Неклассическая и постнеклассическая наука
Неклассическая наука зарождается в конце XIX - начале XX века. В эту эпоху происходят революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (химия эволюционного катализа), в биологии (становление генетики).
В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, принятием таких типов объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.
Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. В отличие от малых систем такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы.
В первой половине XX века начинается процесс интеграции далеко стоящих друг от друга наук, как правило, общественных, гуманитарных и естественных. Процессы интеграции картин реальности, вырабатываемые в отдельных науках, и развитие общенаучной картины мира, стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе. Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мега-мира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства [14. Гл.10].
В последнюю треть нашего столетия возникают новые радикальные изменений в основаниях науки, в ходе которых рождается постнеклассическая наука.
Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменяет характер научной деятельности. На передний план выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. В междисциплинарных исследованиях наука, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске.
Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.
Среди исторически развивающихся систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек. Примерами таких комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом, объекты биотехнологии и т.д. При изучении этих объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. В этой связи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.
Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий, как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания [14. Гл.10].