Философия эпохиНового времени
и Просвещения (XVII–XVIII вв.)
В XVII веке в европейской философии сформировались два направ-
ления: эмпирическое и рационалистическое.
▲ Родоначальником эмпирической традиции в Англии стал Френсис Бэкон (1561–1626 гг.). Впервые
в истории философии в работах «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук» им ставится цель:
– изучение природы,
– выработки нового взгляда на науку;
– классификации наук;
– определение цели и метода исследования. Для того чтобы эти цели реализовать, необходимо выявить причины,
задерживающие развитие науки. К ним Ф. Бэкон относил разного рода предрассудки,которым подвержен человеческий ум(так называемых«идолов», «призраков»). К предрассудкам относятся:
присущая всем людям ограниченность ума и органов чувств («идо-
лы рода»);
индивидуальные недостатки людей («идолы пещеры»); влияние особенностей социальной жизни на человека («идолы
площади»);
склонность к вере в авторитеты («идолы театра»).
Бэкон критиковал средневековую схоластику, отмечал, что нельзя построить науку на таких понятиях, как субстанция, скрытое качество и т. п. Он пришел к выводу, что так как реально существуют лишь от-дельные предметы и их отношения, то в основу научного познания долж-
но быть положено изучение отдельных объективно существующих ве-
щей на основе целенаправленного, организованного опыта, на базе чув-ственных данных. При этом необходимо использовать правильный методанализа и обобщения опытных данных,позволяющий проникнуть вприроду исследуемых явлений. Таким методом является индукция. Тем самым была заложена основа эмпирического направления в философии.
▲ Рене Декарт (1596–1650гг.)явился основопо-
ложником рационалистического направления в фило-
софии и методологии науки. Декарт считал, что пре-увеличивать роль чувственного опыта в познании не стоит: человек познает сущность вещей иным путем. Путь к истине начинается с интуитивно ясных, про-стых понятий и идет ко все более сложным. Таким об-разом, интуиция и дедукция – основными компонен-тами метода Декарта. Интуиция и врожденные идеи не
зависят от чувственности; к врожденным идеям Декарт относил идеи Бо-га, субстанции, движения, аксиомы типа «две величины, равные третьей, равны между собой» и т. д.
Одним из важных методологических принципов в учении Р. Декарта является принцип радикального сомнения по отношению к человеческому познанию, что предполагает исключить возможность при-нятия поспешных заключений.
Систематическое изложение философии должно начаться с некоторо-
го интуитивно ясного представления: таковым является – соgito
(«ямыслю»). В акте мышления уверен каждый. Если в этом кто-либо усом-ниться, то само его сомнение – есть акт мышления. Поэтому можно прийти
к выводу: cogito, ergo sum – «Я мыслю,следовательно,существую».
С точки зрения Декарта, человек имеет представление о вещах вне его самого, однако нельзя с уверенностью утверждать, что вещи досто-верны или иллюзорны. Декарт аппелировал к Богу: Бог не способен на обман, он – основа истинности познания.
Декарт выстроил дуалистическую систему, в которой выделил две качественно различные субстанции:
– материальную – природу с ее каузальностью;
– нематериальную – духовную.
Для первой субстанции характерна в качестве атрибута–протя-женность,для второй– мышление. Над ними обеими в качестве истин-ной субстанции стоит Бог.
▲ Сенсуалистическую традицию продолжили
Томас Гоббс (1588–1679гг.)и Джон Локк (1632–1704 гг.) – представители английской материалистиче-ской философии.
В своем учении Гоббс полагал, что процесс по-знания начинается с чувственного опыта.
Причина ощущений – вне нас, так как внешние предметы оказывают воздействие на органы чувств, вследствие чего в мозгу возникают их образы.
Гоббс утверждал, что в человеческом разуме все понятия, форми-руются на основе ощущений, которые первоначально порождаются ор-ганами чувств.На чувственном опыте основано мышление и язык,теоре-тические утверждения, наука.
Важной составной частью философии Гоббса является его соци-ально-политическая концепция,где рассматриваются два состояния че-ловеческого общества – естественное и государственное. В естествен-ном состоянии человек живет своими чувствами, желаниями, страстями. Каждому человеку хочется сохранить не только свою свободу, но приоб-рести господство над другими. В результате возникает «война всех про-тив всех»(«человек человеку волк»).Страх за свою жизнь приводит лю-дей к осознанию необходимости перехода от естественного состояния к гражданскому, государственному. Путем общественного договора созда-ется государственная власть, с тем, чтобы положить конец всеобщей вой-не всех против всех.
▲ Джон Локк подверг критике концепцию «врожденных идей»,
при этом он исходил из трех основных положений:
• «врожденных идей» не существует, так как все знания у человека рождаются посредством опыта и в опыте;
• «душа» (или разум) человека при рождении есть «tabula rasa» «чистая дощечка»;
• в разуме не существует ничего, чего не было бы раньше в ощуще-ниях, чувствах. Локк показывал, каким образом идет формирование более сложных идей.
▲ Рационалистическую традицию продолжил Барух БенедиктСпиноза (1632–1677гг.).Невысоко оценивая чувственный опыт,в кото-ром много субъективного, неясного Спиноза предпочтение отдавал ра-циональному познанию,образцом которого,как он считал,является ма-
тематико-геометрическое знание,лишенное субъективизма.Однакологический вывод предполагает признание некоторых интуитивных по-ложений в качестве исходных истин.
Интуиция дает нам в качестве исходного – понятие субстанции, которая представляет собой causa sui,т.е.причину самой себя.
При этом субстанция оказывается своеобразным тождеством
природы и Бога.
Содержание субстанции выражается в ее атрибутах – существен-
ных и всеобщих свойствах – атрибутах протяжения и мышления.
От субстанции как необусловленного бытия Спиноза отличал мир отдельных конечных вещей, или совокупность модусов. Модус – это существующее не само по себе, а в другом. Для атрибута протяженности отдельный модус – конкретная протяженная вещь, для атрибута мышления – отдельная мысль человека. Чело-век есть существо, в котором модусу протяжения–телу соответствует модус мышления – душа.
Спиноза полагал, что поскольку все определяется субстанцией, то
в мире нет ничего случайного;само понятие случайности следует отне-сти к несовершенству нашего знания.
▲ Философия Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716 гг.) от-
носится к рационалистической.
▪ Согласно Лейбницу, в основе мира лежит субстанция, которая по-
нимается как множество монад.
▪ Монада – некоторое духовное образование, «духовный атом», соз-данный Богом. Бог сотворил монады, дал им необходимые силы и предос-тавил им самостоятельно действовать. Монады развиваются.
▪ Кроме монад Бог сотворил и материю как внешнюю оболочку монад. ▪ Между монадами есть изначальное согласование, «предустанов-
ленная гармония».
▪ В человеке присутствует господствующая монада, то, что называют душо, в душе осуществляется саморазвитие заложенного в монаду знания.
▪ Лейбниц как рационалист полагал, что главное в познании не эм-пирические, а рациональные истины – всеобщие и необходимые. Их со-
держание дается интуитивно и опирается на законы логики.
Таблица 15 | ||
Учения | Основные черты философии | |
Нового времени | ||
Онтология | Механицизм; материализм; диалектика | |
Теология | Деизм; атеизм | |
Антропология | Механицизм; дуализм тела и души; мате- | |
риализм: отрицание бессмертия души | ||
Гносеология | Рационализм и эмпиризм (сенсуализм); | |
иррационализм: критика научного разума | ||
Логика | Диалектика и ее законы |
Учения | Основные черты философии | |
Нового времени | ||
Гуманизм; свобода; утверждение неотъем- | ||
Этика | лемых прав человека; обоснование ценности | |
личности | ||
Теория общественного договора; теория | ||
Социальная философия | разделения властей; критика традиционной | |
культуры; революционная идеология | ||
Идеализм: история как развитие Абсолют- | ||
Философия истории | ной Идеи; материализм: история как разви- | |
тие материальных отношений (способа про- | ||
изводства и распределения) |
● Во второй четверти XVIII века во Франции сформировалось анти-феодальное общественно-политическое движение – Просвещение, объе-динившее прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, философов, представителей искусства, науки, юристов и других. Просветители были убеждены в том, что люди заблуждаются, и, поэтому, знание и просвеще-ние должны сыграть особую, решающую роль в социальном развитии. Просветители высоко ценили здравый смысл, умение человека самостоя-тельно мыслить, принимать решения. Особую роль они отводили разуму по отношению к вере, выступали против засилья церкви, абсолютизма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчест-ва. Деятели Просвещения склонялись к деизму – принимая идею о боже-ственном творении мира, считали, что далее созданный мир самостоя-тельно существует и изменяется.
Основоположниками французского Просвеще-
ния,заложившими его мировоззренческие основы,бы-
ли Франсуа-Мари Аруэ Вольтер (1694–1778 гг.) и Шарль Луи Монтескье (1689–1755гг.).Вольтер,про-
должая линию сенсуализма:
● выступил против субъективного идеализма Берк-ли, «предустановленной гармонии» монад Лейбница;
● утвердил союз философии с естествознанием;
● принял атомистическую концепцию, а также
важнейшие характеристики природных явлений – протяженность, плот-ность, тяготение, закономерность, причинность;
● выступил за принцип активной деятельности человека поулучшению условий своей жизни;
● считал возможным преобразование Франции в «царство разума» мирным путем. Монархи не делают этого потому, что их ум засорен лож-
ными идеями о верховной власти, а главный источник ложных идей – Церковь; именно она внушила монархам ложную мысль о том, что они получают свою власть от Бога, ответственны только перед ним, а потому игнорируют ответственность перед людьми;
● предпринял атаку на христианский клерикализм. При этом он ви-дел и положительный момент в религии – она является опорой морали, поскольку выполняет функцию «обуздывания» страстей.
▲ Жан-Жак Руссо(1712–1778гг.)рассматри-
вал проблему источника зла, происхождения нера-венства обществе.
1. Руссо выдвинул мысль о первоначальном
естественном состоянии людей,когда была нор-
мальная жизнь. Рост народонаселения, изобретение орудий, увеличивающих эффективность труда, пе-реход к оседлой жизни и т. д. привели к введению частной собственности, к имущественному нера-венству.
2. Частная собственность стала предпосылкой государства.
3. Государство возникло путем общественного договора (то же самое утверждал Гоббс). Если государство развивается от правомерной к деспо-тической власти, то народ имеет право выступить против деспотизма.
4. Руссо провозгласил идею народного суверенитета – власть в го-сударстве всегда и везде должна принадлежать народу. Правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязановыполнять в соответствии с народной волей.Если оно эту волю наруша-
ет, то заслуживает насильственного свержения.
5. Политический идеал Руссо – республика.
6. Экономической основой государства должна быть мелкая част-ная собственность при личном труде в земледелии и ремесле.
7. Руссо выдвинул идею естественного воспитания: следует спо-собствовать развитию натуры человека (человек по природе своей добр), готовить человека к самостоятельности, активности, честности, изолируя его от дурных влияний.
▲ Дени Дидро (1713–1784гг.) –философ-
энциклопедист – привлек к созданию знаменитой «Энцик-лопедии» многих мыслителей того времени: Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и других. Следует отметить, что идеи французского Просвещения приобрели международное значение, они распространились в Англии, Германии, Рос-сии, Польше, Америке.
2.2.5. Немецкая классическая философия (конец XVIII – середина XIX вв.)
Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких вы-
дающихся мыслителей как Иммануил Кант,Иоганн Готлиб Фихте,