Школа Неоплатонизма - Плотин .
Греческий философ создал неоплатонизм, проживал ок. 204/ 205 – 269/270[12] гг. н.э.. Происхождения из Ликополя в Египте, его юность прошла в Александрии, где прослушал множество лекций разных философов. Наибольшее влияние произвел на молодого человек Аммоний Сакк. Плотин 11 лет впитывал мысли своего учителя.
К 244 г.н.э. 40 годам переезжает в Римь[13], где находит большой отклик, в том числе императора Галлиена и его жены Солонины, тем самым получая покровительство. Плотин преподавал более 25 лет , к письменным роботам приступил уже в зрелом пятидесятилетнем возрасте. Всего Платин оставил в наследие 54 своего труда.
Наиболее преданные его ученики стали Порфирий, Амелий и врач Евстиох. Они уже занялись хронологией текстов, их переводом; такие тексты назвали Эннеадами. Наиболее популярная, что привлекло внимание большое количество умов, стала третья Эннеада Порфирия, в бедующем издание окажет неизгладимый след в человеческой мысли. Идеи Плотина не проста по своему содержанию, у него особенный философский стиль передачи, который требует философскую подготовленность ума. В своих идеях Плотин отталкивается от идей Платона и развивает далее.
Плотин считал – реальный мир отличается от идеального , как земной от божественного, и тем не менее один происходит из другого. Существует только единое бытие, отрицает существование параллельных миров . Единый мир имеет развитие, которое обретает различные формы , такие новые формы называет – эманацией. Основа учения Плотина является – эманация. Все новые формы подчиняются определенным законам:
«Чем совершеннее бытие, тем большей творческой мощью она наделена, а каждая форма бытия происходит от другой , более совершенной. Порядок рождения эманаций соответствует снижению уровня их совершенства.»[14]
На этом основании Пю различает три основных формы Бытия:
1. Абсолют– бытие совершенства.
2. Мир разума (kosmos noetos) – этот мир бесплотен.
3. Чувственный (kosmos aisthetos) – мир материи и души.
Высший абсолют, как высшая красота, благо и единство она рождает эманацию, как иную форму бытия менее совершенную и более зависимую от нее.[15]
Побег из чувственного мира в мир божественного Отца , значит освобождение души от тела. При этом осознанное умерщвление тело , как перекладывание вины с души на тело – осуждалось Плотином. Суть состояла в том, чтобы правильно прожить земную жизнь, не давая воли чувственным попыткам взять вверх над собой. Задача стоит в том, чтобы предать бегству не от земной жизни, а от восстающих пороков. Таким образом рассматриваются не пространственные изменения, а внутренняя работа , очищение души , гнозис. Больше упор делается на душу, позабыв все чувственное, ведь следует помнить свое высоком происхождение, достоинстве, следует углубиться в себя , а через это достигается понимание самого Бога.
Душа может достичь благо посредством добродетелей. Благо не будет относиться к телесному, но благо такое, что очищает душу и восходит к Богу. Нравственное совершенство сравнивает с «очищением». Плотин сравнивает процесс с золотом, на котором чужеродные элементы. После чистки золото приобретает свой первоначальный блеск. Плотин считал , что существует четыре класса добродетелей, пройдя их душа будет чистой и воссоединиться с Богом :
А.Практическое -состоит из того что человек обуздывает чувственную деятельность. Основными добродетелями являются:
- разумность;
- мужество;
- справедливость;
- благоразумность.
Такие качества переплетены с чувственной основой человека , «аффективной». В это время душа смотрит вниз – на тело, которое она освещает. Согласно системе уровней Плотина добродетели таким же образом расставлены по ним. Низшая ступень как раз является – практическая, гражданская.
Б. Нравственное, аскетическое –освобождается от тела душа, переходит на следующую ступеньку и достигается путем аскетического добродетелям :
- разумность, теперь стала чистой интуицией;
- мужество (бесстрашие) , доведенная до состояния готовности к отделению Души от тела;
- благоразумие , перерастет в бесстрастие;
- справедливость , как изгнание других кумиров из души, кроме разума.
Плотин скажет так о мудреце : « он будет стремиться сохранить здоровье , но он не пожелает вовсе освободиться от болезней»[16]. Так как в таком состоянии душа безгрешна.
В. Теоретическая -это ступень философской созерцательной деятельности. Душа взирает на вверх, достигая второй ипостаси – Ума. На этом уровне самопогружение переходит через интеллектуальное напряжение , идентифицируя себя и полностью погружаясь в духовную сферу.
- Одни для достижение погружения используют занятия философией и наукой и им удается попасть в царство чистой мысли;
- другим же приходиться опираться на мнения или чувственные способности, искусство, практическую деятельность. Такие поднимаются до эйдоса , созерцания Ума происходит постепенно.[17]
Достигнув ступени Ума , такой человек забрался достаточно высоко, но это не самая вершина. На первых трех уровнях достаточно чтобы выйти за пределы своего, обычного, земного «Я». Но этого не достаточно чтобы преодолеть свою «универсальную – мировую самость».[18]
Г. Мистическая ступень.
«Когда Дух наш воспаряет выше всего того истинного, которое он может еще объяснить своей мыслью, то он теряет способность не только словесно выражать , но даже и мыслить то что стоит еще всего этого»[19].
Эта ступень - уподобление Богу, когда человек на прямую созерцает Бога, происходит слияние, из большого количества единого становиться единством многого , таким образом наполняется «небесным эросом». Это путь мистического экстаза, который не возможно описать рациональным путем, так как это уже этап послерациональный (не подается описанию и даже полного осмысления). При этом состоянии бессознательного счастья, полное удовлетворения, совершенное успокоение от такого прикосновения с Богом всем существом.
В таком состоянии человек растворяется в самом божественном. Происходит превращение мыслящего в само мышление, святого в саму святость, любящего в саму любовь. В подобном состоянии созерцания на свет, человек сам становиться светом.
Подобное состояние мимолетное, пока прибываешь в этом время исчезает, невозможно что-то сказать или подумать , только пройдя можно размышлять и вспоминать его.
Главная цель для человеческой жизни – это быть в общении с этим светом, видеть через этот свет все обстоятельства.[20]
Размах мысли и труда Плотина можно оценить после его жизни . К тому времени уже функционировали 3 знаменитых неоплатонических школы:
· Александрийская – римская -Порфирий и Лонгин третий в. н.э.
· Сирийская – ее основатель Ямблих в четвертом в.н.э.
· Афинская – которая была наиболее выдающиеся, ее представитель Прокл в пятом в.н.э.
Так же под влиянием Плотиновской философии прибывал Августин , а так же многие другие христианские философы и теологи нового времени. Такими представителями были Мен де Биран, в Шеллингв Германии или во Франции.[21]