Познавательные способности и возможности человека
Философия как форма духовного познания. Предмет и метод философии и наука
Философия в узком и собственном смысле слова (онтология). Действительность с точки зрения философии. Генезис понятия метафизики. Метафизика как “первая философия” Аристотеля.
Характеристики, отличающие философию от науки по предмету и методу: Бытие (сущность) и сущее, умозрение и эмпирия. Способ познания в науке и философии, в гуманитарной и естественнонаучной сферах.
Философия как начальный и конечный пункт науки. Интеграция философией научных знаний. Философские основания наук. Зависимость происхождения науки от философии. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания.
Экзистенциальная сущность философии
Общее традиционное определение философии и его недостаточность. Позитивизм и экзистенциализм об определении философии. Философия как проблема для самой себя. Человеческая личность как субъект, объект и продукт философской деятельности. Акт самосознания и философия. Психологические корни философского знания (удивление, сомнение и рефлексия). Философия как познание и самопознание. Вопрос о смысле.
Вопросы:
1. Понятие философии, метафизики и онтологии.
2. Соотношение понятий онтологии и метафизики.
3. Предмет философии в его отличии от науки.
4. Метод философии в его отличии от науки.
5. Понятие истории философии.
Литература обязательная
Гегель. Лекции по истории философии. Кн. I. М., 1993. C. 113-142 (В. 2. Отграничение философии от родственных ей областей).
Бердяев Н. Смысл творчества (Гл. I. “Философия как творческий акт”) // Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т.I. М.: Искусство, 1994. – С. 47-76.
Гайденко П.П. Наука и христианство: противостояние или союз? // Континент, 2002, 112.
http://magazines.russ.ru/continent/2002/112/gaid.html
Мамардашвили М.К. Неизбежность метафизики // Необходимость себя. М., 1996 // – С. 100-115.
Нижников С.А. Философия. М., 2013. С. 22–53.
Вопросы по конспекту: Гегель Г.В.Ф. «Отграничение философии от родственных ей областей».
1. Философия и наука.
2. Философия и религия.
3. Критика популярной философии.
Вопросы по конспекту: Бердяев Н. “Философия как творческий акт”.
1. Критика «научной философии».
2. Определение философии.
3. Философия и наука.
4. Критика натурализма и детерминизма.
5. Истина и свобода.
Литература дополнительная
Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. М., 1993. С. 5-34.
Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.3. М., 1994. С. 15-59.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 14-63.
Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. – 2-е изд. М., 1982.
Осипов А.И. О рациональном познании Ч. 2 // Лекции профессора Московской Духовной Академии Осипова Алексея Ильича. Курс «Основное богословие». М.: Студия Духовное образование, 2001.
Нижников С.А. Проблема духовного в Западной и Восточной культуре и философии. М., 1994. Гл. III (Понятие духовного и экзистенция).
Нижников С.А. Древнегреческая метафизика: генезис и классика. М.: ИНФРА-М, 2013. «Введение в понятие “метафизика”». С. 7-22.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1996. Гл.: Онтология: учение о бытии.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982. С.1-8.
Занятие 4:
Познавательные способности и возможности человека
Человек как существо познающее. Иерархия форм человеческого познания. Характеристики чувственного, рационального и разумного познания. Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии. Толкование высказывания «В разуме нет ничего, чего прежде не было бы в чувствах» (Локк), с добавлением «кроме самого разума» (Лейбниц). Формы познавательной деятельности человека (чувство, рассудок, разум и вера). Чувственное познание и его виды: ощущение, восприятие, представление. Рассудок как форма познания. Разум, его статус, роль и значение в познавательном процессе. Априорное и апостериорное, чувственное и рассудочное в познании (И. Кант, «Критика чистого разума). Место разума и веры в системе познавательной иерархии субъекта.
Знаемое, неведомое (наука) и непостижимое (философия, религия). Вера как способ познания непостижимого. Суеверия и вера. Органы, методы и предметы различных видов познания.
Знание непосредственное и опосредованное. Непосредственное знание в сфере чувств и разума (чувственная и интеллектуальная интуиция). Понятие созерцания, интуиции и умозрения (теории). Экзистенциальное, моральное и эстетическое познание.
Наука как форма культуры, система знаний и вид духовного производства. Дифференциация и интеграция наук. Формы и методы современного научного познания.
Истина и ее значение для жизнедеятельности человека. Понятие истины и ее виды (объективная и субъективная, относительная и абсолютная). Истина как смыслообразующий идеал (духовная истина). Проблема критерия истины. Истина в науке, философии, религии и искусстве. Критерий истины в духовном познании.
Вопросы:
1. Познание в человеческой жизни. Гносис и агностицизм.
2. Формы и уровни человеческого познания.
3. Эмпиризм и рационализм.
4. Духовные формы познания.
5. Истина, ее определение, формы и виды.
6. Специфика научного познания.
Литература обязательная
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. «Предварительное понятие». § 19-25 (с. 107-133). http://www.klex.ru/7fn
Нижников С.А. Философия. М., 2013. С. 54–75.
Вопросы по конспекту: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. «Предварительное понятие» (§ 19-25).
1. Понятие логики.
2. Чувство и мысль.
3. Характеристика мышления и представления.
4. Единичное и всеобщее, субъективное и объективное.
5. Мышление и действительность.
6. Логика как метафизика (панлогизм).
7. Характеристика человека («я»).
8. Физика и философия природы.
9. Форма и содержание в логике.
Вопросы по конспекту: Хайдеггер М. Что такое метафизика?
1. Характеристика метафизического вопрошания.
2. О строгости и точности в науке.
3. Наука и Ничто.
4. Настроенность в познании (ужас и др.).
5. Характеристика человеческого бытия.
6. Характеристика метафизики, ее исторических форм.
Литература дополнительная
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1996. Гл.: Эпистемология: философское учение о знании.
Занятие 5: