Как оценивается выполнение задания?
За выполнение этого задания вы можете получить 2 балла: 1 балл – за корректность формулировок пунктов плана, соответствие их заявленной теме, отсутствие в них обществоведческих ошибок и неточностей
2 балл – за полноту охвата содержания заявленной темы.
Сложность плана отдельно не оценивается, однако если ваш план не сложный (не соответствует минимальным требованиям – см. п.1), то ваше задание эксперт даже не будет проверять и поставит 0 баллов.
3. Как работать над заданием?
Вспомните всё, что вы помните из курса обществознания по данной теме. Возможно, вы не помните всего содержания, но помните порядок его изложения – это может вам помочь. Постарайтесь разделить известное вам содержание на части. Если пункты плана получаются слишком мелкими – объедините их в группы. Если пункты плана получаются слишком крупными – разбейте на более мелкие.
Например: Крупный пункт «функции семьи» можно разбить на подпункты: физиологические, социальные, экономические.
А мелкие функции: репродуктивную, заботу о здоровье, сексуальное регулирование – можно, наоборот, объединить в физиологические функции.
Раскрывайте те пункты, которые вы лучше всего знаете, чтобы не сделать обществоведческих ошибок.
Помните, что почти для каждой обществоведческой темы вы можете выделять такие пункты как:
· сущность явления,
· подходы к нему в науке,
· его структура,
· его типология,
· его функции (обычно позитивные и негативные)
· и примеры
Однако имейте ввиду, что все эти пункты должны звучать более конкретно и показывать, что вы знаете соответствующий материал, а не просто выучили эту схему. Эта схема может только помочь вам вспомнить содержание темы и логично ее структурировать.
Памятки для ученика. Этапы работы над эссе.[1]
1. Познакомьтесь с предложенными темами
2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема
3. Определите смысл преложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?
4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:
- С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
- Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?
5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:
- имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
- ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
- можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
- владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
- сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции
6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:
- Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?
7. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:
- Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
- Какие теоретические обобщения вы должны учесть?
- Выпишите на листок все термины, цитаты, подходы, взгляды, которые приходят на память и могут быть использованы для раскрытия темы эссе
8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:
- Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
- Убедительны ли они?
Аргументированное эссе[2]
Цели аргументированного эссе:
1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону
2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.
Примерная структура эссе:
Введение. Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.
Основная часть. Суждения (аргументы), которые выдвигает автор, определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.
Заключение. Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.
[1] Лазебникова А.Ю. ЕГЭ – 2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007
[2] О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова. История России с древнейщих времен до середины ХIХ века. – М.: Вентана-граф, 2007