Урок 22. Природа и люди Древней Индии
I. Повторение изученного:
а) Фронтальная (самостоятельная) работа.
1. вариант 2. вариант
1) Что это за даты?
3000 г. до н.э. 2600 г. до н.э.
1792 г. до н.э. 612 г. до н.э.
538 г. до н.э. 525 г. до н.э.
2).Кто такой? Где правил? Чем прославилось его правление?
Тутмос III Хаммурапи
Дарий I Навуходоносор
3).Разделите в два столбика богов Египта и Двуречья (задание общее для двух вариантов). Подчеркните одной чертой божество солнца, двумя чертами - божество плодородия, волнистой линией – божество воды. Чему покровительствовали боги, оказавшиеся не подчеркнутыми.
Амон-Ра, Сет, Иштар, Сина, Осирис, Шамаш, Хапи, Мардук, Эа.
В Египте: В Двуречье
Амон-Ра Эа
Сет - бог ветров Иштар
Осирис Сина - бог луны
ХапиШамаш
Мардук - верховный бог Вавилона.
4). Где:
а) писали на папирусе; (Египет)
б) писали на глине; (Двуречье)
в) были изданы первые писаные законы; (Вавилон)
г) стали чеканить впервые монеты; (Лидия)
д) использовали впервые конницу; (Ассирия)
е) создали почтовую связь; (Персидская держава)
5) Правитель какого государства был свергнут внукам? (Мидия)
Вопросы и задания для устного ответа:
1) В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Определите по карте, какие государства был завоеваны Персией. Какими средствами Дарий 1 держал в повиновении покоренные народы?
2)Определите положительные и отрицательные последствия этих завоеваний.
(С одной стороны, десятки племен и народов потеряли независимость и попали в подчинение к персам, с другой — на огромной территории, от Египта до Индии, был установлен мир, надолго прекратились разорительные войны. Были созданы благоприятные условия для расцвета торговли и обмена достижениями культуры между народами).
3).Персидский царь Дарий I пользовался неограниченной властью.
Только он один носил одежды, выкрашенные пурпуром. Перед ним падали
ниц даже вельможи. Не было царя богаче Дария I. В чем сходство власти
персидских царей и фараонов в Египте?
II. Новая тема:
Учитель: Мы приступаем к знакомству со сказочной страной, богатой природой, культурой, научными знаниями и философией. Сокровища этой страны манили отважных путешественников. Это - Древняя Индия.
С чего же начнем мы это знакомство?
Мы с вами знаем, что природные условия влияют на образ жизни людей, их занятия, религиозные верования.
Задание:
- Откройте карту на с. 94.
- Определите словами, где находится Индия. (В Южной Азии)
- Сравните размеры Индии и Египта
- Какие горы расположены на северо-востоке Индии?
- Водами какого океана омываются берега Индии?
- Охарактеризуйте природные условия Индии, прочитав 1 и 2 абзацы п. 1, а также п. 2 §20. Каким занятиям они благоприятствовали?
- Какие трудности приходилось преодолевать?
На доске (по ходу обсуждения учащиеся записывают в тетрадь):
Индия - это страна, которая занимала полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка до Гималаев.
Гималаи - «страна снега, жилище снега». (Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили надежной защитой от вражеских нашествий).
Джомолунгма - самая высокая на Земле вершина в Гималаях, «поднебесное жилище богов». (Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.)
Влага - Инд и Ганг - полноводные «пересыхающие реки.
Почва - ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодородный ил.
Солнце - долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых солнечных дней в году. (Однако в природных условиях долин Инда и Ганга есть различия: в первой редко выпадают дожди, во второй - с июня по сентябрь идут ливни, день за днем вода потоками льется с неба на землю. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли).
Впервые появились в Индии: хлопчатобумажные ткани, сахар, рис.
Учитель: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
-Если бы ты только знал, - рассказывает он приятелю, - какая
удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку:
- Ну, какой же ты выдумщик и враль!
Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они вываривают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
- Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
(Данный эпизод могут инсценировать заранее подготовленные ученики)
Первые города-государства (например, Мохенджо-Даро) возникли в долине реки Инд, Найденная при раскопках статуэтка (см. рис. на стр. 93 - учебника) дает представление о внешнем облике индийцев, живших в древнейших города: бородатый мужчина с короткой шеей, толстыми губами и длинными щелями полузакрытых глаз. Волосы скреплены перевязью с круглым украшением на лбу. На левое плечо накинута верхняя одежда, отороченная широкой каймой с узором в виде трилистника. Голова мужчины слегка откинута назад, выражение его лица надменное, возможно, этот человек был царем или верховным жрецом.
В I тысячелетии до н.э. в Индию проникли племена кочевников - ариев. Их военные вожди - раджи - подчинили коренное население.
Арии не только расселились в долине Инда, но и начали освобождение Ганга.
Вопрос: Что позволило освоить этот район в X в. до н.э.? Почему?
(Открытие железа. С появлением железных орудий труда появилась возможность вырубать джунгли и тростник и на освобожденных участках заниматься земледелием).
В III в. до н.э. почти вся страна была, объединена под властью царя Ашоки (268-231 гг. до н.э.), управлявшим государством с помощью многочисленных чиновников, которые судили население, собирали налоги, руководили строительством каналов, плотин и дорог.
Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 95 учебника
Здесь изображена верхняя часть одной из колонн Ашоки, на которой были высечены законы - «Законы Ману» (составление этих законов приписывается мифическому прародителю людей Ману). «Законы Ману» - это сборник предписаний о долге, правилах поведения индийца в частной и общественной жизни, он содержит также наставления по управлению государством и судопроизводству.
(С п. 4 и 5 §20 учащиеся знакомятся самостоятельно дома.)
Домашнее задание:
1)Прочитайте §20, ответьте на вопросы к параграфу.
2)Выпишите новые понятия.
3)Прочитайте текст (внизу) на стр. 94.
- Выпишите в тетрадь, чем занимались индийцы, какие растения выращивали, каких животных приручили, одомашнили?
Приложение.
1.вариант 2. вариант
1) Что это за даты?
А. 3000 г. до н.э. А. 2600 г. до н.э.
Б. 1792 г. до н.э. Б. 612 г. до н.э.
В. 538г. до н.э. В. 525г. до н.э.
2).Кто такой? Где правил? Чем прославилось его правление?
Тутмос III Хаммурапи
Дарий I Навуходоносор
3).Разделите в два столбика богов Египта и Двуречья (задание
общее для двух вариантов). Подчеркните одной чертой божество солнца,
двумя чертами - божество плодородия, волнистой линией - божество
воды. Чему покровительствовали боги, оказавшиеся не подчеркнутыми.
Амон-Ра, Сет, Иштар, Сина, Осирис, Шамаш, Хапи, Мардук, Эа.
4). Где:
а) писали на папирусе;
б) писали на глине;
в) были изданы первые писаные законы;
г) стали чеканить впервые монеты;
д) использовали впервые конницу;
е) создали почтовую связь;
5) Правитель какого государства был свергнут внукам?
1.вариант 2. вариант
1) Что это за даты?
А. 3000 г. до н.э. А. 2600 г. до н.э.
Б. 1792 г. до н.э. Б. 612 г. до н.э.
В. 538г. до н.э. В. 525г. до н.э.
2).Кто такой? Где правил? Чем прославилось его правление?
Тутмос III Хаммурапи
Дарий I Навуходоносор
3).Разделите в два столбика богов Египта и Двуречья (задание
общее для двух вариантов). Подчеркните одной чертой божество солнца,
двумя чертами - божество плодородия, волнистой линией - божество
воды. Чему покровительствовали боги, оказавшиеся не подчеркнутыми.
Амон-Ра, Сет, Иштар, Сина, Осирис, Шамаш, Хапи, Мардук, Эа.
4). Где:
а) писали на папирусе;
б) писали на глине;
в) были изданы первые писаные законы;
г) стали чеканить впервые монеты;
д) использовали впервые конницу;
е) создали почтовую связь;
5) Правитель какого государства был свергнут внукам?
1. -Если бы ты только знал, - рассказывает он приятелю, - какая
удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку:
2. - Ну, какой же ты выдумщик и враль!
1. Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они вываривают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
2. - Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!
1. -Если бы ты только знал, - рассказывает он приятелю, - какая
удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку:
2. - Ну, какой же ты выдумщик и враль!
1. Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они вываривают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!
2. - Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!