Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница

Его поздние произведения пронизаны религиозностью (поэма «Святой Серафим Саровский», 1919), живым ощуще­ нием трагического и кровавого хода истории. Поэт готов при­ нять историю в ее трагических срывах, его сердце одержимо мукой за человека, и он готов принести себя в жертву:

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru Верю в правоту верховных сил, "' Расковавших древние стихии,

И из недр обугленной России Говорю: «Ты прав, что так судил!

Надо до алмазного закала Прокалить всю толщу быftя,

Если ж дров в плавильной печи мало,

Господи ! вот плоть моя! ))

Пытаясь найти объяснение ниспосланным нечеловечес­ ким страданиям родины, Волошин прибегает в своем поэти­ ческом творчестве к историческим параллелям и аналогиям, ищет ответ в Евангелии и мученичестве Богочеловека, закон­ чившемся Воскресением. Он верит, что Россия, пройдя крес­ тные муки унижения, воскреснет в новом ослепительном Фаворском свете преображения, и хочет служить этому бу­ дущему воскресению своим талантом. Памяти А. Блока и Н. Гумилева Волошин пишет в 1 921 г. стихотворение «На дне преисподней», в котором признается в верности «горькой детоубийце - Руси»:

Доконает голод или злоба, - Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой

И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru Стихотворения «Неопалимая купина)>, « Гражданская вой­ на», «Россия распятая» (19 19) свидетельствуют о глубокой, внутренне прочувствованной гражданственности, страдании

и редком духовном обаянии человеческого и творческого об­ лика Волошина. Пугь современной истории он видел как пугь первого братоубийцы (цикл « Пуrями Каина»), но верил в спа­ сительную силу Божественной Любви (стихотворение «Вла­ димирская Богоматерь»). Свой творческий пугь поэт вписы­ вал в мученическую традицию русской культуры:

".Темен жребий русского ftоэта: Неисftоведимый рок ведет Пушкина ftод дуло пистолета, Достоевского на эшафот.

Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца - Русь!

И на дне твоих ftодвалов сгину

Иль в кровавой луже ftоскользнусь, - Но твоей Голгофы не ftокину,

Ог твоих могил не отрекусь.

Поэт продолжает великую традицию восточнославянской книжной культуры и, подобно первому русскому автору, мит­ рополиту Илариону, молится о Руси, ее освобождении и про­ цветании:

Чтоб оно, царство Русское, Рдело, зарилось

Жизнью живых, Смертью святых,

�ами мученых.

«Волошин, - подчеркивал С. Маковский, - явление на закате российской имперской культуры. Фигура ни с какой другой не сравнимая. Пора серьезно вчитаться в его стихи. В них сверкают те пророческие зарницы, которые именно в наше время все тревожнее свидетельствуют о надвигающей­ ся грозе. Будем также справедливы к памяти Волошина-чело­ века, возлюбившего Божью землю всей силой души, горев­ шего пламенем жалости неуголимой ко всей Божьей твари» 1• Волошин, поэт и художник, своим ярким и самобытным об-

1 Маковский С. Портреты современников. С. 209.

Максиftилиан Волошин

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

ликом, своеобразием духовного склада и масштабом обще­ ственно-гуманистической мысли оказал большое влияние на всю культурную жизнь России 191 0-1920-х годов. О нем ос­ тавили свои воспоминания А. Белый, М. Цветаева, В. Вереса­ ев, К. Чуковский, Г. Шенгели, И. Бунин. Портрет Волошина, написаный А. Бенуа, отражает напряженность его внутрен­ ней жизни. М. Цветаева в эссе «Живое о живом» писала:

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru «Творчество Волошина - плотное, весомое, почти что творче­ ство самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а пода­ ваемымитой - мало:насквозь прогретой, - �ожженной, су­ хой, как кремень, землей, по которой он так много ходм. <".> Поэт - живописец и ваятель, поэт - миросозерцатель» 1•

Идея синтеза искусства слова и живописи, художествен­ но воплощенная Волошиным, актуальна и для современной культуры. Неизменно глубокое впечатление производят вы­ ставки его акварелей и рисунков темперой крымских пейза­ жей, окрестностей Коктебеля, Черного моря, горы Машук, с сопровождающими их стихотворениями, такими же чисты­ ми и прозрачными по своему метрическому и композицион­ ному рисунку, как и живописные полотна. Поэт-художник, вослед японским мудрецам, считал, что «стихотворение - говорящая картина, картина - немое стихотворение». Цикл

«Киммерийская весна» и акварельные пейзажи находятся в соответствии друг с другом.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru Фиалки волн и гиацинты ftены Цветут на взморье около камней, Цветами ftахнет соль. "

." Один из дней,

       
    Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru
 

Когда не жаждет сердце ftереме}lы И не тороftит замедленный миг.

1 Цветаева М. Живое о живом // Максимилиан Волошин - ху­

дожник. м., 1976. с. 136, 157.

Поftьет так жадно златокудрый лик

Янтарных солнц, ftросвеченных сквозь ftросинь.

Зрительные эпитеты - « златокудрый», «янтарный» соче­ таются с образами, раскрывающими не только зрительные ощущения, но и философию мmовения, запечатленной в созна­ нии (строфе, акварели) , философию самоценности жизни.

Свой дом Волошин завещал Литфонду, сейчас там литера­ турный музей. Вяч. Вс. Иванов назвал этого поэта «челове­ ком духа», подчеркнув уникальность его судьбы: «Волошин принадлежал к числу тех немногих полностью отрицавших большевистскую власть писателей, которые отказались уехать в эмиграцию, но построили свою жизнь вполне неза­ висимо от государства»'.

Сочинения

� Волош ин М. Стихотворения и ftоэмы. СПб., 1995.

� Волошин М. Стихотворения. Л., 1977.

� Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.

Литература

Волошинские чтения. М., 1981.

Восftоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990.

Иванов Вяч. Вс. Избранные труды ftо семиотике и истории культу- ры: В 2 т. Т. 2, М., 2000.

Куприянов И. Су;,ьба ftоэта. Киев, 1978.

Максимилиан Волошин - художник. М., 1976.

Цветаева А. Восftоминания. М., 1971.

Скоропанова И.С.Поэзияв годы гласности. Мн., 1993.С.9-14.

Марина Цветаева

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

Марина Ивановна Цветаева (1 892, Москва - 1941, Елабу­ га) - самый искренний поэт ХХ в., чье художественное на­ следие вызывает всевозрастающий читательский интерес. Ее

1 Иванов Вяч.Вс. Волошин как человек духа // Иванов Вяч.Вс. Из- бранные труды. С. 198.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru судьба воплощает трагизм истории русской культуры ХХ в. Творчество Цветаевой свидетельствует о силе таланта, выдер­ жавшего самые большие испытания, - ее стихи запечатлели переплетение невыносимого давления безжалостной судьбы и трепетно живого дыхания прекрасной и возвышенной ге­ роини, не расстающейся со своим божественным даром и своей бессмертной и свободной душой. Основные темы по­ эзии Цветаевой - Россия, любовь, творчество.

Первый сборник «Вечерний альбом» с подзаголовком

«Детство. - Любовь. - Только тени» (1 910) ,.tпосвященный памяти талантливой, но рано ушедшей из жизни художницы

М. Башкирцевой, обратил на себя внимание М. Волошина, В. Брюсова и Н. Гумилева. Дочь И. Цветаева, ученого-фило­ лога, основателя Музея изобразительных искусств в Москве

и рано ушедшей из жизни М. Мейн, Марина Цветаева в юно­ сти часто бывала в Западной Европе. В Москве познакоми­ лась с Эллисом, который ввел ее в кружок поэтов, собирав­ шихся в издательстве « Мусагет», где уважали А. Белого, бо­

готворили А. Блока, спорили о В. Брюсове.

Не желая принадлежать ни к одному направлению или течению, будучи натурой страстной, не подчиняющейся ни­ каким правилам, Цветаева создала свой индивидуальный по­ этический стиль, доминантами которого были исповедаль­ ность, диалогичность, страстность, яркое личностное начало в ощущении мира и слова, свобода собственного «Я» . Она верила в истинность. закона: «Единственная обязанность на земле человека - правда всего существа». Уже в первом сбор­ нике проявилась цветаевская натура: «Я жажду сразу всех дорог!» - заявлено со всей категоричностью. С тем же чув­

ством она просит Создателя: «Ты дал мне детство лучше сказ­ ки / И дай мне смерть - в семнадцать лет» . Отчасти такой

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru эмоциональный максимализм был рожден остро пережиты­ ми книжными впечатлениями, духом немецкого романтизма, близкого цветаевской натуре. В первых сборниках критика отмечала «хорошую школу стиха», его музыкальную вырази-

тельность. Модная тогда напевная декламация отразилась в звукописи и синтаксисе стихотворений: приемы синтакси­ ческого параллелизма, лексические повторы, кольцевое стро­ ение, восклицания.

В мае 191 1 г. Цветаева приезжает в Коктебель, в дом М. Волошина. Встреча с С. Эфроном определила всю ее жизнь. За ним она последует в эмиграцию, вослед ему вер-

. нется в СССР. Последующие сборники Цветаевой - «Вол­ шебный фонарь» (1 912), «Версты» (1921), стихотворения

« Стихи к Блоку» - отличают высокая культура, богатство образов, смысловой и звуковой параллелизм, суггестивность смысла, синтез народных, древнерусских элементов языка и высокорафинированного современного литературного язы­ ка. Ее строки о любви и творчестве приобретают черты клас­ сичности и строгой соразмерности:

Как ftравая и левая рука - Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и теftло, Как ftравое и: левое крыло.

Но вихрь встает - и бездна ftролегла

Ог ftравого - до левого крыла!

Диалектику чувств и внезапный разрыв возлюбленных уравновешивают смирение вдохновенного труда и безуслов-

"

ная готовность к творчеству:

Я - страница твоему ftеру. Все ftриму. Я белая страница. Я - хранитель твоему добру:

Возвращу и возвращу сторицей.

Я - деревня, черная земля.

Ты мне - луч и дождевая влага. Ты - Госftодь и Госftодин, а я - Чернозем - и белая бумага!

В трех циклах сборника «Версты» - «Стихи о Москве»,

«Стихи к Блоку», « Стихи к Ахматовой» и в стихотворениях,

обращенных к О. Мандельштаму, поэтом воссоздаются про­ тиворечивые черты народной души, которой присущи разгул икротость,молитваикабацкаяпесня,тягакстихии,вольни­ це, странничество, «выпадение» из быта и память о Страш­ ном Суде. Все это объединяется образом Москвы с сорока сороками церквей, святынями, иконами, мощами, праздни­ ками, особым стилемречи.

У меня в Москве - купола горят!

У меня в Москве - колокола звонят! И гробницы в ряд у меня стоят, - 11 В них царицы спят, и цари.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

Б. Пастернак писал: « За вычетом Анненского и Блока и с некоторым ограничением Андрея Белого ранняя Цветаева была тем самым, чем хотели быть и не могли все остальные символисты, вместе взятые. Там, где их словесность бессиль­ но барахталась в мире надуманных схем и безжизненных ар­ хаизмов, Цветаева легко носилась над трудностями настоя­ щего творчества, справлялась с его задачами играючи, с не­ сравненным техническим блеском»1• В дальнейшем поэтика Цветаевой претерпевает изменения. Основой становится ло­ гически акцентированное слово, используются шрифтовые, пунктуационные средства, знак ударения, тире и переносы приобретают смысловую функцию. Новые интонации восхо­ дят к частушкам, заклятиям, заговорам.

К октябрьскому перевороту отнеслась отрицательно. Раз­

руха, голод, общая неустроенность привели к уrрате ребен­ ка. В 1920 г. в приюте умерла дочь Цветаевой Ирина. Была больна и вторая дочь, Ариадна. В память умершей дочери со­ здается реквием:

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru e руки, легко опущенные На младенческую голову!

Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

1 Пастернак Б. Люди и положения !/ Пастернак Б. Избранное:

В 2 т. Т. 2. М., 1985. С. 267.

Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая, Младшую не уберегла.

<".>

- Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле !

Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле.

В поисках С. Эфрона - белого офицера, оказавшегося за границей, в 1 922 г. - Цветаева последовала в эмиграцию. Еще до отъезда в письме к И. Эренбургу она писала, пророчески предчувствуя свою гибель: «Чует мое сердце, что там, на За­ паде, люди жестче. <".> Примут за нищую и погонят обрат­ но - тогда я удавлюсь. Но поехать все-таки поеду, хотя бы у меня денег хватило ровно на билет» 1• Накануне поэт создает загадочное стихотворение о бездне, затягивающей в свою воронку, некой вертикали неотвратимой судьбы, о тайне рока и <щветке» смерти, страшном предчувствии:

Без самовластия,

С полной кротостью, Легкий и ласковый Воздух над пропастью.

Выросший сразу,

- Молнией - в срок - Как по приказу

Будет цветок.

<".>

Он ли мне? Я- ему? Знаю: потщусь".

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru Знаю: нечаянно

В смерть отступлюсь" .

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

1 Цит. по: Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творче­ ства (1 91 0-1 922) . М., 1986. С. 312-3 13.

Отклик на события Гражданской войны и сочувственное отношение к Белой армии отразились в цикле стихов «Лебе­ диный стан» ( 19 17-1921), опубликованных на родине лишь в 1990 г. 1, поэме «Перекоп» ( 1928- 1 929) . Контекст стихотворе­ ний «Юнкерам, убитым в Нижнем», «Корнилов», «Дон», « Кто уцелел - умрет, кто мертв - восстанет» из цикла «Лебеди­ ный стан» - нq.родный плач об убитых сыновьях. Цветаева создает образ России-мученицы, России, обманутой само­ званцем, над ней кружат вороны, а лебеди улетели.

Идет по луговинам лития. Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru Таинственная книга бытия

Российского - где судьбы мира скрыты - Дочитана и наглухо закрыта.

И рыщет ветер, рыщет по степи:

- Россия! - Мученица! - С миром - спи!

( 19 18)

Народные мотивы, фольклорные образы и преображен· ные авторским сознанием образы «Слова о Полку Игореве», ритм и настроение «Плача Ярославны» пронизывают стихот­ ворения 1 920 г.: «Буду выпрашивать воды широкого Дона»,

«Плач Ярославны», «Лжет летописец, что Игорь опять в дом свой".». Себя Цветаева называет «летописцем» разгромлен­ ного Белого похода.

Воссоединенная семья поселяется в предместье Праги. В пражский период Цветаева создает « Поэму Горы» и «По· эму Конца» (обе - 1 924) . В опубликованный в Берлине сбор­ ник «Ремесло» ( 1 923) вошли стихотворения, написанные еще в России. В конце 1 925 г. Цветаева переезжает в Париж. Па­ рижский период творчества отражен в сборнике «После Рос­ сии» (1 928, Париж) . В эмиграции написаны также « Поэма воздуха», лирическая сатирическая поэма « Крысолов», дра­ мы в стихах на античные темы - «Тезей» и «Федра» ( 1 927) .

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

1 Наш современник. 1 990. № 1.

Характерен диалог между Цветаевой и Маяковским о Рос­ сии и эмиграции, записанный ею через шесть лет: «28-го ап­ реля 1 922 г. , накануне моего отъезда из России, рано утром, на совершенно пустом Кузнецком я встретила Маяковского.

- Ну-с, Маяковский, что же передать от Вас Европе?

- Что правда - здесь.

7-го ноября 1 928 г., поздним вечером, выходя из Cafe Voltaire, я на вопрос:

- Что же скажите о России после чтения Маяковского? - не задумываясь ответила:

- Что сила - там» 1•

Ее позиция не устраивала враждебно настроенные к Со­ ветской России круги русского зарубежья. Позже оправдав­ шиеся подозрения о причастности С. Эфрона к просоветской деятельностиувеличили изоляцию Цветаевой. Сборник «Пос­ ле России ( 1 922-1 925) » (Париж, 1 928) - последняя прижиз­ ненная книга Цветаевой. Она состоит из двух «Тетрадей». В «Тетрадку первую» вошли стихотворные циклы, написан­ ные в Берлине и Праге в 1 922- 1923 гг., - «Сивилла» , «Дере­ ВЬЯ>> , «Заводские», «Скифские», «Федра» , «Провода», «Ари­ адна>> , «Поэты», «Ручьи». «Тетрадку вторую» составили сти­ хотворения 1 924-1925 гг,, циклы «Час Души», «Магдалина»,

«/'vюе», «Жизни». Всего 170 стихотворений. Сборник закан­ чивался стихотворением:

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится,

Беды и блажи на сердце".

Ты в погудке дождей и бед

То же, что Гомер - в гекзаметре. Дай мне руку - на весь тот свет! Здесь - мои обе заняты.

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

Автор тяготеет к эпическому охвату современности, что отразилось и в циклизации стихотворений, и в созданных

1 Цит. по: Саакянц А Марина Цветаева. С. 344.

поэмах «Крысолов», «Попытка комнаты», «Лестница» , «Но­ воrоднее»1, «Поэма воздуха», « Красный бычок» . «Поэма Горы» и «Поэма Конца» образуют дилогию, объединенную темой любви и разлуки. Это история любви, оставившая след на всю жизнь в душах героев. Поэмы строятся на контрасте

«земли» и «неба», «дома» и «любви», реальности и мечты. «Ге­ рой поэмы, - писала Цветаева в одном из писем, - хотел бы любви «по горизонтали» - любви обычной, земной, с домом и счастьем в доме. д/�я. героини такая любовь неприемлема.

<."> Любовь, в ее понимании, всегда вертикаль: вознесение

1f

и очищение»2•

Сборник «После России» экспрессивно эмоционален, он поражает философской и духовной глубиной. Цветаева дос­ тигает острого психологизма, ее поэзия большого дыхания и сильных чувств раскрывает трагедию любви и одиночества в мире. Поэт и интуитивно проникает в суть вещей, и обладает глубинной философской мудростью, позволяющей заново называть предметы бытия, по-новому видеть повторяющий­ ся из века в век любовный сценарий. Она не страшится кри­ зщ:ов, разлук, смерти, напротив, ей свойственно тяготение к пределу, но не зацредельности. Ее поэзия воплощает погра­ ничные состояния личности и душевные переживания в мо­ менты максимального эмоционального напряжения. д/�я. пе­ редачи в художественном сло�е и образе этих состояний и переживаний Цветаева создает свой индивидуальный поэти­ ческий язык и синтаксис, с большим количеством тире, эм­ бажементов (Переносов). Она прибегает к изобразительным звуковым повторам, контрастной звуковой инструментовке, алтерации, ритмической f{зобразительности, авторским словообразованиям, чаще всего окказионализмам, реализу-

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

1 Анализ поэмы «Новогоднее», реквиема, написанного на смерть Р.-М. Рильке, дан в эссе И. Бродского «06 одном стихотворении» 11 Новый мир. 1 991. № 2. С. 157- 180.

2 Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.

с. 274, 286.

ет эстетические возможности неологизмов. Слова, создавае­ мые Цветаевой,«вновьи вновь подтверждаютсемантику лич­ ностногоотношения к языку и свободу отеговласти»1•

Анализируя «Поэму воздуха», М. Гаспаров сделал интерес­

ные выводы о еепоэтике:«Разорванность;отрывистость; вос­ клицательно- вопросительное оформление обрывков; пере­ компоновка обрывков в параллельные группы, связанные ближними и дальними перекличками; использование дву­ смысленностей для создания добавочных планов значения; использованиененазванностей,подсказываемых структурой контекста и фоном подтекста, - таковы основныеприемы, которымипостроена« Поэмавоздуха» . Отчастиэто напоми­ нает (не совсем ожиданно) технику раннего аналитического кубизма в живописи, когда объект разымался на элементы, которые перегруппировывались и обрастали сложной сетью орнаментальных отголосков. Для Цветаевой это нетолько

техника,нои принцип:ее этапы перестройкиобъективного мира в художественный мирили «мира,как он есть»в «мир, каким он должен быть".» по [божьему?] замыслу - это (1) разъятие мира на элементы, (2) уравнивание этих элементов,

(3) выстраивание их в новую иерархию. Работа, которая про­ следила бы средства, применяемые Цветаевой в этой после­ довательности, могла бы состоять из разделов: " Поэтика эл­ липса", " Поэтика парцелляции", "Поэтикаанаколуфа", "По­ этика параллел1iзма" , " Поэтика градации"»2•

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

В первые годы эмиграции Цветаева активно участвовала в культурной жизни русского зарубежья, состояла в дружес­ ких отношениях и переписке с Л. Шестовым, Д. Шаховским, Вл. Ходасевичем, В. Буниной, Ю. Иваском, А. Штейгером. Печаталась в «Верстах» , «Ковчеге», «Числах» и других изда­ ниях, но в наиболее авторитетных журналах русского зару-

1 Ревзина О. Язык русской поэзии ХХ в. М., 1989. С.306.

2 Гаспаров М.Л. Избранные труды. С. 186. См. также сб.: Очерки истории языка русской поэзии ХХ века: опыты описания идиос­ тилей. М., 1995.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru бежья - «Современных записках» и «Последних новостях» ее стихи, как правило , не принимались. Книга стихов «После России» вызывала разные реакции. Положительно о ней ото­ звались М. Слоним, Вл. Ходасевич. Слоним определил цвета­ евский стилькак «кинетический»,построенныйна движении чувств и столкновении смыслов. Резко отрицательные отзы­ вы принадлежали сторонникам классической школы стиха. Цветаеву упрекали в словесной и эмоциональной расточи­ тельности, анархичности, избыточной страстности. По раз­ ным причинам она оказалась в полной изоляции. В письме к писательницеА. ТесковойЦветаеваписалав1!:131г. :«Всеменя выталкивает в Россию, в которую - я ехать не могу. Здесь я ненужна. Там я невозможна».Внутреннийдраматизмпере­ дан в « Стихах к сыну» (1 932) - «Нас родина не позовет!». Убеждая себя, что «тоска по родине» - «Давно разоблачен­ ная морока», поэт испытывает невыразимое чувство боли:

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей - поперек! Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино. Но если по дороге - куст Встает, особенно - рябина."

(1934)

Одиночество, бедность, тоска по родине, забота о сыне, верность мужу вынудили Цветаеву вернуться в 1 937 г., в са­ мое неблагоприятное для этого время, время разгула геноци­ да, репрессий и идеологического давления. С. Эфрон как уча­ стник одного из террористических актов за границей, орга­ низованных по указке ГПУ, по возвращении в Россию был расстрелян. Дочь Ариадна была сослана в лагеря. Но «Роди­ на, - считала Цветаева, - не есть условностьтерритории, а непреложность памяти в крови. Не быть в России, забыть Рос­ сию - может лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

она внутри - тот потеряет ее вместе с жизнью»1• Судьба по­ эта, возвращение на родину стали поступком, реализующим смысл многих стихотворений, посвященных России. Цветае­ ва не имела в Москве ни пристанища, ни работы, зарабаты­ вала на жизнь литературными переводами. Однако она созда­ ет сильные антифашистские « Стихи к Чехии» ( 1939), проник­ нутые личным чувством непрятия этого (такого) мира в це­ лом.

О, слезы на глазах! Плач гнева и любви ! О, Чехия в слезах!

Испания в крови!

О, черная гора, Затмившая - весь свет! Пора-пора-пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь - быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь - жить. С волками площадей

Отказываюсь - выть. С акулами равнин

Отказываюсь - плыть - Вниз - по теченью спин.

Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

н� надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один - отказ.

Ее поэтический мир включает в преображенном виде мир русской классики, особенно Ф. Достоевского (тема «возвра­ щения билета» Творцу заимствована из романа «Братья Ка­ рамазовы») и А. Пушкина (« Стихи к Пушкину», статьи и про­ за «Мой Пушкин», « Пушкин и Пугачев»).

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

1 Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Свердловск, 1991. С. 544.

В начале 1941 г. вместе с другими московскими писателя­ ми Цветаева эвакуировалась в Елабугу. После тщетных и уни­ зительныхпопыток найтиработу, она покончила с собой. Сын Георгий погиб на войне в 1944 г.

Даже ранней лирике Цветаевой было присуще напряже­ ниесиловыхлиний между двумяполюсами- жизни и смерти. Она обладала пророческим даром и без боязни заглядывала по тусторонубытия.В декабре1920г.Цветаевойбылинаписаны исповедально-трагическиестроки,которыев1941г.воплотятся в трагическую явь добровольно выбранной ею смерти:

"

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решитЬ по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле ! - Неба дочь! С полным передником роз! - Ни ростка не наруша ! Знаю, умру на заре ! - Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари - и ответной улыбки прорез".

- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Цветаева создала ряд оригинальных произведений в про­ зе: эссе-воспоминания о М. Волошине « Живое о живом», об А. Белом - « Пленный дух».Словесныепортреты В. Брюсо­ ва, К. Бальмонта, Б. Пастернака шире жанра воспоминаний. Длятеатра-студииМХТ еюнаписано шесть пьес:«Чер:еонный валет»,« Метель» (обе в 1918),«Фортуна»,«Приключение»,

«Каменныйангел»,« Конец Казановы» (все в 1919).Личное и

творческое неразрывно сплетены у Цветаевой.Читательслы­ шит ееголос, знает еедушу,которуюона безбоязненно рас­ крыла:

Душа, не знающая меры, Душа хлыста и изувера, Тоскующая по бичу.

1 з·



Душа - навстречу палачу, Как бабочка из хризалиды ! Душа, не съевшая обиды,

Что больше колдунов не жгут, Дымящая под власяницей. " Скрежещущая еретица,

 
  Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница - student2.ru

- Саванароловой сестра -

(192 1)

В письме 1 924 г. она писала: «И - главное - я ведь знаю, как меня будут лЮбить (читать - что) через сто лет!». Произ­ ведения Цветаевой переведены на все европейские языки. Возвращение ее наследия началось с 1 956 г., после публика­ ций в альманахах «ЛИтературная Москва» и «Тарусские стра­

Наши рекомендации