Философия марксизма (xix в.)
Создателями марксисткой философии является К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Предпосылками возникновения марксизма считаются следующее.
1) В середине XIX века в Европе происходит нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (восстание Лионских ткачей во Франции, Селеских ткачей в Германии, Чартское движение в Англии). Крушение идеалов (свобода, равенство, братство) Великой французской революции и т.д.
2) Появление новых теорий и научных открытий (клеточное строение, закон сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч.Дарвина и т.д.)
3) Теоретическое переосмысление философских взглядов предшествующих философов.
Взяв диалектику у Гегеля и материализм у Фейербаха, марксисты создают материалистическую диалектику. Согласно теории марксизма, диалектически развивается не мировой дух, а материя, которая вечна и бесконечна. Практика является основой для познания, и критерием истины.
Марксистское учение условно разделяют на учение исторического и диалектического материализма. Согласно диалектическому материализму, материя – есть единственная основа мира, сознание лишь свойство высокоорганизованной материи, движение и развитие мира – результат его внутренних противоречий.
Исторический материализм исходит из признания первичности материальной жизни общества (общественного бытия) по отношению к общественному сознанию, что является главной заслугой марксизма. Люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства, т.е. на первое место выдвигаются социальные и экономические отношения, а не саморазвитие мирового духа как у Гегеля. В истории общественного развития, Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:
1) первобытнообщинная
2) рабовладельческая
3) феодальная
4) капиталистическая
5) коммунистическая
Одной из основных философских проблем марксизма является проблема человека. Определяя его сущность, Маркс выводит, что «человек есть ансамбль общественных отношений». Человек понимается как итог всей мировой истории, результат социальных воздействий. Сознание и самосознание не заложены в генах, они формируются только в обществе. Социальная среда формирует личность, наделяет его особыми качествами. Каково общество, такова и личность, - определяет Маркс. Поэтому главной задачей для Маркса является преобразование общества.
Критикуя капитализм, Маркс вводит понятие отчуждение, при котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Если в процессе трудовой деятельности часть результатов труда досталась не производителю, а, например, капиталисту, то можно утверждать, что произошло отчуждение труда. Маркс выделяет также отчуждение от продуктов труда, отчуждение человека человеком (социальное, политическое, экономическое неравенство), отчуждение от подлинной культуры (театр, музыка, литература), отчуждение человека от всего богатства общественных отношений, которые его гнетут.
Цель марксизма – коммунистическое общество, при котором снимаются все формы отчуждения, происходит раскрепощение сущностных сил человека и его максимальная самореализация. А высокий уровень производства значительно повышает свободное время человека, которое должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности.
Вопросы для повторения.
1) Перечислите, какие причины способствовали возникновению марксизма.
2) В чем суть диалектического и исторического материализма?
3) Какие общественно-экономические формации выделил Маркс?
4) Как Маркс рассматривает проблему человека?
5) Что такое, согласно Марксу, отчуждение и какие формы отчуждения он выделяет?
6) В чем заключается цель марксизма?