Возникновение постмодернизма
Постмодернизм как философское течение рядом авторов именуется как один из видов постнеклассической философии. Он возникает во Франции в начале 70-х годов ХХ века. Дословно это название означает «послесовременность». Вначале постмодернизм оформился как теория искусства. Американский искусствовед Ч.Дженкс (род. В 1939 г.) применил понятие постмодерна к архитектуре, представив его как возможность совмещения разных художественных стилей и направлений.
В нашей стране, да и во всём мире, постмодернизм изучен ещё крайне слабо. А между тем, актуальность исследования его связана с тем, что его представители, поддержанные СМИ, считают его вершиной философии и её последним словом, тогда как на деле постмодернизм подвергает систематическому разрушению классические категории рационалистической философии. Поскольку без рационализма невозможно решение глобальных проблем человечества, и, следовательно, его выживание, то всё это предполагает основательный критический анализ постмодернизма.
Постмодернизм представляет собой в целом заказ неолиберализма – современной буржуазии и рынка, стремящихся в окультуреннной, ненасильственной форме осуществлять тотальный контроль над человеком. Непосредственно возникновению философского постмодернизма предшествовали мощные волнения во Франции в 1968 г., начало которым положили студенты и которые охватили более 10 миллионов человек. Радикально настроенные интеллигенты, среди которых было и немало будущих постмодернистов, требовали немедленного свержения власти буржуазии и установления социальной справедливости. Потерпев поражение, они глубоко разочаровались в революции и потеряли веру в социальный прогресс. Одним из духовных течений, возникших после этого во Франции, и был постмодернизм. В 80-е годы он распространяется по всему миру и благодаря СМИ становится интеллектуальной модой.
Постмодернизм противопоставляет себя модернизму, который начинается примерно с середины XVII века от Ф.Бэкона и Р.Декарта и охватывает Новое и Новейшее время. Философии модернизма присущи следующие основные особенности: 1)вера в мощь человеческого разума и в то, что бытие упорядочено законами, познаваемо и укладывается в систему категорий; 2)признание науки и научного знания как средства решения социальных проблем и улучшения жизни людей; 3)освобождение философии и науки от иррациональности – мифологии, предрассудков, вымыслов, псевдонаучности; 4)утверждение идеи прогресса в познании и в различных сферах общественной жизни; 5)провозглашение универсальных норм морали и права, которые должны привести к торжеству свободы, равенства, справедливости и гуманизма.
Таким образом, модернистская философия в целом была оптимистической, рационалистической и гуманистической. Однако, как отмечалось в главе 10, уже к середине XIX века обнаружилось, что складывающее капиталистическое общество не во всём отвечает идеалам модернизма. Так, распространение ценностей западной цивилизации на другие континенты осуществлялось не посредством просвещения и воспитания, а с помощью грубого насилия и истребления массы аборигенов. В ХХ веке произошли две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий. К 60-м годам ХХ века явно обозначился экологический кризис, который не соответствовал идее преобразования и покорения природы и показал гибельность последствий от безудержного роста потребления. В ХХ веке были Хиросима, Нагасаки и Чернобыль, произошло распространение международного терроризма, СПИДа, который поставил под угрозу важнейшие составляющие человеческой жизни – потребность любить и иметь здоровых детей.
Как неадекватная и пессимистическая интеллектуальная реакция на все эти и другие негативные явления, выражающие кризис современного общества, и возникает постмодернизм. В целом он выражает глубокое разочарование в результатах всего предшествующего развития, потерю веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, науку и образование, во все бывшие ценности общества. Постмодернисты во всех кризисных явлениях общества обвинили классический рационализм, хотя в действительности философия модерна не несёт ответственности за указанные негативные явления. Напротив, последние возникли в результате различных причин как раз как несоблюдение принципов рационализма и гуманизма в политике и экономике, где преобладали слепые корыстные интересы и иррациональные устремления.
Разве монополии на Западе и министерства в СССР, губившие природу, поступали рационально или, скажем, Гитлер и Сталин были рационалистами и гуманистами? Гитлер навязал почти всему немецкому народу иррациональную маниакальную идею мирового господства, а Сталин своему народу – паранойяльную идею борьбы с «врагами народа». И разве в торжестве политического иррационализма бывших и современных тоталитарных режимов повинна философия? Истории ещё предстоит раскрыть, как иррациональное мышление верховных правителей с психической патологией могло стать почти нормой для целых стран.
Таким образом, в кризисе общества повинен не рационализм, а иррационализм, неразумное поведение людей, особенно правителей. Но постмодернисты, не учитывая этого, свою критику направляют против философии рационализма. Они отвергают философию просветителей, Гегеля, позитивизм, марксизм, эволюционистские учения.