Как оценивается выполнение задания?

За выполнение этого задания вы можете получить 2 балла: 1 балл – за корректность формулировок пунктов плана, соответствие их заявленной теме, отсутствие в них обществоведческих ошибок и неточностей

2 балл – за полноту охвата содержания заявленной темы.

Сложность плана отдельно не оценивается, однако если ваш план не сложный (не соответствует минимальным требованиям – см. п.1), то ваше задание эксперт даже не будет проверять и поставит 0 баллов.

3. Как работать над заданием?

Вспомните всё, что вы помните из курса обществознания по данной теме. Возможно, вы не помните всего содержания, но помните порядок его изложения – это может вам помочь. Постарайтесь разделить известное вам содержание на части. Если пункты плана получаются слишком мелкими – объедините их в группы. Если пункты плана получаются слишком крупными – разбейте на более мелкие.

Например: Крупный пункт «функции семьи» можно разбить на подпункты: физиологические, социальные, экономические.

А мелкие функции: репродуктивную, заботу о здоровье, сексуальное регулирование – можно, наоборот, объединить в физиологические функции.

Раскрывайте те пункты, которые вы лучше всего знаете, чтобы не сделать обществоведческих ошибок.

Помните, что почти для каждой обществоведческой темы вы можете выделять такие пункты как:

· сущность явления,

· подходы к нему в науке,

· его структура,

· его типология,

· его функции (обычно позитивные и негативные)

· и примеры

Однако имейте ввиду, что все эти пункты должны звучать более конкретно и показывать, что вы знаете соответствующий материал, а не просто выучили эту схему. Эта схема может только помочь вам вспомнить содержание темы и логично ее структурировать.

Памятки для ученика. Этапы работы над эссе.[1]

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл преложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

  • С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

  • имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
  • ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
  • можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  • владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
  • сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

  • Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

7. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

  • Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
  • Какие теоретические обобщения вы должны учесть?
  • Выпишите на листок все термины, цитаты, подходы, взгляды, которые приходят на память и могут быть использованы для раскрытия темы эссе

8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

  • Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
  • Убедительны ли они?

Аргументированное эссе[2]

Цели аргументированного эссе:

1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону

2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.

Примерная структура эссе:

Введение. Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.

Основная часть. Суждения (аргументы), которые выдвигает автор, определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.

Заключение. Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.

[1] Лазебникова А.Ю. ЕГЭ – 2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007

[2] О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова. История России с древнейщих времен до середины ХIХ века. – М.: Вентана-граф, 2007

Наши рекомендации