Роль науки Возрождения в становлении науки Нового времени
Одним из самых известных ученых эпохи Возрождения был выдающийся польский астроном, математик Н. Коперник (1473-1543). Его центральное произведение, в котором Н. Коперник обосновал гелиоцентрическую систему Вселенной, называется «Об обращении небесных сфер».
Идеи гелиоцентризма высказывались еще в античности (вспомним Аристарха Самосского), но мало высказать правильную идею, ее надо еще доказать. В античности это было невозможно ввиду неразвитости астрономии и математики. Господствующей картиной мира на более чем тысячу лет стала геоцентрическая система Аристотеля-Птолемея.
Основные идеи Н. Коперника заключались в следующем:
1. Земля обращается вокруг Солнца и своей оси.
2. Мир конечен.
3. Планеты обращаются вокруг Солнца по круговым орбитам – эпициклам и с постоянной скоростью.
Н. Коперник высказал очень важную мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчиненном некоторым общим закономерностям единой механики. Было разрушено представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», приводящем в движение Вселенную.
Теория Н. Коперника прокладывала путь будущему механистическому мировоззрению, рационализму. Система Коперника не сразу была запрещена церковью. В предисловии к работе Н. Коперника анонимным автором было отмечено, что это всего лишь гипотеза, полезная для подсчета движения небесных тел. Лишь в 1616 г. теория Н. Коперника была запрещена, а его работа попала в «Индекс запрещенных книг».
Заслуга в дальнейшем развитии астрономии принадлежит немецкому астроному, математику И. Кеплеру (1571-1630).
И. Кеплер вносит уточнения в коперниканскую модель мира и формулирует следующие законы.
1-й закон. Планеты движутся по эллипсам, а Солнце смещено в один из фокусов эллипса.
2-й закон. Планеты обращаются вокруг Солнца неравномерно.
3-й закон говорит о зависимости времени обращения планет вокруг Солнца от их расстояния до Солнца.
И. Кеплер увлекался астрологией, учением Пифагора о числах как основе гармонии космоса. Поэтому свои работы И. Кеплер назвал по аналогии с работами пифагорейской философской школы: «Гармонии мира» (1619), «Новая астрономия» (1609). И. Кеплер усматривал в неизменности числа планет и их расстояний до Солнца скрытую гармонию, а движения планет вокруг Солнца объяснял действием своеобразных интеллектуальных сил или душ. В науке Возрождения не существовало понятий силы и взаимодействия, которые были изучены только И. Ньютоном.
Ф. Бэкон (1561-1626) – философ и ученый, которого называют последним представителем философии и науки Возрождения или первым представителем науки и философии Нового времени.
Ф. Бэкон полагает, что источником научного знания является опыт, эксперимент, наблюдение. Основой опытно-экспериментальной деятельности является метод индукции. Заслугой Ф. Бэкона в области науки была разработка им метода научной индукции. Данный метод стал основой для развития эмпиризма.
Напомним, что индукция – это умозаключение, в котором вывод расширяет сферу знания, выраженного в посылках. Сущность индукции состоит в непрерывном и постепенном обобщении от частных фактов к положениям более общим.
Существует полная и неполная индукция. Полная индукция – это умозаключение, в котором общее заключение о некотором классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса. Полная индукция бывает очень редко и применяется в математике и других строгих доказательствах. До Ф. Бэкона индукцию понимали как полную индукцию, не имеющую большого научного значения.
Примером неполной индукции является суждение «Все лебеди белые». Оно является достоверным до тех пор, пока не попадется черный лебедь. Индуктивное умозаключение – вероятностное знание. Неполную индукцию трактовали почти исключительно как вывод на основании наблюдения лишь тех фактов, которые подтверждали доказываемое положение. Это индукция через простое перечисление.
Ф. Бэкон, обосновывая свой метод, говорит, что искать надо факты не только подтверждающие определенный вывод, но и опровергающие его. Поэтому английский ученый противопоставляет неполной индукции истинную (научную) индукцию, дающую максимально достоверные и притом новые выводы. Такие выводы могут быть получены не только и даже не столько в результате наблюдения фактов, подтверждающих его, сколько на основании изучения случаев и явлений, противоречащих доказываемому положению.
Метод истинной (научной) индукции, предложенный Ф.Бэконом, включает в себя несколько этапов.
На предварительной стадии исследования собирается различный материал, находимый в природе (различные минералы, металлы и т.п.). Для исследования причин, управляющих процессами, протекающими в этих конкретных предметах, необходимо исследовать наиболее общие свойства, им присущие: плотность, тяжесть, легкость, холод и т.п.
Далее составляется список случаев присутствия, например, свойства теплоты в конкретных предметах. Затем составляется список случаев отсутствия того же свойства (например, теплоты) в других предметах. Следующим этапом является составление списка случаев, в которых исследуемое свойство (например, теплота) присутствует в различной степени. Только после этого делается положительный вывод, устанавливающий наличие общего свойства во всех случаях, что должно пролить свет на природу исследуемого свойства (например, теплоты).
Таким образом, научная индукция опирается не столько на большое число исследованных фактов, сколько на всесторонность их анализа и установление причинной зависимости, выделение признаков или необходимых связей предметов и явлений. С помощью индукции были открыты законы И. Кеплера, Архимеда, Ома и ряд других.
Крупнейшим ученым-энциклопедистом науки Нового времени является французский мыслитель Р. Декарт (1596-1650). Его основные произведения: «Правила для руководства ума» (1628-1629), «Размышления о первой философии» (1641).
Творчество данного ученого мы рассмотрим только в контексте обоснования и пропаганды нового метода научного мышления. Основой метода Декарта является дедукция. За пределами нашего рассмотрения останутся метафизика Р. Декарта, его дуализм.
Напомним, что дедукция – умозаключение от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени общности.
Критерием истины у Р. Декарта выступает не опыт и наблюдение (как у Ф. Бэкона), а познающий разум. По отношению к науке необходим строгий рациональный метод, позволяющий выстраивать ее по единому плану, что и позволит человеку осуществлять посредством научных достижений свое господство над природой.
В основании нового метода мышления лежит Разум. Соответственно, Декарт утверждает верховенство умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и понимает истину как субъективный и самоосознаваемый процесс мышления. Отсюда следует знаменитая фраза Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Декарт считает самосознание той точкой, отправляясь от которой и основываясь на которой можно воздвигнуть все остальное знание. «Я мыслю», таким образом, есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения евклидовой геометрии.
Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, с помощью которого он считает возможным построить систему науки.
Сам рационалистический метод Р. Декарта состоит из нескольких этапов:
1. Признавать истинным только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью, не оставляя ни малейшего сомнения в содержании мыслимого. Это и есть понятие интуиции (заметим – интеллектуальной!). Интуиция определяется Декартом как «прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума…».
Интуиция служит исходным пунктом для более или менее длинной цепи дедукции, вывода одного понятия из другого.
2. Мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы, отправляясь от них, прояснить все трудности, сколько бы их ни было.
3. От самых простых элементов, выявленных предшествующим анализом, идти к познанию наиболее сложного.
4. Признак истинной дедукции заключается в ее непрерывности. Достаточно пропустить единственное звено, как рушится вся последующая цепь и становится невозможным тот вывод, ради которого дедукция была задумана. Поэтому для полного успеха дедуктивного рассуждения и достоверного вывода требуется большое напряжение памяти. В помощь ей необходимо последовательное перечисление всех звеньев дедукции (энумерация).
Многие исследователи считают Р. Декарта гением. Впервые после Аристотеля в лице Декарта органически соединился гений великого ученого-естествоиспытателя и глубочайшего философа. Как экспериментатор Декарт превосходил Ф. Бэкона и напоминал Г. Галилея. От последнего он отличается, однако, большей широтой естественнонаучных интересов.