Вопрос 13. Аристотель как энциклопедист. Его учение о формах.

Вопрос 2. Мифологическое миропонимание и его особенности.

Мифология - это и явление, и наука. Любая культура начинает знакомство с миром с мифологических конструкций. Мифология отражает минтальность народа,поэтому у каждого она разная. Миф — сложная позновательная крнструкция,которая имеет свои особенности. Это попытка выразить свои представления р мире.

Пик распростронение мифовсвязано с 13-12 в. до.н.э. Период гомеровской греции,при создании Гомером своих произведений он излагал опыт и знания греков,а не придумывал сам.

Миф как позновательная форма имеет ряд особенностей:

1.энциклопедизм(не было вопроосов,на которые миф не мог бы ответить_. Мифов очень много,их можно структурировать. -космогонические;-героические;-антологические( посвящены о начале всех вещей)

2.смысловая доступность- простота и внятность изложения.

3.Миф отразил фантазию греков.

Антропоморфизм-представление Бога,как человека.

Чтобы создать мифчеловеку было необходимо интелектуальные способности:наблюдать,обобщать и выразить результат. Мифологию можно назвать как предфилософию.

С 7-3 в до н.э. Происходит взросление греческой культуры. Миф себя исчерпывает. Причины:

-социально-экономич.(рост городов,мореплавыние).Когнитивный десанас-разрушение старого представление.Критическое осмысление своей культуры.

-политические причины. Устройство греческого полиса пародоксально. С одной стороны полнота граждан,с другой стороны полное отсутствие прав-домашнее рабство,которое перерасло в классовое рабство. Раб — основная производительная сила.=>свободный человек,мог заниматься творчествомю все эти процессы подвели к формировании философии.

Вопрос 13. Аристотель как энциклопедист. Его учение о формах.

Аристо́тель (384 до н. э., 322 до н. э.,остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. перипатетическую школу. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Учение о 4-х причинах.В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

1.Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2.Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

3.Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

4.Цель, или конечная причина— «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя - это бронза, а форма - очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя - это кости и мясо, а форма - душа. Для животного формой является животная душа, для растения - растительная душа. Что важнее - материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная - сущность вещи; материальная - субстрат вещи; действующая - то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая - во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя - это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма - это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Наши рекомендации