ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 22 страница
ПИФО (греч.). То же самое, что Об — зловредное, дьявольское воздействие, посредством которого якобы действуют колдуны.
ПИШАЧИ (санскр.). В Пуранах — гоблины или демоны, сотворённые Брамой. В южноиндийском фольклоре — призраки, демоны, лярвы и вампиры (как правило женские), преследующие людей. Разлагающиеся остатки людей в камалоке — оболочки и элементарии.
ПИЯДАСИ (пали). «Прекрасный», титул царя Чандрагупты («Сандракотта» греков) и Ашоки — буддийского царя, его внука. Они оба правили в Центральной Индии между четвёртым и третьим веками до Р.Х., их называли также Дэванампийя, «любимцы богов».
ПЛАКША (санскр.). Одна из семи двип (континентов или островов) в индийском пантеоне и Пуранах.
ПЛАМЕНЬ (Святой). «Святой пламень» — название, данное восточными азиатскими каббалистами (семитами) Анима Мунди, «мировой душе». Посвящённые назывались «Сынами Святого Пламени».
ПЛАН. От латинского planus (уровень, плоскость), протяжённость пространства или чего-либо в нём, физического или метафизического, например — «план сознания». В оккультизме этот термин означает область или степень некоторого состояния сознания, или воспринимающей способности отдельных групп чувств, или действие определённой силы, или состояние материи, соответствующее чему-либо из вышеперечисленного.
ПЛАНЕТАРНЫЕ ДУХИ. Главным образом — владыки или правители планет. Как наша Земля имеет свою Иерархию земных планетарных духов, от наивысшего до самого низшего плана, так же её имеет любое другое небесное тело. В оккультизме, однако, термин «Планетарный Дух», как правило, применяется только по отношению к семи высшим Иерархиям, соответствующим христианским архангелам. Все они прошли ступень эволюции, соответствующую человечеству Земли, на других мирах, в давно минувших циклах. Наша Земля, будучи пока ещё только в своём четвертом круге, слишком молода, чтобы рождать высоких планетарных духов. Высший планетарный дух, правящий каждым небесным телом, фактически является «Личным Богом» этой планеты и, поистине, скорее его «управляющим провидением», нежели самопротиворечащим Бесконечным Личным Божеством современной церкви.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДУША. В оккультизме употребляется в отношении линга шариры, или астрального тела низшей Четверицы. Она называется «пластической», а также «протее-подобной» душой, за её способность принимать любой вид или образ и превращаться или приобретать любую форму, запечатлённую в окружающем её астральном свете, в умах медиумов или присутствующих на сеансах материализации. Линга шариру нельзя смешивать с майявирупой, или «телом мысли», — образом, порождённым мыслью и волей адепта или колдуна, ибо в то время как «астральная форма», или линга шарира, есть реальное существо, «тело мысли» является временной иллюзией, созданной умом.
ПЛАТОН. Посвящённый в Мистерии и величайший греческий философ, труды которого известны во всем мире. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Жил за 400 лет до н.э.
ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ШКОЛА или «Старая Академия», в сравнении с более поздней или неоплатонической школой Александрии. (См. Филалеты.)
ПЛЕРОМА (греч.). «Полнота», гностический термин, принятый для обозначения божественного мира или Вселенской Души. Пространство, развернувшееся и разделившееся на ряд эонов. Обитель невидимых богов. Имеет три ступени.
ПЛОТИН. Благороднейший, высочайший и величайший из всех неоплатоников после основателя школы Аммония Саккаса. Он был наиустремленнейшим из филалетов, или «любящих истину», целью которых было создание религии на основе системы мысленной абстракции, что является истинной теософией или самой сущностью неоплатонизма. Если верить Порфирию, Плотин никогда не раскрывал ни места своего рождения и родословной, ни своей отчизны и расы. До двадцати восьми лет он не находил ни учителя, ни учения, которые удовлетворили бы его или отвечали бы его устремлениям. В это время ему посчастливилось услышать Аммония Саккаса, и с того дня он начал посещать его школу. В тридцать девять лет он сопровождал императора Гордия в Персию и Индию с целью изучения философии. Он умер в возрасте шестидесяти шести лет, написав пятьдесят четыре книги по философии. Он был настолько скромен, что, говорят, «стыдился думать, что имеет тело». Несколько раз в своей жизни он достигал самадхи (высочайший экстаз или «воссоединение с Богом», божественным Эго). Как сообщает один биограф, «его презрение к своим телесным органам было настолько велико, что он отказывался принимать лекарства, считая употребление подобных средств недостойным человека». Также мы читаем, что «когда он умер, дракон (или змей), который находился под его кроватью, проскользнул в отверстие в стене и исчез», — факт, заставляющий задуматься изучающих символизм. Он учил доктрине, тождественной доктрине ведантистов, а именно, что Дух-Душа, эманируя из Единого божественного принципа, по окончании своего странствия воссоединяется с Ним.
ПОЛУМЕСЯЦ. Ассирийским названием Луны было Син, а Син-ай — гора, место рождения Озириса, Диониса, Вакха и некоторых других богов. Согласно Роуликсону, в Вавилоне Луну почитали больше Солнца, так как тьма предшествовала свету. Потому полумесяц был священным символом почти каждого народа, прежде чем он стал знаменем турков. Автор «Egyptian Belief» говорит: «Полумесяц... по существу не является магометанской эмблемой. Напротив, это христианский знак, пришедший через Азию от вавилонской Астарты, Царицы Небесной, или от египетской Изиды... символом которых был полумесяц. Греческая христианская империя Константинополя считала его залогом своей безопасности. После победы турков, магометанский султан принял его в качестве символа своего могущества. С тех пор полумесяц был противопоставлен идее креста».
«ПОПОЛЬ ВУХ». Священные Книги гватемальцев. Манускрипт [народа] киче, найденный Брассером де Бурбуром.
ПОРФИРИЙ. Неоплатоник и выдающийся писатель; как учитель и философ уступает лишь Плотину. Он родился в первой половине третьего века н.э. в Тире, поскольку называл себя тирийцем, и якобы происходил из еврейской семьи. Хотя он был с головы до ног эллином и язычником, его имя Мелек (царь), по-видимому, указывает, что в его жилах текла семитская кровь. Современные критики совершенно справедливо считают его наиболее практически философствующим и рассудительным из всех неоплатоников. Будучи выдающимся писателем, он был особенно известен своей полемикой с Ямвлихом относительно опасностей, сопряжённых с практикой теургии. В конце концов, всё же, он принял точку зрения своего оппонента. Будучи прирождённым мистиком, он, подобно своему учителю Плотину, следовал истинной индийской подготовке раджа-йоги, которая ведёт к воссоединению Души со Сверх-Душой, или Высшим Я (буддхи манас). Всё же он жалуется, что, несмотря на все его усилия, он не достиг этого состояния экстаза, пока ему не исполнилось шестьдесят, тогда как Плотин в этом преуспевал. Вероятно, так было потому, что, в то время как его учитель смотрел на физическую жизнь и тело с величайшим презрением, ограничивая философские изыскания теми областями, где мысль и жизнь становились вечными и божественными, Порфирий всё своё время посвящал соображениям, касающимся приложения философии к практической жизни. «Для него цель философии — нравственность, можно было бы сказать — святость, лечение человеческих недостатков, приобщение к более чистой и здоровой жизни. Чистое знание, как бы ни было оно истинно, само по себе недостаточно; знание имеет своей целью жизнь в соответствии с Ноусом» — «рассудком», переводит биограф. Однако, так как мы считаем Ноус не рассудком, но разумом (манасом), или божественным вечным Эго в человеке, то мы бы перевели эту мысль эзотерически и представили её так: «оккультное или тайное знание имеет своей целью земную жизнь в соответствии с Ноусом, или нашим непрерывно воплощающимся Эго», что больше бы соответствовало мысли Порфирия, как и эзотерической философии. (См. Порфирий, «De Abstinentia», I, 29.) Из всех неоплатоников Порфирий ближе всего подошёл к истинной теософии, как она теперь преподаётся восточной тайной школой. Это показывают все наши современные критики и пишущие об Александрийской школе, ибо «он утверждал, что Душу необходимо насколько возможно освободить от оков материи,.. быть готовым... отбросить всё тело» («Ad Marcellam», 34). Он советует практиковать воздержание, указывая, что «мы стали бы подобными богам, если смогли бы воздерживаться от овощей, так же как и от животной пищи». Он принимает теургию и магические заклинания неохотно, ибо они «бессильны очистить ноэтический (манасический) принцип души»; теургия способна «очистить лишь низшую или психическую сторону, сделать её способной к восприятию низших существ, таких как духи, ангелы и боги» (Aug., «De Civ. Dei», X, 9), — тому же учит и теософия. «Не оскверняйте божественность, — добавляет он, — пустыми людскими выдумками; вы не причините вреда извечно благословенному (буддхи манасу), но вы сделаете себя слепыми к восприятию величайших и наиболее жизненных истин» («Ad Marcellam», 18). «Если мы желаем освободиться от нападений злых духов, мы должны держать себя в чистоте от тех вещей, над которыми злые духи имеют власть, ибо они не осаждают чистую душу, не имеющую ничего общего с ними» («De Abstin.», II, 43). Это опять-таки наше учение. Отцы церкви считали Порфирия самым заклятым врагом, самым непримиримым с христианством. Наконец, вновь, как и в современной теософии, Порфирий — подобно всем неоплатоникам, согласно Св. Августину, — «почитал Христа, в то же время с пренебрежением относясь к христианству». Иисус, говорили они, как утверждаем и мы, «сам ничего не говорил против языческих божеств, но творил чудеса с их помощью». «Они не могли называть его Богом, как это делали его ученики, но они почитали его как одного из самых лучших и мудрейших людей» («De Civ. Dei.», XIX, 23). Всё же, «даже в буре споров, кажется, едва ли хоть слово произнесено против личной жизни Порфирия. Его система предписывала чистоту и… он осуществлял её». (См. «А Dict. of Christian Biography», vol. IV, «Porphyry»).
ПОСВЯЩЕНИЕ (Initiation). От того же корня, что и латинское слово initia, что означает основные или первые принципы любой науки. Практика посвящения, или допуск к священным Мистериям, руководимым иерофантами и учёными жрецами храмов, является одним из древнейших обычаев. Посвящение совершалось во всех религиях древних народов. В Европе оно было упразднено с падением последнего языческого храма. Сейчас существует лишь один вид посвящения, известный публике, а именно — масонские обряды. Однако Масонство больше не обладает ни явными, ни скрытыми тайнами. В древности, во времена расцвета, Мистерии, согласно утверждениям величайших греческих и римских философов, были самыми священными из всех торжеств, а также самыми благодетельными и в высшей степени укрепляющими добродетель. Мистерии представляли собой переход от смертной жизни к кратковременной смерти и испытание переживаний развоплощённых Духа и Души в субъективном мире. В наши дни, поскольку тайна утеряна, кандидат проходит через различные бессмысленные церемонии и посвящается в солнечную аллегорию Хирама Абифа, «Сына Вдовы».
ПОСВЯЩЁННЫЙ (Initiate). От латинского слова Initiatus. Обозначение того, кто был принят и кому были открыты мистерии и тайны масонства или оккультизма. В древности — те, кто был посвящён в тайное знание, преподаваемое иерофантами Мистерий. В наши дни — те, кто посвящён адептами сокровенного учения в тайноведение, которое, несмотря на прошедшие века, всё ещё имеет несколько истинных приверженцев на земле.
ПОСЕЙДОНИС (греч.). Последний остаток великого Атлантического континента. Платоновский остров Атлантида в эзотерической философии считается термином, эквивалентным этому.
ПОСТЕЛ Гийом. Французский адепт, родился в Нормандии в 1510 году. Его знания были замечены Франциском I, который послал его в Левант на поиски оккультных манускриптов, где он был принят в Восточное Братство и посвящён. По возвращении во Францию он стал знаменит. Духовенство преследовало его, и, в конце концов, он был заключён в тюрьму инквизицией, но был освобождён из застенка своими восточными братьями. Его книга «Clavis Absconditorum», ключ к скрытым и забытым явлениям, весьма знаменита.
ПОТ-АМУН. Предположительно коптский термин. Имя египетского жреца и иерофанта, жившего при ранних Птолемеях. Диоген Лаэртский сообщает, что это слово означает посвящённого «Амону», богу мудрости и тайного знания, каковыми были Гермес, Тот и Нэбо халдеев. Должно быть это так, ибо в Халдее жрецы, посвящённые Нэбо, также носили его имя, называясь нэбоимами, а в некоторых древнееврейских каббалистических трудах — «Абба Нэбу». Жрецы, как правило, принимали имена своих богов. Пот-Амуну приписывают, что он первый обучал непосвящённых теософии, или основным чертам Тайной Религии Мудрости.
ПОТЕРЯННОЕ СЛОВО (масон.). Вообще-то, следовало бы писать «потерянные слова» и утерянные тайны, поскольку то, что обозначено как потерянное «Слово», совсем не есть слово, как и в случае с Неизречённым Именем (см.). Степень Королевской Арки в Масонстве «искала его» со времён своего основания. Но «мёртвые» — особенно умерщвлённые — не говорят; и если бы даже «Сын Вдовы» [см.] вернулся к жизни «материализованным», он вряд ли бы мог открыть то, что никогда не существовало в той форме, как теперь учат. Шемхамфораш (особое имя, силою которого, согласно завистникам, Иешу Бен Пандира творил свои чудеса после того, как похитил его из Храма), произведено ли оно от «самосущей субстанции» Тетраграмматона или нет, никогда не может быть заменителем утерянного Логоса божественной магии.
ПРАВХАВАПЬЯЯ (санскр.). То, откуда всё происходит и в чем всё растворяется в конце цикла жизни.
ПРАГНА или Праджна (санскр.). Синоним слова Махат, Вселенский Разум. Способность к восприятию. Сознание.
ПРАДЖАПАТИ (санскр.). Прародители; жизнедатели всего на этой Земле. Их семеро или десять — соответственно семи и десяти сефиротам каббалы, маздеистским Амеша Спентам и т.д. Брама, творец, называется Праджапати как синтез Владык Бытия.
ПРАДХАНА (санскр.). Недифференцированная субстанция, иногда также называемая Акашей; Мулапракрити, или Корень Материи ведантистов. Короче говоря, Первичная Материя.
ПРАЗДНИКИ ЛЮБВИ, Агапэ (греч.). Эти празднества милосердия, отмечавшиеся самыми ранними христианами, были учреждены в Риме [папой] Климентом, в период правления Домициана. «Агапэ, или Тайное Мировое Общество (Wiltbund) Первоначальных Христиан» профессора А. Кестнера (опубликовано в 1819 г. в Иене), говорит об этих Празднествах Любви как об «имеющих иерархическое строение и содержащих основу масонского символизма и Мистерий», и показывает прямую связь между древними Агапэ и Table Lodges, или пирами франкмасонов. Однако, исключив из своих вечерен «святой поцелуй» и женщин, они сделали свои пиры скорее праздниками «пития», нежели «любви». Ранние Агапэ, несомненно, представляли то же, что и Phallica, которые «были некогда столь же чисты, как и Праздники Любви ранних христиан», как справедливо замечает м-р Бонвик, «хотя подобно им быстро выродились в распущенность». («Eg. Belief and Mod. Thought», p. 260).
ПРАКРИТ (санскр.). Один из местных диалектов санскрита — «языка богов», и следовательно — его материализация.
ПРАКРИТИ (санскр.). Природа вообще, в противоположность Пуруше — духовной природе или Духу. Они вместе являются «двумя первичными аспектами Единого Непознаваемого Божества». («Тайная Доктрина», I, 197.)
ПРАКРИТИКА ПРАЛАЙЯ (санскр.). Пралайя, следующая за Веком Брамы, когда всё, что существует, растворяется в своей предвечной сущности (или Пракрити).
ПРАЛАЙЯ (санскр.). Период обскурации или покоя — планетного, космического или вселенского — противоположен манвантаре. («Тайная Доктрина», I, 456.)
ПРАМАНТХА (санскр.). Приспособление для получения священного огня трением. Палочки, используемые браминами для зажжения огня трением.
ПРАМ-ГИМАС (литов.). Буквально, «Учитель всего», титул божества.
ПРАМЕЙИ (санскр.). То, что следует доказать; объекты Праманы,или доказательства.
ПРАМЛОЧА (санскр.). Апсара женского рода — водная нимфа, которая совратила Канду. (См. Канду.)
ПРАНА (санскр.). Жизненный Принцип или дыхание Жизни.
ПРАНАВА (санскр.). Священное слово, эквивалент Аум’а.
ПРАНАМАЙЯ КОША (санскр.). Проводник праны, жизни, или линга шарира — ведантийский термин.
ПРАНАТМАН (санскр.). То же, что сутратма, вечный зародыш-нить, на которую, подобно жемчужинам, нанизаны личные жизни Эго.
ПРАНАЯМА (санскр.). Задержка и управление дыханием в практике йоги.
ПРАНИДХАНА (санскр.). Пятое требование для йогов; постоянная преданность (См. «Yoga Shastras», II, 32).
ПРАПТИ (санскр.). От прап —достичь. Одна из восьми сиддхи (сил) раджа-йоги. Способность мгновенно переноситься из одного места в другое с помощью одной лишь силы воли; способность предсказания, исцеления и прорицания, также Йогическая сила.
ПРАСАНГА МАДХЬЯМИКА (санскр.). Буддийская школа философии в Тибете. Она следует, подобно системе йогачарья, заповедям махаяны, или «Большой Колесницы»; но, будучи основанной намного позже йогачарьи, она даже в половину не столь строга и аскетична. Она полуэзотерична и очень популярна — и среди образованных, и среди простых людей.
ПРАТИБХАСИКА (санскр.). Кажущаяся или иллюзорная жизнь.
ПРАТИСАМВИД (санскр.). Четыре «неограниченные формы мудрости», достигаемые архатом; последняя из которых является абсолютным знанием двенадцати нидан и властью над ними. (См. Нидана.)
ПРАТЬЕКА БУДДА (санскр.). То же, что «Паси-Будда». Пратьека Будда есть степень, принадлежащая исключительно школе йогачарья, однако это всего лишь степень высокого интеллектуального развития, без истинной духовности. Это есть мёртвая буква тех законов йоги, в которых интеллект и умственное разумение играют главную роль, плюс строгое исполнение указаний по внутреннему развитию. Это один из трёх путей к нирване, и самый низший, по которому йог — «без учителя и без спасения других» — с помощью одной лишь силы воли и соблюдения условий технического порядка, индивидуально достигает разновидности номинального состояния Будды; никому не принося пользы, но эгоистично работая лишь для собственного спасения и для самого себя. Пратьеки почитаемы внешне, но презираемы внутренне теми, кто обладает острым и духовным распознаванием. Пратьеку обычно сравнивают с «Кхадга», или обособленным носорогом, и называют Экашринга Риши — самостный, обособленный риши (или святой). «Как пересекающего сансару («океан рождений и смертей», или ряд воплощений), подавляющего ошибки, и всё же не достигающего абсолютного совершенства, Пратьека Будду сравнивают с лошадью, которая пересекает реку вплавь, не касаясь дна» («Sanskrit-Chinese Dict.»). Он намного ниже истинного «Будды Сострадания». Он стремится лишь к достижению нирваны.
ПРАТЬЯБХАВА (санскр.). Состояние Эго при неизбежности повторных рождений.
ПРАТЬЯГАТМА (санскр.). То же, что Дживатма, или единая живая Всемирная Душа — Алайя.
ПРАТЬЯКША (санскр.). Духовное восприятие с помощью чувств.
ПРАТЬЯСАРГА (санскр.). В философии санкхья — «умственная эволюция Вселенной»; в Пуранах — восьмое творение.
ПРАТЬЯХАРА (санскр.). То же, что Махапралайя.
ПРАТЬЯХАРАНА (санскр.). Начальное обучение в практической раджа-йоге.
ПРАХЛАДА (санскр.). Сын Хираньякашипу, царя асуров. Поскольку Прахлада был предан Вишну, злейшим врагом которого был его отец, он подвергался различным мучениям и наказаниям. Чтобы спасти от них своего приверженца, Вишну принял облик Нри-Синха (человека-льва, четвёртого аватара Вишну) и убил его отца.
ПРАЧЕТАС (санскр.). Имя Варуны, бога воды, или, эзотерически, — её принцип.
ПРАЧЕТАСЫ (санскр.). В Пуранах, люди, наделённые магическими силами, которые, практикуя религиозную аскезу, оставались в течение 10 000 лет погружённымй на дне моря. Также имя Дакши, называемого Прачетасом. Дакша является сыном Прачетасов, десяти сыновей Прачинаваха. (См. «Тайная Доктрина», II, 223 и далее.)
ПРАШРАЙЯ или Винайя (санскр.). «Прародительница привязанности». Титул, присвоенный ведийской Адити, «Матери Богов».
ПРЕДВЕЧНЫЙ СВЕТ. В оккультизме — свет, рождённый в докосмический тьме хаоса и посредством её, содержащий «всё во всём», семь лучей которого впоследствии становятся семью Принципами в Природе.
ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ. Термин, используемый для указания того, что мы жили прежде. То же, что перевоплощение в прошлом. Подобная мысль высмеивается одними, отвергается другими, называется нелепой и несостоятельной третьими; всё же это самое древнее и наиболее распространенное верование с незапамятных времён. И если это верование было всецело принято самыми утончёнными философскими умами дохристианского мира, то, конечно, будет совершенно справедливо, что некоторые из наших современных мыслящих людей также должны верить в это или, по крайней мере, принимать эту доктрину ввиду отсутствия доказательств обратного. Даже в Библии на это намекается более чем однажды — когда Иоанн Креститель рассматривается как перевоплощение Илии, или когда ученики спрашивают, был ли слепой рождён слепым за его грехи, что равносильно утверждению, что он жил и грешил перед тем, как был рождён слепым. Как превосходно высказался м-р Бонвик, это было «процессом духовного продвижения и дисциплины души. Избалованный сластолюбец возвращался нищим; гордый угнетатель — рабом; эгоистическая светская дама — швеёй. Оборот колеса давал возможность развития оставленному в небрежении или во зло употреблённому рассудку или чувству, отсюда и популярность идеи перевоплощения во всех странах и во все времена. ...Таким образом изживание зла... постепенно, но непременно осуществлялось». Поистине, «злое деяние следует за человеком, переходя через сто тысяч переселений» («Панчатантра»). «Все души имеют тонкий проводник, наподобие тела, который переносит пассивную душу из одного материального жилища в другое», — говорит Капила; а Беснейдж, говоря о евреях, поясняет: «Под этой второй смертью не подразумевается ад, но то, что случается, когда душа во второй раз одушевляет тело». Геродот сообщает своим читателям, что египтяне «первые заговорили о доктрине, согласно которой душа человека бессмертна и после разрушения тела входит в новорождённое существо. Когда, как они заявляют, душа пройдёт через всех животных земли и моря и всех птиц, она перевоплотится в тело новорождённого человека». Это и есть Предсуществование. Девериа показал, что в погребальных текстах египтян сказано, «что воскресение, на самом деле, было лишь обновлением, ведущим к новому детству и новой юности». (См. Перевоплощение).
ПРЕТЫ (санскр.). «Голодные демоны» в народном фольклоре. Посмертные оболочки жадных и самостных людей; согласно эзотерическим учениям — элементарии, вновь рождённые в камалоке как преты.
ПРИВИДЕНИЕ. Призрак, домовой. Употребляется в отношении различных видений в комнатах для сеансов спиритуалистов.
ПРИНЦИПЫ. Элементы или первичные сущности, основные дифференциации, на которых и из которых построено всё. Мы применяем этот термин для обозначения семи отдельных и основополагающих аспектов Единой Всеобщей Реальности в Космосе и в человеке. Отсюда также семь аспектов их проявления в человеке — божественный, духовный, [интеллектуальный,] психический, астральный, физиологический и просто физический.
ПРИЯВРАТА (санскр.). Имя сына Сваямбхува Ману в экзотерическом Индуизме. Оккультное обозначение одной из первых рас в оккультизме.
ПРОВИДЕЦ. Ясновидящий; тот, кто способен зреть видимые и невидимые — для других — вещи на любом расстоянии и в любое время своим духовным или внутренним зрением или восприятием.
ПРОВОДНИК ЖИЗНИ (мистич.). «Семеричный» Человек у пифагорейцев, «число семь» у профанов. Первые «объясняли это, говоря, что человеческое тело состоит из четырёх основных элементов (принципов), и что душа троична (высшая триада)». (См. «Разоблачённая Изида», II, 354). Часто заявляется, что в ранних трудах философов никакое семеричное деление человека не упоминалось. Вышеприведенная цитата есть достаточное доказательство, что к этому вопросу, хотя и с известной осторожностью, подходили более чем однажды, и что это не является новомодной теорией или изобретением.
ПРОКЛ (греч.). Греческий писатель и мистик-философ, известный как комментатор Платона, прозванный Диадохом. Жил в пятом веке и умер в возрасте 75 лет, в 485 г. н.э., в Афинах. Последним его ревностным учеником и последователем, а также переводчиком его трудов был Томас Тейлор из Норвича, который, по словам Брата Кеннета Маккензи, «был современным мистиком, принявшим языческую веру как единственно подлинную, и даже приносившим голубей в жертву Венере, козла в жертву Вакху и... задумавшим пожертвовать быка Юпитеру», но этого не допустила его супруга.
ПРОМЕТЕЙ (греч.). Греческий Логос,тот, кто, принесением на землю божественного огня (разума и сознания), наделил людей рассудком и умом. Эллинский вариант наших Кумар или Эго, тех, которые, воплотившись в людей, превратили их в потенциальных богов вместо животных. Боги (или Элохим) были разгневаны на людей за то, что те стали «как один из Нас» (Быт., III, 22) и познали «добро и зло». Поэтому в каждой религиозной легенде мы видим этих богов карающими человека за его желание знать. В греческом мифе, за похищение огня, который он принёс людям с Неба, Прометей, по приказу Зевса, был прикован к скале Кавказских гор.
ПРОПАТОР (греч.). Термин гностиков. «Бездна» Битос, или Эн-Айор, непостижимый свет. Лишь последний является Само-Сущим и Вечным, — Пропатор всего лишь периодичен.
ПРОТИЛ (греч.). Нововведённое слово в химии для обозначения изначальной, однородной, предвечной субстанции. [См. Прото-ил].
ПРОТОГОНОС (греч.). «Перворождённый»; применяется по отношению ко всем проявленным богам и к Солнцу в нашей системе.
ПРОТО-ИЛ (греч.). Изначальная предвечная материя. [См. Протил].
ПРОТОЛОГОСЫ (греч.). Предвечные семь творящих Сил, антропоморфизированные в Архангелов или Логосов.
ПРОТОТИПНАЯ ВСЕЛЕННАЯ (кабб). Идеальная вселенная, по образу которой был построен объективный мир. (W.W.W.).
ПСИЛЛЫ (греч.). Заклинатели змей в Африке и [в частности] Египте.
ПСИХЕ (греч.). Животная, земная Душа; низший манас.
ПСИХИЗМ. От греческого слова психе.Термин, который ныне весьма вольно относят к любому виду ментальных феноменов, например, медиумизму и более высокой сенситивности, гипнотической восприимчивости и вдохновенному прорицанию, простому ясновидению в астральном свете и истинно божественному провидчеству; короче говоря, слово это включает все фазы и проявления сил и потенций человеческих и божественных Душ.
ПСИХОГРАФИЯ. Слово, впервые применённое теософами; оно означает писание под диктовку или под воздействием чьей-то «душевной Силы», хотя спиритуалисты сейчас приняли этот термин для обозначения писания, производимого их медиумами под руководством возвращающихся [на землю] «духов».
ПСИХОЛОГИЯ. В древности — наука о душе; наука, служившая неизбежным основанием физиологии. Тогда как в наши дни именно психологию основывают (наши выдающиеся учёные) на физиологии.
ПСИХОМЕТРИЯ. Буквально, «измерение Души»; чтение или видение, но не физическими глазами, а душой, или внутренним зрением.
ПСИХОФОБИЯ. Буквально, «душе-боязнь»; относится к материалистам и некоторым атеистам, которые приходят в бешенство при одном упоминании о Душе или Духе.
ПТА-РА (егип.). Один из 49 мистических (оккультных) Огней.
ПТАХ (егип.). Сын Нефа в египетском пантеоне. Он является Принципом Света и Жизни, посредством которого произошло «творение», или, вернее, эволюция. Египетский Логос и творец, Демиург. Очень древнее божество, так как, согласно Геродоту, уже Менес, первый правитель Египта, воздвиг ему храм. Он есть «дающий жизнь» и саморождённый, и отец Аписа, священного быка, зачатого лучом Солнца. Таким образом Птах является прототипом Озириса, более позднего божества. Геродот считает его отцом кабиров,богов мистерий; а в «Targum of Jerusalem» сказано: «Египтяне называли Птахом мудрость Первого Разума»; поэтому он есть Махат, «божественная мудрость»; хотя в другом аспекте он Свабхават, самосотворённая субстанция, как сказано в «Ритуале Мёртвых» в обращённой к нему молитве, после того, как он назван «отцом всех богов, породителем всех людей, сотворённых из его субстанции»: «У тебя нет отца, ты порождён собственной волей; у тебя нет матери, ты рождён обновлением собственной субстанции, ты, из которого исходит субстанция».
ПУДЖА (санскр.). Приношение; поклонение и божественные почести, оказываемые идолу или чему-либо священному.
ПУЛАСТЬЯ (санскр.). Один из семи «разумом-рождённых» сынов Брамы; прославленный отец нагов (змиев, также посвящённых) и других символических существ.
ПУМС (санскр.). Дух, высший Пуруша, Человек.
ПУНАРДЖАНМА (санскр.). Сила выявления объективных проявлений, движение форм, также перерождение.
ПУНДАРИК-АКША (санскр.). Буквально, «лотосоокий», титул Вишну. «Высшая и неуничтожимая слава», как переводят некоторые востоковеды.
ПУРАКА (санскр.). Вдох; способ дыхания, согласно предписаниям хатха-йоги.
ПУРАНЫ (санскр.). Буквально, «древние». Собрание символических и аллегорических писаний — ныне их восемнадцать, — составленное, как полагают, Вьясой, автором «Махабхараты».
ПУРВАДЖА (санскр.). «Догенетический», то же, что орфический Протологос; титул Вишну.
ПУРВАШАДХА (санскр.). Созвездие.
ПУРОХИТЫ (санскр.). Наследные жрецы; брамины.
ПУРУРАВАС (санскр.). Сын Буддхи, сына Сомы (Луны), и Илы [см.]; известен как первый, сотворивший огонь трением двух кусочков дерева и сделавший его (огонь) тройственным. Оккультный персонаж.