Сущность познания как вида деятельности человека
Для философии познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. По сути своей вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.
Функцию ориентации человека в окружающем мире выполняет знание. Оно представляет собой высший уровень сведений о мире, получаемый человеком с помощью сознания. Знание существую в форме образов и знаков и используется в качестве идеального плана практической деятельности людей. Без знаний (обыденных, научных, художественных и др.) невозможно формирование картины мира. Ф.Бэкон подчеркивал в связи с этим, что знание есть сила. Знание следует отличать от мнения, которое, по словам Г.Гегеля, есть всего лишь «субъективное представление, произвольная мысль, плод воображения». Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, точных или же искаженных. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией,или теорией познания. Феномен познания мира человеком изучают под собственным углом зрения и другие науки логика, психология, социология.
Ведя речь о познании и знании, не следует противопоставлять знание и веру,как это практиковалось в эпоху средних веков. Вера есть познание вещей, процессов и явлений материального и духовного мира без доказательств. «Я верю, что есть Бог»; «я верю, что скоро на ступит весна»; «я верю в успех своего дела» — и т.д. и т.п. Вера — это уверенностьчеловека. Если знание открывает нам вещи видимые,то вера помогает обнаружить вещи, еще пока невидимыеи таинственные для человека. Вера тем самым активно участвует в процессе познания, будучи необходимым его компонентом. Но еле дует здесь заметить, что существует и так называемая ложнаявера, в основе которой лежит ослепление разума, фанатизм и слабость человека.
Существует и вера разумная,которая олицетворяет силу человека и способствует его эмоциональной и интеллектуальной активности, стимулирует познавательный поиск. Всеми учеными всегда двигала их глубокая вера в человеческий разум, и без этого они не смогли бы сделать своих открытий. В этом смысле разумная вера и является как бы светом во тьме, двигателем истины и прогресса. Разумная вера как факел освещает дорогу знанию, способствует творчеству и придает человеку уверенность и силы на этом пути. Напротив, отсутствие веры порождает скептицизм и ощущение пустоты существования, бесплодности познания. Таким образом, мнение, вера и знание представляют собой необходимые ступени движения к истине, важные формы духовного опыта человека.
Основы гносеологии были заложены в античной философии. Здесь познание стало рассматриваться как особый процесс, одно из проявлений деятельности человека. Демокрит выделял знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). По его убеждению, истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте. Сама же истина «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Однако прийти к истине сможет не каждый человек, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о методах достижения истинного знания. К числу таковых он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии. Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Он осмысливал процесс познания с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, соответствующее вещам, а заблуждение как искажение истины. Этот мыслитель разработал также логику как науку о способах и формах правильного мышления. Он выделял субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологиикак вопрос об истине. Платон рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание - это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии появился также скептицизм,ставивший под сомнение познаваемость мира (Диоген, Секст Эмпирик).
В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существования Бога как высшей причины всех вещей. Фома Аквинский полагал, что бытие Бога якобы можно обнаружить с помощью таких доказательств, как факт причинности всего, упорядоченности и целесообразности в мире, совершенства и разнообразия этого мира. В это время разум рассматривался как важнейшая интеллектуальная способность души человека, однако, по своим возможностям он якобы стоит все же ниже веры. Выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в существование Бога.
Философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является проникновение в глубину и сущность вещей и процессов, обнаружение растворенной в природе некоей «божественности». Д.Бруно, Н.Кузанский выдвигали идею бесконечности и разнообразия природного мира. Соответственно, познание рассматривалось как бесконечный процесс. В его основе лежит здоровое сомнение, скепсис, т.е. критическое отношение к получаемым данным.
В рамках философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии значительно возрос, что было обусловлено промышленной революцией, быстрым развитием точных наук — механики, математики. В центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) познания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира и обретения собственной свободы. В гносеологии большую роль играла борьба рационализма (Р.Декарт) и сенсуализма (Д.Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания.
Немецкая классическая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал прежде всего И.Кант в работе «Критика чистого разума». Он исходил из того, что человеку доступен лишь «мир явлений», а «мир сущностей» (внутренние процессы и связи) непознаваем и остается таинственной «вещью в себе». Г.Гегель обосновывал тезис о том, что истина представляет собой динамичный процесс и иллюстрировал его на большом научном и историческом материале.
Классический марксизм XIX в. последовательно утверждал принцип гносеологического оптимизма,что означает убежденность в безусловной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальной по своей сути. Познание тесно увязывается с практикой. Полагается, что окружающий человека мир не только можно познать, но и практически преобразовать.
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность познания мира человеком. Это течение называется агностицизмом.Его представители не отрицают сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Например, сводят познание мира лишь к отражению внешних явлений. Первой исторической формой агностицизма был античный скептицизм. В Новое время известными агностиками были Д.Юм, Д.Беркли, а позже и И.Кант. Элементы агностицизма имеют место в таких течениях современной философии, как позитивизм, экзистенциализм.
Агностицизм спекулирует на естественных трудностях и противоречиях познавательного процесса, его незавершенности. Агностику свойственно утверждать, говоря словами поэта Омара Хайяма,что «мне известно, что мне ничего не известно...», а поскольку «... истина вечно уходит из рук, не пытайся понять непонятное, друг...». Дескать, «пути Господни неисповедимы», «чужая душа -потемки», «чем больше познаем — тем меньше знаем» и т.д. и т.п. Источниками агностицизма являются также сложность и неисчерпаемость самого окружающего мира, ограниченность возможностей человека, несовершенство экспериментальной базы исследований. Но все же агностицизм как воззрение преодолевается совокупным ходом познания и его очевидными результатами, историей труда и промышленности как важнейшими «вещественными» доказательствами огромных познавательных возможностей человечества.
Так что же представляет собой познание? В чем его сущность?
Прежде всего познание — это особый видотражательной деятельности человека. Во все времена в истории философии под ним понималось целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нем с целью получения достоверного знания. Кратко говоря, познание — это творческий поиск знания.
Познание является духовной сторонойпрактической деятельности человека. Оно протекает в рамках системы «человек — средства труда — природа» по мере того, как человек с помощью этих орудий вскрывает «скорлупу» мира, под которой таится сущность вещей, например, — природа магнетизма, сущность жизни и т.д. Он вскрывает и постигает тайны мира.
Познание есть высший уровеньинформации, достигаемый человеком целенаправленно,путем постановки и решения познавательных проблем и задач. Информация с помощью абстрагирующей деятельности мозга обретает знаковую форму (2 + 2 = 4), что удобно для обработки, сохранения и последующего ее использования.
Познание — это социальный процессцеленаправленной и творческой деятельности человека, в ходе которой возникают идеальные образы внешнего мира и формируется знание как цель познания. Кратко говоря, познание — это не только поиск, но и дальнейшее движение знания. В.И.Ленин сказал об этом так: «Познание есть процесс погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта», оно представляет собой «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту».
Познание как процесс представляет собой субъект-объектное отношение.Это означает наличие и взаимодействие в нем других сторон — субъекта и объекта. Субъект познания(индивид, социальная группа, общество в целом) осуществляет познавательную деятельность, ставит те или иные задачи и решает их. На объект познания(отдельная вещь, часть материального мира или же весь мир в целом) направлена познавательная активность субъекта. В ходе познания объект распредмечивается (постигается чувствами и умом) и обретает иную форму существования — форму идеального (идеи, образы и др.).
Некоторое время в истории философии (например, в философском материализме XVIII в.) процесс познания рассматривался лишь как механическое воздействие природы на органы чувств человека. Считалось, что человек является существом пассивным, и природа как бы ударяет по клавишам этого живого инструмента. «Мы — куклы, и судьба нас дергает за нити» — как писал об этом В.Гюго. Однако же на самом деле познание всегда носит весьма активный характер. Это обусловлено потребностями и интересами людей, их совместной деятельностью во имя общих целей, другими мотивами. Иначе говоря, познание имеет социальную природу, т.е. черты и характеристики. На это было обращено внимание, в частности, в немецкой классической философии в концепции активности субъекта (И.Фихте и др.).
Социальная природа познания, если говорить об этом подробнее, означает также и следующее. Познание протекает всегда под активным воздействием социальных отношений и мира культуры. «Мы можем познавать только при данных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют» — так писал об этом Ф.Энгельс. Эти условия порождают так называемый социальный заказв виде актуальных потребностей общества. Они формируют субъект и влияют на ход познания, ускоряя или же замедляя его. Например, на познание мира и человека в средние века большое воздействие оказывали религия и церковь. А вот в XX столетии познание испытывает огромное воздействие со стороны иных факторов — масштабного освоения космического пространства, острой экологической, продовольственной и иных проблем.
Познание возможно лишь при опоре на так называемый интеллектуальный фонд.Под ним подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и понятийный аппарат, имеющиеся научные факты и другое. Это очень важно — опираться на уже достигнутое в познании, чтобы всякий раз не начинать его на пустом месте, с «нуля». И.Ньютон замечал в связи с этим, что он видел в науке дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языкакак инструмента общения. Он является коллективным достоянием всего общества, важнейшим элементом культуры человечества. Для науки же язык есть прежде всего накопитель и хранитель информации, гигантская кладовая знаний и сведений о мире.
Общественные отношения обусловливают пристрастное(ценностное) отношение субъекта к объекту познания .^Отсюда и вытекает разное, иногда даже полярное противоположное восприятие и трактовка одних и тех же явлений и проблем общественной жизни. Известно, например, что в XIX в. западники и славянофилы по-разному представляли себе пути и форму будущего развития России. В современной политической жизни одно и то же явление (институт частной собственности, становление рынка и др.) оценивается одними социальными группами как благо, а другими — как зло. Все это говорит о наличии в познании общественных явлений идеологии,т.е. оценки конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев.
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека. К.Гельвеций писал в связи с этим, что «... без страстей нет ни великих артистов, ни великих полководцев, ни великих министров, ни великих поэтов, ни великих философов». Эмоции заряжают исследователя энергией и двигают процесс познания. В.И.Ленин также подчеркивал, что без человеческих эмоций невозможно искание истины. Кстати, он и сам явился примером весьма эмоционального и страстного исследования общественной жизни.
Познание всегда есть творчество,т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее неизвестного. Главным критерием (показателем) творчества является новизна и общественная ценность полученных результатов. Творчество есть, по выражению К.Маркса, «дьявольски серьезное дело». Оно требует больших умственных и физических усилий (недаром ведь говорят о «муках творчества»), а нередко и гражданского мужества и даже самопожертвования. Большую роль в творчестве играет интуициякак тип мышления со своеобразной природой. Интуиция — это как бы внезапное озарение некоего «сверхсознания», творческое воспламенение, когда истина открывается субъекту сразу, без сложной цепи логических процедур и доказательств. Она всегда является результатом большой предварительной работы ума и души человека. В этом смысле интуитивное познание доступно лишь натурам одаренным, трудолюбивым и целеустремленным.
О соотношении познания и практики заметим следующее.
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразованиеим окружающего мира или отдельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей. Основной формой практики является трудкак целенаправленная орудийнаядеятельность, в ходе которой человек вторгается в природу. Выделяют также управленческую, политическую, революционную и иные формы практики. Какое же отношение к познанию она имеет?
Во-первых,практика является истокоми основой, движущей силойпознания. Конкретные запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человечества, да и само познание как вид деятельности. Например, земледелие в Древнем Египте стимулировало появление геометрии и математики, а судоходство и торговое дело подтолкнули развитие астрономии и других наук. Сталкиваясь с новыми проблемами, значимыми для общества (например, освоение космоса, продовольственная ситуация в мире и др.), практика стимулирует развитие и новых отраслей познания. Таковыми в XX в. стали космическая медицина, кристаллография, генетика и другие науки. Ф.Энгельс писал в связи с этим, что человеческая потребность подвигает науку вперед быстрее, нежели целая дюжина университетов.
Во-вторых,практика с ее насущными запросами есть одновременно цель познания.Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в своей жизни, в том числе и в быту. Но первостепенное значение они имеют для промышленности, где создаются вещи и товары, орудия труда. Например, без таблицы Д.И.Менделеева и содержащихся в ней сведений трудно представить себе современную химическую промышленность. Телевидение и радио, столь нужные для нас, были созданы во многом благодаря физике и другим наукам. Если же знания не востребуются на практике, то их социальная ценность может быть утеряна. Следовательно, практика представляет собой гигантскую сферу систематического применения знаний.
В-третьих,практика есть критерий(показатель, мерило) истинности человеческих знаний и представлений. Она выступает как важнейший способ проверки на точность научных гипотез и теорий (например, предположение о наличии жизни на других планетах Солнечной системы). Однако следует иметь в виду, что этот критерий не универсален (всеобщ) в силу своего несовершенства. Ведь далеко не все идеи и предположения о мире можно проверить практически. Поэтому наука для обоснования достоверности знаний прибегает и к таким способам, как, например, логическое доказательство.
В отличие от науки, в религии критерием истинности знаний считается слово Бога как высшего авторитета. Библия гласит, что «слово Твое есть истина», и «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей». Человеку предлагается лишь воспринять на веру то, что изречено его Творцом и потому якобы уже не нуждается ни в каких доказательствах и дополнительных аргументах.
Как уже было сказано выше, в истории философии иногда процесс познания рассматривался по схеме «объект — субъект». С учетом же очевидной и весьма активной роли практики этот процесс точнее было бы рассматривать таким образом: «субъект — практика — объект». Все компоненты этой триады взаимосвязаны и находятся в динамике. Поэтому краткая формула познанияможет быть изложена в таком виде: «Развивающееся познание активно отражает развивающийся мир».