Соотношение философии науки и философии техники
Проблема свободы личности
в ряду сущностных сил человека особое место занимает свобода, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она связана с самой сутью его природы.
1. свобода – продукт общественного развития и степень обладания ею зависит от конкретно-исторических условий. антонио грамши (1891-1937), итальянский марксист, писал: "мера свободы входит в понятие человека". человек обладает не абсолютной и вечной свободой, а определенной ее мерой, зависимой и переменной величиной. мера свободы в целом зависит от уровня развития науки и техники, степени познания человеком объективных законов природы и общества.
в процессе целеполагающей практической деятельности свобода личности развертывается в различных аспектах, проходит различные фазы: от субъективного (внутреннего) осознания индивидом своей свободы, возможности поступить так или иначе до объективной ее реализации, если для этого есть определенные условия. первый аспект получил название внутренней духовной свободы.
2. внутренняя свобода – человеческая активность сознания, воли и нравственных сил в процессе целенаправленной деятельности; возможность самостоятельно осуществить выбор, принять решение и воплотить его в жизнь.
она складывается из следующих важнейших компонентов:
а) познание возможности поступить так или иначе, то есть внешней необходимости;
б) сопоставление и согласование индивидом этой познанной внешней необходимости со своими внутренними убеждениями, интересами, совестью;
в) проявление воли – выбор и решение – и вытекающая из этого ответственность;
г) стремление к самоосуществлению, реализации себя в мире. внутренняя свобода не ограничена сугубо внутренним миром индивида, не замкнута сама в себе, а открыта и тесно связана с внешним миром и человеческой практикой.
39.научная революция– радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания. историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16–18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.), создание квантово-релятивистской физики в нач. 20 в. и др. научные революции различаются по глубине и широте охвата структурных элементов науки, по типу изменений ее концептуальных, методологических и культурных оснований. в структуру оснований науки входят: идеалы и нормы исследования (доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания), научная картина мира и философские основания науки. соответственно этой структуризации выделяются основные типы научных революций: 1) перестройка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки (напр., внедрение атомизма в представления о химических процессах в нач. 19 в., переход современной физики элементарных частиц к синтетическим кварковым моделям и т.п.); 2) изменение научной картины мира, сопровождающееся частичной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований (напр., возникновение квантово-релятивистской физики или синергетической модели космической эволюции). научная революция является сложным поэтапным процессом, имеющим широкий спектр внутренних и внешних, т.е. социокультурных, исторических, детерминаций, взаимодействующих между собой. к числу «внутренних» факторов научной революции относятся: накопление аномалий,фактов, не находящих объяснения в концептуальных и методологических рамках той или иной научной дисциплины; антиномий,возникающих при решении задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории (напр., парадокс бесконечных значений, возникающий при объяснении в рамках классической теории излучения модели абсолютно «черного тела»); совершенствование средств и методов исследования (новая приборная техника, новые математические модели и т.д.), расширяющих диапазон исследуемых объектов; возникновение альтернативных теоретических систем, конкурирующих между собой по способности увеличивать «эмпирическое содержание» науки, т.е. область объясняемых и предсказываемых ею фактов.
«внешняя» детерминация научной революции включает философское переосмысление научной картины мира, переоценку ведущих познавательных ценностей и идеалов познания и их места в культуре, а также процессы смены научных лидеров, взаимодействие науки с др. социальными институтами, изменение соотношений в структурах общественного производства, приводящее к сращению научных и технических процессов, выдвижение на первый план принципиально новых потребностей людей (экономических, политических, духовных). т.о., о революционности происходящих изменений в науке можно судить на основании комплексного «многомерного» анализа, объектом которого является наука в единстве ее различных измерений: предметно-логического, социологического, личностно-психологического, институционального и др. принципы такого анализа определяются концептуальным аппаратом гносеологической теории, в рамках которой формулируются основные представления о научной рациональности и ее историческом развитии. представления о научной революции варьируются в зависимости от выбора такого аппарата.
40.Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877)[1]. В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются вмарксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.
Основные идеи
§ В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.
§ Техника — это путь к новым горизонтам бытия.
Любой здравомыслящий человек сможет назвать несколько технических устройств, которые его окружают. Специалисты смогут даже назвать конкретные примеры устройств из изучаемых или создаваемых ими видов техники. Но это лишь материальная сторона технического знания.
Технические дисциплины, известные людям, изучали отдельные виды или стороны техники. Философия техники стала изучать технику глобально: не только внутреннее развитие, но и влияние ее на общество, принимая во внимание историческую перспективу. Различают следующие этапы развития технических знаний:
§ донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путем и не подразумевают использованиенаучных знаний;
§ зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.
§ классический (до середины XX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития[2].
§ современный (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и собщественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.
Соотношение философии науки и философии техники
Существует несколько соотношений науки и техники:
§ техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;
§ развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;
§ процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;
§ техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;
§ философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.