Самостоятельная работа студента. Важнейшую роль в овладении дисциплиной «Методология научного исследования» играет самостоятельная работа студентов
Важнейшую роль в овладении дисциплиной «Методология научного исследования» играет самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студента призвана формировать у него такие знания, умения и навыки, которые способствуют становлению научно подготовленного специалиста, квалифицированно и ответственно выполняющего на практике свои профессиональные обязанности. В связи с этим в процессе учебы студент выполняет следующие основные виды самостоятельной работы:
1.Подготовка к практическим занятиям. Практическое занятие - одна из широко применимых форм изучения учебного материала, заключающаяся в организованном обсуждении поставленных вопросов.
На них обучаемые углубляют, систематизируют и закрепляют знания, полученные на других видах занятий и в ходе самостоятельной работы. Подготовка к практическим занятиям предполагает:
- Изучение материалов учебников и учебных пособий, первоисточников, материалов, помещенных в электронных средствах информации.
- Формирование умения выделять проблемные вопросы и умения отвечать по существу на основные вопросы, сформулированные в планах занятий, а также в индивидуальных формах заданий.
- Формирование умения обобщать и анализировать изучаемый материал. При подготовке к практическим занятиям студентам важно выработать навыки самостоятельного поиска научной информации, овладеть навыками составления библиографии (списка литературы) и цитирования источников по изучаемой теме, которые необходимы при составлении докладов, эссе, презентаций проектов и других видов сообщений.
2. Самостоятельная работа студентов при подготовке к зачету
• Осмысление и приведение в систему знаний полученных на лекциях и практических занятиях.
• Знакомство с вопросами для самоконтроля и их уяснение.
• Выделение непонятных вопросов и обращение за консультацией к преподавателю.
В целом, изучение курса «Методология научного исследования» предполагает следующие виды самостоятельной работы:
- подготовка эссе, докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;
- обдумывание проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике предстоящей лекции, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;
- подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, студенческих конференциях;
- опыт рецензирования прочитанной литературы, учебников, статей
и т.п.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса
1)Одной из важных форм самостоятельной работы является написание реферата. При подготовке и написании реферата необходимо проследить связь между темой реферата и темой магистерской диссертации, показать, какие методологические средства студент может использовать при написании диссертационного исследования.
2)При выполнении задания 1.1 (см. раздел «Задания для самостоятельной работы») необходимо подготовить ответ в письменном виде и подготовиться к обсуждению в группе.
3)Для выполнения задания 1.2 прочитать и критически осмыслить работу П. Фейерабенда «Против методологического принуждения» (см. ссылку); сформулировать свою позицию по отношению к концепции автора.
4)При выполнении задания 2.1 - подготовить примеры из науки и собственной отрасли знания.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Учитывая ограниченное количество часов, отведенных на аудиторные занятия, студентам заочной формы обучения следует максимально эффективно использовать:
1)электронные ресурсы информационно-образовательных порталов, Веб-сайты по предметной области, ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.
2)Необходимо обратить внимание на самостоятельное изучение теоретических источников, рекомендованной литературы, что призвано способствовать выработке понимания современных тенденций в развитии методологии социально-гуманитарной сферы.
4.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов