Четыре ступени развития желания
Комментарии профессора М.Лайтмана на статью Б. Ашлага «Предисловие к книге Древо жизни»
Творец создал желание наслаждаться. Он не сотворил ничего, кроме желания получать наслаждения. В каббале оно называется «желание получить» (наслаждение).
Итак, существует Творец и созданное им желание насладиться. Насладиться чем? Творцом! Ощущение Творца творением и есть наслаждение (в каббале оно называется «свет», на иврите «ор»). Желание получить называется «сосуд», на иврите «кли». Итак, есть Творец и творение, наслаждение и желание, свет и сосуд, ор и кли.
Мы уже изучали на предыдущих занятиях, что желание получить в нашем мире можно разделить на четыре уровня:
· неживой,
· растительный,
· животный,
· говорящий.
В каждом из них желание получить различно по характеру и силе.
Наименьшее желание получить наблюдается на неживом уровне: оно настолько мало, что не порождает у его представителей движения. Творение на этой стадии ощущает нечто, ибо если оно сотворено, то оно есть желание насладиться, однако это никак не проявляется, поскольку желание получить здесь минимально.
Положительное и отрицательное следствия желания насладиться – эгоизм – пропорциональны величине желания. Поэтому неживое, находясь в состоянии неподвижности, не может само по себе никому навредить, равно как и принести пользу.
У растения желание получить больше, по сравнению с неживым, поэтому оно развивает в себе возможность роста, способность впитывать полезное и выделять вредное, в силу чего и называется «растение», от слова «расти».
Этому уровню присуще определенного рода движение: растения развиваются и умирают, ощущают смену дня и ночи, намного больше, чем неживое, зависят от окружающей среды. По сравнению с предыдущим это совершенно другой вид жизни. Все изменения и отличия существуют благодаря увеличению желания получить, которое в растительном уровне проявлено намного больше, чем в неживом.
Еще большее желание получить наблюдается у животных. Чем отличаются они от растений? Тем, что каждый из представителей этого уровня индивидуально ощущает окружающую среду и приближается к полезному, отдаляясь от вредного. Общая сила ощущения собственного вреда и пользы всего мира растений соответствует одному объекту, находящемуся на ступени «животное».
Животные способны перемещаться, имеют личные ощущения, у каждого из них есть собственный характер. Поскольку в «животном» желание получить больше, чем в «растении», у него существуют индивидуальные характеристики, собственный календарь: каждая особь в свое время рождается и умирает, в отличие от большинства растений, увядающих одновременно в конце сезона.
Хотя животное чаще всего живет в стаде или в стае, но у него своя личная жизнь, благодаря четкому половому разделению, и ему необходима связь с особями того же вида. Однако у животных существует временное ограничение: они не ощущают прошлого, не интересуются будущим.
Следующая ступень – «говорящий» (человек) – содержит две составляющие: силу ощущений и силу разума. Эти две составляющие поддерживают и развивают друг друга, поэтому представители данной ступени не ограничены местом и временем. Что невозможно воспринять с помощью одной составляющей (например, я не могу ощутить произошедшее 1000 лет назад), можно дополнить путем другой: я могу осмыслить то, что произошло 1000 лет назад. Разум помогает чувствам.
Возможна обратная ситуация: я чувствую нечто. Как ощущение может повлиять на меня? Я подключаю к нему разум и анализирую ситуацию. Разум и ощущения совместно расширяют мои возможности восприятия места и времени. Я уже не ограничен ими, могу понять другого, ощутив через него то, что сам реально не переживал, не присутствуя в том месте в то время. Благодаря этому человек поднимается над категориями пространства и времени.
Уровень «говорящий» соответствует всем, расположенным ниже уровням (неживому, растительному и животному), вместе взятым. Эта пирамида отражает соотношение между пятью видами творения, существующими в мироздании, где каждый представитель высшей ступени более значим, чем все творения низлежащей ступени.
Особенным образом это проявляется в желаниях:
· одно желание растительного уровня, польза и вред, им приносимая, соответствует всем желаниям неживого уровня во всем мироздании;
· одно желание животного уровня, его польза и вред, соответствует всем желаниям растительного уровня во всем мироздании;
· одно желание уровня «говорящий», польза и вред, которые оно может принести, соответствует всем желаниям животного уровня во всем мироздании;
· одно желание духовного уровня, польза и вред, доставляемые им, соответствует всем желаниям уровня «говорящий» во всем мироздании.
Если в одном представителе уровня «говорящий» зарождается «точка в сердце»[520], корень души, и он развивает ее до размера духовного сосуда, то его сила соответствует силе всех людей во все времена и во всех поколениях. Чем выше, чем особеннее объект, тем в меньшем количестве он существует в мироздании.
Строение желания
В созданном Творцом желании мы различаем пять ступеней, которые условно обозначаем как:
начало буквы «юд»,
буква «юд», י
буква «хей», ה
буква «вав», ו
буква «хей», ה
י – ה – ו – ה
Таково обозначение созданного Творцом желания, обозначение творения. Желание состоит из пяти частей, обозначаемых пятью буквами. Это не имя творения, а имя Творца, потому что желания заполняет свет, ощущение Творца. Именно Творца ощущает творение – и более ничего.
Поэтому состояние творения есть имя Творца. Мир, который чувствует творение, само оно, его восприятия – все его совокупные ощущения и есть проявление Творца для него и в нем. Поэтому кли есть имя Творца. Произносятся только 4 буквы, кроме «начало буквы юд»: АВАЯ.
Итак, АВАЯ – это строение желания:
«Окончание буквы юд» – неощущаемое еще желание;
«י» соответствует уровню «неживой»;
первая «ה» соответствует «растительному» уровню;
«ו» соответствует уровню «животный»;
последняя «ה» соответствует уровню «говорящий».
Желание каждого уровня, в свою очередь, делится на подуровни: неживой, растительный, животный, говорящий. Это означает, что даже на уровне «неживое» существует разделение на неживой, растительный, животный, говорящий.
Наша задача – понять, что из себя представляет человек. Одно растение соответствует всей неживой природе, единственное животное выше всего растительного мира, один человек выше всех животных. Определение «выше» отсылает нас к тому факту, что исправление человека покрывает все низшие творения.
Все включено в человека, поднимаясь, он подтягивает за собой миры, ибо все они созданы ради такого человека. Если человек исправляется, то все творение, соответственно, приближается к Творцу. Поэтому только человек должен исправлять себя.
Исправление означает изменение нашего отношения к Творцу. Если Творец дает человеку такое желание, то он называется «человеком», а под этой ступенью находятся уровни говорящий, животный, растительный, неживой. Это уровни желания в человеке нашего мира.
Мы уже изучали, что сами духовные миры – это:
неживой уровень, называемый «эйхалот», – залы, чертоги;
растительный уровень называется «левушим» – одеяния;
животный уровень называется «малахим» – ангелы;
говорящий уровень называется «нешамот» – душа человека.
Обязанность исправления всей природы возложена на человека как на обладателя души – самого большого, наиболее развитого желания. Человек, получающий в этом мире точку в сердце, зародыш души и начинающий развивать ее, становится самым важным как в материальном, так и в духовном мирах. Он включает в себя силы, дающие ему возможность слиться с Творцом, стать подобным Ему.
В самом человеке находятся все четыре ступени творения. Естественно, все основывается из ступени «неживое» – прах, пепел. Ее существование оправдано наличием трех чудесных свойств: отсюда берут начало растения, животные, человек. С одной стороны, прах ничего из себя не представляет, но без него невозможен никакой вид жизни.
То же самое можно сказать о ступени «человек», «an mass», представляющей собой «неживой» уровень, – в нем заключены три возможности развития. В массах может возникнуть три более развитых желания, называемых в каббале «богачи», «властители» и «мудрецы». Они развиваются благодаря соответствующим стремлениям к богатству, власти, знаниям, происходящим из желания «неживого» уровня. В результате, в человеке из желания предыдущей ступени развивается более зрелое под воздействием трех стремлений:
· вожделение, страсть,
· зависть,
· стремление к почестям.
Если наряду с этими желаниями Творец дает человеку душу – часть Божественного, стремление к Высшему, то он и устремляется к Божественному. Благодаря этим желаниям человек развивается, поднимаясь со ступени на ступень, пока не достигнет последней – Совершенства.
Итак, благодаря желанию первой ступени – страсти – из массы людей выделяются «богачи». Это более высокая ступень, отличающаяся намного большим желанием, чем у остальных, она соответствует уровню «растительный» в мироздании.
Далее, если дать человеку развить желание к почестям, из общей среды выделяются «властители» – это вторая ступень, соответствующая ступени «животное» в природе. Стремление к почету существует только у человека. Богачи жаждут лишь нажить капитал, они стремятся к обладанию неживым материалом. Это желание будет существовать, даже если в мире вообще не останется людей, кроме самого богача – главное, чтобы у него было все, что он желает.
Напротив, жажда почестей нуждается в тех, кто их обеспечивает. Это иной вид существования. Желание уже развито настолько, что обладания чем-то неживым оказывается недостаточно, требуется властвовать также и над себе подобными, чтобы они поставляли наполнение, наслаждение. Властитель желает находиться у человека в сердце – это называется «желанием к почестям».
Посредством «зависти» из толпы выделяются «мудрецы». Существует поговорка: «Зависть мудрецов умножает мудрость»[521]. Люди, обладающие большим желанием и склонные к зависти, приобретают знание и мудрость. Эта ступень соответствует уровню «говорящий» в устройстве мироздания.
Действия мудрецов не ограничены местом и временем. Человек подчас до такой степени завидует кому-то жившему очень давно, будто тот его современник. Время на это чувство не влияет. Человек завидует не только потому, что кто-то обладает тем, что у него отсутствует, – он желает не чужого (иметь чужое желание и наполнение), а стремится уничтожить само чужое желание, чтобы другой ничего не имел.
Если я, например, отношусь к ступени «говорящий» в человеке, то мое желание настолько велико, что вынуждает меня желать все, что есть у других, и более того: чтобы у других этого не было. Таким образом я могу увеличивать свое желание бесконечно: хотеть все, что есть у других. Я один могу сравняться со всем человечеством.
20.3. Достижение Цели
Каббала представляет собой методику достижения высшего уровня существования, когда по возможностям и ощущениям человек становится равным самому высшему уровню – Творцу.
Однако возникает вопрос, почему мы созданы Высшей силой в таком несовершенном состоянии, что должны его усовершенствовать, как бы исправляя действия Творца.
Это состояние можно разобрать на примере древней притчи. Она повествует о царе, у которого есть замок, полный всякого добра, но пустующий без гостей. Чтобы заполнить его гостями, нужно создать творения именно в нашем виде: состоящие из высших и низших свойств. Для приведения человека к состоянию высшего знания и наслаждения, образованы миры. Таким образом, миры были созданы, чтобы доставить наслаждение творениям. Однако, поскольку относительно Творца нет ни прошлого, ни будущего, то сразу же, по мере возникновения замысла создать творения и дать им наслаждение, Он его воплотил в действие. Такое состояние называется миром Бесконечности.
Рис. 20.1. Мир Бесконечности.
В мире Бесконечности в потенциале заключено все произошедшие затем от него: миры и все состояния человека, который должен пройти путь совершенствования от состояния, обратного Творцу, до полного Ему подобия.
Рис. 20.2. Мир Сокращения.
Исправление человека
Для исправления человека создано сокращение[522] и ограничение уровней, от мира Бесконечности до нашего мира – реального облачения души в материальное тело. Пребывая в нем, занимаясь исправлением своего эгоистического желания на альтруистическое, человек постепенно поднимается по ступеням миров (как низошли сами свойства до его появления в этом мире) и достигает полного подобия Творцу. Он становится таким, каким изначально уже существовал в мире Бесконечности в замысле Творца. Таким образом, человек получает наполнение Творцом, делается равным ему – вечным, бесконечным, совершенным.
Два пути достижения Цели
Существуют два пути достижения вышеупомянутой цели:
· путем возвращения – путем кратким, самим человеком, его усилиями, зависящим от него по времени и ощущениям в процессе исправления;
· путем страданий – путем долгим и неприятным, при помощи посылаемых свыше невзгод, вынуждающих производить исправления.
Два вида управления
Все творение в целом и любая его часть состоит из 10 сфирот, в которых различаются две противоположности:
· девять первых сфирот – свойство отдачи, наполнены светом;
· малхут – свойство получения, отсутствие света.
Также различаются два вида света:
· внутренний свет – во внутренней части;
· окружающий свет – во внешней части.
Причина такого разделения состоит в том, что противоположные свойства не могут находиться в одном носителе. Для внутреннего и окружающего света необходимы отдельные носители.
В духовном мире они не противоположны, так как малхут состоит в соединении с девятью первыми сфирот и обретает свойство отдачи в виде отраженного света. Однако еще неисправленные желания-свойства не связаны с девятью первыми сфирот. Из-за сокращения свет не входит в желания, не исправленные альтруистическим намерением, они остаются пустыми и поэтому противоположны наполненным светом частям творения.
Цель сокращения света – дать возможность эгоистическим устремлениям вне давления на них света-наслаждения избавиться от желания эгоистически наполниться, устремиться к желанию отдачи, то есть, уподобиться Творцу.
Как может исправиться пустое место, в котором отсутствует свет, если исправление желания, его изменение с эгоистического на альтруистическое происходит лишь под воздействием света? Собственно, поэтому и необходимо такое творение, как «человек в нашем мире»: находясь в состоянии развития, он получает свет от неисправленных эгоистических желаний и живет за счет этого, приобретая, таким образом, все большие неисправленные желания. Затем человек переходит к их исправлению Высшим светом в ответ на свои действия – попытки использовать собственные желания ради отдачи, чтобы дать наслаждение Творцу, и этим достигает подобия с Ним.
От перемены влияния этих противоположных сил на человека в нашем мире появляется ощущение времени. Когда он все исправит, понятие «время» исчезнет. Можно сказать и наоборот: нам необходимо существование понятия времени, чтобы эти две противоположности возникали в нас одна за другой, в состоянии развития, а затем в состоянии исправления.
Есть два вида света в десяти сфирот:
· прямой свет – нисходящий свет мира Бесконечности;
· отраженный свет – свет, порождаемый малхут, отражающийся от нее снизу вверх.
Рис. 20.3. Два вида света в кли.
Оба этих вида света соединяются в один. После сокращения Высшего света на распространение в неисправленные желания прямой свет, нисходящий от Творца, в малхут не входит, но отраженный свет может ее наполнять, так как на него не было произведено сокращения.
Необходимость существования неисправленных желаний, системы эгоистических сил вытекает из цели сокращения: когда человек получает от системы эгоистических сил, в нем создается огромное желание наслаждений, и эта система нуждается в изобилии –свете. Откуда она может его получить, если все ее строение представляет собой лишь последнюю сфиру – пустое пространство без света? Поэтому и было заранее подготовлено разбиение первых девяти сфирот, вследствие чего часть отраженного света спускается в пустое пространство сфиры малхут.
Подъем человека
Взаимодействие ступеней
В мироздании есть только Творец и Его главное творение – человек, поэтому все, что ощущает последний, – это только Творец, ведь кроме Него перед человеком нет более ничего. Если человек ощущает не самого Творца, а нечто вокруг себя, как ощущаем мы, это означает, что Творец скрывается от него за ширмой, называемой «этот мир».
Духовный мир – это мир ощущения Творца, который существует внутри воспринимающего его человека. Если человек не ощущает Творца – значит, он не находится в духовном мире. Если человек начал ощущать Творца – мы говорим, что он вышел в духовный мир. Чем больше человек ощущает Творца, тем выше он поднимается в духовном мире. От нашего мира, где ощущение Творца отсутствует, и до максимального Его ощущения человек должен пройти 125 ступеней[523]. Каждая ступень означает, что человек ощущает Творца все более явно.
20.5.2. Степени ощущения Творца (сверху вниз):
(курсивом обозначены миры, отделяющие человека от Творца)
· человек – Творец
(Неограниченное ощущение Творца называется миром Бесконечности – ощущение без конца, без ограничения, без разделения между человеком и Творцом).
· человек – АК – Творец
· человек – Ацилут + АК – Творец
· человек – Брия + Ацилут + АК – Творец
· человек – Ецира + Брия + Ацилут + АК – Творец
· человек – Асия + Ецира + Брия + Ацилут + АК – Творец
· человек – Этот мир + Асия + Ецира + Брия + Ацилут + АК – Творец
Человек воспринимает только мир, непосредственно находящийся над ним, а остальные миры, отделяющие его от Творца, он не ощущает. Иными словами, ощущается только более высокая ступень, и она воспринимается как природа (если человек воспринимает этот мир) или Творец (если человек вышел на ступень мира Асия или выше).
Высшая ступень всегда называется «Творец», потому что она порождает и питает низшую, а также управляет ею.
Этот мир – все, что предстает пред нашими глазами, то, что мы воспринимаем в своих ощущениях. Иными словами, именно так мы воспринимаем Творца сейчас, до того, как начали исправлять наши органы восприятия. Исправление органов восприятия означает не изменение возможностей зрения, слуха, тактильной чувствительности и прочего, а исправление намерений сердца, которое воспринимает все, поступающее через пять органов чувств, как наслаждение или страдание.
Все ступени миров устроены так, что в каждую из них входит нижняя часть высшей, то есть каждая ступень опускает свою нижнюю часть в верхнюю часть нижней ступени.
Рис. 20.4. Взаимодействие ступеней: пунктирными линиями показаны части высшей ступени, находящиеся в нижней. М – нижняя ступень относительно М+1, которая в свою очередь является высшей по отношению к ступени М и нижней по отношению к ступени М+2.
В итоге, где бы ни находился человек на пути постижения Высших миров, там всегда присутствует нижняя часть более высокой духовной ступени. Возможность духовного возвышения, переход со ступени на ступень реализуется именно благодаря тому, что в любой момент в человеке есть более высокая составляющая, к которой он стремится. Проблема только в том, как использовать эту возможность.
Ступень, на которой человек находится, определяет все его свойства и желания. Изменить их к лучшему человек может, только переместившись на более высокую ступень, – тогда свойства высшей ступени станут его естественными свойствами. Оставаясь же на своей ступени, он думает и поступает лишь в соответствии с тем, что получает от нее, именно эта ступень определяет его самосознание.
Как же в таком случае изменить свойства, желания, мысли, если они являются продуктом среды-ступени, на которой человек находится? Именно для этого в каждой ступени и содержится часть более высокой – иначе у человека не было бы никакой возможности осуществить подъем.
Получается, что часть высшей ступени, которая находится в низшей, является как бы посредником между обеими ступенями. Однако посредником можно быть, только обладая свойствами как той, так и другой ступени, а это невозможно – иначе они были бы единым целым.
Оторваться от свойств своего уровня и приобрести свойство высшего уровня можно, только совершенно перестав ощущать свои потребности, свойства, желания и приняв в себя иные свойства, желания, стремления. Поэтому в духовном мире властвует принцип альтруизма, ведь способность оторваться от своих желаний необходима для перемещения.
Поэтому высший парцуф специально опустошается от части своих желаний, абстрагируется от них, желает только «отдавать» ими. Эти желания как бы перестают ему принадлежать. Тем самым он обеспечивает возможность находиться своими желаниями в низшем, желать то, что желает низший, но не для себя, а лишь для того, чтобы сравняться с ним. Только такое сближение с низшим является возможным для высшего, и только благодаря такой помощи высшего низший может ощутить его в себе, но не как высшего, а как «своего».
Два вида анализа
Мы можем производить два вида анализа обстоятельств:
– анализ хорошего и плохого («сладкого и горького»);
– анализ истины и лжи.
Чтобы заставить творение развиваться и действовать в нужном направлении, продвигаясь к цели творения, Творец включил в его природу телесную способность анализа на основе чувства «горькое» или «сладкое». При этом анализе телесная сила ненавидит и отталкивает все горькое, поскольку оно неприятно, и любит, притягивает все сладкое. Этой телесной силы достаточно для целенаправленного развития неживой, растительной и животной природы с целью приведения ее в совершенство, то есть для поставленной Творцом задачи.
Лишь человеку приходится идти к цели вопреки желаниям тела, выбирая не из состояний – «сладкое» или «горькое», а исходя из состояний правда – ложь.
Вопросы и ответы
Вопрос: Если каббалисты достигли одной и той же ступени в каком-либо мире, будет ли одинаковым их постижение?
Они постигают одно и то же, подобно тому, как и мы в этом мире, только у каждого существует свое мнение относительно постигнутого. Когда мы смотрим на один и тот же предмет, у каждого из нас складывается о нем собственное суждение. Иными словами, совместное постижение едино, а индивидуальное – различно для каждого.
Вопрос: Как один вид животного уровня может быть равен по значению всем существующим видам растительного мира?
Речь здесь идет не о количестве, а о качественной силе.
Что особенного в растениях? Они тянутся к положительному влиянию и избегают вредного воздействия. Скажем, есть виды, раскрывающиеся навстречу солнцу и закрывающиеся ночью. Растения впитывают необходимое им и выделяют ненужное, они живут и умирают. Соответственно, в одном животном есть этот общий закон всех растений. Между растениями нет разницы: все они совершают одно и то же движение, проходят один путь развития, все они как один, и все они равны одному животному, в котором все это осуществляется, соответственно его личной форме, тогда как в другом – уже в иной форме. Это значит, что одно животное равно всем растениям.
Вопрос: Как можно сравнивать с человеком неживой, растительный и животный уровни?
Дело в том, что все эти свойства – как во внешней природе, так и во внутренней – проистекают из нашего Корня. Он создал нас так, что мы проходим пять стадий развития – от света до желания к нему. В соответствии с этим происходит развитие любой части творения, в любом месте и в любом состоянии.
Становление проходит только человек. Ни неживой, ни растительный, ни животный уровни не развиваются. Изменения в них происходят лишь в той мере, в какой они включены в человека, развивающегося в соответствии со своим свободным выбором. Только человек имеет особую цель и развивается по заранее определенным ступеням. Все остальное творение помогает ему и, поскольку включено в одну систему с человеком, поднимается и опускается вместе с ним.
Вопрос: Мы говорим, что цель человека – достичь осознания зла, но осознания зла намерения. Как человек может научиться ненавидеть намерение?
Каббала учит, что мы должны сосредоточиться только на намерении. Однако мы сами непосредственно не можем его изменить. Мы родились такими, что намерение любых наших действий – личная выгода. Следовательно, мы должны изменить свое намерение так, чтобы каждое наше действие совершалось ради Творца.
Для этого мне нужны предварительные данные:
Я должен знать: кто такой Творец, что Он от меня хочет, как я связан с Ним, почему я должен уподобиться Его свойствам. Я должен проверить свое сегодняшнее состояние и прийти к осознанию зла. Я должен осознать, что уподобление Творцу – это хорошо. Я должен увидеть свою природу, должен понять, что не способен изменить себя самостоятельно, что для этого мне необходима особая Высшая сила – свет, возвращающий к Источнику. Затем я должен осознать, как повлиять на эту силу, притянуть ее к себе, чтобы она воздействовала на меня правильным образом. Так начинается работа человека при условии, что он перестает быть озабоченным своим желанием и переходит к намерению.
Заключение
После проведенного исследования основных положений каббалы становится ясно, что это особая наука, гармонично сочетающая в себе соотношение рационального и иррационального знания. Хотя в отличие от академических наук она и раскрывает перед нами высший, иррациональный мир, но исследует его, используя те же законы и аналогичный подход, что и они. Что имеется в виду? Путь научного эмпирического опыта. Когда исследователь-каббалист изучает законы управления Высшей силы и одновременно начинает раскрывать на себе ее проявление, он входит в осознанное взаимодействие с исследуемым материалом.
Однако что же делает каббалу уникальной, чем она отличается от всех других методов познания, используемых человеком? Ее особенность состоит в том, что человек посредством каббалы познает высшую часть мироздания, откуда все там происходящее спускается в этот мир, одевается в наши пять органов чувств и начинает ощущаться и восприниматься нами как реальность этого мира.
То есть в традиции каббалистической науки мы можем постигать мироздание в самих его корнях. Это отнюдь не постижение еще одной дополнительной части реальности. Это мироздание на том уровне, на каком оно находится до того, как эта реальность нисходит к нам. Однако это не означает, что человек заранее постигает действительность еще до того, как она проявилась в нашем мире, и у него нет никакой власти над ней. Под раскрытием предыдущего уровня, до того как он становится нашей действительностью, каббалист имеет в виду возможность научиться управлять событиями, прежде чем они облачатся в материальный мир, за счет личного включения в высшую реальность. Мы будто поднимаемся в центр управления, откуда осуществляется весь контроль за нашей действительностью.
Человек возвышается над собой, переходя с уровня творения на уровень Творца – туда, откуда исходят все силы, чтобы затем облачиться в материю нашего мира, проявиться как конкретные события и факты. Если там, в самом их источнике нам удастся изменить наше отношение к ним (не сами силы, а именно наше отношение к ним), то, облачившись в материю нашего мира, они будут восприниматься нами совершенно по-иному.
Тест
1. Для чего созданы миры, ступени, сокращения?
а. – для исправления человека
б. – для изучения их человеком
в. – для изоляции человека
г. – для страданий человека
2. Какие два вида света есть в десяти сфирот?
а. – нэфеш и руах
б. – хохма и хасадим
в. – прямой и отраженный
г. – есть только один вид
3. За счет чего осуществляется контакт между ступенями?
а. – часть высшей ступени входит в низшую
б. – часть низшей ступени входит в высшую
в. – ступени не контактируют друг с другом
г. – за счет изучения ступеней
4. Какой вид анализа используется человеком на пути исправления:
а. – логический
б. – «горько» и «сладко»
в. – правда и ложь
г. – отказ от анализа
Дополнительный материал
Постижение единства мироздания
Цель творения
Если Высшая сила создала нас, значит, у нее была совершенно конкретная цель, то, ради чего Она это осуществила. Из всего разнообразия действительности, порожденной Высшим управлением, особую важность представляет собой способность разумно мыслить, данная исключительно человеку, – ощущение, благодаря которому он чувствует страдания ближнего. Поэтому, если у Высшей управляющей силы была цель творения, то объектом ее являлся человек. Все мироздание создано только ради того, чтобы он достиг своего предназначения – начал ощущать управляющую им Высшую силу так же, как воспринимает все, что его окружает.
Человек является центром творения, потому что в нем присутствует наибольшее желание насладиться, и в силу того, что он по всем своим свойствам развит больше остальных творений (мы не принимаем в расчет, плохими или хорошими являются эти свойства, мы говорим о степени их развития, возможности использования, потенциале, который в них заложен).
Главное, что отличает человека от всех остальных творений (в частности, от животных), – это способность к ощущению ближнего. Если человек, действительно, хочет подняться выше уровня животного, он должен использовать это единственное отличие.
Именно ощущение ближнего вызывает в нас стремление к богатству, к славе, к знаниям – это общественные желания, возникающие под влиянием социума. Если бы мы не находились в обществе себе подобных, а жили изолированно, то такие желания у нас не появлялись бы.
Желания, которые называются телесными – потребность в пище, создании семьи, продолжении рода, обустройстве жилища, – у нас практически такие же, как и у животных, только более развиты. Ясно, что на их основе мы не можем строить свою индивидуальность, реализовывать особое предназначение. Оно может базироваться только на том единственном отличии, которое выделяет нас из всей остальной природы, – на ощущении ближнего.
Эта способность дана нам для того, чтобы мы обострили ее до такой степени, что смогли ощутить Творца, стоящего за теми, кто нас окружает. В этом заключается наше предназначение и реализация наших возможностей. Развить в себе определенное отношение к ближнему, ощущение окружающих людей до такой остроты, чтобы чувствовать не просто их, а Того, Кто нами управляет. Так мы постигаем Творца.
Мы постигаем Его стоящим именно за человеческой природой окружающих нас людей, а не за неживой, растительной или животной. Как это происходит? Если человек готов относиться к ближнему, как к самому себе, то есть выйти за рамки собственных ощущений и проникнуть в чувства окружающих, ощутить другого, как самого себя, то это и будет означать максимальную реализацию заложенного в нем отличия от животных. Только в этом случае человек обнаружит Того, Кто им управляет, – Творца.
Чтобы позволить нам это осуществить, Творец и создал для нас окружение: разбил Душу на множество частей. Он намеренно сделал это, чтобы каждый из нас, обострив собственное восприятие другого человека, добрался до такой тонкости в своих ощущениях, что смог почувствовать стоящего за ним Творца.
Вследствие сближения с Творцом в свойствах отдачи и любви в человеке возникает огромное наслаждение, вплоть до чудесного ощущения полного взаимного контакта с Высшей управляющей силой. Уподобляясь свойствам Творца (это означает аналогичное отношение к окружающим, такую же возможность чувствовать кого-либо вне самого себя), мы достигаем состояния, когда начинаем ощущать Его, и таким образом, входим с Ним в контакт, вплоть до полного слияния.
Выявление Замысла – в достижении цели
Конец действия и его результат присутствуют в первоначальном замысле. Творец, согласно Своей цели, создал в обратном порядке (если можно так сказать о Нем) действия, которые к ней приводят. Однако для Него Самого не существует понятия времени и места, и поэтому относительно Него, на Его уровне (хотя мы этого и не способны представить) замысел, действие и результат совершенно идентичны. Желание Творца насладить творение реализуется мгновенно, без всяких промежуточных состояний.
Четыре стадии распространения прямого света[524], затем сокращение света, разделение, распространение, нисхождение миров до нашего мира и опять подъем души по ступеням миров в состояние бесконечности – то есть, все то, что мы изучаем, имеет отношение только к душам, касается нас. Так постигается и проявляется то единственное состояние, в котором мы на самом деле находимся.
Состояние, которое замыслил Творец, немедленно воплотилось в Его замысле. В нем мы и существуем: нет ничего, кроме Замысла творения. Состояние, которое мы ощущаем реализующимся в материи (в нас), как и те, которые мы постепенно проходим, чтобы постичь Его замысел, имеет отношение только к человеку. Все эти ощущения пробуждаются в нас и оформляются в единое впечатление от Его отношения к нам – желания насладить творение.
На самом деле, кроме Его Замысла, в котором мы существуем, ничего нет. Каббала говорит о том, как мы постигаем замысел Творца, начинаем ощущать себя существующими в нем и как он реализуется в нас. Однако все это касается только нашего ощущения, поэтому оно и называется желанием получать – сосудом, в котором мы ощущаем замысел Творца. Развитием этого сосуда (кли) и занимается каббала. В итоге вся эта наука есть изучение Замысла Творца, Его мысли, которая одна только и существует.
Астрофизики также высказывают предположение, что Вселенная представляет собой реализацию одной мысли, одного замысла. Такое впечатление возникает у них при изучении космоса. Так и в процессе изучения мироздания: после выяснения цели становится очевидно, что порядок творения во всех своих проявлениях определен заранее и только в соответствии с этой целью. Согласно ей, человечество будет развиваться и подниматься в свойстве отдачи до тех пор, пока не станет способным ощутить Высшую управляющую силу как своего ближнего.
Изначальный замысел Творца сразу же воплотился в Его отношение к творениям – появились творения, которые находятся в состоянии наслаждения от слияния с Ним. Однако сами творения осознают это состояние постепенно. Прежде всего, у них должно возникнуть желание, потребность ощутить, осознать, впитать, насладиться этим состоянием. «Кли кодем ле ор» – так это называется в каббале, то есть появление сосуда-желания должно предшествовать его наполнению. Поэтому постижение, ощущение творением своего состояния является процессом постепенным, и это проявляется на всех ступенях духовных миров.
Согласно плану Творца, все человечество должно прежде самостоятельно постигнуть, то есть само пожелать, а уж потом ощутить свое вечное и совершенное состояние. Оно к этому и идет – либо путем страданий, либо путем света, исправления, путем каббалы. Это продвижение будет продолжаться до тех пор, пока человечество не ощутит единственное состояние, которое существует. Все предшествующие – лишь ступени нашего пробуждения. Таким образом, творение всегда ощущает одно и то же – свое настоящее состояние, только в малой, ограниченной мере.
Мера ощущения единственного, полного, совершенного состояния называется миром творения, а природа творения устроена таким образом, чтобы подгонять его к достижению состояния совершенства, подобия, единения с Творцом.