Философия Аристотеля, его философско-правовые воззрения.

Аристотель внес значительный вклад в развитие философского анализа закона и права, выявлению их социальных и политических черт. Он предпринял попытку создания логически непротиворечивого учения о политике, праве, государстве, чем привнес в развитие философии права ее методологическое предназначение по систематизации знаний и классификации подходов к трактовке закона и права.

Аристотель обосновал отличия философского знания от конкретно-научного. Разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего.

Первая причина – формальная (идея). Идея – сущность, которая находится в ней смой и без которой нельзя понять, что есть данная вещь. Идея или формальная причина обусловливает суть бытия, или ее первую сущность, то, без чего вещи нет.

Вторая причина – материальная. Материальная причина рассматривалась в 2х аспектах: а) как первоматерия, неопределенная и бесформенная, однако обладающая способностью принимать любые формы. б) как то, что представляет собой реальный объект, из чего он состоит. Здесь материя и форма представляют у Аристотеля два исходных начала, что потом будет им использовано для характеристики права и закона.

Третья причина – движущая. В раскрытии этой причины проявляется суть философского подхода. Признается наличие самодвижущей причины ,которая обусловливает активность формы и изменение самой материи.

Четвертая причина – целевая. Активность формы заключена в ее цели. В представлении Аристотеля все обладает внутренней направленностью и обусловленностью посредством цели, а целью для всего выступает благо этого всего.

Справедливость у Аристотеля связана с законом таким же образом, как материя и форма. Справедливое – содержание и сущность бытия общества, а форма – это законы его бытия. Понятие справедливость – означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость – противозаконное и неравномерное.

Он подразделяет справедливость на распределяющую и уравнивающую. При этом Аристотель исходное содержание распределяющей справедливости, в качестве права бытия человека, трактует как распределение благ, общих для всех граждан, пропорционально вкладу или взносу в общее дело того или иного гражданина. И в этом заключается смысл соотношения права и закона.

Судья, к которому прибегают спорящие, путем наказания вновь восстанавливает равенство, отнимая выгоду у соответствующего лица.

При этом судебные решения, предполагающие насилие, как и насилие в неравенстве, не утверждают, по мысли Аристотеля, право. Но вместе с тем не может быть неполитического общественного устройства.

Политический характер права требует, в соответствии с философским подходом Аристотеля ,учета принципа справедливости при принятии законов, которые обусловливают содержание волеустановленного права или условного права. Так как право носит политический характер, то различные формы политического или государственного устройства способны по-разному реализовать принцип справедливости в идее права.

Политическое правление, как считал Аристотель, - это правление закона.

14. Антропоцентризм в области права (на примерах Возрождения)

Антропоцентризм рассматривал человека в качестве исходного пункта, средства и конечной цели философского познания и объяснения мира. Его черты: отвержение догматической схоластики, обращение к поиску научных истин, «очеловечивание» религии, гуманизация правового мировоззрения, социально-властная свобода человека.

В центре философских проблем оказывается не Космос Античности, не Бог Средневековья, а человек в единстве его божественно-духовных, интеллектуальных, социальных, телесных качеств.

В эпоху Возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты — Л. Валла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Воден, Э. Роттердамский и др.Антропоцентризм рассматривал человека в качестве исходного Антропоцентризм рассматривал человека в качестве исходного пункта, средства и конечной цели философского познания и объяснения мира. Его черты: отвержение догматической схоластики, обращение к поиску научных истин, «очеловечивание» религии, гуманизация правового мировоззрения, социально-властная свобода человека.

В центре философских проблем оказывается не Космос Античности, не Бог Средневековья, а человек в единстве его божественно-духовных, интеллектуальных, социальных, телесных качеств.

В эпоху Возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты — Л. Валла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Воден, Э. Роттердамский и др.пункта, средства и конечной цели философского познания и объяснения мира. Его черты: отвержение догматической схоластики, обращение к поиску научных истин, «очеловечивание» религии, гуманизация правового мировоззрения, социально-властная свобода человека.

В центре философских проблем оказывается не Космос Античности, не Бог Средневековья, а человек в единстве его божественно-духовных, интеллектуальных, социальных, телесных качеств.

В эпоху Возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты — Л. Валла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Воден, Э. Роттердамский и др.

Примеры : В сочинении «Государь» он утверждал, что для достижения благих целей государства и его народа в условиях угрозы их существованию вполне допустимы и аморальные действия со стороны государя — угроза, месть, подкуп, шантаж, клевета и т.п. Отношения между правителем и подданными должны строиться на страхе и любви одновременно; правитель, если он хочет оставаться правителем, должен быть суровым и безжалостным.

Монтень (1533—1592) утверждал, что законы создаются людьми и должны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь, вся мудрость Монтеня и все его рассуждения о нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти. Все законы он разделил на две группы, во многом противоречащие друг другу – нравственные (законы чести) и юридические (законы правосудия), не признавал догматы религии.

Существование общества определяется такими законами, как:

божественные, провозглашаемые религией;

естественные, проистекающие из природы человека (жизнь, свобода, собственность и пр.);

человеческие, позитивные, вытекающие из суверенитета государства; посягательство государства на божественные или естественные права людей следует считать тиранией.

Гюго Гроций. В основе права лежит идея справедливости, которая осознается разумом, направляется волей и составляет содержание юридического права. Право не может существовать без опоры на авторитет государственной власти и предполагает возможность реализации его требований насильственным путем. Общая классификация права, прежде всего, разделяет его на «естественное» и «волеустановленное».

Человеческое право при его установлении опирается на представления как о божественном, так и естественном праве, должно соответствовать им. Право не может существовать без опоры на авторитет власти, допускает возможность реализации его требований насильственным путем.

Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию государства как «общественного договора» для «обеспечения общественного спокойствия». Именно государство и правовая система являются хранителями мира.

Наши рекомендации