Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Роль труда, языка и общения в формировании сознания.

Сознание в философии вычтупает в форме объект процесса, в кач общего условия и компонента произ-ва и воспроиз-ва людьми общ-х обстоятельств и средств своей жизнедеятельности. Сознание (Спиркин) – это высшая, свойственная только людям и связан с речью функция мозга, заключ-ееся в обобщенном и целонаправленном отражении действительности, в предварит мысленных построениях действительности, в предвид-и их результатов, в разумном регулировании и самоконтролем поведения человека.

Сознание-состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание – то, что появляется в самой природе, в результате ее развития.

Сознание – высшая форма отражения. Отражение в этом случае сопровожд пониманием того, что происходит с субъектом в окруж его действительности.

Труд, членораздельная речь, общение – соц факторы форм-я чел-а.

1)Труд – целенаправлен деят-ть на изменение окруж средств. Соотн деят-ти и сознания: роль труда в возникн созн-я вообще и каждого конкр чел-а; сама деят-ть предполаг сознание, предполаг некий контроль над ней.

2) В процессе совм деят-ть появл членоразд речь, язык. Язык – знаковая инф система, выполн функции формир, хранения и передачи инф-ив процессе познания действит-ти и общении между людьми.

3) Речевое общение влияет на мозг чел-а. Свобода труда, работы, сознания без мозга нет, а мозг без сознания может.

Сознание - состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Существует 3 сферы познания:

1) познавательная сфера. Основой является мышление – процесс отражения действит-ти, в ходе кот чел-к, формируя образы и оперируя ими, выдвигает цели, разрабатывает планы и в конечном счете решает те или иные задачи. Человек способен отражать общие, существенные связи самой действит-ти. Эта способность связана с деят-тью чел-а.

2) Эмоциональная сфера. Гегель: «Без человеческих эмоций не м.б. сознания чел-а». Эмоции - псих переживания, душевные волнения, переживание жизн смысла, обусловленного отношением их объективн сво-в к потребностям субъекта. Гегель: жизнь и чувства – форма непосред-ти, в кот не сущ-ет различия между субъектом и объектом.

3) Мотивационно-волевая сфера. Мотивации – потребности субъекта в единстве со спос-тью достижения цели. Воля – решимость совершить те или иные действия. Важным элементом явл самосознание – осознание своего тела, сути своего «я», своих цен-тей, представлений.

Особенность сознания – единство всех компонентов внутр и внешн опыта. Созанание чел-ка рассм в контексте всей психики, в кот помимо сознания и ее структуры входит подсознание, бессознательное. Бессознательное – сов-ть тел и перцептивных ощущений и комплекс инстинктивно-аффективных переживаний и воспоминаний, кот нах вне поля сознания и контроля своего я. Сущ различные типы бессозн-ого, кот по-разному соотносится с сознанием: а) есть бессозн псих явления – предсознательное, более низкий уровень псих регуляции поведения, чем сознание; б) другие бессоз явления – раньше осознавались, а потом ушли в бессознательное (двигательные умения); в) желания, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры- это мотивационные процессы, сталкивание с моралью.

1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (на­пример, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания(механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой.Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может ут­верждать лишь то, что:

• сознание существует;

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное по­ложение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

2. В целом в философии существует несколько подходов к пробле­ме сознания:

• физикализм;

• солипсизм;

• объективный идеализм;

• умеренный материализм.

Физикализм— крайне материалистический подход к пробле­ме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объ­яснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно­научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусствен­ный интеллект, носителем которого является машина (ком­пьютер) — материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражать­ся на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и за­частую при этом разрушаются) логические доводы физикали­стов, — это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материаль­ных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может "господствовать" над образами — увеличи­вать, уменьшать, вызывать их, "стирать";

• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествля­ет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь").

Солипсизм— другой крайний взгляд на природу сознания,

согласно которому сознание индивида — единственная досто­верная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом исолипсизмом (крайними направле­ниями) находятся:

Объективный идеализм- признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творче­скую) роль и рассматривает его в отрыве от личности инди­вида как часть "мирового сознания";

Умеренный материализм— считает сознание особым прояв­лением материи, способностью высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.Можно выделить три основополагаю­щие из их числа:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрениясознание существует само по себе, независимо от его материальных носи­телей — живых организмов, человека. Сознание "исходит" непо­средственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к косми­ческой (божественной) точке зрения:

• теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейб­ницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловече­ская сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;

• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человече­ским мозгом и "заряжает" его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой, "биологической" точки зрения:созна­ние - порождение живой природы и присуще всем живым ор­ганизмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно выс­шими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

•животным присущи своя "мораль", правила поведения, при­вычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно "человеческой" точке зрениясознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с сере­дины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследова­ния ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высо­кой "социальной" организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Общ созн-е (в шир см) – идеи, взгляды, теории, представления, чувства, настроения, которые складываются в общ-ве, отражают и обслуживают общ бытие. (В узк см) – опред духовная система, включ соц-но значимые, закреплен и использ в практич деят-ти людей, рез-ты идеал отраж-я дейст-ти, общ бытия.

Общ созн-е относ к общ-ву в целом, след-но его стоит рассм в кач совокупн хар-ки всего соц-ого в целом. Общ созн-е имеет свои собств закономер-ти развития. Оно зав от др подсистем и инстинк-но возд на все подсистемы.

В пределах общ созн-я выдел клановое групп созн-е. Дюркгейм: группа думет, чувст совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разделены.

Структура общ созн-я: обыденный (сов-ть идей, представл-й, чувств, получ в повседн жизни) и теор (систематиз знание, направлен на раскрытие сущности мира, общ бытия). Они включают подуровни в зав от доминир 1 из 2 аспектов: познават аспект (стремление людей познать и отразить вещи) и ценностный (оценка с т.зр. потреб-тей и идеалов).

На обыден уровне выд: эмперич знания (элемент знания, получ в рез-те поверхностного соприкосновения с дейст-тью) и общ психология (сов-ть чувств, привычек, традиций, кот формир в усл повседневной жизни. Люди, у кот склад эти представл-я, представл опр класс).

На теорит ур выд: идеологию (ценностный аспект) и науку (познават). Наука – сов-ть объект-но верных знаний о мире, здесь на 1 месте - знание о мире. Идеология – упоряд система идей и теорий, отраж дейст-ть с позиции интересов опред соц групп или общ-ва в целом. Осознан потреб-ти и есть интересы.

Прежде всего это познавательная функция. Особой функцией общественного сознания является выражение интересов той или иной социальной группы.

Активность сознания Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более сложное назначение — преобразование внеш­него и внутреннего мира человека в целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения под­нимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем активность психики животных. Последняя является основой и элементарной формой активности, а активность сознания — ее высшей формой. Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и психологическая, но и философская проб­лема, связанная с самими основами мировоззрения. В ряде идеалистических тео­рий активность рассматривается так же, как субстанци­ональное качество «души», духовного начала, приводя­щего в движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с признанием активности как свой­ства всего живого. Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому проблему активности вообще и активность со­знания необходимо рассматривать в широком философ­ском смысле.

Из комплекса многообразных источников активности сознания следует выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные явления порож­дают активность, являются ее основаниями, «генерато­рами» активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела, либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собст­венными убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества, государства или со­циального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего проявления в деятельности. Всякая дея­тельность опосредуется предварительно сознанием, является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только «снаружи», (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы психики).

Активность сознания выражается как в форме внут­реннего напряжения сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления (деятель­ности). Таким образом, активность сознания проявляется как в мышлении, так и на практике.

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух «этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности (естественные, искусственные и культурные), инте­ресы (общечеловеческие, общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые, национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй

«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями социально-психические явления нижнего «этажа».

Решение проблемы активности сознания, взя­той в ее гносеологическом и социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая форма яв­ляется предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в свою очередь состоит из ряда звеньев: по­требности, интересы, цели и пр.; познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на действие. Эти звенья нельзя рассматривать как ли­нейный ряд, так как в одних случаях внутренняя актив­ность начинается непосредственно с чувственных импуль­сов, в других — с рациональных, познавательных про­цессов. Но во всех случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

Общественная природа сознания Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически - преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности. К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем.

Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.

Взгляд сознания на мир - это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания - практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. - своеобразное удвоение отражения - фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

9. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей - сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. (3, стр.37)

Существует также бессознательная память -- это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием, опреде-ляя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен-ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от созна-ния личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возни-кают из столкновения бессознательных намерений человека, дру-гих его побуждений с сознательно поставленной целью поведе-ния, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимо-действию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений». Что в свою очередь так же указывает на присутствие диалектики: единство и борьба противоположностей.

Забывание имён представляет собой другой пример бессоз-нательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознатель-ными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неу-довлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся на подсознательном уровне. (4, стр.139-142)

Подсознательный уровень психической деятельности - обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция - на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня - это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы - цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы - нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (нарциссизма, неполноценности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознанные побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание - это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) - это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определённый комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека - глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические явления (ясновидение, телепатия). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие - всё это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определённым образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддаётся некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытеснять в подсознательную сферу.

Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

В отличие от З.Фрейда другой психоаналитик - К.Г.Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах - представлениях, сформированных у человечества в далёком прошлом. Где не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо.

Сознание вооружено понятиями, подсознание - эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании. (3, стр.37-40)

Сознание - состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.

Существует 3 сферы познания:

1) познавательная сфера. Основой является мышление – процесс отражения действит-ти, в ходе кот чел-к, формируя образы и оперируя ими, выдвигает цели, разрабатывает планы и в конечном счете решает те или иные задачи. Человек способен отражать общие, существенные связи самой действит-ти. Эта способность связана с деят-тью чел-а.

2) Эмоциональная сфера. Гегель: «Без человеческих эмоций не м.б. сознания чел-а». Эмоции - псих переживания, душевные волнения, переживание жизн смысла, обусловленного отношением их объективн сво-в к потребностям субъекта. Гегель: жизнь и чувства – форма непосред-ти, в кот не сущ-ет различия между субъектом и объектом.

3) Мотивационно-волевая сфера. Мотивации – потребности субъекта в единстве со спос-тью достижения цели. Воля – решимость совершить те или иные действия. Важным элементом явл самосознание – осознание своего тела, сути своего «я», своих цен-тей, представлений.

Особенность сознания – единство всех компонентов внутр и внешн опыта.

Созанание чел-ка рассм в контексте всей психики, в кот помимо сознания и ее структуры входит подсознание, бессознательное.

Бессознательное – сов-ть тел и перцептивных ощущений и комплекс инстинктивно-аффективных переживаний и воспоминаний, кот нах вне поля сознания и контроля своего я.

Сущ различные типы бессозн-ого, кот по-разному соотносится с сознанием:

а) есть бессозн псих явления – предсознательное, более низкий уровень псих регуляции поведения, чем сознание;

б) другие бессоз явления – раньше осознавались, а потом ушли в бессознательное (двигательные умения);

в) желания, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры- это мотивационные процессы, сталкивание с моралью.

ФИЛОСОФИЯ РАЗДЕЛ 3 ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

1. Проблема познаваемости мира и ее решение в философии. Чувственное и рациональное познание. Ограниченность сенсуализма, рационализма и иррационализма.

Соотношение наших мыслей об окр мире к самому этому миру. Можем ли мы сопоставлять верное отражение дейст-ти?

Скептицизм: мир трудно познать. Перрон: чел-к должен воздержаться от проникновения в сущ-ть вещей и т.о. он сможет достичь безмятежности и счастья.2 формы скептецизма: крайний и здоровый.

Релятивизм (относительный): все наши знания относительны, отрицали объективн познание (софисты).

Агностицизм: постижение сущ-ти невозможно, отрицали возм-ть получения достоверных знаний о мире (Кант, Беркли)

Теория иероглифов (Геймгольц): ощущения и Понтия – это только символы, за ними не стоят реальные вещи.

Конвенционализм (договор, соглашение): Анри Пуанкаре»геометрические аксиомы… условные положения»

В Античные времена появл гносеологический оптимизм. Эмпедокл строит теорию познания из принципа подобия. Познание возм-но потому, что субъект и объект состоят из одних и тех же стихий, соединенных лишь в разных отношениях.

Осн принципы научной гносеологии:

1) принцип отражения,

2) принцип деят-ти (сознание и познание – элементы самой деят-ти),

3) принцип развития (познание – это процесс складывания как результат развертывания природы).

Теория познания (гносеология) – раздел фил-и, в кот изуч проблема проблема природы познания, его возм-тей, отнош-е знания к реальности, исслед-е всеобщих предпосылок познания, выявления его достовер-ти и истин-ти.

Познание – активное целенаправл отражение чел-ом объект действ-ти, а также собств сознательной и практич дейт-ти по ее освоению и преобразованию.

Процесс познания сложный, противоречивый.

Существует 2 ступени:

а) чувст: непосред отражение, внешнего, единичного;

б) рациональн позн: отражение опосредован, внутреннего, общего.

Формы чувств познания:

- Ощущение(наглядное возд-е на органы чувств предмета),

- Восприятие (сумма ощущений, целостный образ),

- Представление (воспроизвед-е в созн-и образа предмета).

Формы рац познания:

- Понятие (мысль, отображ предметы в их общих и существенных признаках,),

- Суждение (форма мысли, кот посредством связи понятий отриц или утв что-либо о чем-либо),

- Умозаключение (процесс мышления, в результате кот из 2 или более суждений выводится новое суждение).

Существует неск линий единства чувств и рацион:

- их общая опр-ть со стороны практики

- из взаимодоп-ть, неизбежность перехода от одного к другому и обратно, как ответ на требование практики

- пост воспроизв-во противореч-й между чувст и рац знанием. Необходимость разрешения данного противоречия – внутр фактор развития познания.

Мышление – это форма активного отраж-я действит-ти, целенапр, опосред, обобщающая деят-ть чел мозго по проникновению в существен сво-ва связи, отношений предметов и явлений, по созиданию новых идей и прогнозированию новы событий и действий.

Рациональность (по Веберу) – это точный расчет адекватных средств для данной цели, способ-ть методически достигать рез-та с помощью расчета. Здравый смысл часто огранич рассудком. Ограмная роль принадлежит разуму, но следует отличать разум от рассудка. Разум внутренне диалектичен, он схватывает противоречия в их единстве.

Интуиция важна и на научн и на обыден уровне. Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения. Интуиция не противоречит рац познанию. Интуиция – специфический познават процесс, непосред-но продуцирующ новые знания. Интелектуальн интуиция – прям постижение умом истины, не выведен из других истин по средствам док-ва и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами.

Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от непосредственной чувстыв- практ деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат объекта.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания. Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения.

Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др формам чуственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления.

Чувтсв познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор характер. Конечно , в чувств познании чел имеет место непосредств взаимодействие вн предмета и органов чувств. Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Понятия- это такие воплощенные в словах продуктыв социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения предметов и явлений. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа познания, направл на фиксирование отношений.Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания, кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как зак так и отдельные факты.Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между разл системами знаний. Во-вторых, позвляет осущ предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию.Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)

Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)

1. Познание— процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании кон­кретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью матери­альных носителей информации — книг, рисунков, объектов ма­териальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.)

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

• познает окружающий мир непосредственно (то есть откры­вает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на про­цесс познания:

•гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) опти­мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без­граничными возможностями познания.

Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными воз­можностями (благодаря ограниченным познавательным воз­можностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".

Агностицизм и гностицизм являются не главными разли­чиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. От­личие их подходов в том, что:

•идеалисты считают познание самостоятельной деятельно­стью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате кото­рого материя через свою отражательную способность — созна­ние — изучает сама себя.

3. Современная гносеологияв своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

•диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектомявляется человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.

Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.

Практика— конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

• материальное производство;

• управленческая деятельность;

• научный эксперимент.

Функции практики — то, что она является:

•критерием истины;

• основой познания;

• целью познания;

• результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятель­ной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессоз­нательном уровне.

Наши рекомендации