Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
ЭТИКА
Направление подготовки 031300.62 Журналистика
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Санкт-Петербург
2011
Кафедра философии и культурологии
Авторы:
Доцент кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского Гуманитарного
университета профсоюзов, кандидат философских наук, доцент О.И.Ставцева;
Доцент кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского Гуманитарного
университета профсоюзов, кандидат философских наук, доцент С.Б.Никонова.
Рецензенты:
Зав. кафедрой эстетики и философии культуры философского факультета Санкт-Петербургского
государственного университета, доктор философских наук, профессор, Н.В.Голик;
Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского Гуманитарного
университета профсоюзов кандидат философских наук, доцент Л.М.Управителева.
Пояснительная записка
Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
- создание у студентов целостного представления об этике как самостоятельной области знания, представленной в различных концепциях, школах и направлениях;
- формирование у студентов основных навыков этической рефлексии, способности к самостоятельному распознаванию этических ценностей, представления об автономном и ответственном характере этического поступка;
- способствование нравственному совершенствованию и воспитанию личности на основе познания этических ценностей человечества.
Задачи освоения дисциплины:
- выработка систематичных представлений об основных вопросах этики;
- ознакомление с основными понятиями этики, с историей этики как философской дисциплины, с важнейшими этическими текстами;
- переход студенческой аудитории от уровня обыденного этического сознания на уровень аксиологического мышления, осмысление основных проблем прикладной этики;
- формирование самостоятельного, ответственного отношения к принятию моральных решений.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.ДВ2). Логически и содержательно связана в первую очередь с «Философией» и «Культурологией», которые являются основой для изучения этики. В свою очередь, может быть вспомогательной дисциплиной при изучении «Психологии» и «Социологии».
Специальные требования к входным знаниям, умениям, компетенциям студента не предусматриваются, однако предполагается предварительное или параллельное изучение студентами курса «Философия».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины– это основныеобщекультурные компетенции. Так, изучение дисциплины принимает участие в формировании следующих компетенций:
Готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);
Способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знатьпроблематику, основные понятия и категория этики, историю этических концепций и проблемы, актуальные для современных моральных дискуссий;
уметь осознавать и формулировать свою моральную позицию, соотносить свои моральные суждения не только с обыденными эмоциональными представлениями об этических ценностях, но и оценивать их рационально, с точки зрения аргументации существующих моральных теорий; взвешенно, терпимо относиться к позиции другого в ходе моральной дискуссии; различать и соотносить этическое действие и традицию, этические, религиозные, психологические, эстетические, политические факторы, определяющие динамику и культуру человеческого сообщества;
владетьтерминологическим аппаратом этики, моральными принципами ведения дискуссии и полемики, навыками этического анализа.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Ауд | лек | сем | СР | |||||
Предмет этики, ее место в структуре философского знания | 1-2 | - | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару | |||||
Происхождение морали | - | Конспект лекции, тест | ||||||
Этическая мысль Древнего Востока | - | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару, выполнение письменной СР | ||||||
Этические концепции античности | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару, выполнение письменной СР | |||||||
Этика и религия. Новая этика средневековья. | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару | |||||||
Возрождение и Новое время. От гуманизма к Просвещению. | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару | |||||||
Автономия морали И. Канта | - | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару | ||||||
Критика проекта рационального обоснования морали и этическая проблематика ХХ века: | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару | |||||||
Этические идеи в русской философии. Учение Н.А. Бердяева о добре и зле. | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару, выполнение письменной СР | |||||||
Этические дискуссии конца ХХ- начала ХХI века | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару | |||||||
Проблемы прикладной этики. Эвтаназия и биоэтика. | - | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару | ||||||
Этика ненасилия. Смертная казнь. | - | Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару | ||||||
Всего |
Содержание дисциплины