Можно ли опровергнуть скептицизм?

Тема 4

Сознание

План занятия:

1. Понятие сознания.

2. Исследование природы сознания.

3. Язык, общение, самосознание.

4. Диалектико–материалистическая концепция сознания.

5. Сознание и бессознательное.

Задание для «Книги Идей»:

Прочтите главу «Человек и его сознание».

1. Выпишите из словаря и проиллюстрируйте следующие термины: язык, сознание, речь, знак, символ.

2. Исследование природы сознания многоаспектно. Выявите сущность (в категориях Я и не – Я):онтологического аспекта проблемы сознания – учения о сущности сознания; гносеологического аспекта - проблемы отношения между материей и сознанием; этического аспекта –смысложизненных проблем. Проиллюстрируйте свои выводы.

3. Сформулируйте и проиллюстрируйте: коммуникативную; номинативную; информативную; прагматическую функции языка.

4. Как связаны общественное бытие и общественное сознание? Постройте и проиллюстрируйте картину взаимодействия общественного сознания и общественного бытия.

5. Разработайте символическое изображение каждого из уровней общественного сознания: обыденный (общественная психология) и теоретический (идеология).

6.Выпишите из словаря и проиллюстрируйте термины: бессознательное, идеальное, архетип, «умирание во время рождения» (С. Гроф).

Выполните с одним из этих понятий упражнение РТВ.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Почему сознание можно определить как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе?

2. Как связаны понятия сознание и самосознание?

3. В какой мере сознание определяется как деятельность, а в какой - как совокупность знаний?

4. Каково ваше представление о душе?

5. В каком соотношении находятся душа и сознание?

6. Поскольку душа индивидуальна и составляет единое целое с телом, можете ли Вы сказать, в какой части тела находится душа?

7. Какие системы сознания Вы можете назвать? Что объединяет их в единое понятие?

8. Какое место в структуре сознания занимают когнитивно - информационныепроцессы?

9. В чем природное отличие персептивных и мыслительных процессов? Образного и понятийного мышления?

10. Какое место в процессах познания мира занимает интуиция?

11. Чем отличается человеческий язык от других знаковых систем?

12. Каково соотношение естественных и искусственных языков?

13. Какой язык А.Ф.Лосев назвал инкорпорированным? В чем его отличие от номинативного языка?

14. Существует ли проблема искусственного интеллекта?

15. Объясните, почему философия, с точки зрения неопозитивизма, должна стать деятельностью по исследованию языка?

16. В чем специфика времени в структуре сознания? Чем оно отличается от физического времени?

17. Сформулируйте суть сознания как самосознания.

18. Каковы возможности языка как средства общения и мышления и в чем
его ограниченность?

19. Какое место в структуре сознания занимает эмоционально-психический мир?

20. Каковы структура и функции эмоций?

21. Как Вы думаете, для чего человеку дано разнообразие эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуации стресса, фрустрации)?

22. Какое философское осмысление имеет мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда)? Память?

23. Как Вы сегодня понимаете проблему некоммуникабельности на основе саморефлексии?

24. Какую роль играет бессознательное в жизни человека?

25. Можно ли рассматривать чувство, рассудок и разум как образец геге­левской триады?

26. Каково взаимодействие понятий сознание и личность?

27. Каково соотношение понятий сознание и понимание?

28. Как соотносятся объективное и субъективное в нашем сознании при
отражении объектов реальности?

29. Как Вы понимаете опережающее отражение?

30. В чем сущность проблем интенциональности, инструментально - операциональной оснащенности, мотивации?

31. Какова взаимосвязь общественного и индивидуального сознания?

32. Какова структура общественного сознания и его основные формы?

33. Чем отличаются обыденное и теоретическое сознание?

34. В чем суть идеологии?

35. Как связаны общественное сознание и социальное действие?

36. Можно ли говорить об идеальности общественного сознания?

37. Что представляет собой бессознательное в учении Фрейда? Как взаимодействуют сознание и бессознательное, с его точки зрения?

38. Какие бессознательные инстинкты Фрейд, считал наиболее сильными? Что такое либидо и сублимация?

39. Можно ли опровергнуть скептицизм? - student2.ru Каков механизм взаимодействия трех пластов человеческой психики по теории Фрейда? В чем заключается двойственность человеческой природы, с его точки зрения?

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ (по Седовой)

Можно ли опровергнуть скептицизм? - student2.ru

ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА (по Седовой)

Можно ли опровергнуть скептицизм? - student2.ru

ДЕТЕРМИНАЦИЯ СОЗНАНИЯ (по Седовой)

Можно ли опровергнуть скептицизм? - student2.ru

ИДЕЯ В ФИЛОСОФИИ (по Романову)

Можно ли опровергнуть скептицизм? - student2.ru

ИНТЕНЦИЯ В ФИЛОСОФИИ (по Романову)

Можно ли опровергнуть скептицизм? - student2.ru

Философский тренинг «Изолированный мозг»

ИЗОЛИРОВАННЫЙ МОЗГ

Одна из наиболее знаменитых и древних философских проблем относится к нашему познанию окружающего мира. И вы, и я считаем, что у нас имеются основания верить в то, что нас окружают различные физические объекты: дома, автомобили, деревья, горы и, конечно, другие люди. Одно из наиболее фундаментальных убеждений здравого смысла со­стоит в том, что мы обладаем таким знанием. Однако име­ются серьезные философские аргументы, показывающие, что оснований верить в существование Земли и всего, что на ней находится, у нас не больше, чем оснований считать все это не более чем хитроумной иллюзией.

Один из этих философских аргументов опирается на ги­потезу о том, что каждый из нас представляет собой мозг, находящийся в бочке. Взглянем на следующую историю.

Мозг в сосуде

Колин Спигот уселся перед телевизором, как он делал тысячи раз прежде, держа свой ужин на коленях. Он соби­рался смотреть сериал, который показывали каждый вечер, «Нашествие похитителей тел».

К несчастью для Колина, ни фильма, ни ужина в действи­тельности не было. Когда он поднес первый кусок ко рту, произошло нечто чрезвычайно странное. Он услышал тихий голос, который, казалось, звучал в его собственной голове:

«Проверка. Проверка... Продолжаем».

Голос звучал смутно и невнятно. Затем через пару секунд он стал отчетливым и оглушительно громким:

«ПРОВЕРКА. ПРОВЕРКА...» Колин непроизвольно схватился за уши, вилка выпала из его руки. «КОЛИН СПИГОТ, ТЫ слышишь меня? Сожалею. Слишком громко. Так лучше? Колин, у нас есть для тебя важная новость».

Колин вскочил на ноги, его ужин полетел на пол. В панике он оглядел комнату: «Кто здесь? Кто говорит?»

«Меня нет в комнате, которую ты видишь, Колин. Я нахожусь в другом месте, далеко от тебя». «Где? Кто вы?»

«У меня есть для тебя новость, Колин, новость, которая сможет тебя поразить. Пожалуйста, сядь». «Что происходит?»

«Я скажу тебе. Я не житель Земли. Я прилетел с другой планеты. И я благодарю тебя за участие в нашем эксперименте».

«Эксперимент? Не понимаю, какой эксперимент?»

«Боюсь, мы слегка обманывали тебя, Колин. Вещи не та­ковы, какими тебе представляются».

Голос, звучащий в голове Колина, продолжал объяснять, что с ним произошло или, вернее, что с ним сделали.

«Сожалею, но мир, который ты видишь вокруг себя, не является реальным. Это виртуальный мир. Мы прилетели к вам шесть земных месяцев назад. Помнишь ту ночь, когда тебя мучили кошмары?»

«Кажется, помню».

«Мы вошли в твой дом, когда ты спал. Мы одурманили тебя и перенесли твое бесчувственное тело в свое летающее блюдце. Сейчас ты находишься не на Земле, а на другой планете — на Плутоне».

Колин постепенно стал приходить в себя. «На Плутоне? Но этого не может быть! Я же вижу, что я на Земле. Вот передо мной мой телевизор».

«Ну конечно. Это выглядит как телевизор. Но как я уже сказал, вещи не таковы, какими они тебе кажутся. Когда твое тело доставили в нашу научную лабораторию на Плутоне, тебе сделали небольшую операцию. Мы удалили у тебя мозг».

«Мозг? У меня?» — Колин почувствовал подступающую тошноту.

«Мы извлекли твой живой мозг, а тело выбросили. Затем поместили мозг в стеклянный сосуд и соединили его с од­ним из наших суперкомпьютеров. Сейчас твой мозг плавает в сосуде с питательным раствором, а сосуд находится в на­шей лаборатории в глубине Плутона».

«Тогда почему я вижу перед собой телевизор?» — спра­шивает Колин, указывая на стоящий перед ним телевизор.

«Суперкомпьютер создает соответствующую иллюзию. Ты видишь виртуальный телевизор. Он не является реаль­ным. Позволь, я объясню тебе, как работает компьютер. Это не очень сложно. Попробуй сосредоточиться».

«Я и так сосредоточился!»

«Очень хорошо. Нервные волокна, которые связывали твой мозг с телом и позволяли тебе управлять им, теперь под­соединены к компьютеру. Его мониторы движутся так же, как двигалось твое тело. И по нервным путям компьютер по­сылает в твой мозг такие же электрические импульсы, какие посылали твои органы чувств — твой язык, уши, глаза, нос и кожа. Вот поэтому тебе и кажется, что ты все еще находишь­ся в своей комнате на планете Земля. Компьютер создает для тебя такую иллюзию».

«Но ведь все это реально! Я могу это доказать». Колин на­клонился и поднял вилку, крепко обхватив пальцами холодный блестящий металл. Он лизнул языком кусок моркови, остав­шийся на вилке. Вкус моркови был таким, как всегда.

Однако голос в голове Колина не умолкал: «Вижу, ты не веришь мне. Попробуем подойти иначе. Посмотри более вни­мательно на кусок моркови, который ты держишь на вилке!» Колин глядел во все глаза. Сначала ничего не происходи­ло. Однако затем оранжевый кружок моркови начал двигать­ся и вибрировать. Внезапно вместо него появился дрожащий плавник, и вот уже на вилке у Колина бьется золотая рыбка. Она стала вертеться на вилке, открывать и закрывать рот.

«Что за черт! — Колин швырнул вилку в угол комнаты. — У меня галлюцинация!»

«Совершенно верно. Золотая рыбка представляет собой иллюзию. Но и кусок моркови также был только иллюзией. Все, что ты видишь вокруг, не более чем иллюзия».

«Я все еще не понимаю».

«Ты подключен к компьютерной программе. Однако наш компьютер гораздо мощнее всего того, что вы изобрели на Земле. Создаваемая им виртуальная реальность неотличима от подлинной реальности. Поэтому-то у тебя не возникло ни малейшего подозрения в том, что тебя обманывают».

«Но как вы превратили морковь в золотую рыбку?»

«Ну, это просто. Я просто переключил программу. Грубо говоря, импульс, создающий образ моркови, я заменил на «импульс, создающий образ рыбки».

Колин поднес к лицу руки и внимательно осмотрел их, вглядываясь в тонкие линии на ладонях и волоски на кистях рук.

«Неужели эти руки реально не существуют?»

«Конечно, нет. Это виртуальные руки. Они являются частью иллюзии, создаваемой компьютером».

«Но если эти руки — иллюзия, то где мои настоящие руки?»

«Как бы это сказать тебе?.. Мы их сожгли».

«Это кошмар! Мне надо проснуться!»

«Вижу, ты все еще не веришь мне. Это удивительно! Я считал тебя более разумным. Ну ладно, пора предъявить тебе более серьезные факты. Сейчас я отключу твой мозг от ком­пьютера и подключу к камере, которая установлена здесь в лаборатории. Я сделаю так, что, когда ты захочешь повер­нуть голову, камера будет поворачиваться соответствующим образом. Поэтому ты сможешь осмотреть всю лабораторию. Должен предупредить тебя, что одним из первых предметов, которые ты увидишь, буду я».

Колин беспокойно оглядывал комнату. Он вцепился руками в диван в тщетной попытке удержать его на месте. Однако это оказалось бесполезным. Комната начала изменяться. Стены заколыхались и покрылись рябью. Постепенно они растаяли, и Колин оказался в совершенно незнакомой об­становке. Сначала очертания окружающих предметов были совершенно расплывчатыми. Колин различал лишь белый фон, по которому проплывали странные яйцеобразные си­луэты. Внезапно изображение стало более четким, и смут­ные образы превратились в ряды круглых сосудов, соединен­ных трубками и стоящих на белых полках. Прямо перед Колином находился большой, темный округлый предмет. Это был ужасный обитатель Плутона.

«Добрый вечер, Колин, — сказал плутонианин. — Меня зовут Зпаплафт. То, что ты воспринимаешь теперь, уже не иллюзия. Все, что ты видишь перед собой, реально. Ты давно уже не был в контакте с реальным миром. Позволь я покажу, что тебя окружает. Справа от тебя находится компьютер—тот компьютер, в котором ты находился несколько минут назад».

Колин повернулся направо и увидел большой блестящий прибор с множеством циферблатов. Он заметил, что в од­ном из маленьких окошек светились слова «золотая рыбка».

«А теперь, Колин, пришло время взглянуть на самого себя!»

Колин увидел большой лабораторный стол, на котором стоял стеклянный сосуд. В сосуде плавало что-то, напоминав­шее большой грецкий орех. Оно слегка колебалось в потоке пузырьков, поднимавшихся со дна сосуда. Видны были мно­гочисленные провода, змеившиеся вокруг сосуда. Колин уз­нал человеческий мозг. От сосуда отходили два провода, на которых были пометки: «Правая камера» и «Левая камера». - Зпаплафт указал на стеклянный сосуд. «Вот ты, Колин", — мозг в сосуде!»

Гипотезы «Мозг - в - сосуде»

Эта история ставит перед нами интересный вопрос. От­куда вы знаете, что вы — не мозг в сосуде? Рассмотрим две следующие гипотезы.

1. Все, что мы видим вокруг, является лишь виртуальным: шесть месяцев назад Зпаплафт извлек ваш мозг и помес­тил его в компьютер, работающий по виртуальной зем­ной программе. Компьютер настолько сложен, что по­рождаемые им впечатления неотличимы от тех, которые мы получаем в реальной жизни.

2. Все, что мы видим вокруг, — реально.

Рационально ли в одну из этих гипотез верить больше, чем в другую? Конечно, вы верите в то, что вторая гипотеза - истинна, а первая - ложна. Но что оправдывает вашу веру? В конце концов, и в первом, и во втором случае все останется тем же самым. Данные, доставляемые органами чувств — зре­нием, обонянием, осязанием, слухом и вкусом, — в равной мере совместимы с обеими гипотезами. Кажется, у нас нет оснований верить в одну гипотезу больше, чем в другую.

Для того чтобы что-то знать, нужны, по-видимому, ос­нования верить в это что-то. Вы должны оправдать свою веру. Для того чтобы знать, что то, что вы видите, реально, а не виртуально, вы должны обосновать свою веру в это. По-видимому, вы не можете сделать этого. Поэтому вы не знае­те, что воспринимаемое вами сейчас реально.

Этот удивительный вывод делается скептиками. Скептик утверждает, что мы не знаем, что считать знанием. Позиция, утверждающая, что мы ничего не знаем об окружающем мире, называется скептицизмом относительно внешнего мира.

Следует иметь в виду, что скептицизм относительно внеш­него мира вовсе не означает, что мы вообще Ничего не можем знать. В конце концов даже скептик признает, что мы что-то знаем, например, что знание о внешнем мире невозможно.

Можно ли опровергнуть скептицизм?

Ответ с точки зрения обыденного языка

Должны ли мы отказаться от позиции «здравого смысла», утверждающей, что у нас есть знание об окружающем мире? Как я уже сказал, многих философов аргументы скептика не убеждают. Проблема состоит в том, чтобы найти слабое место в этих аргументах.

Один из распространенных ответов скептицизму ссылается на обыденный язык. Против скептицизма можно выдви­нуть следующее возражение. Утверждение скептика о том, что мы ничего не знаем относительно окружающего нас мира, не имеет смысла. В реальной жизни мы объясняем значение сло­ва «знать», указывая на то, что мы знаем, что автобус подхо­дит, что солнце завтра взойдет в восемь часов утра, что в саду у Фреда растут деревья и т.п. Но если, по крайней мере отча­сти, именно с помощью таких «парадигмальных случаев» мы задаем и объясняем значение слова «знать», то предполагать, что у нас нет знания в этих случаях, было бы в какой-то мере противоречием.

Это обращение к обыденному языку, к тому, как мы обычно но употребляем слова, было особенно распространено в 1950-е годы. Однако в наши дни ссылка на обыденный язык уже не пользуется таким уважением. Проблема заключается в том, что, хотя обычно мы действительно объясняем значение некоторого слова посредством ссылки на «парадигмальные слу­чаи» его употребления, отсюда еще вовсе не следует, что это слово действительно правильно применяется в некоторых из этих случаев. Вполне возможно, что при применении или объяснении слова таким образом мы принимаем некоторое допущение, которое на самом деле ложно.

В самом деле, в случаях со словом «знать» мы действи­тельно принимаем такое допущение. Но как раз об этом и говорит скептик. Он обращает наше внимание на то, что, ког­да мы говорим, будто Фред «знает», что перед ним остано­вился автобус, мы неявно опираемся на предположение о том, что у Фреда есть хорошие основания считать, что он не явля­ется и никогда не был мозгом в сосуде. Скептик просто обра­щает наше внимание на это допущение, а затем показывает, что оно ложно. Но как только мы поняли, что это допуще­ние ложно, мы сразу же и вполне справедливо приходим к выводу о том, что термин «знать» неправильно употребляется в этом и других подобных случаях. В выведении такого заключения нет никакого противоречия.

«Невидимый булыжник»

Можно возразить скептику иначе. Некоторые философы считают, что гипотеза о мозге в сосуде фактически бессо­держательна. Допустим, я мог бы сказать, что держу в руке невидимый, не воспринимаемый булыжник. Я прошу вас протянуть руку и кладу на вашу ладонь мой «булыжник». Ясно, что вы его не увидите и не почувствуете. Однако я на­стаиваю, что он все же существует. Вы вправе усомниться в моем психическом здоровье. Но даже и без этого вы могли бы спросить: есть ли какой-либо смысл в предположении о су­ществовании невидимого и не воспринимаемого булыжника? Булыжник, который не оказывает влияния на окружающие вещи, вообще не является булыжником.

Нельзя ли аналогичное возражение выдвинуть против скептика? Некоторые философы полагают, что это возмож­но. Гипотеза о мозге в сосуде, говорят они, столь же бессодер­жательна. Даже если бы она была верна, это не повлекло бы никакой разницы в наших восприятиях. Все вещи останутся такими, какие они есть, независимо от истинности или лож­ности этой гипотезы. Однако ситуация, не вносящая никако­го изменения в наблюдаемый нами мир, вообще не является ситуацией. Но аргумент скептика как раз опирается на пред­положение о том, что гипотеза о мозге в сосуде описывает под­данную ситуацию. Поэтому аргумент скептика рушится.

Это искусный ответ, однако он ошибочен. Дело в том, что в отличие от моей гипотезы о невидимом булыжнике гипотеза о мозге в сосуде могла бы повлиять на наш чувственный опыт. Именно это произошло в моем кратком рассказе о Колине. В конце концов он увидел, что он является мозгом в со­суде. Возможно, завтра вечером это произойдет и с вами.

Наши рекомендации