Особенности теоретического философствования. Функции теоретической философии
Особенности:
1. философия даёт всем, кто нуждается, систему рационально обоснованных ответов на мировоззренческие вопросы.
2. Рефлексия (с латинского – размышление) - самопознание сознания. Рефлексия это когда я, мысленно возвращаюсь туда, где моё сознание уже побывало, где оно уже сработало. Философская рефлексия осуществляет критику (проверку) стихийно складывающегося мировоззрения.
3. Философия осуществляет рациональное познание à философия имеет свой собственный понятийный аппарат, т.е. свою систему категорий à философское знание, как и научное, формируется путём обоснования, доказывания и имеет собственные методы.
4. Философия имеет собственный язык, также как свой язык имеют другие формы сознания, она имеет свой набор терминов.
5. Философствование - всегда диалог, потому что философия во все времена боролась с догматизмом, с застойностью мышления (догматизм - это такая ситуация, когда мышление не поспевает за жизнью, т.е. когда мышление отстаёт от бытия). Философ, это такой человек, который стоит на страже, чтоб мысль не отставала от действительности. Данная черта (диалогичность философии) выражается в двух особенностях развития философии:
- а) борьба философских направлений
- б) актуализация, т.е. привлечение философского наследия прошлых эпох
Функции философии:
1.Мировоззренческая (философия раскрывает смысл различных видах человеческой деятельности и рационально обосновывает мировоззрение)
2.Методологическая (философия выступает как общая методология деятельности и познания)
3.Идеологическая (философия очень часто выступает средством разработки и обоснования определенной идеологии)
Некоторые исследователи выделяют подфункции (вторичные):
- критическая
- аксиологическая (аксио – ценность)
- прогностическая
- воспитательная
- гуманистическая
11. Познавательное отношение человека к миру. Социокультурная обусловленность познания.Диалектический материализм признает познаваемость мира в его объективном существовании, хотя человеческие знания не есть зеркальное отражение человеческой реальности, т.е. вне общества нет и субъекта познания. Познание диалектично и представляет собой бесконечный процесс, т.к. бесконечен в своих свойствах и проявлениях объективно-существующий мир. Познавательное отношение человека к миру является необходимым элементом всей системы отношения человека к миру.
В широком смысле субъектом познания является общество в его историческом развитии, а объектом познания выступает объективный мир, но только в тех границах, в которых общество с ним взаимодействует и включает его в сферу своих практических интересов.
Мир всегда дан человеку в формах его деятельности, а не как пассивный принадлежащий элемент.
Процесс познания – это результат взаимодействия субъекта и объекта познания =>в нашем знании всегда содержатся 2 момента:
1. субъективная форма нашего знания и 2. объективное содержание.
В широком смысле субъектом познания является общество в его историческом развитии, а объектом познания является объективный мир в той мере, в какой он входит в сферу практических интересов человека. Мир всегда дан человеку в формах его деятельности, а не как пассивный предлежащий предмет.
Процесс выработки знаний является результатом взаимодействия субъекта и объекта познания. Следовательно, в нашем сознании всегда содержится 2 момента, а именно момент объективный и момент субъективный.
Практика (Маркс) - это материальное чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной реальности, составляющая всеобщую основу и движущую силу развития и человеческого общества и познания.
Процесс познания социокультурно обусловлен:
1) познающий субъект использует общественно-выработанные формы и средства познавательной деятельности (как материальные так и идеальные)
2) в процессе познания всегда имеется социально-ценностный аспект, а полученные знания всегда слиты с ценностными установками познающего субъекта.
Познание - это социально-опосредованная, исторически развивающаяся, находящаяся в единстве с предметно-практической деятельностью, деятельность отражения, направленная на получение знания.