Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 13 страница
Его поздние произведения пронизаны религиозностью (поэма «Святой Серафим Саровский», 1919), живым ощуще нием трагического и кровавого хода истории. Поэт готов при нять историю в ее трагических срывах, его сердце одержимо мукой за человека, и он готов принести себя в жертву:
Верю в правоту верховных сил, "' Расковавших древние стихии,
И из недр обугленной России Говорю: «Ты прав, что так судил!
Надо до алмазного закала Прокалить всю толщу быftя,
Если ж дров в плавильной печи мало,
Господи ! вот плоть моя! ))
Пытаясь найти объяснение ниспосланным нечеловечес ким страданиям родины, Волошин прибегает в своем поэти ческом творчестве к историческим параллелям и аналогиям, ищет ответ в Евангелии и мученичестве Богочеловека, закон чившемся Воскресением. Он верит, что Россия, пройдя крес тные муки унижения, воскреснет в новом ослепительном Фаворском свете преображения, и хочет служить этому бу дущему воскресению своим талантом. Памяти А. Блока и Н. Гумилева Волошин пишет в 1 921 г. стихотворение «На дне преисподней», в котором признается в верности «горькой детоубийце - Руси»:
Доконает голод или злоба, - Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба.
Стихотворения «Неопалимая купина)>, « Гражданская вой на», «Россия распятая» (19 19) свидетельствуют о глубокой, внутренне прочувствованной гражданственности, страдании
и редком духовном обаянии человеческого и творческого об лика Волошина. Пугь современной истории он видел как пугь первого братоубийцы (цикл « Пуrями Каина»), но верил в спа сительную силу Божественной Любви (стихотворение «Вла димирская Богоматерь»). Свой творческий пугь поэт вписы вал в мученическую традицию русской культуры:
".Темен жребий русского ftоэта: Неисftоведимый рок ведет Пушкина ftод дуло пистолета, Достоевского на эшафот.
Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца - Русь!
И на дне твоих ftодвалов сгину
Иль в кровавой луже ftоскользнусь, - Но твоей Голгофы не ftокину,
Ог твоих могил не отрекусь.
Поэт продолжает великую традицию восточнославянской книжной культуры и, подобно первому русскому автору, мит рополиту Илариону, молится о Руси, ее освобождении и про цветании:
Чтоб оно, царство Русское, Рдело, зарилось
Жизнью живых, Смертью святых,
�ами мученых.
«Волошин, - подчеркивал С. Маковский, - явление на закате российской имперской культуры. Фигура ни с какой другой не сравнимая. Пора серьезно вчитаться в его стихи. В них сверкают те пророческие зарницы, которые именно в наше время все тревожнее свидетельствуют о надвигающей ся грозе. Будем также справедливы к памяти Волошина-чело века, возлюбившего Божью землю всей силой души, горев шего пламенем жалости неуголимой ко всей Божьей твари» 1• Волошин, поэт и художник, своим ярким и самобытным об-
1 Маковский С. Портреты современников. С. 209.
Максиftилиан Волошин
ликом, своеобразием духовного склада и масштабом обще ственно-гуманистической мысли оказал большое влияние на всю культурную жизнь России 191 0-1920-х годов. О нем ос тавили свои воспоминания А. Белый, М. Цветаева, В. Вереса ев, К. Чуковский, Г. Шенгели, И. Бунин. Портрет Волошина, написаный А. Бенуа, отражает напряженность его внутрен ней жизни. М. Цветаева в эссе «Живое о живом» писала:
«Творчество Волошина - плотное, весомое, почти что творче ство самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а пода ваемымитой - мало:насквозь прогретой, - �ожженной, су хой, как кремень, землей, по которой он так много ходм. <".> Поэт - живописец и ваятель, поэт - миросозерцатель» 1•
Идея синтеза искусства слова и живописи, художествен но воплощенная Волошиным, актуальна и для современной культуры. Неизменно глубокое впечатление производят вы ставки его акварелей и рисунков темперой крымских пейза жей, окрестностей Коктебеля, Черного моря, горы Машук, с сопровождающими их стихотворениями, такими же чисты ми и прозрачными по своему метрическому и композицион ному рисунку, как и живописные полотна. Поэт-художник, вослед японским мудрецам, считал, что «стихотворение - говорящая картина, картина - немое стихотворение». Цикл
«Киммерийская весна» и акварельные пейзажи находятся в соответствии друг с другом.
Фиалки волн и гиацинты ftены Цветут на взморье около камней, Цветами ftахнет соль. "
." Один из дней,
Когда не жаждет сердце ftереме}lы И не тороftит замедленный миг.
1 Цветаева М. Живое о живом // Максимилиан Волошин - ху
дожник. м., 1976. с. 136, 157.
Поftьет так жадно златокудрый лик
Янтарных солнц, ftросвеченных сквозь ftросинь.
Зрительные эпитеты - « златокудрый», «янтарный» соче таются с образами, раскрывающими не только зрительные ощущения, но и философию мmовения, запечатленной в созна нии (строфе, акварели) , философию самоценности жизни.
Свой дом Волошин завещал Литфонду, сейчас там литера турный музей. Вяч. Вс. Иванов назвал этого поэта «челове ком духа», подчеркнув уникальность его судьбы: «Волошин принадлежал к числу тех немногих полностью отрицавших большевистскую власть писателей, которые отказались уехать в эмиграцию, но построили свою жизнь вполне неза висимо от государства»'.
Сочинения
� Волош ин М. Стихотворения и ftоэмы. СПб., 1995.
� Волошин М. Стихотворения. Л., 1977.
� Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.
Литература
Волошинские чтения. М., 1981.
Восftоминания о Максимилиане Волошине. М., 1990.
Иванов Вяч. Вс. Избранные труды ftо семиотике и истории культу- ры: В 2 т. Т. 2, М., 2000.
Куприянов И. Су;,ьба ftоэта. Киев, 1978.
Максимилиан Волошин - художник. М., 1976.
Цветаева А. Восftоминания. М., 1971.
Скоропанова И.С.Поэзияв годы гласности. Мн., 1993.С.9-14.
Марина Цветаева
Марина Ивановна Цветаева (1 892, Москва - 1941, Елабу га) - самый искренний поэт ХХ в., чье художественное на следие вызывает всевозрастающий читательский интерес. Ее
1 Иванов Вяч.Вс. Волошин как человек духа // Иванов Вяч.Вс. Из- бранные труды. С. 198.
судьба воплощает трагизм истории русской культуры ХХ в. Творчество Цветаевой свидетельствует о силе таланта, выдер жавшего самые большие испытания, - ее стихи запечатлели переплетение невыносимого давления безжалостной судьбы и трепетно живого дыхания прекрасной и возвышенной ге роини, не расстающейся со своим божественным даром и своей бессмертной и свободной душой. Основные темы по эзии Цветаевой - Россия, любовь, творчество.
Первый сборник «Вечерний альбом» с подзаголовком
«Детство. - Любовь. - Только тени» (1 910) ,.tпосвященный памяти талантливой, но рано ушедшей из жизни художницы
М. Башкирцевой, обратил на себя внимание М. Волошина, В. Брюсова и Н. Гумилева. Дочь И. Цветаева, ученого-фило лога, основателя Музея изобразительных искусств в Москве
и рано ушедшей из жизни М. Мейн, Марина Цветаева в юно сти часто бывала в Западной Европе. В Москве познакоми лась с Эллисом, который ввел ее в кружок поэтов, собирав шихся в издательстве « Мусагет», где уважали А. Белого, бо
готворили А. Блока, спорили о В. Брюсове.
Не желая принадлежать ни к одному направлению или течению, будучи натурой страстной, не подчиняющейся ни каким правилам, Цветаева создала свой индивидуальный по этический стиль, доминантами которого были исповедаль ность, диалогичность, страстность, яркое личностное начало в ощущении мира и слова, свобода собственного «Я» . Она верила в истинность. закона: «Единственная обязанность на земле человека - правда всего существа». Уже в первом сбор нике проявилась цветаевская натура: «Я жажду сразу всех дорог!» - заявлено со всей категоричностью. С тем же чув
ством она просит Создателя: «Ты дал мне детство лучше сказ ки / И дай мне смерть - в семнадцать лет» . Отчасти такой
эмоциональный максимализм был рожден остро пережиты ми книжными впечатлениями, духом немецкого романтизма, близкого цветаевской натуре. В первых сборниках критика отмечала «хорошую школу стиха», его музыкальную вырази-
тельность. Модная тогда напевная декламация отразилась в звукописи и синтаксисе стихотворений: приемы синтакси ческого параллелизма, лексические повторы, кольцевое стро ение, восклицания.
В мае 191 1 г. Цветаева приезжает в Коктебель, в дом М. Волошина. Встреча с С. Эфроном определила всю ее жизнь. За ним она последует в эмиграцию, вослед ему вер-
. нется в СССР. Последующие сборники Цветаевой - «Вол шебный фонарь» (1 912), «Версты» (1921), стихотворения
« Стихи к Блоку» - отличают высокая культура, богатство образов, смысловой и звуковой параллелизм, суггестивность смысла, синтез народных, древнерусских элементов языка и высокорафинированного современного литературного язы ка. Ее строки о любви и творчестве приобретают черты клас сичности и строгой соразмерности:
Как ftравая и левая рука - Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и теftло, Как ftравое и: левое крыло.
Но вихрь встает - и бездна ftролегла
Ог ftравого - до левого крыла!
Диалектику чувств и внезапный разрыв возлюбленных уравновешивают смирение вдохновенного труда и безуслов-
"
ная готовность к творчеству:
Я - страница твоему ftеру. Все ftриму. Я белая страница. Я - хранитель твоему добру:
Возвращу и возвращу сторицей.
Я - деревня, черная земля.
Ты мне - луч и дождевая влага. Ты - Госftодь и Госftодин, а я - Чернозем - и белая бумага!
В трех циклах сборника «Версты» - «Стихи о Москве»,
«Стихи к Блоку», « Стихи к Ахматовой» и в стихотворениях,
обращенных к О. Мандельштаму, поэтом воссоздаются про тиворечивые черты народной души, которой присущи разгул икротость,молитваикабацкаяпесня,тягакстихии,вольни це, странничество, «выпадение» из быта и память о Страш ном Суде. Все это объединяется образом Москвы с сорока сороками церквей, святынями, иконами, мощами, праздни ками, особым стилемречи.
У меня в Москве - купола горят!
У меня в Москве - колокола звонят! И гробницы в ряд у меня стоят, - 11 В них царицы спят, и цари.
Б. Пастернак писал: « За вычетом Анненского и Блока и с некоторым ограничением Андрея Белого ранняя Цветаева была тем самым, чем хотели быть и не могли все остальные символисты, вместе взятые. Там, где их словесность бессиль но барахталась в мире надуманных схем и безжизненных ар хаизмов, Цветаева легко носилась над трудностями настоя щего творчества, справлялась с его задачами играючи, с не сравненным техническим блеском»1• В дальнейшем поэтика Цветаевой претерпевает изменения. Основой становится ло гически акцентированное слово, используются шрифтовые, пунктуационные средства, знак ударения, тире и переносы приобретают смысловую функцию. Новые интонации восхо дят к частушкам, заклятиям, заговорам.
К октябрьскому перевороту отнеслась отрицательно. Раз
руха, голод, общая неустроенность привели к уrрате ребен ка. В 1920 г. в приюте умерла дочь Цветаевой Ирина. Была больна и вторая дочь, Ариадна. В память умершей дочери со здается реквием:
e руки, легко опущенные На младенческую голову!
Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы.
1 Пастернак Б. Люди и положения !/ Пастернак Б. Избранное:
В 2 т. Т. 2. М., 1985. С. 267.
Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая, Младшую не уберегла.
<".>
- Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле !
Мной еще совсем не понято, Что дитя мое в земле.
В поисках С. Эфрона - белого офицера, оказавшегося за границей, в 1 922 г. - Цветаева последовала в эмиграцию. Еще до отъезда в письме к И. Эренбургу она писала, пророчески предчувствуя свою гибель: «Чует мое сердце, что там, на За паде, люди жестче. <".> Примут за нищую и погонят обрат но - тогда я удавлюсь. Но поехать все-таки поеду, хотя бы у меня денег хватило ровно на билет» 1• Накануне поэт создает загадочное стихотворение о бездне, затягивающей в свою воронку, некой вертикали неотвратимой судьбы, о тайне рока и <щветке» смерти, страшном предчувствии:
Без самовластия,
С полной кротостью, Легкий и ласковый Воздух над пропастью.
Выросший сразу,
- Молнией - в срок - Как по приказу
Будет цветок.
<".>
Он ли мне? Я- ему? Знаю: потщусь".
Знаю: нечаянно
В смерть отступлюсь" .
1 Цит. по: Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творче ства (1 91 0-1 922) . М., 1986. С. 312-3 13.
Отклик на события Гражданской войны и сочувственное отношение к Белой армии отразились в цикле стихов «Лебе диный стан» ( 19 17-1921), опубликованных на родине лишь в 1990 г. 1, поэме «Перекоп» ( 1928- 1 929) . Контекст стихотворе ний «Юнкерам, убитым в Нижнем», «Корнилов», «Дон», « Кто уцелел - умрет, кто мертв - восстанет» из цикла «Лебеди ный стан» - нq.родный плач об убитых сыновьях. Цветаева создает образ России-мученицы, России, обманутой само званцем, над ней кружат вороны, а лебеди улетели.
Идет по луговинам лития. Таинственная книга бытия
Российского - где судьбы мира скрыты - Дочитана и наглухо закрыта.
И рыщет ветер, рыщет по степи:
- Россия! - Мученица! - С миром - спи!
( 19 18)
Народные мотивы, фольклорные образы и преображен· ные авторским сознанием образы «Слова о Полку Игореве», ритм и настроение «Плача Ярославны» пронизывают стихот ворения 1 920 г.: «Буду выпрашивать воды широкого Дона»,
«Плач Ярославны», «Лжет летописец, что Игорь опять в дом свой".». Себя Цветаева называет «летописцем» разгромлен ного Белого похода.
Воссоединенная семья поселяется в предместье Праги. В пражский период Цветаева создает « Поэму Горы» и «По· эму Конца» (обе - 1 924) . В опубликованный в Берлине сбор ник «Ремесло» ( 1 923) вошли стихотворения, написанные еще в России. В конце 1 925 г. Цветаева переезжает в Париж. Па рижский период творчества отражен в сборнике «После Рос сии» (1 928, Париж) . В эмиграции написаны также « Поэма воздуха», лирическая сатирическая поэма « Крысолов», дра мы в стихах на античные темы - «Тезей» и «Федра» ( 1 927) .
1 Наш современник. 1 990. № 1.
Характерен диалог между Цветаевой и Маяковским о Рос сии и эмиграции, записанный ею через шесть лет: «28-го ап реля 1 922 г. , накануне моего отъезда из России, рано утром, на совершенно пустом Кузнецком я встретила Маяковского.
- Ну-с, Маяковский, что же передать от Вас Европе?
- Что правда - здесь.
7-го ноября 1 928 г., поздним вечером, выходя из Cafe Voltaire, я на вопрос:
- Что же скажите о России после чтения Маяковского? - не задумываясь ответила:
- Что сила - там» 1•
Ее позиция не устраивала враждебно настроенные к Со ветской России круги русского зарубежья. Позже оправдав шиеся подозрения о причастности С. Эфрона к просоветской деятельностиувеличили изоляцию Цветаевой. Сборник «Пос ле России ( 1 922-1 925) » (Париж, 1 928) - последняя прижиз ненная книга Цветаевой. Она состоит из двух «Тетрадей». В «Тетрадку первую» вошли стихотворные циклы, написан ные в Берлине и Праге в 1 922- 1923 гг., - «Сивилла» , «Дере ВЬЯ>> , «Заводские», «Скифские», «Федра» , «Провода», «Ари адна>> , «Поэты», «Ручьи». «Тетрадку вторую» составили сти хотворения 1 924-1925 гг,, циклы «Час Души», «Магдалина»,
«/'vюе», «Жизни». Всего 170 стихотворений. Сборник закан чивался стихотворением:
Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится,
Беды и блажи на сердце".
Ты в погудке дождей и бед
То же, что Гомер - в гекзаметре. Дай мне руку - на весь тот свет! Здесь - мои обе заняты.
Автор тяготеет к эпическому охвату современности, что отразилось и в циклизации стихотворений, и в созданных
1 Цит. по: Саакянц А Марина Цветаева. С. 344.
поэмах «Крысолов», «Попытка комнаты», «Лестница» , «Но воrоднее»1, «Поэма воздуха», « Красный бычок» . «Поэма Горы» и «Поэма Конца» образуют дилогию, объединенную темой любви и разлуки. Это история любви, оставившая след на всю жизнь в душах героев. Поэмы строятся на контрасте
«земли» и «неба», «дома» и «любви», реальности и мечты. «Ге рой поэмы, - писала Цветаева в одном из писем, - хотел бы любви «по горизонтали» - любви обычной, земной, с домом и счастьем в доме. д/�я. героини такая любовь неприемлема.
<."> Любовь, в ее понимании, всегда вертикаль: вознесение
1f
и очищение»2•
Сборник «После России» экспрессивно эмоционален, он поражает философской и духовной глубиной. Цветаева дос тигает острого психологизма, ее поэзия большого дыхания и сильных чувств раскрывает трагедию любви и одиночества в мире. Поэт и интуитивно проникает в суть вещей, и обладает глубинной философской мудростью, позволяющей заново называть предметы бытия, по-новому видеть повторяющий ся из века в век любовный сценарий. Она не страшится кри зщ:ов, разлук, смерти, напротив, ей свойственно тяготение к пределу, но не зацредельности. Ее поэзия воплощает погра ничные состояния личности и душевные переживания в мо менты максимального эмоционального напряжения. д/�я. пе редачи в художественном сло�е и образе этих состояний и переживаний Цветаева создает свой индивидуальный поэти ческий язык и синтаксис, с большим количеством тире, эм бажементов (Переносов). Она прибегает к изобразительным звуковым повторам, контрастной звуковой инструментовке, алтерации, ритмической f{зобразительности, авторским словообразованиям, чаще всего окказионализмам, реализу-
1 Анализ поэмы «Новогоднее», реквиема, написанного на смерть Р.-М. Рильке, дан в эссе И. Бродского «06 одном стихотворении» 11 Новый мир. 1 991. № 2. С. 157- 180.
2 Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.
с. 274, 286.
ет эстетические возможности неологизмов. Слова, создавае мые Цветаевой,«вновьи вновь подтверждаютсемантику лич ностногоотношения к языку и свободу отеговласти»1•
Анализируя «Поэму воздуха», М. Гаспаров сделал интерес
ные выводы о еепоэтике:«Разорванность;отрывистость; вос клицательно- вопросительное оформление обрывков; пере компоновка обрывков в параллельные группы, связанные ближними и дальними перекличками; использование дву смысленностей для создания добавочных планов значения; использованиененазванностей,подсказываемых структурой контекста и фоном подтекста, - таковы основныеприемы, которымипостроена« Поэмавоздуха» . Отчастиэто напоми нает (не совсем ожиданно) технику раннего аналитического кубизма в живописи, когда объект разымался на элементы, которые перегруппировывались и обрастали сложной сетью орнаментальных отголосков. Для Цветаевой это нетолько
техника,нои принцип:ее этапы перестройкиобъективного мира в художественный мирили «мира,как он есть»в «мир, каким он должен быть".» по [божьему?] замыслу - это (1) разъятие мира на элементы, (2) уравнивание этих элементов,
(3) выстраивание их в новую иерархию. Работа, которая про следила бы средства, применяемые Цветаевой в этой после довательности, могла бы состоять из разделов: " Поэтика эл липса", " Поэтика парцелляции", "Поэтикаанаколуфа", "По этика параллел1iзма" , " Поэтика градации"»2•
В первые годы эмиграции Цветаева активно участвовала в культурной жизни русского зарубежья, состояла в дружес ких отношениях и переписке с Л. Шестовым, Д. Шаховским, Вл. Ходасевичем, В. Буниной, Ю. Иваском, А. Штейгером. Печаталась в «Верстах» , «Ковчеге», «Числах» и других изда ниях, но в наиболее авторитетных журналах русского зару-
1 Ревзина О. Язык русской поэзии ХХ в. М., 1989. С.306.
2 Гаспаров М.Л. Избранные труды. С. 186. См. также сб.: Очерки истории языка русской поэзии ХХ века: опыты описания идиос тилей. М., 1995.
бежья - «Современных записках» и «Последних новостях» ее стихи, как правило , не принимались. Книга стихов «После России» вызывала разные реакции. Положительно о ней ото звались М. Слоним, Вл. Ходасевич. Слоним определил цвета евский стилькак «кинетический»,построенныйна движении чувств и столкновении смыслов. Резко отрицательные отзы вы принадлежали сторонникам классической школы стиха. Цветаеву упрекали в словесной и эмоциональной расточи тельности, анархичности, избыточной страстности. По раз ным причинам она оказалась в полной изоляции. В письме к писательницеА. ТесковойЦветаеваписалав1!:131г. :«Всеменя выталкивает в Россию, в которую - я ехать не могу. Здесь я ненужна. Там я невозможна».Внутреннийдраматизмпере дан в « Стихах к сыну» (1 932) - «Нас родина не позовет!». Убеждая себя, что «тоска по родине» - «Давно разоблачен ная морока», поэт испытывает невыразимое чувство боли:
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей - поперек! Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино. Но если по дороге - куст Встает, особенно - рябина."
(1934)
Одиночество, бедность, тоска по родине, забота о сыне, верность мужу вынудили Цветаеву вернуться в 1 937 г., в са мое неблагоприятное для этого время, время разгула геноци да, репрессий и идеологического давления. С. Эфрон как уча стник одного из террористических актов за границей, орга низованных по указке ГПУ, по возвращении в Россию был расстрелян. Дочь Ариадна была сослана в лагеря. Но «Роди на, - считала Цветаева, - не есть условностьтерритории, а непреложность памяти в крови. Не быть в России, забыть Рос сию - может лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком
она внутри - тот потеряет ее вместе с жизнью»1• Судьба по эта, возвращение на родину стали поступком, реализующим смысл многих стихотворений, посвященных России. Цветае ва не имела в Москве ни пристанища, ни работы, зарабаты вала на жизнь литературными переводами. Однако она созда ет сильные антифашистские « Стихи к Чехии» ( 1939), проник нутые личным чувством непрятия этого (такого) мира в це лом.
О, слезы на глазах! Плач гнева и любви ! О, Чехия в слезах!
Испания в крови!
О, черная гора, Затмившая - весь свет! Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь - быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь - жить. С волками площадей
Отказываюсь - выть. С акулами равнин
Отказываюсь - плыть - Вниз - по теченью спин.
н� надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один - отказ.
Ее поэтический мир включает в преображенном виде мир русской классики, особенно Ф. Достоевского (тема «возвра щения билета» Творцу заимствована из романа «Братья Ка рамазовы») и А. Пушкина (« Стихи к Пушкину», статьи и про за «Мой Пушкин», « Пушкин и Пугачев»).
1 Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Свердловск, 1991. С. 544.
В начале 1941 г. вместе с другими московскими писателя ми Цветаева эвакуировалась в Елабугу. После тщетных и уни зительныхпопыток найтиработу, она покончила с собой. Сын Георгий погиб на войне в 1944 г.
Даже ранней лирике Цветаевой было присуще напряже ниесиловыхлиний между двумяполюсами- жизни и смерти. Она обладала пророческим даром и без боязни заглядывала по тусторонубытия.В декабре1920г.Цветаевойбылинаписаны исповедально-трагическиестроки,которыев1941г.воплотятся в трагическую явь добровольно выбранной ею смерти:
"
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решитЬ по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле ! - Неба дочь! С полным передником роз! - Ни ростка не наруша ! Знаю, умру на заре ! - Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари - и ответной улыбки прорез".
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
Цветаева создала ряд оригинальных произведений в про зе: эссе-воспоминания о М. Волошине « Живое о живом», об А. Белом - « Пленный дух».Словесныепортреты В. Брюсо ва, К. Бальмонта, Б. Пастернака шире жанра воспоминаний. Длятеатра-студииМХТ еюнаписано шесть пьес:«Чер:еонный валет»,« Метель» (обе в 1918),«Фортуна»,«Приключение»,
«Каменныйангел»,« Конец Казановы» (все в 1919).Личное и
творческое неразрывно сплетены у Цветаевой.Читательслы шит ееголос, знает еедушу,которуюона безбоязненно рас крыла:
Душа, не знающая меры, Душа хлыста и изувера, Тоскующая по бичу.
1 з·
Душа - навстречу палачу, Как бабочка из хризалиды ! Душа, не съевшая обиды,
Что больше колдунов не жгут, Дымящая под власяницей. " Скрежещущая еретица,
- Саванароловой сестра -
(192 1)
В письме 1 924 г. она писала: «И - главное - я ведь знаю, как меня будут лЮбить (читать - что) через сто лет!». Произ ведения Цветаевой переведены на все европейские языки. Возвращение ее наследия началось с 1 956 г., после публика ций в альманахах «ЛИтературная Москва» и «Тарусские стра