Антропологический материализм и атеизм Л. Фейербаха.
Трансцендентальная философия И.Канта
Трансцендентальное познание - познание, направленное на сами вещи, а не условия их познания.
Трансцендентальная сфера - сфера чистого сознания (по ту сторону границ явного)
Имеются три ствола познания:
1. чувственность
2. рассудок
3. разум
Цель этой философии - критически осмыслить предшествующую философию и противопоставить ей критический подход при оценке возможностей и способностей человека.
Предметом философии Кант делает специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания. Он различает субъективное и объективное в познающем субъекте, ставит вопрос о всеобщности субъекта. Кроме того, он выделяет в субъекте 2 уровня:
- эмпирический (опытный),
- трансцендентальный (по ту сторону опыта).
Концепция Канта: вещи существуют сами по себе, действуют на органы чувств и вызывают ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности (пространством, временем) и фиксируются как длительность. Восприятия, полученные на основе форм мышления носят всеобщий и необходимый характер. Вещи становятся достоянием сознания через органы чувств, т.е. являются субъекту.
Человек по Канту - житель двух миров чувственного воспринимаемого и умопостигаемого. К чувственно воспринимаемому он относит мир природы, к умопостигаемому - свободу, независимость, все то, что определяет причины чувственно воспринимаемого.
- Он утверждает, что противоречие - необходимый момент познания
- Он стремиться с помощью мыслительной деятельности человека примерить науку и религию.
Идеалистическая философия и диалектическая логика Г. Гегеля
Философия Гегеля - размышление над методом познания, одностороннее рассмотрение.
Метод- форма движения содержания, которая переходит от одной определенности к другой и составляет сущность диалектики
Диалектика - характеристика любого мышления и любой действительности.
Философия должна познать всеобщее, рассматривая отдельные предметы, состоящие из противоположностей.
Идеалистическое понятие Гегеля - в основе бытия человек, природы и общества находится саморазвитие понятий.
Диалектика понятий определяет диалектику вещей.
Истинная форма диалектики связана с жизнью понятий или логоса.
Бог - безличный процесс саморазвития понятий.
Исходное положение философии Гегеля – идея о тождестве бытия и мышления («все действительное разумно; все разумное действительно»). По Гегелю, весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, мирового духа.
Формальное мышление, по Гегелю, не может не чувствовать диалектических противоречий в мышлении, но, руководствуясь законом противоречия формальной логики оно не принимает их во внимание и осуществляет абстрактное их отрицание.
Положив в основу всей своей философской системы идею тождества бытия и мышления, Гегель считал, что мышление не свойство особым образом организованной материи, как учит материализм, а нечто существующее объективно, независимо от человека, вне его.
Антропологический материализм и атеизм Л. Фейербаха.
С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существупротивоположны друг другу.
- не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм.
- человек как психофизическое единство, единство души и тела.
- человек рассматривается,прежде всего как духовное существо
- ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью.
- С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей.
- материалистические основоположения уже содержат в себеатеистический смысл.
- У Фейербаха атеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.
- Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией, философии с теологией.
- Срывая с божества его таинственность, Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладает самостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта и объекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставил сверхчувственный разум, мышление.
- для Фейербаха атеизмне сводился кпростому отрицанию бога. Атеизм Фейербаха требует положительного утверждения человека в противоположность его религиозному, фиктивному утверждению.