Тема 1. Предмет социальной философии
Социальность и внешние архетипы порядка (Космос, Природа, Бог, Общество). Социальность и бытие-вместе. Социальность как гетерономное место существований.
Социальная философия в ее отношении к классической философии. Основные принципы классической философии и их критика. Социальная философия в ее отношении к соционаучному дискурсу. Понятие естественной социальности.
Стимулы и перспективы развития современной социальной философии: новая социальность, обновление онтологии, неклассическая эпистемология.
Основная литература
Кемеров В. Е. Социальное и гуманитарное // Общество, социальность, полисубъектность. М.: Академический проект, 2012.
Кемеров В.Е. Обществознание; Социальная философия // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.
Латур Б. Предисловие // Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по социальной философии. М.: Азбука, 2012.
Дополонительная литература
Гоулднер А. У. Наступающий кризис западной социологии. СПб.: Наука, 2003.
Давыдов А.А. К вопросу об определении понятия общества// Социологические исследованияс, 2004. № 2.
Ильин В.В. Постклассическое обществознание: каким ему быть? // Социологические исследования. 1992, № 10.
Керимов Т.Х. Другая социальность // Неразрешимости. М.: Академический проект, 2011.
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
- Тема 2. Проблема определения общества
Общество как механизм. Внешнее отношение частей друг к другу и к целому. Негативное единство механизма. Механизм и индивидуалистические концепции социального (атомизм, теории общественного договора, классическая экономическая теория)
Общество как организм. Позитивный органицизм: общество как актуальное единство. Нормативный органицизм: общество как телеологическое единство. Динамическая взаимозависимость частей друг от друга и от целого. Концепции общества как организма (классическая антропология, функционализм, структурно-функциональные теории общества).
Деконструкция классического понятия общества (субстантивизм-эссенциализм, отношения интериорности, тоталицизм). Альтернативы понятия общества: сообщество, коллективности, сети, сборки. Общество как процесс. Возможность/невозможность общества.
Основная литература
Кемеров В. Е. Полисубъектная социальность и общество различий // Общество, социальность, полисубъектность. М.: Академический проект, 2012.
Керимов Т.Х. Концепция дифференциальной социальности // Социальная гетерология. Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.
Латур Б. Заключение: от общества к коллективу – можно ли пересобрать социальное? // Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
Дополнительная литература
Агамбен Дж. Грядущее сообщество. М.: Три квадрата, 2008.
Бланшо М. Неописуемое сообщество. М.: Московский философский фонд, 1998.
Гегель Г. В. Ф. Механизм // Наука логики. СПб.: «Наука», 1997.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. Гл. II и III.
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Керимов Т. Х. Другая социальность // Неразрешимости. М.: Академический проект, 2007.
Лаклау Э. Невозможность общества // Логос. 2003, № 4–5.
Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. М.: Издательство "Художественный журнал", 1999.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
Спенсер Г. Наведения социологии // Синтетическая философия.М.: Ника-центр, 1996. - Тема 3. Социальная философия и методология социального познания
Методологии социального познания. Объяснение, описание, интерпретация. Позитивизм (дедуктивно-номологическая модель объяснения), герменевтика (понимание, практическое теоретизирование), реализм (стратификационная модель социального познания).
Социальная философия и научная картина социальной реальности. Постпозитивизм и структура социальной теории. Онтологические предпосылки, социальная теория и эмпирические исследования.
Формирование понятий в социальных науках. Односторонняя и двойная герменевтика. Понятия как функции динамики объекта. Понятия как обозначения событий (а не сущности).
Основная литература
Кемеров В. Е. Классическое, неклассическое, постклассическое // Общество, социальность, полисубъектность. М.: Академический проект, 2012.
Конт О. Общий обзор позитивизма. М.: Издательство Либроком, 2012.
Латур Б. В социальном объяснении нет необходимости // Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
Никитин С. А. Социальная феноменология. Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.
Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук // Поль Рикер в Москве. М.: Канон-РООИ "Реабилитация", 2013.
Дополнительная литература
Александер Дж. Общая теория в состоянии постпозитивизма: «эпистемологическая дилемма» и поиск присутствующего разума // Социология: 4М (методология, методы, математические модели). №№ 18, 19.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-Центр; МЕДИУМ, 1995.
Бхаскар Р. Общества // Социо-Логос. Социология, антропология, метафизика. Вып.1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии; Объективность социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-630.
Гарфинкель Г. Знание социальных структур» основанное на здравом смысле: документальный метод интерпретации в непрофессиональном и профессиональном поиске фактов; Изучение рутинных основ повседневных действий//Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007.
Гидденс Э. Обобщения в социальной науке // Устроение общества: Очерк теории структурации.М.: Академический Проект, 2005.
Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.:Канон-Пресс-Ц, 2000. С.32-111, 251-302.
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социологические исследования. 1998, №3. С. 122-134.
Поппер К. Эволюционная эпистемология; Логика социальных наук // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Смирнова Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества. М.: Канон-РООИ "Реабилитация", 2009.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.
Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.
Феноменологические альтернативы // Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978.
Шюц А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия; Формирование понятия и теории в социальных науках // Мир, светящийся смыслом. М.: «Российская политическая энциклопедия»
(РОССПЭН), 2004. - Тема 4. Законы общества и их специфика
Определение и различные трактовки законов общества (фатализм. волюнтаризм, натурализм) . Специфика общественных законов. Историзм законов. Законы и тенденции.
Апория закона: невозможный источник закона. Безосновность закона, незаконность закона и имманентная сила закона. Исходная перформативность закона и насилие. Наслаждение законом. От сверх-я к любви.
Закон и справедливость. Всеобщность закона и сингулярность справедливости. Избыточность справедливости. Апории решения: нерегулируемость, неразрешимость, неполнота.
Основная литература
Агамбен Дж. Сила закона // HomoSacer. Чрезвычайное положение. М. : Издательство «Европа», 2011.
Агамбен Дж. Форма закона // Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011.
Беньямин В. К критике насилия // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012.
Дополнительная литература
Абрамов, М.А. Структурные и циклические закономерности в природе, обществе, искусстве. Саратов: СГТУ, 2001.
Аутвейт У. Законы и объяснения в социологии // Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
Гемпель К. Г. Функции общих законов в истории // Вопр. философии. 1998. №10.
Деррида Ж. Отобиографии // Ad Marginem 93. Ежегодник. М.:Ad Marginem, 1994.
Жижек С. Кант и Сад – идеальная пара // Трансфер-экспресс, № 3, СПб. 2000.
Жижек С. Закон есть закон // Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.
Кафка Ф. Перед законом
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Лакан Ж. О моральном законе // Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60)). М.·. Издательство «Гнозис», Издательство «Логос». 2006.
Рикёр П. Справедливое. М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2005.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004. - Тема 5. Проблема социального бытия
Две возможности понимания бытия и построения онтологии. Ьытие как сверхсущее (основание, причина, абсолют). Онтология как онтотеология: фундаментализм, тоталицизм, закрытость. Фундаментальная и региональная онтологии.
Бытие как со(-)бытие. Событие как время-пространство. Онтология (без теологии) как социация или социальность. Однозначность сущего, независимость и несводимость их друг к другу, аксиоматизация множемтвенномти, пересмотр социально-структурных оппозиций.
Сингулярность существования. Существование как сосуществование. Свобода как основное содержание существования. Свобода и ответственность за существование. Ответственность и обещание, обязательство.
Основная литература
Керимов Т.Х. Вопрос о бытии в философии // Социальная гетерология. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.
Керимов Т.Х. Бытие как различие // Бытие и различие: генеалогия и гетерология. М.: Академический проект, 2011.
Неретина С.С., Огурцов А.П. Онтология процесса. М.: Издательство «Голос», 2014.
Дополнительная литература
Гайденко П. П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // Античность как тип культуры. М.: «Наука», 1988. С. 284-307.
Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. 1988. М.: «Наука», 1988. С. 320-324.
Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб.: Наука, 2003.
Лукач Д. К онтологии общественного бытия. М.: Прогресс, 1991.
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Керимов Т. Х. Другая социальность // Неразрешимости. М.: Академический проект, 2007.
Молчанова А. А. «Онтология»: Как мы ее понимаем? // Историко-философский ежегодник Хайдеггера '199. — М.: «Наука», 2010. С. 117-126.
Нанси Ж.-Л. Сегодня //Ad Marginem`93. М.: Ad Marginem,1994.
Нанси Ж.-Л. В ответе за существование // Интенциональность и текстуальность. Томск: Водолей, 1998. С. 306 – 316.
Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн: Логвинов, 2004.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. Гл. 1.
Шохин В. К. «Онтология»: рождение философской дисциплины // Историко-философский ежегодник '99. М.: «Наука», 2001.
Уайтхед А. Процесс // Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. - Тема 6. Социальное время и социальное пространство
Классическая трактовка времени и пространства: однородность, непрерывность, бесконечная делимость, самотождественность. Объективация (овеществление, овнешнение) времени и пространства. Установка на покорение времени и пространства. Классическая трактовка времени и пространства и здравый смысл.
Неклассическая трактовка времени и пространства. 3+1-мерность как основное топологическое свойство пространственно-временной структуры мира. Понятие хронотопа. Пространственное становление времени (опространствование времени), временное становление пространства (овременение пространства).
Социальное время-пространство как структура человеческой деятельности. Социальное время как последовательность, социальное пространство как совмещение деятельностей. Формы времени и пространства в структурировании социальности. История общества и пространственно-временное структурирование социальности.
Основная литература
Башляр Г. Поэтика пространства. М.: «Ad Marginem», 2014.
Деррида Ж. Ousia и gramme. Примечание к одному примечанию из «Sein und Zeit // Поля философии. М.: Академический проект, 2012.
Кемеров В. Е. Социальный хронотоп и динамика онтологии // Общество, социальность, полисубъектность. М.: Академический проект, 2012.
Назарчук А.В. Социальное время и социальное пространство в концепции сетевого общества // Вопросы философии. 2012, № 9.
Дополнительная литература
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики: М.: Художественная литература, 1975. С. 234-407.
Бурдье П. Социология социального пространства.СПб.: Алетейя; М.: Ин-т эксперим.социологии : Алетейя, 2005.
Гачев Г. А. Европейские образы пространства и времени // Культура. Человек и картина мира. М.: Наука, 1987.
Гидденс Э. Время, пространство и регионализация // Устроение общества: Очерк теории структурации.М.: Академический Проект, 2005.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Керимов Т.Х. Поэтика времени. М.: Академический проект, 2004.
Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997.
Логический анализ языка: Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000.
Мерло-Понти М. Временность // Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987
Филиппов А. Ф. Социология пространства // Логос. 2000. № 2 (23). С. 113–151.
Хайдеггер М. Время и бытие // Время и бытие. М.: Республика, 1993. - Тема 7. Общество и история
Классическое понятие истории. Философия истории: спекулятивизм, универсализм, телеологизм. Классическая философия истории и линейная концепция времени (господство теперь, прошлое и будущее как функции теперь).
«Конец истории»: смысла, цели, идеи. Границы линейной и экзистенциально-феноменологической трактовки времени. История без времени. История как дезистенция времени. История как событие времени-пространства.
Историчность или событийность истории. История как повторение будущего: экстериоризация памяти. История как событие опространствования времени: опространствование, раз-мещение общества как множественности, различия. История как сингулярный способ совместного существования.
Основная литература
Ариес Ф. Время истории. М.: ОГИ, 2011.
Зиммель Г. Проблемы философии истории: Этюд по теории познания. М.: Книжный дом "Либроком", 2011.
Кемеров В.Е. История // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.
Дополнительная литература
Анкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Европа, 2007. Арон Р. Лекции по философии истории. М.: ЛИБРАКОМ, 2010.
Артог Ф. Времена мира, история, историческое письмо // Новое Литературное Обозрение. 2007, № 83.
Артог Ф. Порядок времени, режимы историчности // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2008. № 3. С. 19-38.
Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. 2000. С. 115-142.
Гегель Г.В.Ф. Введение // Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993, 2000.
Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1997.
Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.
Рикер П. Память, история, забвение. М. : Изд-во гуманитар. лит-ры, 2007.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
Фуко М. Ницше, генеалогия, история // Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико-принт, 1996.
Уайт Х. Метаистория. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002.
Хапаева Д. Время собственное // Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий. М.: НЛО, 2005.
Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2003.
Чеканцева З. А. Время историка // Образы времени и исторические представления. Россия–Восток–Запад. М.: Круг, 2010. С. 66–78 - Тема 8. Проблема типизации социально-исторического процесса
Циклическая и линейная концепции исторического процесса: история как осуществление свободы; теория трех стадий; формационный анализ; исторические типы социальности.
Всемирная история и локальные цивилизации. Теории культурно-исторических типов (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский).
Социально-технологический подход к типизации социально-исторического процесса (Д. Белл, А. Турен, Э. Тоффлер, М. Маклюэн)
История и генеалогия. Непрерывность и прерывность, трансцендентность и имманентность, история и история «истории», история прошлого и история настоящего. Формы генеалогии: ниспровержение, объяснение, проблематизция. Генеалогия как критика. Модусы генеалогии: истина, власть, субъект.
Основная литература
Азаренко С.А. Генеалогия // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. М.: Книжный дом "Либроком", 2011.
Гутов Е. В. Культурно-исторических типов теория // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013.
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-Пресс, 2011.
Дополнительная литература
Барг М. А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 2004.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993, 2000.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 43. М.: Издательство политической литературы, 1968.
Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. Ч. 1. М.: Издательство политической литературы, 1968.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.
Шпенглер О. Закат Европы. М.: Академический проект, 2010.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004. - Тема 9. Проблема структурирования социального бытия
Понятие структуры в обществознании. Различные концепции социальной структуры. Критика традиционного понимания структуры: редукционизм (макро-, микро-, мезо-), конфляционизм (сверху, снизу, посередине), структурационизм (единство структуры и действияя) и постструктурационизм (аналитическое разделение структуры и действия).
Деконструкция традиционного понятия структуры. Метафора «структура» и ее морфологические и геометрические коннотации. Парадокс центра структуры. Структуральность структуры и трансцендентальное открытие структуры. Структурная бесконечность и эмпирические и трансцендентальные границы тотализации структуры.
Структура как процесс. Виртуальная множественность структуры и критерии ее актуализации. Преодоление классических оппозиций структуры и действия, структуры и генезиса, структуры и события.
Основная литература
Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках М.: Наука, 1977.
Арчер М. Реализм и морфогенез // Теория общества. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 1999.
Аутвейт У. Реализм и социальная наука // Социо-Логос. Социология, антропология, метафизика. Вып.1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.
Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Бхаскар Р. Общества // Социо-Логос. Социология, антропология, метафизика. Вып.1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.
Гидденс Э. Элементы теории структурации // Устроение общества: Очерк теории структурации.М.: Академический Проект, 2005.
Делез Ж. По каким критериям узнают структурализм? // Марсель Пруст и знаки. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, 1999.
Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Письмо и различие. М.: Академический проект, 2007.
Руткевич М.Н. Социальная структура. М.: Альфа-М., 2004.
Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.
Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования, 2000, № 9.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - Тема 10. Сознание и его формы
Гносеологическая трактовка сознания. Сознание как механическое отражение реальности. Основные принципы гносеологической трактовки: субъект-объектная оппозиция; принцип репрезентации; единый центр репрезентации. Гносеологическая трактовка сознания и категория истины.
Онтологическая трактовка сознания. Сознание как феноменальная данность мира. Единство сознание-мир. Объективирование сознания и его превращенные формы: религия, фетишизм, идеология, симуляции
Онтологическая трактовка сознания и проблема бессознательного. Эволюция понятия бессознательного в психоанализе: топографическая модель (сознательное, предсознательное, бессознательное) и динамическая модель психики (я, оно, сверх-я). Социокультурная обусловленность бессознательного: воображаемое, символическое. реальное. Теория субъекта. Фаллос и фантазм. Наслаждение и объект а.
Превращенные формы сознания и симуляции/симулякры реальности. Симуляция и репрезентативная модель: симулякр как копия копии. Симуляция и нерепрезентативная модель: симулякр и исходная повторяемость.
Основная литература
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015.
Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М.: Азбука, 2011.
Дополнительная литература
Делез Ж. Платон и симулякр; Лукреций и симулякр // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. СПб.: 2010.
Мамардашвили М. Сознание и цивилизация; Анализ сознания в работах Маркса; Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений) // Как я понимаю философию. М.: «Прогресс - К», 1992.
Общественное сознание и его формы. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1986.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004. - Тема 11. Идеология, дискурс, гегемония
Идеология-в-себе. Идеология и ложное сознание («они не сознают этого, но они это делают»). Идеология как гносеологическая проблема (проблема знания). Подлинная реальность и критика идеологии. Ложное сознание и конец идеологии. Идеология-для-себя. Идеология и цинический разум («они отлично сознают, что делают, но тем не менее продолжают делать это»). Идеология-в-себе и для-себя. Идеологическая иллюзия и онтологизация идеологии («они знают, что в своей деятельности следуют иллюзии, но все равно делают это»).
Структура идеологии: доктрина (идеи, теории, убеждения), вера (материальная или внешняя манифестация и аппараты доктрины) и квазиспонтанный ритуал (интериоризация доктрины). Что такое идеологический государственный аппарат? Механизм действия идеологии. Как возможна критика идеологии? Метастазы Реального.
Критика идеологии и ее альтернативы. Вульгаризация понятия идеологии в позднем марксизме. Идеология как реификация. Идеология как культуриндустрия. Идеология как инструментальный разум. Идеология и теория гегемонии. Идеология и теория дискурса.
Основная литература
Альтюссер А. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // НЗ. 2011. № 3 (77).
Кара-Мурза С. Г. Между идеологией и наукой. М.: Научный эксперт, 2013.
Летягин Л. И. Философия идеологии. Екатеринбург: Урал.пед.гос.ун-т, 2014.
Шумпетер Й. Наука и идеология /// Философия экономики: антология. М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2012.
Дополнительная литература
Грамши А. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1980.
Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.Лукач Д. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. СПб.: 2010.
Мамардашвили М. Превращенные формы (О необходимости иррациональных выражений) // Как я понимаю философию. М.: «Прогресс - К», 1992.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб: Медиум. Ювента, 1997. - Тема 12. Природа и культура
Соотношение природы и культуры: естественное и искусственное. Природа как социальная проблема. Экология без природы.
Проблема определения культуры. Различные подходы к определению культуры. Историзм культуры. Эволюция культурных кодов: традиция, инновация, повторение.
Виртуализация культуры. Реальное, возможное, актуальное, виртуальное. Виртуальность реального как структура. Технологии виртуального. Дигитальные виртуальности.
Медиатизация культуры. От медиации к медиатизации. Модусы медиатизации: связывание, касание, смежность.
Основная литература
Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
Жижек С. Реальность виртуального // Vita Cogitans: альманах молодых философов. 2013, № 7.
Дополнительная литература
Александер Дж. С. Аналитические дебаты: Понимание относительной автономии культуры // Социологическое обозрение. 2007. Том 6. № 1.
Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М.: Издательство "Логос", 2002.
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004. - Тема 13. Социальное и политическое
Эпистемология политики и нейтрализация политического. Политика, национальное государство и власть. Субъектные и не-субъектные трактовки власти. Государство и гражданское общество.
Онтология политики. Политическое различие. Политика и политическое. Понятие политического. Политики и проблема субъективации. Политическое и демократия. Парадоксы демократии.
Политика и биополитика. Биовласть и биополитика. Рождение биополитики: жизнь как объект политики. Метафизика биополитики: голая жизнь, суверенная власть, положение исключения. Биополитическое производство и множество. Биополитика и «парадигма иммунизации».
Политика и управленитет. От теории государства к генеалогии государства. История искусства управления. Аналитика управленитета. Другие управленитеты.
Основная литература
Агамбен Дж. Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Издательство «Европа», 2011.
Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014.
Канетти Э. Масса и власть. М.: АСТ, 2015.
Рансьер Ж. Несогласие: Политика и философия. СПб.: Machina, 2013.
Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году. СПб.: Наука, 2011.
Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. СПб.: Наука, 2011.
Шмитт К. Государство. Право и политики. М.: Территория будущего 2013.
Дополнительная литература
Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990.
Власть: очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989.
Гаджиев К. С. Политическая философия: формирование и сущность // Вопр. философии. 1995. № 7.
Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Издательство «Художественный журнал», 1999.
Жижек С. Параллаксное видение. И.: Издательство «Европа», 2008.
Кемеров В.Е. Социальная философия. М.: Академический проект, 2004.
Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Хрестоматия по социальной философии. М.: Академический проект, 2001.
Рансьер, Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006.
Рикер П. Политический парадокс // История и истина. СПб.: Алетейя, 2002.
Социальная философия. Словарь. Под ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. М.: Академический проект, 2004.
Фуко М. Правительственность // Логос. 2005, № 4-5.
Шабурова О. В. Концепт «тайна власти» и возможности его прочтения // Социемы. 2001. № 7.
Шмит К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
Шмитт К. Государство и политическая форма.М.:Высшая Школа Экономики (Государственный Университет.), 2010. - Тема 14. Социальное и этическое
Истоки разделения бытия и существования. Способы представления этического долженствования: Благо, Закон, Событие. Проблема Абсолюта и этического обоснования социального бытия. Трансцендентальное означающее и многоуровневая структура означающих. Проблема всеобщности морального закона.
От закона к Другому. Мультикультурализм и множественность. Этика как порядок субъективации. Этическое решение как формирование новой общности.
Основная литература
Бадью А. Этика. СПб.: Machina, 2012.
Жижек С. Бессознательный закон: к этике по ту сторону добра // Чума фантазий. Харьков: Гуманитарный центр, 2012.
Шохин В.К. Агатология: современность и классика. М.: «Канон+» РООИ
Дополнительная литература
Бенхабиб С. Мы и другие // Притязание культуры. М.: Логос. 2003.
Деррида Ж. Страсти // Эссе об имени. СПб.: Алетейя, 1998.
Деррида Ж. Конец книги и начало письма // О грамматологии. М.: Ad Marginem. 2000.
Жюльен Ф. Введение // Трактат об эффективности. М.: CПб.: Моск. Филос. фонд; Университет. кн., 1999.
Кант И. Введение в метафизику нравов // Метафизика нравов в двух частях. // Кант И. Сочинения в шести томах М.: Мысль, 1965. Т. 4.
Керимов Т.Х. Невозможная этика // Неразрешимости. М.: Академический проект,. 2007.
Платон. Государство Филеб. Государство. Тимей. Критий. М.: Мысль. 1999.
Хабермас Ю. Принцип универсализации как правило аргументации // Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001.
Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - Тема 15. Социальное и национальное
Проблема национального в социальной философии. Примордиалистские (субстантивистские) концепции нации. Конструктивистские концепции нации. Нация и национальное государство.
Концепции этноса: примордиалистские, конструктивистские, инструменталистские. Этничность. Этнос, нация, национализм. Формы национализма. Национализм и национальная идея. Перспективы постнационального мира.
Основная литература
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-Пресс, 2013.
Миллер А. История понятия «нация» в России // Отечественные записки. №1. 2012. С.162-186.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Либроком, 2012.
Дополнительная литература
Андерсон Б. Истоки национального сознания // Воображаемые сообщества. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, 2001.
Балибар Э.Расизм и национализм //Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Издательство «Логос», 2004.
Валлерстайн И. Конструирование народа: раса, нация, этническая группа //Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Издательство «Логос», 2004.
Калхун К. Современность и многообразие национализмов // Национализм. М.: Территория будущего, 2006.
Миллер А. Нация как рамка политической жизни // Pro et Contra, май-июнь, 2007. С. 6-20.
Гидденс Э. Политика, управление и государство // Рубеж (альманах социальных исследований. 1992. № 3. С. 78-107.
Кедури Э. Национализм. СПб.: Алетейя, 2010.
Низамова Л.Р. Сложносоставная концепция модерной этничности: пределы и возможности теоретического синтеза // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Том XII. № 1. С. 141-159.
Хабермас Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии // Логос. 2003. № 4-5. С. 105-152.
Метод Цицерона (способ мест)
Мнемотехника – весьма древнее искусство. Еще в античности понимали ее пользу и владели многими мнемотехническими приемами, самый знаменитый из которых, безусловно, метод Цицерона.
Цицерон "развешивал" заранее продуманные выигрышные слова речей по своей комнате. Бытует также мнение, что удобный приём найден не Цицероном, а греческим поэтом Симонидом, причём при довольно экстремальных обстоятельствах.
Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль. Ну а Цицерон, как более именитый собрат, остался не просто в истории, но и в истории и практике мнемотехники.
Оставим древних и прикинем, как можно использовать метод Цицерона. Он применяется для классической задачи мнемотехники – запоминания последовательности не связанных элементов (слов, цифр).
Вот десять слов: кот, кошелёк, вентилятор, заплата, сапог, батон, уголь, топор, экран, кипятильник. Прежде, чем запоминать их, нужно подготовить соответствующее количество хорошо знакомых образов.
Вы наверняка способны описать какой-нибудь изученный до мелочей городской маршрут. Например, тот, по которому вы каждое утро идёте на работу, и каждый вечер – домой. Также вы прекрасно помните расстановку вещей в своей квартире и планировку комнат (конечно, если вчера вы не праздновали новоселье). Сформированные естественные ассоциации могут оказаться хорошей опорой, когда возникает необходимость запомнить последовательность не связанных между собой слов. Рассмотрим простой условный пример.
Допустим: крыльцо дома, трансформаторная будка, мусорные контейнеры, автобусная остановка, газетный киоск, магазин, детские качели, скамеечка, школа, кафе, крыльцо здания, в котором располагается офис. Все это давно прочно обосновалось в нашей памяти, поэтому проблем с подбором образов не возникнет, они уже связаны в вашем сознании.
Теперь остаётся только соединить элементы двух последовательностей попарно. На крыльце дома растянулся кот, в дверце трансформаторной будки зажат кошелёк, из мусорного контейнера торчит вентилятор, на остановке нашита заплата…
И – далее в том же духе. Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.
Преимущество метода Цицерона перед, скажем, «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:
- в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы
- в приеме "Цепочка", чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.
Если такая техника придётся вам по душе, наметьте для себя на будущее цепочку хотя бы из 50 составляющих для многократного применения. А если даже и не придется – то изучать метод мест все равно нужно: он используется в современной мнемотехнике для создания многоуровневых, сложных систем опорных образов, которые позволяют запоминать колоссальные объемы информации.
Прием Цепочка
"Цепочка" - один из простейших мнемотехнических приемов. Суть состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи. Например, нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка.
Крупно, ярко представляем батон, на котором лежит пачка молока. Секунду-другую рассматриваем эту связь. Затем связываем пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируем, переходим к соли.
Когда вы вспоминаете первый образ - батон, в памяти неизбежно всплывет "молоко", молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.
Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом. Кроме того, если вы забудите одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.
Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике - скорее вспомогательная и тренировочная. Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.
И напоследок несколько примеров по разным дисциплинам:
Основной метод запоминания в современной мнемонике
Запомнить телефонный номер «Кинотеатр Березка — 301 — 90 — 83»
Смысл запоминания — последовательное соединение элементов информации (четыре элемента: берёзка, 301, 90, 83)
Первый этап запоминания — кодирование. Чтобы записать связи в мозг (связи записываются путем прямого соединения элементов в воображении), элементы информации должны быть преобразованы в зрительные образы по определённой системе: березка, книга (301), рюмка (90), вакса (83). Этап кодирования — это подготовка информации к запоминанию, перевод информации на язык мозга.
Второй этап запоминания — собственно запоминание, процесс записи связей в мозг.
В главной части информации (берёзка) выделяем три части: крона, ствол, корни. Берёзка — это основа будущей ассоциации. Записываем связи последовательно. Для включения механизма памяти вам нужно соединить два образа и задержать внимание на созданной связке примерно 6 секунд. Соединяем (запоминаем, записываем связи в мозг): на кроне книга (6 секунд видеть), на стволе рюмка (6 секунд видеть это в воображении), на корнях вакса (задержать внимание на 6 секунд)
В результате в памяти сохраняется искусственная ассоциация. В ассоциации точно записан телефонный номер, но в виде зрительных образов. Мнемотехника обучает быстро кодировать любую информацию в зрительные образы и свободно читать зрительные образы из воображения.
Ассоциации могут запоминаться последовательно, могут быть организованы в таблицы. Например, вы можете запомнить телефонные номера в алфавитном порядке, и воспроизводить их по буквам алфавита, в прямом и обратном порядке, и даже по одному из элементов ассоциации (в каком телефонном номере было число 301) — ответ вашей памяти будет мгновенным, вы увидите в воображении всю ассоциацию целиком.
Описанная выше техника — универсальная, и позволяет однотипно запоминать разные виды информации. Так как процесс запоминания с помощью данной техники мало напоминает привычное запоминание (с помощью зубрежки или составления фраз), а больше напоминает процесс непосредственной записи информации в мозг, современная мнемотехника называется «техникой внутреннего письма» (посредством зрительных образов).
Математика
Запоминание числового выражения величины числа π (~3,14159265358…) происходит легче, если использовать его стихотворные формы, в которых, например:
-когда рифмуются сами цифры:
«Чтобы ПИ запомнить, братцы,
Надо чаще повторять
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девять, двадцать шесть и пять»
Другой вариант разбиения:
«Чтобы нам не ошибиться,
Надо правильно прочесть
Три, четырнадцать, пятнадцать
Девяносто два и шесть»
Русский язык
Шорох чопорный трущобы шов крыжовник и обжоры
Шорох — в крыжовнике, шов — в капюшоне
Девчонка в рубашонке
Кое, либо, то, нибудь — дефис ставить не забудь, а частицы бы, ли, же — ты раздельно их пиши
Исключения
Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц
оловянный, деревянный и стеклянный — «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
Глаголы
-Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть.
Астрономия
П10 ^ 7 — для запоминания приблизительного числа секунд в году (константа, важная в астрономии).
Название и порядок следования планет Солнечной системы
Начиная от Солнца:
1 Меркурий,
2 Венера,
3 Земля
4 Марс,
5 Юпитер,
6 Сатурн,
7 Уран,
8 Нептун
(Плутон — с 2006 года карликовая планета).
Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
География
Как пенал Непал среди гор упал — для запоминания географического положения страны Непал
Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырёх основных островов Японии
E (число)
Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045…): Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника — 45, 90, 45)
Двойное векторное произведение
Для двойного векторного произведения справедлива формула Лагранжа,
которую можно запомнить по мнемоническому правилу «бац минус цаб».
sin, cos
Производные синуса и косинуса: производная синуса — косинус, производная косинуса — минус синус. Для запоминания этого факта предлагается отождествить синус со словом «синий», а косинус — со словом «косяк». В словосочетании «Синий косяк» нет тире, поэтому производная синуса — косинус. В предложении «Косяк — синий» есть тире, поэтому производная косинуса — минус синус.
При запоминании значения синуса для угла 0 также можно использовать образ «синий ноль» (синус нуля = ноль)
Геометрия
Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам)
Медиана — это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам)
Физика
Закон Архимеда:
Тело, всунутое в воду,
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
телом, всунутым туды.
Три закона Ньютона:
1) не пнёшь — не полетит
2) как пнёшь, так и полетит
3) как пнёшь, так и получишь
Анод, катод
Знаки: в слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» — по 5
Процессы: (в электрохимии) «катод» и «восстановление» — на согласную (на катоде идёт восстановление), «анод» и «окисление» — на гласную (на аноде протекает процесс окисления)
Химия
Таблица химических элементов Менделеева
Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:
«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)»
Процессы окисления-восстановления
Для запоминания процессов окисления-восстановления, а также свойств окислителей и восстановителей:
Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; может ассоциироваться с «кислым», опущенным выражением лица жадины, у которого что-то забирают, при получении же — воспрявшее, восстановленное).
Правила дорожного движения
Две железки, две воды, хулиганы и рабы — для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»); дорожные работы («рабы»).
Знаки регулировщика и разрешённые направления движения:
Из рукава в рукав и правее — описывает все возможные положения регулировщика относительно водителя и все разрешенные направления движения.
Трамвай ходит по рукаву — описывает передвижение трамвая по сигналам регулировщика.
Помеха справа — кто правее, тот и прав.
Для запоминания правил использования противотуманных фар: в тёмное время суток — только вместе с ближним или дальним светом фар, а в условиях недостаточной видимости — не важно — как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар:
Тёмное Время суток — Только Вместе
Недостаточная Видимость — Не Важно