Философская система джайнизма
Происхождение джайнизма относится к далеким доисторическим временам. Эта вера передавалась потомству через посредство двадцати четырех тиртханкаров, то есть достигших освобождения проповедников джайнизма, последним из которых был современник Будды—Вардхамана (он величался также Махавира).
Мир состоит из материального и духовного начал. Душ столько же, сколько и живых тел. Душа, по мнению философов джайнской школы, есть не только у животных, но и у растений, даже у пылинок. Души обладают не одинаковой степенью сознательности.
Тем не менее каждая душа в состоянии достичь безграничной сознательности, силы и счастья. Эти свойства присущи самой природе души. Кармы затрудняют их проявление, подобно тому, как облака заслоняют свет солнца. Кармы, то есть силы страстей и желаний души, притягивают к ней частицы материи, которые проникают в душу, подобно тому, как пылинки пронизывают свет пламени или солнца. Кармы являются причиной того, что душа закрепощается материей. Устранением карм душа может снять с себя зависимость и возвратить себе природные совершенства.
Джайнисты не верят в бога. Сострадание ко всем живым существам является одной из главных черт джайнской религии. Поэтом уони придерживаются принципа бережного отношения ко всему живому, этот принцип называется ахимса.
Буддийская система
Буддийская система философии выросла из учения Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни Будды, хорошо известного основателя буддизма. Чувство скорби при виде болезней, старости, смерти и других несчастий, которым подвержен человек, пробудило сознание Гаутамы. Многие годы он учится, ведет аскетический образ жизни и думает о происхождении человеческих страданий, ища средства для их преодоления. Наконец на него нисходит просветление, результат которого был изложен им в форме, которая стала известной под названием «четырех благородных истин». Это истина о том, что 1. есть страдание; 2. истина о том, что есть причина страдания; 3. истина о том, что есть прекращение страдания, 4. и истина о том, что есть,путь, ведущий к прекращению страдания.
Первая истина о наличии страданий имеется в той или иной форме во всех философских системах Индии. Даже то, что кажется удовольствием, в действительности является источником страдания.
Четвертая истина,— относительно пути, ведущего к прекращению страдания,— сводится к контролю над условиями, причиняющими страдание. Этот путь известен как восьмеричный благородный путь, так как он состоит из восьми ступеней — правильной точки зрения, правильного определения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильных стараний, правильного внимания и правильной сосредоточенности. Эти восемь ступеней уничтожают незнание и пристрастия, просветляют ум и тем самым порождают совершенную невозмутимость и спокойствие. Страдание совершенно прекращается, а новое рождение становится невозможным. Достижение этого состояния есть нирвана, это – цель буддизма. Как врач, сообщающий больному благоприятный исход, Будда утверждает, что существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Что же такое нирвана? Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопрос. Нирвана означает затухание, задувание пламени, или просто выдох. Но это угасание – угасание не бытия, не гибель человека, а страстей, привязанностей, влечений, питающих страдание. Она не является небытием, напротив, она – полнота бытия, ее существование исполнено совершенством. Один из наиболее распространенных образов для пояснения идеи нирваны таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, точно также и прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты и влечения. Нирвана – это иное измерение бытия. Нирвана – состояние высшего блаженства, свободы и особой внеличностной полноты бытия. Оно абсолютно трансцендентно всему нашему опыту, в котором нет ничего, подобного нирване. Отчаяние сменяется спокойствием и радостью. Она состояние сверхчеловеческого наслаждения (но не чувственного наслаждения - ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни осязанием, ни обонянием). Достигнув нирваны, человек выходит из круговорота перерождений, освобождается от сансары.