Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

ЭТИКА

Направление подготовки 031300.62 Журналистика
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная

Санкт-Петербург
2011

Кафедра философии и культурологии

Авторы:
Доцент кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского Гуманитарного
университета профсоюзов, кандидат философских наук, доцент О.И.Ставцева;

Доцент кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского Гуманитарного
университета профсоюзов, кандидат философских наук, доцент С.Б.Никонова.

Рецензенты:
Зав. кафедрой эстетики и философии культуры философского факультета Санкт-Петербургского
государственного университета, доктор философских наук, профессор, Н.В.Голик;

Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского Гуманитарного
университета профсоюзов кандидат философских наук, доцент Л.М.Управителева.

Пояснительная записка

Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются:

- создание у студентов целостного представления об этике как самостоятельной области знания, представленной в различных концепциях, школах и направлениях;

- формирование у студентов основных навыков этической рефлексии, способности к самостоятельному распознаванию этических ценностей, представления об автономном и ответственном характере этического поступка;

- способствование нравственному совершенствованию и воспитанию личности на основе познания этических ценностей человечества.

Задачи освоения дисциплины:

- выработка систематичных представлений об основных вопросах этики;

- ознакомление с основными понятиями этики, с историей этики как философской дисциплины, с важнейшими этическими текстами;

- переход студенческой аудитории от уровня обыденного этического сознания на уровень аксиологического мышления, осмысление основных проблем прикладной этики;

- формирование самостоятельного, ответственного отношения к принятию моральных решений.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1.ДВ2). Логически и содержательно связана в первую очередь с «Философией» и «Культурологией», которые являются основой для изучения этики. В свою очередь, может быть вспомогательной дисциплиной при изучении «Психологии» и «Социологии».

Специальные требования к входным знаниям, умениям, компетенциям студента не предусматриваются, однако предполагается предварительное или параллельное изучение студентами курса «Философия».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины– это основныеобщекультурные компетенции. Так, изучение дисциплины принимает участие в формировании следующих компетенций:

Готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

Способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знатьпроблематику, основные понятия и категория этики, историю этических концепций и проблемы, актуальные для современных моральных дискуссий;

уметь осознавать и формулировать свою моральную позицию, соотносить свои моральные суждения не только с обыденными эмоциональными представлениями об этических ценностях, но и оценивать их рационально, с точки зрения аргументации существующих моральных теорий; взвешенно, терпимо относиться к позиции другого в ходе моральной дискуссии; различать и соотносить этическое действие и традицию, этические, религиозные, психологические, эстетические, политические факторы, определяющие динамику и культуру человеческого сообщества;

владетьтерминологическим аппаратом этики, моральными принципами ведения дискуссии и полемики, навыками этического анализа.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Ауд лек сем СР
Предмет этики, ее место в структуре философского знания 1-2 - Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару
Происхождение морали - Конспект лекции, тест
Этическая мысль Древнего Востока - Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару, выполнение письменной СР
Этические концепции античности Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару, выполнение письменной СР
Этика и религия. Новая этика средневековья. Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару
Возрождение и Новое время. От гуманизма к Просвещению. Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару
Автономия морали И. Канта - Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару
Критика проекта рационального обоснования морали и этическая проблематика ХХ века: Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару
Этические идеи в русской философии. Учение Н.А. Бердяева о добре и зле. Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару, выполнение письменной СР
Этические дискуссии конца ХХ- начала ХХI века Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару
Проблемы прикладной этики. Эвтаназия и биоэтика.   - Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару
Этика ненасилия. Смертная казнь. - Ответы на семинаре, тест, конспекты лекций и рабочий конспект по подготовке к семинару
  Всего  

Содержание дисциплины

Наши рекомендации