Он первый принес в мир идею безоглядной преданности
Шрила Бхактивинод Тхакур появился на свет в 1838 году в известной семье Каястха, носившей титул Датта. В Калькутте есть район Хат-кола Датта, названный в честь этой семьи. Возле Бирнагара находилось большое селение под названием Ула. Предки Бхактивинода Тхакура по материнской линии владели здесь почти всеми землями. В Уле он родился и вырос. В Кришнанагаре он поступил в колледж и блестяще окончил его. Уже в юности он стал известен в кругах индийской интеллигенции. Его незаурядное мышление и эрудицию отмечали многие современники, в частности, известный христианский миссионер и просветитель Дж. Дафф, основатель Шотландского Христианского Колледжа. В то время под влиянием Даффа многие молодые бенгальцы приняли христианство. Идеи христианства не были чужды и Бхактивиноду Тхакуру. Но он сближается с обществом Брахмо — последователями Рама Мохана Райи. Одним из самых близких друзей Бхактивинода становится Двиджендранатх — старший брат Махариши Девендранатха Тагора.
Закончив учебу, Бхактивинод поступает на государственную службу, и его направляют в Ориссу. По совместительству его назначают инспектором Главного храма в Джаганнатха Пури. Там он впервые читает Шримад-Бхагаватам и открывает для себя философию вайшнавов. Он интересуется жизнью и учением Чайтаньи Махапрабху, изучает Чайтанья-чаритамриту. Постепенно Бхактивинод Тхакур охладевает к идеям Рама Мохана Райи, хотя в обществе Брахмо от него по-прежнему ожидают деятельного участия. Там считают странным, что молодой образованный человек увлекается полузабытыми сентиментальными идеями Чайтаньи.
Бхактивинод Тхакур был великолепным публицистом и блестящим оратором. В Динаджпуре, на одной из лекций по Шримад-Бхагаватам, он заявил, что порывает с обществом Брахмо и будет проповедовать вайшнавизм в духе учения Махапрабху. Он прочел огромное количество Священных книг, много написал сам. Созданные им произведения являются классикой вайшнавизма.
В преклонном возрасте Бхактивинод Тхакур отходит от дел и решает провести остаток дней во Вриндаване. Но ему не дает покоя часто повторяющийся сон, в котором он ищет место рождения Шри Чайтаньядева. Бхактивинод Тхакур отправляется в Кришнанагар, где снова поступает на государственную службу и получает доступ к местным архивам. С помощью архивных материалов и вдохновения он находит место рождения Махапрабху в Майяпуре, в местечке Йогапитх.
Позже он объездил все окрестности Навадвипы и, основываясь на свидетельствах Писаний, описал Святые места в Дхаме Махапрабху. Он построил Храм на месте, где родился Махапрабху, и организовал совет попечителей, призванный поддерживать жизнь Храма, а незадолго до смерти передал руководство советом своему четвертому сыну Шри Бималу Прасаду — Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде.
Поначалу Прабхупада не был уверен, что справится с руководством Храмом, но спустя годы руководил не только Йогапитхом, но и десятками храмов и проповеднических центров по всей Индии. Огромную помощь в непосредственном управлении Храмом ему оказывал Кунджабихари Видьябхушан (Шримад Тиртха Махарадж). Постепенно вокруг Прабхупады собралось много образованных людей, цвет бенгальской интеллигенции. Вместе с ними он основал Шри Гаудия Матх и до последних дней проповедовал учение Махапрабху.
Когда Шрила Бхактивинода Тхакур ушел из жизни, Прабхупада устроил вечер его памяти в городском собрании, куда среди прочих были приглашены ректор Университета Метрополитен Бипин Пал, ученые Сатиш Саркар, Панчкари Бандопадхьяй и другие.
Новое видение
Современники очень высоко отзывались о Шриле Бхактивиноде Тхакуре, признавая новизну и оригинальность его идей. Он совершил переворот в богословии и философии в целом: вайшнавизм, который раньше воспринимался как одна из ветвей индуизма, он представил строго научным учением.
Шишир Гхош как-то сказал: "Все знают о шести преемниках Махапрабху — шести госвами Вриндавана, но Бхактивинода Тхакура следует по праву считать седьмым госвами. Он открыл миру Шри Чайтанью Махапрабху". И по сей день он живет в книгах, в которых представил учение Махапрабху и Бхагаватам в соответствии с пониманием современного человека. Мы всегда будем в неоплатном долгу перед Его Милостью.