Наука доказывает свою ценность

<…> Вплоть до конца XVIII века наука черпала из промышленности значительно больше, чем была еще в состоянии возвратить ей. Должно было пройти, по крайней мере, еще сто лет, прежде чем ученые могли предложить что-нибудь новое для замены или усовершенствования традиционных приемов, использовавшихся в химии и биологии; медицина потребовала для этого даже еще более долгого срока. Даже в области хорошо освоенных физических наук, как в механике, так и в артиллерийском деле, преимущество все еще было на стороне практиков. Усовершенствованию обработки металла суждено было еще долгое время быть делом рук рабочих-машиностроителей, усовершенствованию пушек - делом литейщиков. При работе с деревом или грубо отлитым металлом невозможно было использовать все те тонкости обработки, которые могли быть предложены новой математикой и динамикой. <…>Единственной областью, где новая паука сделала большие успехи, было мореплавание. Это явилось действительно достижением, поскольку оно имело место в такое время, когда контроль над морскими путями и открытие Нового Света явились ключом к национальному, экономическому и политическому успеху. Доказав свою ценность в этой области, наука стала утвердившейся частью повой господствующей капиталистической цивилизации. Она приобрела целостность и положение, которые ей суждено было навсегда сохранить за собой. Значение науки должно было непрерывно расти относительно и абсолютно, по мере того как для всех становилось очевидным, что военное и экономическое превосходство европейской цивилизации над старыми цивилизациями ислама, Индии и Китая было результатом ее технических достижений и что усовершенствование техники требовало постоянного применения и развития науки.

<…> Купцы и дворяне XVII века …расчистили почву для расцвета более скромного круга промышленников, которым благодаря пауке выпало на долю использовать и развить до неузнаваемости традиционные технические приемы цивилизации.

Интеллектуальная революция

Было бы, однако, совершенно неправильно считать движушие силы науки исключительно утилитарными. Наука по-прежнему обладала значительной долей того политического и морального авторитета философии древнего мира, в который эпоха Возрождения внесла такой большой вклад. Натуральная философия, как ее называли, была достойной, даже благородной профессией, в, поддерживая ее, покровители умножали славу государства. Люди новой экспериментальной науки понимали, что именно они, а не схоластики были подлинными наследниками древних<…>

ЧАСТЬ V. НАУКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ВВЕДЕНИЕ

Капитализм и наука

XVIII и XIX века были великими веками формирования современного мира, веками, которые тем, кто жил в то время, казались освободительной эпохой общественного развития, когда человек нашел, наконец, истинный путь к процветанию и безграничному прогрессу …Новые методы экспериментальной науки, выработанные в эпоху революции XVII века, должны были распространиться на все области человеческого опыта, и в то же время применение их должно было соответствовать великому перевороту в средствах производства, который мы называем промышленной революцией, и вдохновлять его.

Промышленная революция не была главным образом - а если и была, то не в своих начальных стадиях - плодом прогресса науки, хотя некоторые достижения науки, в частности паровая машина, и должны были стать существенными факторами ее успеха. Тем не менее все это движение было значительно теснее связано с ростом и переходом экономической системы капитализма из фазы, когда господствующей силой в ней были купцы и мелкие промышленники, в такую фазу, когда преобладающую роль стали играть финансовые магнаты и тяжелая индустрия.

<…>

Начавшийся во второй половине XVIII в. процесс этот под влиянием своего успеха, прочно основанного на порождавшемся им новом капитале, ширился и распространялся на другие области. К середине XIX в. господство капитала во всем мире было уже неоспоримо, но самый этот факт не просто положил предел его распространению. Он сделал очевидной органическую неустойчивость капитализма, избавиться от которой он был не в силах..<…> За бумами следовали кризисы, с каждым разом все более обострявшиеся, а соревнование за обладание ограниченными рынками вызывало международное соперничество. … На протяжении большей части рассматриваемого нами периода прогресс науки происходил на базе развивающегося промышленного капитализма, склонного предъявлять к ней с каждым днем все большие и большие требования.

<…>вспомогательная, почти лечебная роль науки в промышленности была к концу XIX века заменена более позитивной. Идеи, зарождавшиеся в недрах самой науки, находили свое материальное воплощение и развитие в новых отраслях промышленности. Первой и самой важной из этих воплощенных идей явилась паровая машина - философская машина начала XVIII века; однако лишь ее общие принципы стали известны, производство и применение ее стали делом практического инженерного искусства. В конце XIX века возникшие как научные отрасли промышленности, например начавшие тогда оформляться химическая и электрическая промышленность, продолжали оставаться таковыми; полностью же они развились лишь в XX веке.

Связь науки с историей общества этого периода ни в коей мере не ограничивается, однако, ее ролью в процессе развития производства. Начинала складываться новая… форма общества, которое в отличие от средневекового общества с его неподвижным статусом и социальной ответственностью опиралось на свободу и личную инициативу...<…>

Наши рекомендации