О четвертой части, которая трактует о правилах 1 страница
Правила данного «Искусства» состоят из десяти универсаль-
ных вопросов, к которым сводятся все другие возможные вопро-
сы. Эти вопросы таковы: 1) Так ли? 2) Что есть? 3) Из чего есть?
4) Почему есть? 5) Сколько? 6) Какая? 7) Когда? 8) Где? 9) Как?
10)С чем?
Каждый из этих вопросов имеет свои виды.
1. «Так ли» имеет три вида, то есть выражающие сомнение, ут-
верждение и отрицание, так что изначально разум предполагает
также разные возможности и не связывает себя с мнением, которое
не является для него таким же естественным, как понимание. И по-
этому он должен избрать одну из возможностей, которая ведет
к исчерпывающему пониманию и которая должна быть истиной.
2. «Что» имеет четыре вида. Первый определен, когда спра-
шивают: «Что есть разум?» И следует дать ответ, что разум есть
сила, чье назначение — понимать.
Второй вид — когда спрашивают: «Что разум имеет сущностно
в себе?». И следует дать ответ, что он имеет свои корреляты: по-
нимающий, понимаемый и понимание. Без них разум не может
существовать и, более того, должен быть праздным и ощущать не-
достаток природы, целеустремленности и покоя.
Третий вид, когда спрашивают: «Что есть сущее в другом?».
Например, когда спрашивают: «Что есть разум в чем-нибудь дру-
гом?». И следует дать ответ, что он добр, когда понимание нахо-
дится в доброте, велик, когда понимание в великости, и т. д., грам-
матический в грамматике, логический в логике, риторический
в риторике и т. д.
Четвертый вид, когда спрашивают: «Что сущее имеет в дру-
гом?» Например, когда спрашивают: «Что разум имеет в дру-
гом?». И следует дать ответ: «В знании — понимание, в вере —
убеждение».
3. Правило «Из чего» имеет три вида. Первый имеет простое
значение. Например, когда спрашивают: «Из чего есть разум?».
И следует дать ответ: «Из себя самого». Ибо он не происходит из
чего-либо общего естественным образом.
Второй вид — когда вопрос более специфический: «Из чего со-
ставлено сущее?». Например, когда спрашивают: «Из чего составлен
разум?». И следует дать ответ, что он составлен из своей специфиче-
ской материи и формы, при помощи которых он имеет особенность
понимания.
Третий вид, когда спрашивают: «Чье есть сущее?». Например,
когда спрашивают: «Чей разум?». И следует дать ответ, что он че-
ловеческий, подобно тому, как часть принадлежит целому и ло-
шадь — своему хозяину.
4. Четвертое правило имеет два вида: формальный и целевой.
Формальный вид — когда спрашивают: «Почему сущее существу-
ет?». Например, когда спрашивают: «Почему разум существует?».
И следует дать ответ, что он существует посредством своей специ-
фической материи и формы, с которыми он имеет специфическое
понимание и действует при их помощи через свой вид.
Второй вид имеет отношение к цели. Например, когда спрашива-
ют: «Почему разум существует?». И следует дать ответ: «Чтобы объек-
ты были понимаемы и для того, чтобы мы могли иметь знание вещей».
5. Пятое правило спрашивает о количестве и имеет два вида.
Первый, когда спрашивают о непрерывном количестве. Например,
когда задают вопрос: «Сколько там разума?». На такой вопрос сле-
дует отвечать, что там столько разума, сколько может существо-
вать через духовное количество. И это количество не имеет ниче-
го общего с точками или линиями.
Второй вид, когда спрашивают о дискретном количестве. На-
пример, когда вопрошают: «Сколько там разума?». На такой вопрос
следует отвечать, что его там столько, сколько его коррелятов, то
есть понимающее, понимаемое и понимание, посредством которых
он распространяется и подтверждается и благодаря которым он яв-
ляется теоретическим и практическим, общим и частным.
6. Шестое правило касается качества. Оно имеет два вида. Пер-
вый, когда спрашивают: «Каково собственное и первичное качество
разума?». И следует дать ответ: «Понятливость, в которую он обла-
чен». Внешнее понимание является вторичным и более отдаленным
качеством, благодаря которому разум понимает человека, льва и т. д.
Внешнее понимание — это то, во что облечено внутреннее и сущно-
стное понимание разума, и это утверждение справедливо для внеш-
не понятого.
Второй вид, когда спрашивают о присвоенном качестве. На-
пример, когда спрашивают: «Что есть присвоенное качество ра-
зума?». И следует дать ответ: «Убеждение, сомнение и предполо-
жение». Ибо эти действия принадлежат не собственно разуму, но
пониманию.
7. Седьмое правило спрашивает о времени. Оно содержит 15
видов, обозначенных правилами С, D, К, как указывается в «Ве-
ликом искусстве». Но поскольку это «Искусство» — краткое, мы
должны обрисовать это правило только в нескольких словах. На-
пример, когда спрашивают: «Каким образом разум существует во
времени, если он не составлен из линий и точек?». И следует дать
ответ, что разум существует во времени потому, что имеет начало
или создан, и он существует в течение времени, благодаря движе-
нию тела, которому он принадлежит.
8. Восьмое правило спрашивает о месте и имеет 15 видов, обозна-
ченных правилами С, D, К, как указывается в «Великом искусстве».
Так, когда спрашивают: «Где есть разум?», следует кратко отвечать,
что он — в предмете, в котором существует, как часть в целом, но, од-
нако, не заключен, а рассеян в нем, поскольку сущность разума не
имеет ничего общего с точкой, линией или поверхностью.
9. К содержит два правила: модальность и инструменталь-
ность.
Правило модальности имеет четыре вида, когда спрашивается:
1) как разум существует? 2) как одна часть существует в другой?
3) как части существуют в целом и целое в частях? 4) как он пере-
дает свое подобие во вне себя?
На это следует отвечать, что субъективно он существует через
тот способ, через который он выведен посредством вышеупомя-
нутых видов.
Объективно он понимает через тот способ, который он имеет,
благодаря нахождению среднего термина, существующего между
субъектом и предикатом, определяемого посредством фигур и по-
средством умножения несвойственных ему видов, полученных чув-
ственными ощущениями и воображением, которые характеризуют-
ся и понимаются в своей собственной понятийной способности.
10. Второе правило К имеет четыре вида. Например, когда
спрашивают: «4) с чем существует разум? 2) с чем одна часть су-
ществует в другой? 3) с чем части существуют в целом и целое
в своих частях? 4) с чем разум передает свое подобие во вне себя?».
На это следует отвечать, что разум существует со своими кор-
релятами, без которых он не может ни существовать, ни пони-
мать. И разум понимает с другими видами, из которых он форми-
рует инструмент для понимания.
Мы сказали о правилах, при помощи которых разум разрешает
вопросы, находя ответы на них посредством правил, обращая вни-
мание на то, что правило и его виды значат субъективно, проводя
исследование при помощи принципов и правил, изучая объектив-
но данный вопрос, выражающий сомнение, используя определе-
ния принципов, выбирая и отчетливо понимая утвердительную
или отрицательную сторону вопроса. В результате этого разум ог-
раждается от сомнений.
Книга о Любящем и Возлюбленном1
1. Спросил Любящий Возлюбленного своего, не выше ли сил
его сила любви; и ответил Возлюбленный, что в любви-то любовь
Любящего и набирает силу.
2. Долог и опасен путь, ведущий Любящего к Возлюбленному,
и полон он жалоб, стенаний и горьких раздумий, и озарен он Лю-
бовью.
3. Многих Любящих привела к единому Возлюбленному лю-
бовь, и всех он их одарил любовью; и кладом для каждого из них
был Возлюбленный, а сокровищем — благодатная опека его, на-
полнявшая сердца их сладостною печалью.
4. Слезами исходил Любящий, стеная: «Когда же рассеется
мрак на земле, дабы затерялись дороги, ведущие в ад? А вода, что
течет неизменно вниз, когда, изменив природу свою, потянется
она в небо? И когда же, наконец, праведников будет больше, чем
грешников?».
5. О, когда же дозволено будет Любящему умереть за Возлюб-
ленного своего? А Возлюбленный, когда же увидит он Любящего
зачахнувшим от любви?
© В. Багно, перевод, примечания, 1997
' Печатается по изданию: Рамон Лъюлъ. Книга о Любящем и Возлюблен-
ном. СПб., 1997. С. 5-71. «Книга о Любящем и Возлюбленном» принадлежит
к числу ранних произведений Луллия, не исключено, что она была написана
в 1276 г. Первоначально она была задумана как самостоятельное сочинение, а
затем включена в «Книгу об Эвасте и Бланкерне» (1283). Книга состоит из
366 «духовных метафор» по числу дней в году; следовательно, каждая из них
предлагает тему для размышления на целый день.
Замысел «Книги о Любящем и Возлюбленном» абсолютно прозрачен. По-
ясняя его, Бланкерна говорит, что «Любящий» — это набожный христианин, а
«Возлюбленный» — это Господь. При этом книга носит откровенно автобио-
графический характер. Божеское и человеческое — это и есть та главная тема,
та дилемма и то искомое двуединство, которому подчинены все другие, — как в
творчестве Луллия, так и в его судьбе.
6. Взывал Любящий к Возлюбленному своему: «Ты, придаю-
щий сиянье солнцу, наполни мне сердце любовью». И ответил
Возлюбленный: «Не будь ты полон любовью, не источали бы твои
глаза слезы и не явился бы ты сюда для встречи со своим лю-
бимым».
7. Задумал испытать Возлюбленный, воистину ли Любящий
его любит, и спросил: в чем для него разница между присутстви-
ем и отсутствием Возлюбленного. И ответил Любящий: «В неве-
дении и забвении, в осознании и воспоминании».
8. Спросил Возлюбленный Любящего: «Ведомо ли тебе, полу-
чил ли ты что-либо взамен за твою любовь ко мне?». И ответил
Любящий: «Да, ибо нет для меня разницы между радостями и пе-
чалями, которыми я тебе обязан».
9. «Признайся, Любящий, — сказал ему Возлюбленный, — вы-
терпишь ли ты, если удвою я твои страдания?» — «Да, если удво-
ишь во мне любовь к тебе»1.
10. Спросил Возлюбленный Любящего: «Знаешь ли ты теперь,
что такое любовь?». И ответил Любящий: «Если бы не знал я, что
такое любовь, разве знал бы я, что такое печали, страдания и
скорбь?».
И. Спросили Любящего: «Почему ты молчишь, когда Воз-
любленный твой зовет тебя?». И ответил Любящий: «Преодолев
страх, я наконец решился пойти на его зов и откликнулся, уповая
на его милость».
12. «Обезумевший от любви, почему ты перестаешь быть са-
мим собой, пренебрегаешь деньгами, отказываешься от соблазнов
этого мира и живешь, окруженный всеобщим презрением?». Отве-
тил Любящий: «Дабы заслужить заслуги моего Возлюбленного,
который людьми скорее незаслуженно нелюбим, чем любим и оце-
нен по заслугам».
13. «Ответь, обезумевший от любви, кого распознать проще:
Возлюбленного в Любящем или Любящего в Возлюбленном?».
И ответил Любящий, и сказал, что любовь выдает Возлюбленно-
го, а Любящего — стоны и слезы, страдания и печали.
14. О, как хотелось Любящему, чтобы знал Возлюбленный
его, что он умирал, страдая от любви к нему; и встретил он Воз-
любленного своего, который читал книгу, и описаны в ней были
все беды, которыми он был любви обязан, и все радости, которые
она для него таила.
' «Признайся, Любящий» — «Да, если удвоишь во мне любовь к тебе». —
На основании метафор 9, 31, 45, 51, 71, 72, 188 и 196 можно получить вполне
определенное представление о феноменологии любви майоркского мыслите-
ля (см.: Carreras у Artau Т., Carreras у ArtauJ. Historia de la filosofia espanola.
Madrid, 1939. T. 1. P. 290).
15. Познакомила Богоматерь Любящего со своим Сыном, да-
бы мог он облобызать его ноги и увековечить в книге добродете-
ли Богоматери1.
16. «Ответь мне, певчая птица, ты Возлюбленному моему до-
верилась, дабы защитил он тебя от нелюбви и преисполнил любо-
вью?». И ответила птица: «А кто меня петь побуждает, как не Вла-
дыка любви, для которого нелюбовь — бесчестье».
17. Между отчаяньем и надеждой воздвигла свое жилище лю-
бовь, и питают ее думы, и чахнет она от безразличия в доме, воз-
двигнутом на земных соблазнах.
18. Заспорили глаза Любящего и его память, и сказали глаза,
что лучше видеть Возлюбленного, чем вспоминать его, и сказала
память, что воспоминания дают глазам влагу и учат сердца пламе-
неть любовью.
19. Вопрошал Любящий разум и чувство, кто из них ближе
к Возлюбленному его, и те пустились бежать, и достиг разум Воз-
любленного его раньше, чем чувство2.
20. В ссоре были Любящий и Возлюбленный; и видел это дру-
гой Любящий, и рыдал, пока вновь мир и согласие не воцарились
между Любящим и Возлюбленным.
21. Вздохи и слезы рассудить их попросили Возлюбленного
и сказать им, кому из них он больше обязан любовью. И сказал им
Возлюбленный, что любовь обязана вздохам, а глаза — слезам.
22. Припал Любящий к источнику, с каждым глотком даряще-
му любовь тому, кто не любит, и удвоились его печали. И припал
Возлюбленный к тому же источнику, дабы безмерно выросла лю-
бовь Любящего, удваивающая печали.
23. Захворал Любящий, и неотлучно был при нем Возлюблен-
ный: и кормил его, как он того заслуживал, и поил он его любо-
вью, и охранял терпеливо его сон, и одевал его смиренно, и подни-
мал его на ноги истиной.
24. Спросили у Любящего, где обитает Возлюбленный его.
И ответил он: «Найдете его в том доме, что всех других превыше;
и найдете его в любви моей, в страданиях моих, в слезах моих».
25. Спросили Любящего: «Откуда пришел ты?» — «От Воз-
любленного моего». — «Куда идешь ты?» — «Иду к Возлюбленно-
му моему». — «Когда вернешься?» — «Пребуду с Возлюбленным
моим». — «Доколе пребудешь с Возлюбленным своим?» — «Пока
пребывают в нем мои мысли».
1 По всей вероятности, Луллий имеет в виду «Книгу о Деве Марии»,
включенную в ч. 2 «Книги об Эвасте и Бланкерне».
2 В полном соответствии со своим «Искусством» Луллий отдает здесь
предпочтение разуму перед чувствами и памятью, хотя в большинстве случа-
ев (например, метафоры 131, 169 или 364) они взаимодополняют друг друга,
в равной степени помогая Любящему в его стремлении познать и прославить
своего Возлюбленного.
26. Воспевали зарю птицы, и понял, проснувшись, Любящий,
что это заря; и замолчали птицы, и умер Любящий, озаренный
Возлюбленным своим.
27. Пели птицы в саду Возлюбленного. И, войдя в этот сад,
сказал Любящий птице: «Если мы в языке различны, то в люб-
ви едины; ибо в трелях твоих я Возлюбленного своего зримо
вижу». >
28. Сном сморило Любящего, ибо устал он в поисках Возлюб-
ленного своего; но убоялся он забыть Возлюбленного. И рыдал
он, дабы не стерлись во сне из памяти его черты Возлюбленного.
29. Встретились Любящий и Возлюбленный его, и сказал Любя-
щий: «Ты можешь молчать, подскажи мне лишь взглядом, и сердцу
моему будет ясно, что я должен для тебя делать».
30. Ослушался Любящий Возлюбленного своего, и заплакал
Любящий. И, облачившись в его одежду, явился к нему его Воз-
любленный, готовый умереть, лишь бы обрел Любящий вновь то,
что утратил; и одарил он его даром еще большим, чем тот утратил'.
31. Возлюбленный пробудил любовь в Любящем и не стал об-
легчать его страданий, дабы любовь в Любящем крепла и дабы по-
знал тот блаженство и утешение, сокрытые в самом страдании.
32. Сказал Любящий: «Сокровенные тайны Возлюбленного
моего — для меня мученье, ибо, если я познаю их в своих творени-
ях, о знании своем я молчу и держу от людей его в тайне».
33. Любовью предписано, что Любящий должен быть терпели-
вым, смиренным, покорным, робким, самозабвенным, доверчивым
и готовым претерпеть любые опасности во славу своего Возлюб-
ленного. Возлюбленному же предписано быть искренним, велико-
душным, милосердным и справедливым с Любящим.
34. По горам, по долинам блуждал Любящий, и нигде он не мог
обнаружить истинной преданности своему Возлюбленному. И тог-
да стал он спускаться все глубже, надеясь ее под землей обнару-
жить, раз на земле для преданности не нашлось места.
35. «Скажи мне, птица, песни которой полны любовью к мое-
му Возлюбленному, за что терзает меня любовью к нему господин
мой?» И ответила птица: «Если бы ты не терпел мук ради любви,
то чем бы любил ты своего Возлюбленного?».
36. Глубоко задумавшись, шел по дорогам Возлюбленного сво-
его Любящий, и споткнулся он, и упал в тернии, и цветами они ему
показались, устилавшими ложе любви.
37. Спросили Любящего, не откажется ли он от Возлюбленно-
го своего ради другого. И ответил он, и сказал: «Бывает ли что-то
лучше и желаннее, чем величайшая благость, вечная, бесконечная
в величии, могуществе, мудрости, любви и совершенстве?».
' Метафора 30 — очевидное аллегорическое описание грехопадения и спа-
сения человечества благодаря искупительной жертве Христа.
38. Рыдал Любящий, и пел песни Возлюбленного своего, и го-
ворил он, что любовь в сердце влюбленного стремительнее, чем
промельк луча или гром в небе; что потоки слез животворнее, чем
воины морские, и что не так снега озарены белизною, как стоны
любовью.
39. Спросили Любящего, в чем величие Возлюбленного его. От-
ветил: «В том, что он само величие». Спросили, в чем могущество
его. Ответил: «В том, что он само могущество». А в чем его мудрость?
«В том, что он сама мудрость». А в чем любезность его? «В том, что
он сама любовь».
40. Встал на рассвете Любящий, и хотел он найти Возлюбленно-
го своего, и повстречал он людей, и спросил их, не знают ли они, где
его Возлюбленный'. Ему ответили, спросив, в котором часу его ду-
ша потеряла из виду Возлюбленного. И ответил Любящий, и сказал:
«Стоило предстать Возлюбленному впервые перед моим мыслен-
ным взором, ежесекундно я его явственно вижу, ибо во всем он, что
видят мои глаза».
41. Глазами раздумий, страданий, рыданий и вздохов пожирал
Любящий Возлюбленного своего; глазами благоволения, милос-
ти, сострадания, милосердия и великодушия взирал Возлюблен-
ный на Любящего. И воспевала птица эту блаженную встречу
взглядов.
42. Ключи от врат любви позлащены раздумьями, вздохами
и рыданьями; шнурок от ключей сплетен из раздумий, раскаяния,
благочестия и блаженства, ключник — сама справедливость и са-
мо сострадание.
43. Любовью и надеждой стучался Любящий во врата жилища
Возлюбленного. Внимал Возлюбленный этим призывам Любяще-
го с умилением, благоволением, умиротворенностью и сострадани-
ем. Божественное и человеческое распахнули двери и вошел Любя-
щий в покои Возлюбленного своего.
44. Отчужденность и общность встретились и сразились, дабы
воцарилось согласие между Любящим и Возлюбленным.
45. Жаром двух костров согревается любовь Любящего; и в
одном из них пылают мечты, радости и думы; второй питается
трепетом, лишениями, стонами и слезами.
46. Возжелал одиночества Любящий, и удалился он от всех,
дабы быть наедине со своим Возлюбленным и быть одиноким
среди людей.
47. Под прекрасным деревом одиноко сидел Любящий. Спро-
сили его проходившие мимо люди, почему он один. И ответил
' Ср.: «Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям и буду искать
того, которого любит душа моя; искала я его, и не нашла его. Встретили меня
стражи, обходящие город: „не видали ли вы того, которого любит душа
моя?"» (Песн. 3, 2-3).
Любящий, что одиноким он стал, как только увидел их и услы-
шал, а до этого был с ним его Возлюбленный.
48. На языке любви изъяснялись Любящий и Возлюбленный;
трепетом, мыслями, слезами и стонами рассказывал Любящий
Возлюбленному о своих страданиях.
49. Засомневайся Любящий в том, что дарует ему Возлюблен-
ный то, чего он желает; и лишил Возлюбленный Любящего люб-
ви. Раскаянием и сожалением переполнилось сердце Любящего;
и вернул Возлюбленный сердцу Любящего надежду и трепет-
ность, а глазам его рыданья и слезы, дабы вернулась любовь к Лю-
бящему.
50. Неведома Любящему и Возлюбленному разница между бли-
зостью и разлукой. Ибо, подобно тому как смешивают вино и воду,
смешана и любовь Любящего и Возлюбленного; и как нерасторжи-
мы тепло и свет, такова и взаимная любовь их; подобно сущности и
сущему тянутся и стремятся они друг к другу.
51. Сказал Любящий Возлюбленному своему: «В тебе и здо-
ровье мое, и мои недуги, ибо, дав мне здоровье, ты множишь мои
недуги, истомив же меня недугами, укрепляешь мое здоровье».
И ответил Возлюбленный: «Любовь твоя — печать и клеймо,
по которым познают люди мои достоинства».
52. И познал Любящий, как схватили его, связали, терзали
и убивали во имя любви его к Возлюбленному. И спросили мучи-
тели его: «Так где же Возлюбленный твой?». И ответил он: «В люб-
ви моей, безмерно выросшей, в стойкости, с которой я, благодаря
ему, переношу мучения».
53. Сказал Любящий Возлюбленному своему: «Стоило мне
познать тебя, как ни на шаг уже я от тебя не отошел, ибо в тебе,
чрез тебя и с тобою я был везде, где бы ты ни был». И ответил
Возлюбленный: «И я, с тех пор как ты познал и полюбил меня,
помнил о тебе ежесекундно и ни помыслом, ни делом тебя не
обидел».
54. Шел Любящий по улице, как безумец, воспевая своего Воз-
любленного, и спрашивали его люди, не сошел ли он с ума. И от-
ветил он, что Возлюбленный лишил его воли, а что рассудок он
отдал добровольно; вот и нет у него ничего, кроме памяти, чтобы
вспоминать о своем Возлюбленном.
55. Сказал Возлюбленный: «Возможны ли такие чудеса с лю-
бовью: спит Любящий, забыв своего Возлюбленного». И ответил
Любящий: «А возможны ли такие чудеса с любовью: не разбудил
Возлюбленный Любящего, если того хотел он».
56. Воспарил сердцем Любящий на высоты, где обитает Возлюб-
ленный, дабы не томиться любовью в пропастях земных. И пока пре-
бывал он с Возлюбленным, взор его был полон кротости и блаженст-
ва. Но вернул его Возлюбленный на землю, дабы созерцал он его
в муках и в печали.
57. Спросили Любящего: «В чем твое богатство?». Ответил
он: «В нищете, что влачу ради Возлюбленного моего». — «А в чем
твое вдохновение?» — «В страданиях, даруемых мне любовью». —
«А кто твой лекарь?» — «Вера в моего Возлюбленного». — «А кто
твой наставник?» Ответил он и сказал: «Та печать моего Возлюб-
ленного, что лежит на всем сущем».
58. Пела, сидя на ветке, птица, сокрытая листьями и цветами;
и шевелил ветер листья, и благоухали цветы. И спросил Любя-
щий птицу, как понимать шелест листьев и благоухание цветов.
Ответила: «Трепетание листьев — это покорность, а благоуха-
ние — страдание и невзгоды».
59. Шел Любящий, тоскуя по своему Возлюбленному, и по-
встречались ему два Любящих; они приветствовали друг друга,
обнимались и целовались с нежностью и рыданиями. И потерял
сознание Любящий, ибо напомнили они ему его самого и его Воз-
любленного.
60. Задумался о смерти Любящий и затрепетал, пока не вспом-
нил о своем Возлюбленном. И стал он взывать к людям, которых
видел: «Братья, любите, дабы не бояться ни смерти, ни испытаний,
прославляя Возлюбленного моего».
61. Спросили Любящего, в чем зародилась его любовь. И отве-
тил он: «В том, что Возлюбленный мой выше всего сущего; отсюда
проистекает любовь и к себе самому, и к ближнему, отсюда и не-
любовь ко лжи и обману».
62. «Скажи, безумец, что делал бы ты, если бы разлюбил тебя
Возлюбленный твой?» И ответил он, и сказал, что любил бы по-
прежнему, дабы не умереть, ибо нелюбовь — это смерть, а любовь —
это жизнь.
63. Спросили Любящего, что такое постоянство. Ответил он,
что постоянство — это Любящий, который, счастлив он или не-
счастлив, постоянен в любви, в прославлении своего Возлюблен-
ного и в служении ему с мужеством, смирением и надеждой.
64. Попросил Любящий Возлюбленного своего заплатить ему
за все то время, что был он у него в служении. И подсчитал Воз-
любленный раздумья, желания, стоны, опасности и страдания, ко-
торые претерпел Любящий из-за своей любви; и прибавил Возлюб-
ленный к этому счету вечное блаженство; и отдал он себя самого
Любящему в счет платы.
65. Спросили Любящего, что такое счастье. И ответил он, что
это несчастье, которое претерпеваешь из-за любви.
66. «Скажи, безумец, что такое несчастье?» — «Вспоминать
о пренебрежении, выказываемом к моему Возлюбленному, кото-
рый достоин высшей славы».
67. Горестно восклицал Любящий, видя, что нет больше Возлюб-
ленного там, где он был недавно: «О земля, на которой навсегда запе-
чатлелись незабвенные следы моего Возлюбленного! Передай моему
Возлюбленному, что ради любви к нему претерпеваю я страдания
и лишения»1. И ответила ему земля: «Пока не ушел с меня твой Воз-
любленный, из-за твоей любви претерпевал он куда большие страда-
ния и куда большие лишения, чем те страдания и лишения, которые
способна принести любовь его верным слугам».
68. Говорил Любящий Возлюбленному своему: «Ты являешься
всем, ты повсюду, во всем и со всем, весь я хочу быть в тебе, дабы
всему тебе быть во мне». И ответил Возлюбленный: «Никогда я не
буду весь твоим, пока ты весь не будешь моим». И сказал Любящий:
«Так возьми же меня всего, а я возьму тебя». И ответил Возлюблен-
ный: «Что оставишь ты тогда своему сыну, своему брату, своему от-
цу?». И сказал Любящий: «Ты настолько во всем, что для каждого,
кто весь тебе покорится, ты можешь быть всем».
69. Попытался Любящий объять мыслью все величие и всю не-
объятность Возлюбленного своего и не нашел в нем начала, среди-
ны и конца. И сказал Возлюбленный: «Что измеряешь ты, о безу-
мец?». И ответил Любящий: «Сравниваю меньшее с большим,
ущербность с совершенством, исток с вечностью и бесконечностью,
дабы смирение, терпение, сострадание и упование надежнее угнез-
дились в моей памяти».
70. Дороги любви и долгие, и короткие, ибо сама любовь свет-
ла, ясна, чиста, искренна, хрупка, бесхитростна, могуча, стреми-
тельна, ослепительна и обильна в новых мыслях и старых воспо-
минаниях.
71. Спросили Любящего, каковы плоды любви. «Радости, раз-
думья, желания, вздохи, печали, страдания, опасности, мучения
и лишения. Не будь этих плодов, перестала бы любовь волновать
тех, кто ей предан».
72. Много народа собралось вокруг Любящего, который попре-
кал Возлюбленного своего за то, что тот не давал пищи его любви;
и сетовал на то, что любовь приносила ему одни мученья и страда-
нья. И сказал ему Возлюбленный его в свое оправдание, что муче-
нья и страданья, в которых он упрекал любовь, росли и множились
вместе с нею.
73. «Скажи, безумец, почему замолчал ты и что смущает тебя
и беспокоит?». И ответил он: «Дивная красота Возлюбленного мо-
его, а также сходство радостей и страданий, приносимых любовью».
74. «Скажи, безумец, что было раньше, сердце твое или лю-
бовь?». Ответил он и сказал: «И сердце мое, и любовь. Будь ина-
че, откуда взялась бы в сердце любовь, а в любви томление духа?».
75. Спросили Любящего, в чем зародилась его любовь: в пости-
жении таинств его Возлюбленного или в стремлении донести их
' Речь, возможно, идет о Святой Земле, что может служить аргументом
в пользу версии о посещении Луллием Иерусалима до написания им «Книги
о Любящем и Возлюбленном».
до людей. Ответил он и сказал, что нет в этом разницы для любви,
если она безмерна; ибо в тайне таит Любящий таинства своего
Возлюбленного, и, приоткрывая завесу над тайной, он ее-то и ута-
ивает.
76. Если не делятся тайной любви своей, мучаются и страдают,
а делясь любовью, то и дело впадают в неистовство. Вот почему
в любом случае Любящий терпит мучения.
77. Любовь созвала влюбленных, предложив им любые желан-
ные и любезные им дары. И попросили они любовь одарить их
такими нарядами, в которых были бы они милее сердцу Возлюб-
ленного.