практически по всему миру. Мы же устраиваем праздники, пиры, даем философию и спасение — почему же мы не должны распространить свое влияние по всему миру и затмить их? Относительно твоего плана путешествовать по всему миру и устраивать праздники «Харе Кришна» — да, делай это, даю тебе свои благословения. (ПШП Хамсадуте, 29 июня 1973)
73-07 Сим хочу поблагодарить Вас за то, что Вы пришли сюда вчера вечером, у нас была прекрасная беседа о религиозном опыте, и я внимательно слушал Ваши ответы на свои вопросы. Мой первый вопрос был: «В чем проблема человеческой жизни?» Как я уже объяснил, проблема в том, что в настоящее время нет верного понимания Бога. Человеческая жизнь предназначена специально для этой цели — понять Бога. Это совершенно естественно. Кошки и собаки, то есть, низшие животные, а также люди, подобные животным, не способны понять Бога, да они и не думают, что это необходимо — понимать Бога и свои взаимоотношения с Ним.
Согласно ведическому взгляду, человеческое существо, не обладающее пониманием Бога, ничем не лучше животного, и это верное утверждение, ибо в этом заключена единственная разница между животным и человеком. Для человека существует религиозная система — писания. Это может быть Библия, Коран, Бхагавад-гита или Шримад-Бхагаватам — неважно, но везде есть какая-то система, религиозная система, философская система, направленная на то, чтобы попытаться понять высшую силу. В своем исследовательском институте Вы тоже пытаетесь дать объяснение этой высшей силе. Поэтому правильно будет заключить, что проблема человеческого общества заключается в том, чтобы понять Бога, или, как Вы говорите, высшую силу.
Когда мы говорим о силе, подразумевается, что у этой силы должен быть какой-то источник. Например, если мы говорим об электрической энергии, это само собой предполагает, что у этой энергии есть источник — электростанция, а ею управляет какой-то инженер. В конце концов, существует жизненная сила, живое существо. Именно оно проявляет свою энергию в механических действиях, и мы видим эти разнообразные проявления. Вы попытались дать объяснение в своей книге: «Открытия, сделанные в результате таких исследований, должны знаменовать собой новую фазу религиозной истории, люди должны увлечься идеей попытки достижения этой силы каждый своим путем, не с помощью молитвы, не через смену физических событий, не ради национальной безопасности или материальных целей, но ради духовного могущества и перехода к лучшей жизни, то есть, ради решения вопроса, как лучше справляться с разными трудностями». Это очень хорошо.
Вы говорите: «Люди должны увлечься идеей попытки» достижения этой силы. Сила — это энергия, так что говоря о достижении энергии, вы подразумеваете источник энергии. Это резонно — искать источник силы, ее обладателя, поскольку сила не является независимой. Без источника силы никакой силы быть не может. Политик или генерал проявляют себя как обладатели силы, отдавая приказы и распоряжения. Итак, Ваше понимание силы неполно, Вы должны увлечь людей идеей достижения той самой высшей силы. Мы понимаем, что сила — это достояние; если человек богат, он обладает силой, и может проявить свою силу, приобретая разные вещи. Подобно этому, если человек очень силен, он может проявить свою силу множеством способов. Если человек высокообразован, он также обладает силой, с помощью своего знания он может оказывать влияние на множество людей. Поэтому мы должны признать, что за самой силой стоит тот, кто ею обладает, в противном случае наше знание будет несовершенным. Когда мы поймем обладателя энергий, мы тотчас же осознаем и все Его разнообразные энергии. Он обладает многими энергиями. Если человек способен понять, что представляет собой этот могучий Господь, он легко поймет, что представляют собой Его разнообразные энергии. Весь этот мир управляется силой Верховной Личности, Обладателя всех энергий.
Единственная проблема состоит в том, что мы не уделяем должного внимания осознанию Верховного Обладателя энергий. Проблемы низшего порядка, такие как упомянутое Вами перенаселение, созданы человеком. Если мы примем тот факт, что высшая истина есть не кто иной, как обладатель всех энергий, то мы поймем, что Он способен поддерживать любое количество населения, иначе какой же смысл в словах «Обладатель всех энергий», если Он оказывается ограничен какими-то пределами? Верховный Обладатель всех энергий беспредельно могуч, и мы видим на практике, что среди животных никакой проблемы перенаселения не наблюдается. Например, слоны. Они не задумываются над тем, где добыть пищу. Или кошки, собаки, или свиньи. Они производят за один раз полдюжины или больше детей, а ведь человек производит только одного или двух. В прежние времена мужчина мог иметь сто сыновей, а в наше время мужчина производит двух, трех, самое большее десять сыновей. Где же проблема перенаселения? Из Махабхараты мы знаем, что у Дхритараштры было сто сыновей, есть и другие примеры. Махараджа Ришабхадева также имел сто сыновей. У многих известных людей были такие семьи, и имена таких людей сохранила история. Логично предположить, что если у царя могло быть сто сыновей, то и у его подданного тоже могло быть сто сыновей, если не у каждого, то хотя бы у некоторых. И в те времена не было вопроса перенаселения, в Махабхарате о нем ничего не говорится. На самом деле проблема не в перенаселении, а в том, что пища не распределяется поровну. Например, Америка. В ней производится достаточно продуктов питания, и может производиться еще больше. Но правительство запрещает фермерам расширять производство. Проблема не в том, что население увеличилось, а в том, что распределение ведется неправильно. Или, благодаря индустриализации, мы сократили усилия, направляемые на производство пищи, ради производства чего-то другого. Так что в целом можно сказать, что проблема не в перенаселении, а в распределении пищи, или в производстве пищи. Эти ошибки возникают из-за недостатка сознания Бога.
Если Бог всемогущ, Он может не согласиться, или, по крайней мере, Его представитель, материальная энергия, может не согласиться давать достаточное количество пищи демонам. Демоны — это безбожники. В Шримад-Бхагаватам описано историческое событие, как во времена Махараджи Притху пищи не хватало, и царь решил наказать Богиню земли за то, что она не дает достаточно пищи. Он хотел убить ее. Но богиня земли ответила, что она сознательно стала давать меньше пищи, потому что не хочет кормить демонов. Так что проблема не в перенаселении, проблема в демонах. Количество демонов возросло, и, по законам природы, количество пищи сократилось. Мы с Вами обсуждали стих из Бхагавад-гиты, в котором говорится: «Зерновые растут благодаря воде, льющейся с неба». Это от нас не зависит. Поскольку мы стали безбожниками, поскольку мы прекратили жертвоприношение, или ягью, которая означает поклонение Верховной Божественной Личности, дожди могут и вовсе прекратиться. Бог не гневается, но Его представитель, материальная природа, она не хочет обеспечивать пищей демонов. Такова версия, изложенная в ведической литературе.
В настоящее время все люди превратились в демонов, они не беспокоятся по поводу того, что ведут греховную жизнь, они без всякой необходимости убивают животных в неограниченном количестве, а это большой грех. Они привыкают к одурманивающим средствам всякого вида, и безо всякой необходимости занимаются проституцией. Демоны пользуются женщинами, у которых нет мужей, извлекая наслаждение из их тел. Все это происходит из-за того, что у людей нет знания об Обладателе всех энергий. Так что настоящая проблема заключается в недостатке сознания Бога. Люди должны познать эту силу, тогда все остальные проблемы решатся сами собой. Такова же и проблема недоедания, мы придем к такому же выводу. Поскольку природа мстит демоническому населению, недоедание можно расценить как один из видов этой мести.
Еще одна проблема, которая очень тревожит жителей Америки, это загрязнение окружающей среды. Эта проблема также связана с безбожием. Вместо того, чтобы производить пищу, люди в огромных количествах производят вещи для удовлетворения искусственных потребностей, промышленность работает на полных оборотах. Индустриализация означает увод людей все дальше и дальше от сознания Бога. Рабочие, трудящие фабрик, все они шудры, а капиталисты, владельцы фабрик — вайшьи, поэтому все население сейчас состоит из шудр и вайший, а это означает, что преобладают качества невежества и страсти. Человек, пребывающий под влиянием страсти или невежества, не может осознать Обладателя всех энергий, Его способны осознавать только те, кто пребывает под воздействием благости или смешанных благости и страсти. Итак, существует необходимость превращения невежественных людей в людей, обладающих истинным знанием. То есть, нужно, чтобы люди осознали Бога, это и есть наша программа. Любой человек из любой группы, шудра, вайшья или даже тот, кто ниже шудр, может прийти к нам, и мы сделаем его разумным и дадим ему шанс понять высшую силу. В общем, истинная проблема состоит в том, что нужно осознать высшую силу, а все остальные проблемы носят вторичный характер. Не будет никакой проблемы перенаселения, если люди осознáют Бога. Всемогущий может обеспечить любое количество людей всем необходимым, и все они будут прекрасно питаться, так что ни о каком недоедании не будет и речи. Все эти проблемы возникли только из-за дефицита знания о Всевышнем.
Затем, Вы упоминаете о проблеме столкновений на расовой и национальной почве, которые часто ведут к войнам. Эта проблема также связана с недостатком сознания Бога, потому что сознавать Бога значит понимать, что мы все являемся членами одной семьи. В Бхагавад-гите сказано, что Верховный Господь является также и Верховным Отцом. У меня есть отец, а у него был свой отец, а того свой, и т.д. Если пойти этим путем, можно понять, что где-то должен быть первоначальный отец, никто не может этого отрицать. Так вот, тот первый отец и есть Бог. Поэтому во всех писаниях к Обладателю всех энергий обращаются как к Отцу, а в Бхагавад-гите верховный обладатель всех энергий назван отцом, дающим семя. Поскольку мы забыли отца, мы забыли, что все являемся слугами верховного отца, мы утратили истинные взаимоотношения между живыми существами. Если мы осознáем, что рождены от одного и того же отца, и что всё сущее на этой планете, в небе и в воде является собственностью этого верховного отца, мы должны будем понять, что пользоваться собственностью общего отца имеет право каждый. Например, в большой семье могут быть отец, мать и сыновья. Отец дает сыновьям столько пищи, сколько им нужно. Один может быть очень прожорливым, и есть больше, чем другой сын, но отец обеспечивает его пищей, он не ограничивает сына, отец наделен полномочиями давать каждому из сыновей столько, сколько ему нужно. Но если один из сыновей начнет припрятывать еду, это будет грех. Нельзя брать больше, чем необходимо. На практике можно видеть, что если оставить на улице мешок зерна, к нему тотчас слетится множество птиц, они склюют по два, три, четыре, по десять зерен, но они не будут запасать зерно на будущее. Но если мы оставим на улице мешок риса и позволим подойти к нему людям, начнется драка, потому что каждое человеческое существо будет стремиться захватить больше, чем ему необходимо прямо сейчас. Это происходит также из-за недостатка сознания Бога. Если человек понимает, что есть Отец, и Он посылает пищу каждый день, тогда зачем ему запасать пищу на будущее. Современный недостаток пищи связан с тем, что капиталисты припрятывают ее. В мире предостаточно пищи, но в то же время ее не хватает. Если вы на черном рынке заплатите больше, вы получите все, что вам нужно. Так что со стороны Бога пищи приходит достаточно, но мы, со своей стороны, неправильно ею распоряжаемся, желая добыть больше денег. Без сознания Бога, без понимания того, что всё является собственностью верховного отца, проблема останется нерешенной, множество Его детей, которых Он вполне способен обеспечить, останутся голодными из-за того, что кое-кто припрятывает пищу.
Теперь что касается религиозной идеологии. Религия — это подчинение законам Бога, вот и все. Бог велик, мы Его сыновья, Он удовлетворяет все наши потребности. В этом состоит правильное понимание. Почему нужно искать различий в духовной практике? Если Вы пришли к сознанию Бога, вы поймете, что и птицы, и звери, и растения — все являются сыновьями Бога, и у нас нет права убивать их. Но так называемые религиозные системы, созданные человеком, утверждают, что животные — это наша пища, а другие говорят: «Нет, животных убивать нельзя». Это различие в практике разных религиозных систем происходит от недостатка сознания Бога. Если мы на самом деле достигнем сознания Бога, то все эти различия станут совершенно незначительными, но без истинного сознания Бога Вам не изменить идеологию людей. Я спрашивал у многих христиан: «Почему Вы убиваете, когда в Библии ясно сказано: «Не убий»?» Никто из них не дал мне удовлетворительного ответа. А вообще-то они стараются избегать подобных вопросов. Все это происходит из-за недостатка сознания Бога.