Тема 2: древняя восточная философия: мир культуры и стиль мышления
ТЕМА 1: ФИЛОСОФИЯ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
1. Взаимосвязь философии с мифологией, религией, искусством, наукой.
Заполните таблицу:
общее | отличия | |
Философия/мифология | ||
Философия/религия | ||
Философия/искусство | ||
Философия/наука |
Обоснуйте свой ответ на вопрос: является ли философия наукой?
2. Основные функции философии.
Заполните таблицу:
Функция философии | Смысл функции | Пример |
Мировоззренческие: | ||
гуманистическая | ||
социально-аксеологическая: конструктивно-ценностная, интерпретаторская, критическая подфункции | ||
культурно-воспитательная | ||
объяснительно-информационная | ||
Методологические: | ||
эвристическая | ||
координирующая | ||
интегрирующая | ||
логико-гносеологическая |
3. Особенности философствования как формы духовной деятельности.
4. Философия как учение. Основные разделы и элементы философского учения.
5. Значение философии.
6. Доклад:
Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.
Мифология: прошлое и настоящее.
Список основных понятий:
Мировоззрение – общее понимание человеком окружающего мира, своего места в нем и вытекающее из этого понимания знание общих условий и задач деятельности.
Здравый смысл включает в себя уверенность в существовании внешнего мира как источника чувственного опыта.
Наивный реализм подразумевает уверенность в том, что мир таков, как он непосредственно воспринимается через опыт.
Онтология это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, пытается найти самые общие определения сущего: един мир или множественен, меняется или пребывает одним и тем же, что такое пространство и причинность, есть ли в мире случайности.
Антропология (учением о человеке) это раздел философии, который стремится выявить наиболее общие характеристики человека. Классическими проблемами антропологии являются смысл жизни и соотношение свободы и необходимости в жизни человека.
Аксиология (учение о ценностях) – философское учение о ценностях как основаниях целеполагающей деятельности людей.
Гносеология(теория познания) – раздел философии, в рамках которого изучают сущность познания, его возможности, субъективные формы познания, его предпосылки и закономерности, условия достоверности и истинности познанного и т.п.
Праксеология – раздел философии, связанный с изучением особенностей человеческой деятельности, ее структуру и закономерности.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1974
*Мир философии. В 2 ч. М., 1991.
*Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. М., 1996.
*Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996.
*Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев. А.В. Панин. М., 1997.
*Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989.
*Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.
*Философия. Учебник /Под ред. В.Л. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1996.
*Философия. Учебник для высших учебных заведений /Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997.
*История философии. Учебник для вузов. М., 1998.
*Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1994-1997.
Дополнительная
Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
Вольф Р.П. О философии. М., 1996.
*Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
Философия и мировоззрение. М., 1990.
http://filosof.historic.ru/
ТЕМА 2: ДРЕВНЯЯ ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: МИР КУЛЬТУРЫ И СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ
1. Культурные истоки и основные проблемы древнеиндийской философии.
2. Основные школы и учения древнеиндийской философии.
Заполните таблицу:
отношение к Ведам | основные системы | основные проблемы | ||
происхождение мира, его первооснова | человек и общество | познание и его формы | ||
неортодоксальные | буддизм | |||
джайнизм | ||||
чарвака | ||||
ортодоксальные | ньяйя | |||
вайшешика | ||||
санкхья | ||||
йога | ||||
миманса | ||||
веданта |
3. Характерные черты древнекитайской философии и ее главные проблемы.
4. Философские учения школ древнекитайской философии.
Заполните таблицу:
основные системы | основные проблемы | ||
происхождение мира, его первооснова | человек и общество | познание и его формы | |
даосизм | |||
конфуцианство | |||
легизм (школа законников) | |||
моизм | |||
школа имен (номинализм) | |||
школа «инь-ян» (натурфилософия) |
5. Место древней восточной философии в историко-культурном развитии человечества.
Список основных понятий:
Натурализм– стремление объяснять явления в причинно-следственном контексте без обращения к понятию чуда.
Атман(санскр. – самость, душа) – одно из понятий индийской философии и религии индуизма; вечная духовная сущность индивида; отвергался буддизмом.
Пракрити (санскр. – праматерия) – в философии санкхьи обозначает первоначало, первовещество, лишенное формы.
Веды(санскр. – знание) – священные книги брахманов, которым приписывалось божественное происхождение; древнейшие памятники индийской литературы XY-Y в.в. до н.э.
Дао(кит. – путь, бог) – одно из понятий даосов, означающее первооснову мира как возможности всех вещей.
У вей(кит. – недеяние) – отказ от действия, идущего вразрез с естественным ходом природных или социальных процессов.
Дополнительная литература
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989.
Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.
Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.
Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1973.
Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.
Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.