Основные различия традиционного маркетинга («4Р») и маркетинга взаимоотношений.
Концепции управления маркетингом Концепции маркетингового управления субъектом
Управленческие концепции маркетинга
Наименование концепции
1.Концепция совершенствования производства. Основана на утверждении о том, что потребитель отдаст предпочтение товарам, которые широко распространены и доступны по цене; управление маркетингом должно быть направлено на совершенствование производства, форм и методов сбыта.
2. Концепция совершенствования товара. Основана на утверждении о том, что потребитель отдаст предпочтение товарам, качество, свойства которых постоянно улучшаются; следовательно, управление маркетингом должно быть направлено на совершенствование качества продукции.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Основана на утверждении о том, что потребитель на будет активно покупать товар, если не предпринять специальных мер по продвижению товара и широкомасштабной продаже.
4. Концепция маркетинга. Философия управления маркетингом, которая предполагает, что достижение компаний своих целей является результатом определения потребностей и запросов целевых рынков и более эффективного по сравнению с компаниями-конкурентами удовлетворения потребителя.
5. Концепция просвещенного маркетинга. Философия маркетинга, заключающаяся в том, что маркетинг компании должен поддерживать оптимальное функционирование системы сбыта продукции в долгосрочной перспективе, с ее пятью принципами: маркетинг, ориентированный на потребителя, инновационный маркетинг, маркетинг ценностных достоинств товара, маркетинг с осознанием своей миссии, социально-этичный (ответственный) маркетинг.
6. Концепция маркетингового управления. Маркетинговое управление имеет место, когда по крайне мере одна из сторон потенциального обмена разрабатывает и использует средства для достижения желаемого отклика других сторон.
7. Концепция стратегического маркетинга. Основана на разграничении понятий стратегического и оперативного маркетинга. Стратегический маркетинг – это постоянный и систематический анализ потребителей рынка. Выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами. Операционный маркетинг – это инструмент реализации выбранной маркетинговой стратегии; подразумевает план маркетинга, включающий весь комплекс маркетинга.
8. Концепция маркетинга отношений. Основана на том, что управление маркетингом должно быть нацеплено на процесс создания расширения прочных взаимовыгодных отношений с потребителями или другими заинтересованными лицами (поставщиками, контактными аудиториями, посредниками и т.д.), что увеличивает вероятность будущих сделок с одними и теми же потребителями.
9. Концепция максимаркетинга. Управление маркетингом нацелено на повышение до максимума торгового оборота и прибылей путем селективного распределения, и вовлечения в процесс четко определенных потенциальных потребителей и клиентов; предполагает две стадии – максимальный синергизм (двухсменная реклама) и максимальное распределение (добавление новых каналов распределения).
10. Концепция конкурентной рациональности. Основной целью корпорации является получение прибыли для фирмы, ее сотрудников и акционеров посредством производства удовлетворяющих запросы покупателей товаров. Конкурентно-способность выступает как основная движущая сила концепции маркетинга.
Маркетинг отношений – практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами, взаимодействующими на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибьюторами в целях установления длительных привилегированных отношений. (Ф.Котлер)
Основные различия традиционного маркетинга («4Р») и маркетинга взаимоотношений.
Основные положения концепции | Традиционная концепция маркетинга | Концепция маркетинга взаимоотношения |
1.Управленческая направленность | На единичные взаимоотношения, на привлечения новых потребителей | На удержание существующих потребителей, повторные покупки, установление долгосрочных отношений |
2. Направленность маркетинга | Управление продуктовым портфелем компании | Управление портфелем взаимоотношений компании, основанное на принципах долгосрочных взаимоотношений |
3. Цели | Собственные цели и задачи у каждого участника взаимодействия. Каждый участник стремится к собственной выгоде. | Цели и задачи, разделяемые всеми участниками. Общая выгода является выгодой каждого участника взаимодействия. |
4. Характеристики отношений | Дистанцированные и не персонализированные отношения | Тесные персональные контакты, основанные на приверженности и доверии. |
5. Взаимодействие с потребителями | Низкая степень взаимодействия с потребителями. Потребители мало информированы. Отсутствует обратная связь | Высокая степень взаимодействия с потребителем. Потребители информированы и осведомлены. Существует устойчивая обратная связь |
6. Основные параметры контроля | Прибыль, объем продаж, уровень затрат | Прибыль, объем продаж, уровень затрат, потребительская ценность |
7. Конкурентные преимущества | Качество продукта | Креативность, долгосрочные и тесные взаимоотношения с партнерами, клиентоориентированность |