Глава 37. В Кесарии Филипповой

37.1. ПОПЫТКА ВСТРЕЧИ С СЕМЬЁЙ

Прежде чем вместе с двенадцатью ненадолго отправиться в окрестности Кесарии Филипповой, Иисус, через связных Давида, договорился о посещении Капернаума в воскресенье, 7 августа, с целью повидаться со Своей семьёй. Было заранее условлено, что эта встреча состоится в лодочной мастерской Зеведея. Давид Зеведеев договорился с Иудой, братом Иисуса, о присутствии всей назаретской семьи – Марии и всех братьев и сестёр Иисуса, и в назначенное время Иисус, в сопровождении Андрея и Петра, отправился на свидание. Можно не сомневаться в том, что Мария и дети также собирались прийти на эту встречу, но случилось так, что группа фарисеев, знавших о пребывании Иисуса на противоположном берегу озера во владениях Филиппа, решила посетить Марию и, по возможности, разузнать о Его местонахождении. Прибытие этих иерусалимских эмиссаров сильно встревожило Марию. Заметив напряжение и нервозность всех членов семьи, фарисеи решили, что Иисус, видимо, должен нанести им визит. Поэтому они остались в доме Марии и, вызвав подкрепление, стали терпеливо дожидаться прибытия Иисуса. И это, конечно, не позволило кому-либо из членов семьи прийти на свидание с Иисусом. Несколько раз в течение дня и Иуда, и Руфь пытались усыпить бдительность фарисеев и отправить Иисусу весточку, но их попытки ни к чему не привели.

Вскоре после полудня гонцы Давида доставили Иисусу известие о том, что фарисеи обосновались на пороге дома Его матери, из-за чего Он не предпринимал попыток навестить Свою семью. Так, не по вине какой-либо из сторон, Иисусу и Его земной семье в очередной раз не удалось встретиться друг с другом.

37.2. СБОРЩИК ХРАМОВОЙ ДАНИ

Пока Иисус вместе с Андреем и Петром ждали у озера неподалёку от лодочной мастерской, к ним подошёл сборщик храмовой дани.

Узнав Иисуса, он отозвал Петра в сторону и спросил: «Разве ваш Учитель не платит дань на Храм?»

Пётр хотел было возмутиться тем, что кто-то может ожидать от Иисуса участия в поддержании религиозной деятельности Своих заклятых врагов, однако, заметив странное выражение на лице этого человека, он справедливо заподозрил, что целью сборщика дани было поймать их в западню при отказе уплатить обычные полшекеля на храмовые богослужения в Иерусалиме.

Поэтому Пётр ответил: «Конечно же, Учитель платит храмовую дань. Подожди у ворот, и я тотчас вернусь с данью».

Но Пётр поторопился. Их деньги хранились у Иуды, который находился на другом берегу. Ни у него, ни у его брата, ни у Иисуса не было с собой денег. И зная, что фарисеи разыскивают их, они не могли пойти в Вифсаиду, чтобы взять деньги.

Когда Пётр сообщил Иисусу о сборщике и о том, что он пообещал заплатить ему, Иисус сказал: «Если ты обещал, ты должен заплатить. Но как тебе удастся выполнить своё обещание? Собираешься ли ты снова стать рыбаком, чтобы сдержать своё слово? И всё же, Пётр, в данных обстоятельствах нам следует заплатить дань. Не будем давать этим людям повода обвинить нас в правонарушении. Мы подождем здесь, пока ты отправишься на лодке и наловишь рыбы, и когда ты продашь её на соседнем рынке, заплати сборщику то, что причитается за нас троих».

Весь этот разговор был услышан стоявшим рядом тайным гонцом Давида, который дал знак своему товарищу, рыбачившему неподалёку, срочно причалить к берегу. Когда Пётр уже собирался отплыть от берега, этот гонец и его товарищ-рыбак вручили ему несколько больших корзин с рыбой и помогли отнести их соседнему купцу, который выкупил улов. И этих денег – вместе с тем, что было добавлено гонцом Давида, – Петру хватило на уплату храмовой дани за троих. Сборщик принял дань и не стал удерживать штраф за просроченную плату, так как они в течение некоторого времени отсутствовали в Галилее.

Неудивительно, что в одном из новозаветных повествований говорится о Петре, поймавшем рыбу с монетой во рту. В те дни ходило много рассказов о сокровищах, найденных в утробах рыб. Такие граничившие с чудесами истории были обычным явлением.

Поэтому, когда Пётр вышел и направился к лодке, Иисус заметил полушутя: «Странно, что сыны царя должны платить подати. Обычно пошлины на содержание двора взимают с посторонних, но нам не следует давать властям оснований для придирок. Ступай! Быть может, ты поймаешь рыбу, во рту которой найдёшь серебряную монету».

Эти слова Иисуса, а также то, что Пётр так быстро вернулся с храмовой данью, объясняют, почему позднее этот эпизод превратился в чудо, записанное автором Евангелия от Матфея.

Вместе с Андреем и Петром Иисус прождал у берега почти до захода солнца. Гонцы сообщили им, что дом Марии всё ещё находится под наблюдением, и когда стемнело, трое дожидавшихся мужчин сели в лодку и направились к восточному берегу Галилейского моря.

37.3. В ВИФСАИДЕ-ЮЛИИ

В понедельник, 8 августа, когда Иисус и двенадцать апостолов остановились в Магаданском парке неподалёку от Вифсаиды-Юлии, более ста верующих, евангелистов, членов женского корпуса и других людей, интересующихся Царством, прибыли из Капернаума на совещание. И многие фарисеи, узнав, что Иисус находится здесь, также явились сюда. К тому времени некоторые саддукеи объединились с фарисеями в попытке поймать Иисуса в западню. Перед тем как отправиться на закрытое совещание с верующими, Иисус провёл общее собрание, где присутствовали также фарисеи, которые забрасывали Учителя критическими замечаниями и всяческим образом пытались сорвать выступление.

Главарь зачинщиков сказал: «Учитель, мы хотели бы, чтобы Ты дал нам знамение, подтверждающее Твои полномочия учить, и когда оно свершится, все будут знать, что Ты послан Богом».

Иисус ответил им: «Вечером вы говорите, что будет хорошая погода, потому что небо красное. Поутру – что сегодня будет ненастье, потому что небо багровое и низкое. Когда вы видите облака, собирающиеся на западе, вы говорите, что будет дождь. Когда дует южный ветер, вы говорите, что будет жарко. Как же вы, столь хорошо умеющие распознавать лик неба, совершенно неспособны распознать знамения времён? Тем, кто желает познать истину, уже дано знамение. Но злонамеренному и лицемерному роду не будет знамения».

Сказав это, Иисус удалился и приготовился к вечернему совещанию со Своими последователями. На этой встрече было решено отправиться с объединённой миссией по всем городам и сёлам Десятиградья, как только Иисус и двенадцать вернутся из Кесарии Филипповой. Иисус принял участие в планировании миссии в Десятиградье.

Распуская собравшихся, Иисус сказал: «Я говорю вам: остерегайтесь фарисейской и саддукейской закваски. Не обманывайтесь внешними проявлениями их учёности и полной преданности внешним сторонам религии. Думайте только о духе живой истины и о силе истинной религии. Не страх мёртвой религии спасёт вас, а ваша вера в живой опыт, обретаемый в духовных мирах Царства. Не позволяйте предвзятым мнениям ослеплять себя и страху сковывать себя. Не допускайте также, чтобы преклонение перед традициями настолько исказило ваше понимание, чтобы ваши глаза перестали видеть и уши – слышать. Цель истинной религии – не только принести мир, но и обеспечить развитие. Душевный покой и умственное развитие возможны лишь тогда, когда вы всем сердцем полюбите истину, идеалы вечной жизни. Перед вами стоят вопросы жизни и смерти – греховные наслаждения времени в противопоставлении праведным свершениям вечности. Уже сейчас вам, вступающим в новую жизнь веры и надежды, следует начать избавляться от оков страха и сомнения. И когда в вашей душе пробуждаются чувства служения своим собратьям, не заглушайте их. Когда любовь к ближнему наполняет ваше сердце, выражайте её через разумное предоставление того, что действительно нужно вашим ближним».

37.4. ПРИЗНАНИЕ ПЕТРА

Ранним утром во вторник Иисус и двенадцать апостолов вышли из Магаданского парка в Кесарию Филиппову, столицу владений тетрарха (то есть властителя четвёртой части страны) Филиппа. Кесария Филиппова находилась в дивном краю, угнездившись в чарующей долине между живописными холмами, где в подземной пещере берёт своё начало Иордан. На севере во всей своей красе вставали вершины горы Хермон, а чуть южнее с холмов открывался величественный вид на верхнее течение Иордана и Галилейское море.

Иисус побывал на Хермоне в начале Своего пути по созданию Царства, и теперь, переходя к заключительному этапу Своего труда, Он желал вернуться на эту гору испытаний и триумфа, надеясь на то, что апостолы могли бы получить здесь новое представление о возложенной на них ответственности и исполниться новыми силами для надвигавшихся тяжёлых испытаний. По дороге – примерно в то время, когда они проходили южнее Меромских вод, – апостолы начали обмениваться впечатлениями о недавнем посещении Финикии и других мест. Они вспоминали о том, как была принята их проповедь и как разные народы относятся к их Учителю.

Когда они остановились для полуденной трапезы, Иисус внезапно задал апостолам первый за всё время вопрос о Само́м Себе.

Этот неожиданный вопрос звучал так: «Что говорят люди – кто Я такой?»

Долгие месяцы Иисус обучал апостолов, раскрывая сущность и характер Царства Небесного, и Он хорошо понимал, что настало время, когда Ему следует приступить к более глубокому раскрытию Своей собственной сущности и личной связи с Царством. И теперь, когда они уселись под тутовыми деревьями, Учитель приготовился к одной из важнейших бесед за все годы общения с избранными апостолами.

Более половины всех апостолов предложили свои ответы на вопрос Иисуса. Они сказали Ему, что все знающие Его люди считают Его Пророком или необыкновенным Человеком, что даже Его враги чрезвычайно боятся Его, обвиняя Его в том, что Своим могуществом Он обязан связи с властителем демонов. Они сказали, что некоторые люди в Иудее и Самарии, не видевшие Его лично, считают Его воскресшим из мёртвых Иоанном Крестителем. Пётр объяснил, что в разное время разные люди сравнивали Его с Моисеем, Ильёй, Исайей и Иеремией.

Выслушав эти ответы, Иисус встал и – глядя сверху вниз на двенадцать, сидящих перед Ним полукругом, – с поразившей их значительностью обвёл их рукой и спросил: «А что скажете вы – кто Я такой?»

Наступило напряжённое молчание. Двенадцать, не отрывая глаз, смотрели на Иисуса, и тут Симон Пётр вскочил на ноги и воскликнул: «Ты – Избавитель, Сын Бога живого!» И одиннадцать сидевших апостолов в едином порыве встали в знак того, что Пётр выразил их общее мнение.

Попросив их снова сесть и оставшись стоять перед ними, Иисус сказал: «Это было раскрыто вам Отцом Моим. Исполнилось ваше время узнать истину обо Мне. Пока же Я требую, чтобы вы никому не говорили об этом. Продолжим путь».

И они отправились в Кесарию Филиппову, куда пришли поздно вечером и остановились в доме ожидавшего их Сельса. В ту ночь апостолы почти не сомкнули глаз. Им казалось, что они чувствуют наступление великого события в их жизни и в труде на благо Царства.

37.5. О ЦАРСТВЕ НА НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ

В среду, когда день был уже в разгаре, апостолы собрались в саду у Сельса на полуденную трапезу. Бо́льшую часть ночи и всё утро Симон Пётр и Симон Зелот горячо убеждали своих собратьев, пытаясь привести всех апостолов к беззаветному принятию Иисуса не только как Мессии – Помазанника Божьего, но и как божественного Сына живого Бога. Два Симона практически полностью сходились в своей оценке Иисуса, и они усердно трудились над тем, чтобы их собратья целиком приняли их точку зрения. Хотя Андрей продолжал осуществлять общее руководство корпусом апостолов, его брат Симон Пётр, со всеобщего согласия, всё больше становился выразителем их взглядов.

Все они сидели в саду, когда, около полудня, появился Иисус. На их лицах было написано выражение возвышенной торжественности, и когда Иисус подошёл, все встали. Иисус снял напряжение дружеской, братской улыбкой, столь характерной для Него, когда Его последователи слишком серьёзно воспринимали себя или какое-нибудь происходящее с ними событие. Жестом Он велел им сесть. Впредь двенадцать никогда не приветствовали своего Учителя вставанием. Они видели, что Он не одобряет такого внешнего проявления уважения.

Когда они завершили трапезу и приступили к обсуждению планов предстоящего путешествия по Десятиградью, Иисус внезапно обвёл их взглядом и сказал: «Теперь, когда прошёл полный день с тех пор, как вы согласились с утверждением Симона Петра о личности Сына Человеческого, Я хотел бы спросить вас: остаётесь ли вы при своём мнении?»

Услышав это, двенадцать поднялись, и Симон Пётр, сделав несколько шагов к Учителю, сказал: «Да, Учитель, остаёмся. Мы верим, что Ты – это Сын Бога живого». И Пётр сел вместе со своими собратьями.

Продолжая стоять, Иисус сказал двенадцати: «Вы – Мои избранные апостолы, но Я знаю, что в этом мире вы не смогли бы прийти к этой вере с помощью одного только человеческого знания. Это – откровение духа Отца Моего, обращённое к тайникам вашей души. И так как вы делаете это признание благодаря тому, что раскрыто вам духом Отца Моего, Я должен сказать вам, что на этом фундаменте Я построю братство Царства Небесного. На этой скале духовной правды Я построю живой храм духовного братства в вечных мирах Царства Отца Моего. Никаким силам зла и греха не одолеть это человеческое братство божественного духа. И хотя Дух Отца Моего будет извечным божественным Наставником и Воспитателем всех, кто скрепляет себя узами этого духовного братства, вам и вашим последователям Я передаю ключи от внешнего царства, власть над вещами бренными – земным управлением и хозяйством этого объединения мужчин и женщин в братстве».

И вновь Иисус велел им до поры никому не говорить о том, что Он является Сыном Божьим.

После этих слов Иисус велел, чтобы двенадцать отправились в горы и пробыли там без Него до вечерней трапезы в поисках мудрости, силы и духовного водительства. И они сделали так, как сказал Учитель.

37.6. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ

Иисус и апостолы остались ещё на один день в доме Сельса в ожидании гонцов Давида, которые должны были доставить деньги. После падения популярности Иисуса произошло резкое сокращение доходов. Когда они достигли Кесарии Филипповой, казна была пуста. Матфей не хотел расставаться с Иисусом и своими братьями в такое время, и у него не было собственных наличных средств, которые он мог бы передать Иуде, как он не раз делал в прошлом. Тем не менее, Давид Зеведеев, предвидя возможное сокращение поступлений, распорядился, чтобы его гонцы, проходя через Иудею, Самарию и Галилею, действовали в качестве сборщиков денег в пользу изгнанных апостолов и их Учителя. Поэтому к вечеру того же дня из Вифсаиды прибыли гонцы, и доставленных ими денег апостолам хватило до их возвращения и начала путешествия по городам Десятиградья. К тому времени Матфей рассчитывал получить деньги от продажи своей последней собственности в Капернауме, договорившись, что эти средства будут анонимно переданы Иуде.

Ни у Петра, ни у других апостолов не было достоверного представления о божественности Иисуса. Они плохо понимали, что в земной жизни Учителя начиналась новая эпоха, – время, когда Учитель-целитель превращался в переосмысленного Мессию, Сына Божьего. С этого времени в проповеди Иисуса зазвучала новая тема. Впредь единственным идеалом Его жизни стало раскрытие Отца, а единственной задачей Его Учения – продемонстрировать Своей вселенной персонификацию этой высшей мудрости, которую можно понять, только прожив её.

Иисус вступил теперь в четвёртый, последний этап Своей человеческой жизни во плоти.

Первым этапом было детство – годы, когда Он лишь смутно осознавал Своё происхождение, сущность и Своё предназначение как человеческого существа.

Вторым этапом были годы всё большего самосознания – юность и постепенное возмужание, – в течение которых Он стал всё больше отдавать Себе отчёт в Своей божественной сущности и человеческой миссии. Второй этап завершился переживаниями и откровениями, связанными с Его Крещением.

Третий этап земного опыта Иисуса начался после Крещения и продолжался в годы Его служения в качестве Учителя и Целителя, завершившись историческим признанием Петра в Кесарии Филипповой. Этот третий период Его земной жизни охватил время, в течение которого Его апостолы и ближайшие последователи знали Его как Сына Человеческого и считали Его Помазанником Божьим.

Четвёртый и заключительный период Его земного пути начался здесь, в Кесарии Филипповой, и завершился распятием. Этот этап Его служения характеризовался признанием Иисусом Своей божественности и охватил труд последнего года, прожитого Им во плоти. В течение этого четвёртого периода Он стал известен апостолам как Сын Божий, хотя большинство Его последователей продолжали считать Его Помазанником Божьим. Признание Петра ознаменовало начало нового периода – периода более полного понимания истины о Его высшем служении как посвященческого Сына на Земле и для всей вселенной, а также хотя бы смутного осознания этого факта Его избранными апостолами.

В тот день, когда Иисус беседовал с апостолами в саду, они узнали много нового. И некоторые из этих высказываний звучали странно даже для них.

Иисус в частности сказал: «Отныне, если какой-либо человек пожелает вступить в наше братство, пусть примет на себя обязательства сыновства и следует за Мной. И когда Меня уже не будет с вами, не думайте, что мир будет обходиться с вами лучше, чем с вашим Учителем. Если вы любите Меня, будьте готовы подтвердить свою любовь готовностью принести высшую жертву…

И хорошо запомните слова Мои: Я пришёл призвать не праведников, а грешников. Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить и посвятить жизнь Свою как дар для всех. Я говорю вам, что Я пришёл, чтобы найти и спасти заблудших…

Ныне никто в этом мире не видит Отца, кроме Сына, Который пришёл от Отца. Но если Сын вознесётся, Он призовёт всех людей к Себе, и всякий, кто поверит в эту истину об объединённой сути Сына, будет наделён жизнью, которая не имеет конца…

Пока ещё мы не можем открыто провозгласить, что Сын Человеческий есть Сын Божий, но это было раскрыто вам. Поэтому Я смело говорю вам об этих тайнах. Хотя Я стою перед вами в этом телесном облике, Я пришёл от Бога-Отца. Ещё до того, как был Авраам, Я был и есть. Я действительно пришёл в этот мир от Отца таким, каким вы Меня знаете, и Я говорю вам, что вскоре Я должен буду покинуть этот мир и вернуться к делу Отца Моего…

Может ли теперь ваша вера постичь истину этих речей, несмотря на Моё предупреждение о том, что Сын Человеческий не станет тем Помазанником, которого ждали отцы ваши? Царство Моё не в этом мире. Можете ли вы поверить в истину обо Мне, несмотря на то что хотя у лис есть норы и у птиц есть гнёзда, Мне негде приклонить голову?...

И тем не менее, Я говорю вам, что Отец и Я – едины. Кто видел Меня, видел и Отца. Во всём этом Отец Мой действует вместе со Мной, и Он никогда не оставит Меня одного в деле Моём, так же как Я никогда не покину вас, кому вскоре предстоит отправиться возвещать эту Радостную Весть по всему миру.

Теперь же Я привёл вас сюда, чтобы вы немного побыли здесь со Мной и друг с другом. И чтобы вы смогли понять славу, постичь величие той жизни, к которой Я призываю вас. Эта жизнь – подвиг веры, подвиг установления Царства Отца Моего в сердцах людей и создания Моего живого братства, объединяющего Меня с душами всех, кто верит в эту Радостную Весть».

Апостолы слушали эти смелые и поразительные заявления молча. Они были ошеломлены. И они разошлись небольшими группами, чтобы обсудить и обдумать слова Учителя. Они признали в Нём Сына Божьего, но полностью не понимали, что означает то, к чему Он их привёл.

37.7. БЕСЕДЫ АНДРЕЯ

В тот вечер Андрей решил устроить откровенный разговор наедине с каждым из своих собратьев, и он провёл полезные и ободряющие беседы со всеми своими друзьями, за исключением Иуды Искариота. У Андрея не было таких же доверительных отношений с Иудой, как с другими апостолами, и поэтому ему не казалось странным, что Иуда никогда не открывался главе апостольского корпуса. Однако на этот раз отчуждённость Иуды настолько встревожила Андрея, что поздней ночью, когда все апостолы уже крепко спали, он пришёл к Иисусу и изложил Ему причины своего беспокойства.

Иисус сказал: «Ты правильно сделал, Андрей, придя ко Мне с этим вопросом, но мы не можем сделать ничего сверх того, что уже сделано. Нам остаётся только продолжать оказывать высшее доверие этому апостолу. И ничего не говори его собратьям об этом разговоре со Мной».

Это было всё, чего Андрей смог добиться от Иисуса. Между иудеянином и его галилейскими собратьями всегда существовала некоторая отчуждённость. Иуда был потрясён смертью Иоанна Крестителя, несколько раз был глубоко обижен порицаниями Учителя, был разочарован, когда Иисус отказался стать царём, унижен, когда Тот бежал от фарисеев, огорчён, когда Иисус отказался принять вызов фарисеев, требовавших знамения, озадачен отказом его Учителя прибегнуть к демонстрации силы и теперь, в последнее время, подавлен и порой угнетён опустевшей казной. И кроме того, Иуде не хватало того воодушевления, которое давала ему толпа…

Иисус хотел подняться со Своими апостолами на гору Хермон, где Он решил открыть четвёртый этап Своего земного служения в качестве Сына Божьего. Часть апостолов присутствовала при Его Крещении в Иордане и стала свидетелем начала Его пути как Сына Человеческого, и Он хотел, чтобы некоторые из них были вместе с Ним и на этот раз, чтобы услышать, что Он полномочен принять на Себя новую публичную роль Сына Божьего.

Соответственно, в пятницу, 12 августа, Иисус сказал двенадцати: «Возьмите запас еды и приготовьтесь к восхождению на ту гору, куда велит Мне прибыть Дух Мой. Там Я буду наделён всем необходимым для завершения труда Моего на Земле. И Я хотел бы взять с собой Моих собратьев, дабы и они смогли укрепиться перед тяжкими временами, которые им придётся разделить вместе со Мной».

Глава 38. Преображение

38.1. ГОРА ПРЕОБРАЖЕНИЯ

В пятницу, 12 августа 29 года н. э., когда солнце клонилось к закату, Иисус и Его собратья достигли подножья горы Хермон. Они подошли к тому самому месту, где некогда юноша Тиглаф остался дожидаться Учителя, пока Тот в одиночестве поднимался на гору, чтобы решить духовное будущее Земли и официально положить конец восстанию Люцифера. Здесь они провели два дня в духовной подготовке к событиям, ожидавшим их в столь скором будущем.

В целом, Иисус заранее знал, что должно произойти на горе, и Ему очень хотелось, чтобы все Его апостолы могли разделить с Ним этот опыт. Именно для того, чтобы подготовить их к этому раскрытию Своей сущности, Он задержался с ними у подножья горы. Однако они были неспособны достигнуть тех духовных уровней, на которых было бы оправдано полное раскрытие посещения небесных существ, столь скоро ожидавшихся на Земле. И поскольку Иисус не мог взять с Собой всех Своих собратьев, Он решил ограничиться тремя – теми, кто обычно сопровождал Его во время таких особых бдений. Поэтому только Пётр, Иаков и Иоанн смогли – хотя бы отчасти – разделить с Учителем этот уникальный опыт.

Ранним утром в понедельник, 15 августа, Иисус и трое апостолов начали восхождение на гору Хермон, через шесть дней после достопамятного признания Петра в полдень, у дороги под тутовыми деревьями.

Около полудня они достигли своей цели и здесь, примерно на полпути к вершине, за полуденной трапезой Иисус рассказал трём апостолам кое-что из Своего опыта в горах к востоку от Иордана вскоре после Крещения, а также некоторые новые подробности того, что Ему довелось испытать на горе Хермон в связи с Его предыдущим посещением этого уединённого места.

Мальчиком Иисус забирался на гору рядом с домом и рисовал в Своём воображении сражения, в которые вступали имперские армии в долине Ездрилон. Теперь же Он взошёл на гору Хермон, чтобы получить тот дар, который должен был подготовить Его к спуску в иорданские долины, где должны были разыграться заключительные сцены драмы Его жизни на Земле.

В тот погожий день, около трёх часов пополудни, Иисус покинул трёх апостолов, сказав: «Я уединяюсь на время для общения с Отцом и Его посланниками. Я прошу вас оставаться здесь и, в ожидании Моего возвращения, молиться о том, чтобы воля Отца свершилась во всём, что вас ждёт в связи с продолжением посвящённого служения Сына Человеческого».

Сказав это, Иисус удалился для продолжительного совещания с Гавриилом и другой сверхъестественной небесной личностью, вернувшись только около шести часов.

Заметив, что Его длительное отсутствие взволновало их, Иисус спросил: «Отчего вы испугались? Вы прекрасно знаете, что Я должен заниматься делом Отца. Почему же вы сомневаетесь, когда Я не с вами? Ныне Я говорю, что Сын Человеческий решил прожить всю Свою жизнь среди вас, как один из вас. Не унывайте: Я не покину вас, пока не будет завершён Мой труд».

После того, как они разделили скудную вечернюю трапезу, Пётр спросил Иисуса: «Как долго нам предстоит пробыть на этой горе отдельно от наших братьев?»

Иисус ответил: «Пока вы не увидите славу Сына Человеческого и не узнаете: всё, что возвещаю вам, истинно».

И, сидя вокруг тлеющих угольков костра, они говорили о восстании Люцифера, пока не стемнело и глаза апостолов не отяжелели, ведь восхождение началось ранним утром.

Примерно через полчаса после того, как трое апостолов погрузились в глубокий сон, их разбудил раздавшийся рядом внезапный треск, и, оглядевшись, к своему изумлению и ужасу они увидели, что Иисус ведёт дружескую беседу с двумя яркими существами, облачёнными в одеяния из света небесных миров. Лицо Иисуса и Его фигура также светились ярким небесным светом. Эти трое разговаривали на непонятном языке, но по некоторым сказанным вещам Пётр сделал ошибочный вывод, что стоявшие рядом с Иисусом существа – это Моисей и Илья. В действительности это был Гавриил и другая небесная личность. По просьбе Иисуса Его сверхъестественные помощники сделали так, чтобы апостолы смогли стать свидетелями этой сцены.

Трое апостолов были столь напуганы, что не сразу справились со своей растерянностью, но когда ослепительное видение растаяло перед их взором и они увидели Иисуса, стоящего в одиночестве, Пётр, первым пришедший в себя, произнёс: «Иисус, Учитель, хорошо нам здесь. Мы рады лицезреть эту славу. Нам не хочется возвращаться назад в постыдный мир. Если хочешь, останемся здесь, и мы поставим три шатра – один для Тебя, один для Моисея и один для Ильи». Пётр сказал это из-за своего смущения, а также потому, что в тот момент ничего другого не пришло ему в голову.

Пётр ещё продолжал говорить, когда серебристое облако приблизилось к ним и осенило всех четверых. Страх сковал апостолов. И когда они пали ниц для молитвы, они услышали голос – тот же голос, который раздался при Крещении Иисуса: «Вот Сын Мой возлюбленный. Слушайте Его». А когда облако исчезло, Иисус вновь был один.

Наклонившись к трём апостолам, Он дотронулся до них и сказал: «Вставайте и не бойтесь. Вам предстоит увидеть ещё более великие вещи».

Однако апостолы не на шутку испугались, и собираясь около полуночи в обратную дорогу, они были молчаливы и задумчивы.

38.2. СПУСК С ГОРЫ

Примерно до середины спуска с горы никто не проронил ни слова.

Затем Иисус прервал молчание, заметив: «Смотрите, не рассказывайте никому, даже братьям своим, о том, что вы увидели и услышали на этой горе, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых».

Трое апостолов были потрясены и обескуражены словами Иисуса – «пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых». Лишь недавно они вновь утвердились в своей вере в Него как в Избавителя, Сына Божьего, и только что они своими собственными глазами видели, как Он преобразился в славе, – и теперь Он начал говорить о «воскресении из мёртвых»!

Пётр содрогнулся при мысли о смерти Учителя. Это не укладывалось в его сознании. Опасаясь, что Иаков или Иоанн зададут какой-нибудь вопрос, касающийся данного заявления, он решил, что лучше всего будет перевести разговор на другую тему.

Не зная, что сказать, он произнёс первое, что пришло ему в голову: «Учитель, почему учителя Закона говорят, что Илья должен прийти прежде Помазанника?»

Иисус, зная, что Пётр пытается избежать упоминания о Его смерти и воскресении, ответил: «Илья действительно приходит первым, чтобы подготовить путь для Сына Человеческого, Который должен много пострадать и, в итоге, быть отвергнутым. Но Я говорю вам, что Илья уже пришёл, и они его не приняли, а поступили с ним, как хотели».

И тогда три апостола поняли, что говоря об Илье, Он имеет в виду Иоанна Крестителя. Иисус знал: если они настаивают на том, что Он является Мессией, то Иоанн должен быть тем Ильёй, о котором говорится в пророчестве.

Иисус обязал их никому не говорить, что они получили представление о той славе, которая ждала Его после Воскресения, так как Он не хотел, чтобы они укреплялись в мысли о том, что принятый теперь в качестве Помазанника, Он хотя бы в чём-то будет соответствовать их ошибочным концепциям чудотворного Избавителя. Хотя Пётр, Иаков и Иоанн размышляли обо всём этом про себя, они рассказали об этом случае только после Воскресения Учителя.

Пока они продолжали спускаться с горы, Иисус сказал: «Вы не захотели принять Меня как Сына Человеческого. Поэтому Я согласился, чтобы Меня приняли согласно укрепившемуся у вас мнению. Но не заблуждайтесь – воля Отца Моего должна восторжествовать. Решив следовать велениям своей собственной воли, вы должны приготовиться ко многим разочарованиям и испытаниям, однако, та подготовка, которую Я дал вам, должна быть достаточной, чтобы победоносно провести вас даже через эти избранные вами страдания».

38.3. МАЛЬЧИК, СТРАДАВШИЙ ЭПИЛЕПСИЕЙ

В то же утро, во вторник, перед завтраком Иисус и Его спутники прибыли в апостольский лагерь. Подойдя поближе, они увидели, что апостолы окружены толпой, и вскоре до них стали доноситься громкие голоса спорящих и ссорящихся людей. В общей сложности, здесь было около пятидесяти человек. За исключением девяти апостолов, присутствовавшие делились на две равные группы – иерусалимских учителей Закона и верующих учеников, которые следовали за Иисусом и Его соратниками от Магадана.

Хотя толпа спорила по целому ряду вопросов, основным предметом разногласий был некий житель Тибериады, Иаков Сафедский, днём ранее прибывший сюда в поисках Иисуса. Его единственный ребёнок – сын примерно четырнадцати лет – страдал тяжёлой формой эпилепсии. В дополнение к этому нервному заболеванию юноша был одержим одним из тех блуждающих, зловредных и мятежных сверхъестественных созданий, которые в те времена присутствовали на Земле в бесконтрольном состоянии, так что юноша являлся одновременно и эпилептиком, и одержимым.

В течение почти двух недель этот несчастный отец, мелкий чиновник Ирода Антипы, скитался у западных границ владений Филиппа в поисках Иисуса, надеясь уговорить Его вылечить больного сына. Ему удалось нагнать апостольскую

партию лишь к полудню того дня, когда Иисус находился на горе с тремя апостолами.

К великому удивлению и огромному смущению девяти апостолов этот человек, которого сопровождало около сорока других людей, внезапно предстал перед ними. В момент появления этой группы девять апостолов – по крайней мере, большинство из них – предавались своему старому соблазну, обсуждая, кому предстоит быть больше других в грядущем Царстве. Они увлечённо спорили о возможном положении, которое займёт тот или иной апостол. Они попросту не могли полностью освободиться от своей давней мечты о материальных свершениях Мессии. И теперь, когда Иисус Сам признал, что является Избавителем, – что могло быть более естественным, чем в отсутствие Учителя заняться обсуждением своих излюбленных надежд и мечтаний? Они были поглощены этой темой, когда Иаков Сафедский вместе с другими искавшими Иисуса людьми внезапно появился перед ними.

Андрей выступил вперёд, чтобы поприветствовать отца и сына, и спросил: «Кого вы ищете?»

Иаков ответил: «Добрый человек, я ищу вашего Учителя. Я надеюсь на исцеление моего страдающего сына. Я хотел бы попросить Иисуса изгнать беса, которым одержим мой сын».

И отец начал рассказывать апостолам о своем больном сыне и его тяжёлых припадках, которые не раз грозили лишить его жизни.

Пока апостолы слушали его, Симон Зелот и Иуда Искариот подошли к отцу и сказали: «Мы можем излечить его. Тебе не нужно ждать возвращения Учителя. Мы – посланники Царства. Мы больше не скрываем этого. Иисус это Избавитель, и ключи от Царства переданы нам».

К этому времени Андрей и Фома отошли в сторону посоветоваться. Нафанаил и другие смотрели в изумлении. Все они были ошеломлены внезапной смелостью, если не сказать дерзостью, Симона и Иуды.

Тогда отец сказал: «Если вам дано творить эти чудеса, я молю вас произнести те слова, которые избавят моё дитя от этого рабства».

Тогда Симон выступил вперёд и, возложив руку на голову ребёнка, посмотрел ему в глаза и приказал: «Выйди из него, нечистый дух! Именем Иисуса, подчинись мне!».

Но юноша только ещё сильнее забился в припадке, и учителя Закона высмеяли апостолов, а разочарованным верующим пришлось выслушивать колкости этих враждебно настроенных критиков.

Андрей был глубоко огорчён этой злополучной попыткой и её позорным провалом. Он отозвал апостолов в сторону для совета и молитвы. После сосредоточенного размышления, остро ощущая горечь поражения и чувствуя унижение, которому все они подверглись, Андрей также предпринял попытку изгнать демона, но и его старания закончились неудачей. Андрей честно признал поражение и попросил отца остаться с ним до утра или же до тех пор, пока не вернётся Иисус, сказав: «Возможно, этот бес выйдет только по личному приказу Учителя».

И поэтому, пока Иисус спускался с горы вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, переполненными воодушевлением и восторгом, девять их собратьев, смущённые и глубоко униженные, тоже не спали. Они представляли собой подавленных и пристыженных людей. Но Иаков Сафедский не хотел сдаваться. Хотя они ничего не могли сообщить ему относительно времени возможного возвращения Иисуса, он решил дождаться прихода Учителя.

38.4. ИИСУС ИСЦЕЛЯЕТ МАЛЬЧИКА

Когда Иисус приблизился, девять апостолов почувствовали несказанное облегчение, радостно приветствуя Учителя, и ощутили огромное воодушевление, заметив, что лица Петра, Иакова и Иоанна светятся радостью и необычным энтузиазмом. Все они бросились вперёд, чтобы поприветствовать Иисуса и трёх своих собратьев.

Пока они обменивались приветствиями, толпа приблизилась, и Иисус спросил: «О чём вы спорили, когда мы подходили?»

Но прежде чем расстроенные и униженные апостолы смогли ответить, взволнованный отец больного мальчика вышел вперёд и, упав перед Иисусом на колени, сказал: «Учитель, у меня есть сын, моё единственное дитя, который одержим злым духом. Мало того, что он кричит от ужаса, испускает пену и во время приступа часто падает замертво, но нередко этот злой дух, которым он одержим, заставляет его жестоко дрожать и порой швыряет его в воду или в огонь. Частый скрежет зубов и многочисленные раны высасывают из моего мальчика соки. Его жизнь хуже смерти. Его мать и я скорбим сердцем и сломлены духом. Вчера, около полудня, когда я искал Тебя, я нагнал Твоих учеников, и пока мы ждали, Твои апостолы попытались изгнать этого беса, но им не удалось этого сделать. Так сделаешь ли Ты это для нас, Учитель, исцелишь ли моего сына?»

Выслушав этот рассказ, Иисус прикоснулся к стоящему на коленях отцу и попросил его встать. Бросив на стоящих рядом апостолов испытующий взгляд, Он сказал, обращаясь ко всем присутствующим: «О, род неверный и развращённый, сколько Мне еще терпеть вас? Сколько ещё придётся оставаться с вами? Когда же вы усвоите, что чудеса веры не случаются по требованию сомневающегося неверия?»

И после этого, указав на растерянного отца, Иисус сказал: «Приведи сюда своего сына».

Когда Иаков подвёл к Нему юношу, Иисус спросил: «Давно ли мальчик страдает этим недугом?»

Отец ответил: «С самого раннего детства».

И пока они говорили, с мальчиком случился сильный припадок, и он упал перед ними, скрежеща зубами и испуская пену. После серии мучительных конвульсий он замер перед ними, как мёртвый.

Отец вновь упал на колени перед Иисусом и стал просить Его: «Если Ты можешь излечить его, молю Тебя сжалиться над нами и избавить нас от этого недуга».

И когда Иисус услышал эти слова, Он посмотрел на несчастного отца и сказал: «Сомневайся не в силе любви Отца Моего, а лишь в искренности и глубине своей веры. Нет ничего невозможного для того, кто действительно верит».

Тогда Иаков Сафедский произнёс свои достопамятные слова, в которых вера смешалась с сомнением: «Господин, я верю. Молю Тебя, помоги если веры мало!»

Услышав эти слова, Иисус вышел вперёд и, взяв юношу за руку, сказал: «Я сделаю это по воле Отца Моего и в честь твоей живой веры. Встань, сын Мой! Выйди из него, непокорный дух, и не возвращайся».

И, вложив руку мальчика в руку отца, Иисус сказал: «Ступайте своим путём. Отец исполнил желание вашей души».

Все присутствующие, даже враги Иисуса, были потрясены увиденным.

Для трёх апостолов, лишь недавно испытавших духовный восторг после событий и переживаний, связанных с Преображением, было настоящим разочарованием столь скоро вернуться назад и стать свидетелями поражения и растерянности своих собратьев. Но с этими двенадцатью посланниками Царства всегда было так. Их жизненный опыт заключался в постоянном чередовании восторга и унижений.

Произошедшее было случаем настоящего исцеления двойного недуга – физического заболевания и духовного расстройства. И с той минуты юноша был абсолютно здоров.

Когда Иаков ушёл со своим излечённым сыном, Иисус сказал: «Мы отправляемся в Кесарию Филиппову. Собирайтесь сразу в путь».

В молчании они отправились на юг, и толпа последовала за ними.

38.5. В САДУ У СЕЛЬСА

Они остановились на ночлег у Сельса, и в тот вечер, поев и отдохнув, двенадцать собрались в саду вокруг Иисуса, и Фома сказал: «Учитель, хотя мы, ждавшие вас внизу, до сих пор ничего не знаем о том, что именно произошло на горе и столь воодушевило находившихся вместе с Тобой наших братьев, мы бы очень хотели, чтобы Ты поговорил с нами о нашем поражении и разъяснил нам эти вещи, ибо мы видим, что случившееся на горе пока ещё не может быть раскрыто нам».

Иисус ответил Фоме: «Всё, что ваши братья слышали на горе, будет раскрыто вам в своё время. Пока же Я объясню причину вашего поражения в том деле, за которое вы столь неразумно взялись. В то время как ваш Учитель и Его спутники, братья ваши, поднимались вчера на гору в надежде лучше познать волю Отца и испросить большей мудрости для успешного претворения этой Божьей воли, вы – оставшиеся здесь на страже с заданием упорно стремиться к обретению разума, обладающего духовной проницательностью, и молиться вместе с нами о более полном раскрытии воли Отца – вместо того, чтобы воспользоваться своей верой, поддались соблазну и предались своим старым порочным позывам, добиваясь для себя высокого положения в Царстве Небесном, которое вы упорно представляете себе в виде царства материального и бренного. И вы цепляетесь за эти ошибочные представления, несмотря на то, что Я не раз говорил вам: Царство Моё не в этом мире.

Едва ваша вера начинает постигать личность Сына Человеческого, как к вам вновь подкрадывается себялюбивое желание мирских наград, и вы погрязаете в постыдных спорах: кому быть первым в Царстве Небесном, Царстве, которое не существует и никогда не будет существовать таким, каким вы его представляете. Разве Я не говорил вам, что тот, кто желает быть самым великим в духовном братстве Отца Моего, должен стать меньшим в своих собственных глазах и так стать слугой братьям своим? Духовное величие заключается в отзывчивой, богоподобной любви, а не в получении наслаждения от материальной власти, которой можно стараться возвеличить себя. Та цель, которую вы преследовали и в достижении которой потерпели столь полное поражение, не была чистой. Ваше побуждение не было божественным. Ваш идеал не был духовным. Ваше желание не было бескорыстным. Ваше действие не было основано на любви, и вашей целью не было исполнение воли Отца Небесного.

Когда же вы усвоите, что не можете ускорять ход существующих природных явлений, кроме тех случаев, когда такие вещи одобряются волей Отца? Не можете вы и заниматься духовным трудом в отсутствие духовной силы. И вы не можете совершать ни того, ни другого – даже при их возможном наличии – в отсутствие третьего и важнейшего, что должно быть у человека: личного опыта живой веры. Неужели для привлечения к духовным мирам Царства вам всегда будут нужны материальные подтверждения?

Разве вы неспособны постичь духовное значение Моего служения без зримого показа запредельных чудес? Когда же можно будет положиться на вашу верность высшим духовным мирам Царства независимо от внешнего проявления каких-либо материальных доказательств?»

Сказав это Своим апостолам, Иисус добавил: «А теперь ступайте отдыхать, ибо завтра мы возвращаемся в Магадан, где обсудим наше служение в городах и сёлах Десятиградья. Подводя итог испытаниям этого дня, позвольте объявить каждому из вас то, что Я сказал вашим братьям на горе, и пусть эти слова оставят глубокий след в ваших сердцах: Сын Человеческий вступает в последнюю пору Своего посвящения. Нам предстоит начать труд, который вскоре приведёт к великому и завершающему испытанию вашей воли и преданности, ибо Я буду отдан в руки людей, ищущих Моей погибели. И запомните слова Мои: Сын Человеческий будет предан смерти, но Он воскреснет».

Опечаленные, апостолы отправились спать. Они были озадачены: они не понимали этих слов. И хотя они боялись спросить Иисуса что-либо о том, что Он сказал, апостолы вспомнили всё это после Его Воскресения.

38.6. ПРОТЕСТ ПЕТРА

Рано утром в среду Иисус и двенадцать вышли из Кесарии Филипповой и направились в Магаданский парк, находившийся неподалёку от Вифсаиды-Юлии. В ту ночь апостолы почти не спали, поэтому уже спозаранку они были на ногах, готовые выйти в путь. Даже флегматичные близнецы Алфеевы были потрясены словами о смерти Иисуса. Они направились на юг и сразу же за Меромскими водами вышли на Дамасскую дорогу, а поскольку Иисус хотел избежать встречи с учителями Закона и другими людьми, которые, как Он знал, вскоре начнут искать их, Он решил идти в Капернаум по Дамасскому пути, проходившему через Галилею. И Он поступил так потому, что знал: те, кто будет преследовать их, пойдут восточной Иорданской дорогой, полагая, что Иисус и Его апостолы побоятся идти через владения Ирода Антипы. В тот день Иисус стремился ускользнуть от Своих критиков и следовавшей за Ним толпы, чтобы побыть наедине со Своими апостолами.

Они шли через Галилею. Уже давно миновало время обеда, и они остановились в тени, чтобы подкрепиться.

Когда они завершили трапезу, Андрей, обращаясь к Иисусу, сказал: «Учитель, мои братья не понимают Твоих глубокомысленных слов. Мы целиком поверили в то, что Ты – Сын Божий, а теперь мы слышим эти странные слова о Твоём уходе, о смерти. Мы не понимаем Твоего Учения. Быть может, Ты говоришь с нами притчами? Мы просим Тебя поговорить с нами прямо и недвусмысленно».

Отвечая Андрею, Иисус сказал: «Братья Мои, именно потому, что вы признали Меня Сыном Божьим, Я вынужден приступить к раскрытию истины о том, чем завершится посвящение Сына Человеческого на земле. Вы упорно придерживаетесь веры в то, что Я Помазанник Божий, и вы не желаете отказываться от идеи о том, что Помазанник должен воссесть на трон в Иерусалиме. Именно поэтому Я продолжаю говорить вам, что Сыну Человеческому вскоре предстоит отправиться в Иерусалим, многое перенести, быть отвергнутым учителями Закона, старейшинами и старшими священниками и после всего этого быть казнённым и воскреснуть из мёртвых. И слова Мои – не притча: Я говорю вам истину, чтобы вы были готовы к этим событиям, когда они внезапно обрушатся на нас».

И когда Он ещё говорил, Симон Пётр, стремительно бросившись к Нему, положил руку на плечо Иисусу и сказал: «Учитель, у нас и в мыслях нет прекословить Тебе, но я утверждаю, что такое никогда не случится с Тобой».

Пётр говорил так потому, что любил Иисуса. Но человеческое естество Учителя увидело в этих проникнутых благожелательным чувством словах едва уловимую попытку подвергнуть Его искушению, заставить изменить Своё решение – исполнить до конца земное посвящение в соответствии с волей Райского Отца.

Именно из-за того, что Он почувствовал, какая опасность кроется уже в том, чтобы позволить даже любящим и верным друзьям попытаться разубедить Его, Он обрушился на Петра и остальных апостолов со словами: «Не препятствуй Мне. В словах твоих – дух дьявола, искусителя. Когда вы говорите так, вы не на Моей стороне, а на стороне нашего врага. Так ваша любовь ко Мне становится для Меня камнем преткновения при исполнении воли Отца. Не о путях человеческих думайте, а о воле Божьей».

Когда они оправились от первого шока после этого резкого выговора, Иисус, прежде чем продолжить путешествие, сказал: «Если кто хочет присоединиться ко Мне, то должен забыть о своих желаниях, ежедневно исполнять свои обязанности и следовать за Мной. Ибо кто захочет сберечь свою жизнь для себя, потеряет её, но кто потеряет свою жизнь ради Меня и Радостной Вести, тот её сохранит. Какой прок человеку, если приобретя весь мир, он потеряет свою душу? Что может дать человек в обмен на жизнь вечную? Не стыдитесь Меня и слов Моих в этом греховном и лицемерном веке, так же как Я не постыжусь признать вас, когда, во славе, предстану пред Отцом Моим в присутствии всего небесного воинства. И тем не менее многие из вас, стоящих теперь передо Мной, не позна́ют смерти, пока не увидят, как Царство Божье грядёт в могуществе».

Так Иисус дал ясно понять двенадцати, что если они желают следовать за Ним, их ждёт мучительный и противоречивый путь. За всё время, проведённое с Учителем, лишь несколько раз апостолы видели подобный гнев в Его глазах и слышали столь же резкие слова порицания, как те, которые были сказаны Петру и остальным из них в тот день. Иисус всегда терпеливо относился к их человеческим недостаткам, за исключением тех случаев, когда возникала непосредственная угроза Его плану безусловного исполнения воли Отца в оставшийся период Своего земного служения. Апостолы были буквально ошеломлены, они были охвачены замешательством и ужасом. Они не могли найти слов для выражения своей скорби. Постепенно они начали понимать, что предстоит перенести их Учителю, понимать, что они должны пройти через эти испытания вместе с Ним. Однако они осознали реальность надвигавшихся событий только спустя долгое время после этих первых намёков на грядущую трагедию последних дней Иисуса.

В молчании Иисус и двенадцать отправились в путь, через Капернаум, к своему лагерю в Магаданском парке. Хотя они и не говорили с Иисусом, всю вторую половину дня они много беседовали друг с другом, пока Андрей разговаривал с Учителем.

38.7. В ДОМЕ ПЕТРА

Они вошли в Капернаум в сумерках и, пройдя малолюдными улицами, вышли прямо к дому Петра, где разделили вечернюю трапезу. Они задержались у Симона, пока Давид Зеведеев готовился перевезти их на другой берег.

Тогда Иисус, глядя на Петра и остальных апостолов, спросил: «О чём это вы так оживлённо разговаривали сегодня по дороге сюда?»

Апостолы молчали, ведь многие из них продолжали обсуждение, начатое у горы Хермон, о том, какое положение им предстоит занять в грядущем Царстве, кто будет больше других и тому подобное.

Зная, чем были заняты их мысли, Иисус подозвал к Себе одного из детей Петра и, усадив ребёнка посреди них, сказал: «Истинно, истинно вам говорю: если не изменитесь и не станете подобны этому дитя, недалеко уйдёте в Царстве Небесном. Тот, кто умалится, подобно этому ребёнку, станет превыше всех в Царстве Небесном. И кто принимает такого дитя, принимает Меня. Тот же, кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Если хотите быть первыми в Царстве, стремитесь поделиться этими добрыми истинами со своими братьями во плоти. Но если кто заставит одного из этих малышей оступиться, лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и утопили в море. Если те вещи, которые вы делаете руками своими, или те, которые видят глаза ваши, мешают вашему росту в Царстве, пожертвуйте своими драгоценными идолами. Ибо лучше войти в Царство без многих любимых вещей, чем держаться за этих идолов и оказаться за пределами Царства. Но прежде всего, смотри́те – не презирайте никого из этих малышей, ибо ангелы их всегда видят лики воинства небесного».

Когда Иисус умолк, они сели в лодку и поплыли на другой берег, в Магадан.

Наши рекомендации